Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов

Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время численность инвалидов в России приближается к 13 млн. чел. (около 9% населения) и продолжает расти [14, 155]. Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий — все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и независимой.

Объектом исследования являются люди с ограниченными возможностями.

Предмет — современные технологии социальной реабилитации инвалидов.

Цель курсовой работы — раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть содержание и типы социальных инноваций ;

2. дать характеристику основным традиционным технологиям социальной реабилитации ;

3. раскрыть содержание и сущность современных технологий социальной работы с инвалидами.

4. сделать вывод на основе изученного материала.

Существенно трансформировалась и ситуация в среде инвалидов; все более очевидными становятся растущие научно-технические и информационно-коммуникативные возможности в их реабилитации.

Полученная в ходе реализации национального проекта «Здоровье» информация, статистические данные, результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о сохранении высокого процента инвалидности среди взрослого населения, детей и молодежи, о необходимости усиления социальной помощи этой категории людей и совершенствования всех видов реабилитационных услуг 1 . Наибольшую остроту приобрели проблемы профессиональной реабилитации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Актуализирует тему исследования и тот факт, что в системе реабилитации инвалидов происходят разнообразные обновления. Проведенный анализ подтверждает актуальность и обоснованность выбора темы, объекта, предмета, цели и задач курсовой работы.

3 стр., 1237 слов

Социальная работа с инвалидами за рубежом

... закон об инвалидах Японии, направленный на обеспечение независимости лиц с ограниченными возможностями. В Кипре действует Совет по вопросам реабилитации при министерстве труда и социального страхования, являющийся ... возможному облегчению его положения. Так современная форма медицинского страхования во Франции существует с 1996 года, которая обязывает каждого проживающего иметь медицинскую страховку ...

Гипотеза курсовой работы. Инновационные процессы в системе реабилитации инвалидов эффективно способствуют получению образования и профессии, трудоустройству инвалидов, их бытовому устройству, поддержке семьи с инвалидом и этим создают новые возможности для успешной социальной адаптации инвалидов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система реабилитации инвалидов представляет собой совокупность социальных действий и взаимодействий людей, направленных на восстановление статуса людей с ограниченными возможностями здоровья, на выполнение ролевых реабилитационных функций в соответствии с нормами и ценностями, принятыми в обществе по отношению к инвалидам и их реабилитации.

2. Инновационные процессы как процессы создания и внедрения новых способов реабилитации выступают многокомпонентным и многоэтапным механизмом реализации новых идей и сочетают в себе проявления обновленного качества реабилитационных услуг.

3. В современной российской системе реабилитации инвалидов развиваются следующие инновационные процессы: формирование негосударственного сектора реабилитации инвалидов, распространение новых реабилитационных технологий и средств реабилитации, активизация роли семьи в реабилитации инвалида, внедрение специализированных форм подготовки реабилитологов. Эти процессы направлены на совершенствование реабилитации как детей, так и взрослых с разными причинами и тяжестью инвалидности. Они имеют локальные и системные проявления. Названные процессы эффективно способствуют получению образования и профессии, трудоустройству инвалидов, их бытовому устройству, поддержке семьи с инвалидом. Рассматриваемые инновационные процессы носят статусный, ролевой, нормативный, адаптационный, интеграционный характер, создавая новые возможности для успешной социализации инвалидов, смягчая ее условия и повышая результативность.

4. Движущими силами позитивной динамики и обновления системы реабилитации инвалидов являются стремление специалистов к совершенствованию сложившейся системы, расширение научно-технических и технологических возможностей, приведение нормативно-правовой базы к международным стандартам, реализация государственных федеральных и региональных целевых программ, расширение сети негосударственных реабилитационных учреждений, междисциплинарное творческое взаимодействие специалистов, готовность семьи инвалида к оказанию всесторонней помощи.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

5 стр., 2159 слов

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

... в государственных учреждениях медико-социальной экспертизы при освидетельствовании и переосвидетельствовании инвалидов. При формировании ИПР специалисты бюро медико-социальной экспертизы обязаны не только разработать программу реабилитации, но и объяснять инвалиду цели, задачи ...

В условиях современной России лица с ограниченными возможностями и их семьи являются одной из наиболее ущемленных категорий населения. Помимо общих социальных трудностей, характерных для значительной части населения в кризисной ситуации, они с большими трудностями адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают пониженной способностью к самозащите, испытывают тактически стопроцентную малообеспеченность, страдают от недостаточности развития правовой базы, неразвитости систем помощи им со стороны государства и негосударственных организаций.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ

Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. 2

Технология – комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.

Теперь попробуем объединить эти понятия. Инновационные социальные технологии — процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в различных сферах жизнедеятельности, ориентированные на рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. 3

Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Однако решение ряда проблем, обнаружившихся в современных условиях ее развития и выражающихся в почти полной разрегулированности и неадекватности социальных механизмов осуществления инновационных процессов, достаточно однозначно требует использования социогуманитарного знания (как теоретических конструкций, так и конкретных методов исследования различных социальных явлений) как средства оптимизации инновационных процессов и построения инновационной деятельности на всех уровнях. 4 Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов исторического действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения.5

Достижение определенных успехов при осуществлении того или иного инновационного процесса зависит от степени консервативности общественного мнения, воздействие которого может заметно ускорять или, наоборот, замедлять введение конкретной инновации. 6

Изучение нововведений предполагает широкое использование методов социологического исследования (опросы, наблюдение), а также нетрадиционных способов получения социологической информации, таких, как экспертные оценки, инновационные игры.

4 стр., 1920 слов

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние ...

... педагогический инновационный технология обучение Проблема эффективности обучения школьников на сегодняшний день актуальна. В последнее время все чаще мы слышим об обновлении системы школьного образования, о применении новых педагогических технологий. ... Социальная ... воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии ...

Система обеспечения нововведений предполагает создание гибкой, целостной системы инновационной политики как определенной стратегии в отношении к инновационным процессам, которая должна осуществляться на всех уровнях и на государственном, прежде всего.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний – социальная инновация.7 Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.

Социальные технологии в широком смысле слова – это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности. 8

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность.

Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, выстраивающую в один ряд: 1) цель, 2) средство, 3) результат.

Во-вторых, социальные технологии – это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация.

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта – это первый уровень технологического воздействия. 9

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того – является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.10