Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % — имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, у значительного числа детей наблюдаются стёртые нарушения. За последние пять лет число детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, увеличилось с 365,1 тыс. чел. до 423,1 тыс. чел. в 1994-1995. Среди них преобладают категории детей с нарушением интеллекта и с задержанным психическим развитием (ЗПР)

В настоящее время 1,7 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, т. е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В это число входит более 353 тыс. детей дошкольного возра ста; 63% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Почти 272 тыс. детей школьного возраста обучаются в 1905 специальных (коррекционных) школах. Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучается в системе специального образования.

В настоящее время система специального образования переживает кризис, связанный с критическим переосмыслением её традиционных ценностных основ, трудностями материального обеспечения деятельности специальных учебных заведений, отставанием становления специально-образовательной помощи от изменений социальных потребностей. Можно надеяться, что благодаря разработке и реализации новой гуманистической парадигмы специальной педагогики станут возможными приближение специального образования к требованиям современной цивилизации и более полное удовлетворение социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Среди возможных вариантов решения такой глобальной задачи правомерно отдать приоритет физическому воспитанию

Объект исследования. Дети с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования. Процесс физического воспитания учащихся с нарушениями интеллекта.

Цель исследования. Научное обоснование программы по физическому воспитанию учащихся специальной школы верховой езды.

Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:

  • особенности организации адаптивного спорта;
  • адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
  • особенности двигательного развития детей с нарушениями интеллекта.

Методологическую основу исследования составляют принципы и положения теории функциональных систем (В.Г. Ананьев, П.К. Анохин), теории управления физическим воспитанием детей (В.К. Бальсевич, Ю.В. Вавилов, JI.B. Волков, В.И. Лях, А.П. Матвеев), системный подход к управлению в формировании двигательных умений (H.A. Бернштейн, Д.Д. Донской, Ю.В. Мен-хин ).

5 стр., 2006 слов

Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта

... тыс - в специальных (коррекционных) классах и 2,5 тыс - в общих классах общеобразовательных учреждений. В настоящее время 38% детей с различными отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. Я считаю, что дети с нарушениями интеллекта не ...

Теоретическое значение работы. В результате исследований были установлены закономерности физического развития детей, обучающихся в коррекционной школе в связи с особенностями их двигательной активности.

Практическая значимость работы заключается в том что, в ней показано, как на основе занятий конным спортом можно осуществить двигательную активность детей и улучшить их здоровье.

49,8

II

5

10%

50

Второй-третий год

III

5

13,3%

66,5

II

4

16,7%

66,8

Четвертый и последующие годы

III

4

20,8%

83,2

II

3

27,8%

83,4

Спортивно-го совер-шенствова-ния

Первый год

III

3

27,8%

83,4

II

2

41,7%

83,4

Второй и последующие годы

III

3

33,3%

99,9

II

2

50%

100

Суммируем показатели графы 6: (28 + 28 + 27,9 + 33 + 33,6 + 50,4 + 49,8 + 49,8 + 50 + 66,5 + 66,8 + 83,2 + 83,4 + 83,4 + 83,4 + 99,9 + 100) = 1017,1 / 100 = 10,2.

Таким образом, количество необходимых ставок тренеров-преподавателей составит 10,2.

Потребность в ставках возрастет в случаях:

  • замещения работников в связи с уходом в отпуск и с болезнью – 11,2 ставки (10 x 1,1);
  • потребности в дополнительных тренерско-преподавательских должностях – 15,3 ставки (10 x 1,5).

Данную надбавкутакже следует устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда [11].

2.3 Организация труда тренерам-преподавателям в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококва-лифицированных спортсменов рекомендуется повышать должностной оклад на коэффициент, рассчитанный по следующей методике (Таблица 2).

Таблица 2 — Показатели для расчета надбавок за результативность работы

Уровень соревнований

Занятое место

Коэффициент повышения норматива

Размер надбавки, в процентах от тарифной ставки (оклада) работникам

1

2

3

4

Паралимпийские и Сурдоолимпийские игры, чемпионаты мира и Европы

1

2

11 — 15

Паралимпийские и Сурдоолимпийские игры, чемпионаты мира и Европы

2 — 6

1,9

9 — 10

Паралимпийские и Сурдоолимпийские игры, чемпионаты мира и Европы

участие

1,8

6 — 8

Официальные международные соревнования с участием сборной России (основной состав), чемпионаты России

13

1,7

Официальные международные соревнования с участием сборной России (основной состав), чемпионаты России

4–6

1.6

Финал всероссийских официальных спортивных соревнований, чемпионат России, финал всероссийских официальных соревнований между спортивными школами

13

1.5

Финал всероссийских официальных спортивных соревнований, чемпионат России, финал всероссийских официальных соревнований между спортивными школами

8 стр., 3984 слов

История развития социальной работы в России. История развития ...

... в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные ... в России ... службе. Этим указом было положено начало профессиональному общественному призрению. § 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в. ...

4–6

1.4

4–5

Всероссийские официальные соревнования (включены в единую программу) в составе сборной команды субъекта Российской Федерации

шестнадцать

1.3

Все российские и международные официальные соревнования (включены в единую программу)

участие

1.2

2–3

Чемпионаты и лиги субъекта РФ

шестнадцать

1.1

Здесь количество слушателей, которые достигли результатов по каждой позиции, указанной в столбце 2, умножается на стандартный коэффициент увеличения (столбец 3).

Эти показатели (стр. 1) суммируются, и к общей сумме добавляется количество тех, кто тренируется с данным тренером, но не имеет результатов.

Рассчитанная сумма делится на общее количество слушателей (количество слушателей, зачисленных по приказу директора в группу к данному тренеру-преподавателю (тренеру), учитывается при расчете цены (расчет официальной месячной заработной платы)).

Например, двое воспитанников тренера О. Д. Иванова заняли первое место на чемпионате области по шахматам. Всего у этого тренера 10 человек. Его официальная зарплата — 6000 рублей.

Коэффициент множителя будет 1,02: ((2 человека x 1,1) + 8) / 10.

Заработная плата с учетом этого коэффициента — 6 600 рублей. (6000 руб х 1,1).

Руководители, специалисты и сотрудники для обеспечения качественного учебно-тренировочного процесса; за участие не менее одного года в подготовке высококвалифицированного спортсмена, входящего в состав сборной России или субъекта Российской Федерации и занявшего 1-6 места в официальных соревнованиях соответствующего уровня, тренеры — учителям выплачиваются доплаты к должностному окладу, установленному в размерах, указанных в графе 4 таблицы 2.

Общая годовая тренировочная нагрузка (столбец 8) является приблизительной. Рекомендуемое отклонение на этапах физкультурно-оздоровительного и начального обучения не более 10%, на остальных этапах — не более 25%.

Объем работы по индивидуальным планам (графа 7) также может быть использован для расчета вознаграждения (доплаты) техническому и инструкторскому составу, оказывающему необходимую помощь спортсмену на индивидуальных занятиях.

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

3.1 Верховая езда как вид спорта для двигательного развития детей с ограниченными интеллектуальными возможностями

Согласно Шиллингу (1980), функция спорта ограничивается не только тренировкой техники и формированием хорошей физической формы, движение интерпретируется им как способ общения с внешним миром и включает способность действовать как возможности для накопления жизненно важные переживания для развития личности через активные контакты с окружающей средой. Именно это влияние спорта, вместе с возможностью социальных контактов, возможностью расслабиться и повеселиться, важно для умственно отсталого человека, который из-за медленного и часто «застойного» процесса развития в детстве и юности нуждается в стимуляция. На вырождение пожилых людей влияет однообразие и однообразие рабочей ситуации.

6 стр., 2553 слов

Особенности умственного развития младших школьников

... отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребенка постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, ... сравнения, классификации, обобщения [1]. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда ... развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой ...

В то же время для каждого умственно отсталого человека, независимо от тяжести заболевания, верховая езда и общение с лошадью предлагают широкий спектр занятий. В отличие от других видов спорта, благодаря особому поведению и обаянию лошади, оба эти аспекта сильно мотивируют всадника.

Многие всадники и всадницы с психическими отклонениями, которые ориентируются на достижение спортивных результатов и занимаются в группах развития и интеграции, впервые познакомились с верховой ездой в рамках лечебной педагогики. Физически неполноценный всадник получает свои первые знания в области верховой езды и общения с лошадью с позиции чисто лечебных аспектов иппотерапии. Потом для него становится ясным, что он хочет продолжить общение с лошадью и научиться хорошо ездить верхом со спортивной точки зрения. Этому способствует лечебно-гимнастический двигательный импульс, получаемый при иппотерапии. У умственно-отсталого человека все происходит точно таким же образом: необходимая в самом начале лечебно-педагогическая целенаправленная стимуляция процесса развития или целенаправленная подготовка к изменению поведения путем получения личного опыта с помощью лошади (сравни Крегер, 1984), по мере достигаемого прогресса все больше отходит на второй план. Желание остаться рядом с лошадью остается неизменным. При этом умственно-отсталый подросток или молодой человек на стыке областей спорта и лечебной педагогики под влиянием общих педагогических задач (интеграция, развитие самостоятельности, учеба, готовность взять на себя ответственность) может заниматься в соответствующих вольтижировочных группах или просто ездить верхом в рамках рационального свободного время провождения (хобби) после школы или работы на предприятии. Теперь основной целью является достижение успехов в области спорта, то есть главная задача заключается в умении вольтижировать и хорошо ездить верхом. В противоположность этому, в области лечебной педагогики на первом плане находится личное и социальное развитие пациента, а изучение применения средств управления лошадью и обучение всадника спортивным вольтижировочным упражнениям является лишь приятным «побочным продуктом» (сравни Крегер, 1984).

И если лечебно-педагогическая верховая езда и вольтижировка, согласно правилу, представляют собой ограниченное по времени мероприятие, стимулирующее развитие и имеющее четкие цели, то верховая езда в качестве спорта как для нормальных, так и для умственно-отсталых людей, имеет значение неотделимой от их жизни деятельности с индивидуальной и личной мотивацией, которая распространяется не только на области досуга и отдыха, но и на большой спорт.

Тренер, занимающийся с инвалидом верховой ездой как видом спорта, наряду со знанием теоретических и практических основ верховой езды, педагогики и дидактики, должен иметь специальные познания, которые позволят ему передать учебную информацию людям с разными видами отклонений, что будет способствовать компенсации их неполноценности в процессе верховой езды. Если речь идет о работе с физически неполноценными всадниками, то сюда причисляют знание вспомогательного снаряжения, компенсирующего увечье, а также знание ограничений и аномалий движения. При возникновении каких-либо трудностей в качестве посредника между всадником и тренером выступает специалист по лечебной гимнастике с лицензией иппотерапевта. Если с теми же соображениями подходить к верховой езде как спорту для умственно-отсталых людей и ставить вопрос о компенсации неполноценности, то ответ на этот вопрос, прежде всего, следует искать в области педагогики, так как проблематика умственно-отсталых людей заключается в иной, отличной от нормальной, характеристике обучения (или поведения в процессе обучения).

10 стр., 4889 слов

Обучение как фактор развития личности

... таким же продуктом дошкольного обучения, как научные понятия представляют собой продукт школьного обучения». При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л.С. Выготский, ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не ...

Это значит, что в основе психического заболевания находится более или менее выраженное снижение умственного развития. К тому же, для тренера ситуация осложняется тем, что нарушения, происходящие на фоне умственной отсталости, для непрофессионала не столь очевидны, как в случае работы с физически- и психически неполноценными всадниками, тем самым, их сложнее определить. Наряду с общим знанием учебной характеристики человека, теперь важно также знать, как происходит процесс обучения у умственно-отсталого ребенка. Это необходимо для того, чтобы компенсировать его неполноценность на уроке верховой езды. Совместная работа со специальным педагогом-терапевтом именно в начальной фазе может дать важные импульсы для дальнейшей работы с пациентом.

Умственная отсталость – это нарушение, не имеющее четких границ, переходы от так называемого «полноценного» человека к человеку с умственными или психическими отклонениями очень плавные, они находятся в тесной связи с общественными требованиями. Чем сложнее и абстрактнее становятся способности, необходимые для существования в нашем обществе, тем больше людей попадают под стигму (признак) «умственно-неполноценный», или, как позитивно выражаются в других федеральных землях, попадают под понятие «практически ничем внешне не отличающихся», и тем жестче становится предел работоспособности, который определяет, кто к какой группе относится. Плавные переходы и нечетко опознаваемые признаки умственной отсталости выражаются в вопросе, снова и снова возникающий у пациентов и у нормальных всадников в центре лечебной верховой езды «Белый лук» (Кельн): как же случилось так, что этот ребенок или подросток стал умственно-отсталым? Следующие аспекты умственной отсталости прояснят ответ на этот вопрос:

  • за исключением нескольких форм умственной отсталости, как, например, синдром Дауна, нет типичной картины проявления этой болезни, определяемой по внешним признакам;
  • так как трудности с обучением особенно сильно проявляются в абстрактных интеллектуальных областях, как это требуется в рамках школы, происходит «обособление и разграничение» путем распределения в спецшколы, одновременным следствием чего является позитивное стигматизирование. Что касается каких-либо практических и конкретных областей, куда я причисляю верховую езду, то при соответствующих условиях обучения нарушения пациента не столь очевидны, так что сторонний наблюдатель с первого взгляда часто не может увидеть какое-либо отклонение;
  • наряду с нарушениями в различных областях учебы, картина проявления характеризуется индивидуальной работоспособностью, которую необходимо уметь определить и развивать. Но, в виду заданного выше вопроса, она легко может привести к переутомлению, так как продемонстрированные способности точно также автоматически будут переноситься на другие области;

— – как правило, учебные характеристики умственно-отсталого человека свидетельствуют о сильно замедленном процессе развития, так что непрофессионал может отличить нормального человека от неполноценного ребенка или подростка только сравнив его поведение с указанием фактического возраста в анкете, что также проясняет и степень отклонения от нормы. И все же сейчас при оценке умственно-отсталого человека специалисты не советуют проводить непосредственное сравнивание биологического возраста и уровня развития, так как можно ошибиться в оценке жизненного опыта ребенка или подростка. Подобное сравнение возрастных потребностей часто оказывается неверным.

13 стр., 6492 слов

Психолого-медико-педагогическая консультация (комиссия) и ее ...

... необоснованного направления детей с нарушениями поведения в психиатрические ... недостаточному контролю динамики развития ребенка и, как результат, ... использовали неадекватные условия обучения, далеко не всегда ... ребенке для педагогов стали психологи ПМПК, так как психологические реалии очень часто находятся между клиническими и педагогическими, раскрывая механизмы клинических симптомов и педагогических ...

В результате этих высказываний становится ясно, что умственная отсталость проявляется по-разному. Вышеназванные признаки могут помочь лучше оценить поведение и особенно, поведение в процессе обучения, чтобы достичь оптимальных условий обучения во время верховой езды.

Определения часто бывают довольно абстрактны, они не всегда понятны, но их преимущество заключается в том, что они в как можно более сжатой форме соединяют важнейшие аспекты. По этой причине для дальнейшего объяснения умственной отсталости, я представлю определение Баха (1979) с пояснениями. Вот оно: «Умственно-отсталым человек считается в том случае, если его поведение в процессе обучения (или его учебные характеристики) на протяжении всего времени в значительной степени уступает ожиданиям, ориентированным на его биологический возраст, для него характерно преобладание наглядно осуществляемого приема, переработки и накопления учебной информации, их интерес к учебе сконцентрирован на непосредственном удовлетворении запросов обучающего – независимо от количества условий возникновения/причин данного отклонения и степени выраженности появляющихся в совокупности с этим отклонением моторных, сенсорных, языковых, психодинамических и социальных особенностей и частичных учебных возможностей».

«Умственно-отсталым человек считается в том случае, если его поведение в процессе обучения (или его учебные характеристики) на протяжении всего времени в значительной степени уступает ожиданиям, ориентированным на его биологический возраст, …».

Умственная отсталость возникает в результате органического повреждения головного мозга при рождении или в течение первых трех лет жизни ребенка, что нарушает его способность к обучению, развитие больше не может проходить нормально. Отпечаток на умственную отсталость могут наложить экстремальные и тормозящие развитие условия окружающей ребенка среды, хотя при рождении у него не было никакой органической мозговой травмы. Ребенок может наверстать подобные «торможения» развития в том случае, если врачи своевременно назначат определенные меры для стимулирования развития ребенка, так что здесь можно говорить об исключительно временных проблемах поведения в процессе обучения, то есть его можно существенно изменить в противоположность умственной отсталости, при которой учебные характеристики остаются ограниченными на всю жизнь и «для него характерно преобладание наглядно осуществляемого приема, переработки и накопления учебной информации, их интерес к учебе сконцентрирован на непосредственном удовлетворении запросов обучающего…».

5 стр., 2307 слов

Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и ...

... формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т. ...

Для того, чтобы создать подходящие условия для обучения умственно-отсталого человека, учебные ситуации должны быть не только конкретными и четко сформулированными в словах, но и по возможности наглядными и ориентированными на совершение активных действий. Благодаря непосредственной обратной связи лошади верховая езда создает условия для обучения как в процессе общения с лошадью (общее социальное поведение), так и при верховой езде вследствие реакций лошади на применение средств управления, которые после конкретной наглядности соответствуют с этой потребности. Высокая учебная мотивация как бы «исходит» от самого животного, так что, в отличие от многих других учебных областей, не нужно выдумывать какие-либо потребности, чтобы создать сравнимую учебную мотивацию. Нередко тренер, слушая рассказы родителей или воспитателей, описывающих поведение умственно-отсталого всадника в других сферах жизни, может лишь с большим трудом поверить в недостаточную готовность участвовать в какой-либо работе или в какие-либо «заскоки» в поведении своего подопечного, так как в такой форме эти явления ни разу не проявлялось ни на конюшне, ни в общении с лошадью «независимо от количества условий возникновения/причин данного отклонения…».

Как правило, диагностика условий возникновения умственной отсталости позволяет сделать довольно мало заключений в отношении конкретной картины проявления болезни. Рассказы родителей и воспитателей могут послужить лишь отправной точкой для оценки работоспособности умственно-отсталого всадника, так как именно в работе с умственно-отсталыми людьми аспект отношений с окружающими существенно влияет на готовность учиться и на учебные способности. По этой причине для знакомства с умственно-отсталым учеником, для его оценки и, тем самым, для создания оптимальных условий обучения, начальная фаза имеет не менее важную информативную значимость, чем сообщения родителей и опекунов. На начальном этапе благоприятные условия для интенсивного контакта с умственно-отсталыми всадниками-учениками создаются на индивидуальных занятиях на корде. Если же всадник уже обладает некоторым опытом в области верховой езды, то он может начать заниматься сразу в маленькой группе, максимальный состав которой не должен превышать трех человек «… и степени выраженности появляющихся в совокупности с этим отклонением моторных, сенсорных, языковых, психодинамических и социальных особенностей и частичных учебных возможностей».

Нарушения в поведении в процессе обучения более или менее интенсивно влияют на все области развития умственно-отсталых людей. Процесс обучения умственно-отсталого ребенка блокируется дважды. Вследствие очень низкой способности реагировать, внешние стимулы оказывают очень небольшие раздражающие действия. Например, если нормальный ребенок добивается успеха в игре или при исследовании какого-либо предмета, то это стимулирует его на новые попытки. В случае умственно-отсталого ребенка этот стимул отсутствует. Для того, чтобы достигнуть каких-либо результатов в учебе, эти дети максимально используют свою работоспособность. На все это окружающий их мир реагирует «с пониманием», результатом чего является еще более сильное замедление процессов развития, так что отставание наблюдается во всех областях.

Для организации учебных процессов необходимо как можно более точно ознакомиться с нарушениями соответствующей области развития, а также с частичной успеваемостью путем наблюдения в начальной фазе и постоянного анализируя все дальнейшие этапы занятия. Тренер должен обратить внимание на следующие особенности в разных областях развития и учитывать их при проведении урока.

8 стр., 3715 слов

Воздействие физической культуры на формирование личности

... и вопросы социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.Центральным системообразующим ...

На двигательное поведение умственно-отсталых людей влияет довольно часто наблюдаемый гипотонус мускулатуры, что проявляется в недостаточной способности быстро реагировать, в слишком низком тонусе тела (это является причиной возникновения многих сложностей, особенно при езде строевой рысью), а также в низкой скорости совершения движений (например, если нужно быстро выполнить одно движение за другим, то в большинстве случаев это задание невыполнимо для умственно-отсталого человека).

Как правило, у них нарушена вся координация тела, поэтому все стереотипы движения необходимо разделить на небольшие учебные этапы и тренировать их в часто повторяющихся упражнениях.

Особенно сильно может быть нарушена моторика рук, так что ребенок не может самостоятельно надеть оголовье (дать лошади трензель), застегивание пряжек также вызывает значительные проблемы. Достичь успеха в этой области можно путем регулярных тренировок. Этим ни в коем случае нельзя пренебрегать, ссылаясь на нехватку времени, или от нетерпения ограничивая время для таких упражнений, так как развитая таким образом ловкость рук позитивно влияет на управление поводьями на уроке верховой езды.

Чувство баланса должно быть развито уже до вольтижировки, и нужно считаться с тем, что у умственно-отсталых начинающих всадников существуют значительные нарушения в этой области, о чем свидетельствует ужас и страх, которые появляются у них, когда они сидят на спине лошади. Тренируя чувство равновесия при помощи специальных упражнений на вольтижировочной подпруге и в седле, от этих страхов можно избавиться еще в начальной фазе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/fizicheskoe-vospitanie-detey-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami/

1. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / 2-е изд., доп., перераб. – М.: ФиС, 2006. – 208 с.

2. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. – М.: ГЦОЛИФК, ОС РАН, 2009. – 179 с.

3. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры, 2004, №6, с. 10-12.

4. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры / Материалы к лекциям. – Л.: ВИФК. – 133 с.

5. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 2008. – 319 с.

6. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. – М.: ФОН, 2005. – 174 с.

7. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф.Каптелина, И.П.Лебедевой. – М.: Медицина, 2005. – 400 с.

8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦОЛИФК, 2007. – 120 с.

9. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. – М.: ФиС, 2008. – 128 с.

10. Петленко В.П. Актуальные проблемы валеологии / Вестник Балтийской академии, 2006, вып. 9, с. 7-15.

4 стр., 1705 слов

Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального ...

... снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзамена характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает ...

11. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С.Дмитриев, А.В.Сахно).

Т I и II. – М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. – 272 с. Т. II. – 292 с.

12. Современные технологии профилактики – перспективы медицинского бизнеса в России // Социальный выпуск журнала «Медицинские технологии», 2005, № 4. – 88 с.

13. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры. Под общей редакцией Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. Из. 2-е. М.: «Физкультура и спорт», 2003. – 96 с.

14. Углов Ф.Г., Стрельцова Э.В. Пути развития клинической медицины в XXI веке. Газета «Земля русская». № 11-12 (45-46), 2007, с. 3.

15. Физическое воспитание; Учебник под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова. М.: Высшая школа, 2003. -391 с.

16. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты // Теория и практика физической культуры, 2009. №4.

17. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – М.: Советская энциклопедия, 2004.