Социальная работа с аутистами курсовая

Курсовая работа

Официального статистического учета детей с аутистическими расстройствами не ведется. Частота аутизма у детей составляет 4-5 случаев на 10 тыс. детей, но может достигать 50-100 на 10 тыс. детей, т. е. по распространенности детский аутизм занимает четвертое место среди различных видов хронической нервно-психической патологии у детей [33, с.3]. В последнее время эта патология стала выявляться значительно чаще, а при наличии эффективной организации диагностической работы выявляемость аутизма у детей значительно возрастает.

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа аутичных детей. За последние десятилетия количество аутистов среди детей выросло более чем в десять раз. Однако стоит отметить, что до сих пор ученые не знают абсолютно точных причин постоянного роста числа заболевших аутизмом.

Аутичность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение аутичными детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной работы.

В настоящее время проблема социальной работы с аутичными детьми, в виду ее актуальности, широко разрабатывается.

Методологической базой исследования послужили работы:

Е. И. Холостовой, Л. В. Шипицыной, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг, Н. Н. Прониной, Т. Питерса .

Проблема исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. Изучить сущность социальной работы: цели, задачи, функции;

2. Раскрыть понятие «детский аутизм», выявить формы проявления и причины возникновения аутизма у детей;

3. Определить основные направления социальной работы с аутичными детьми;

4. Проанализировать современное положение детского аутизма в России.

Методы исследования:, Структура работы:

§1. Сущность социальной работы: цели, задачи, функции

Осуществление радикальных реформ в экономике и политической жизни, социальной и культурной практике во всем мире показывает, что ни одно государство сегодня не может обойтись без специалистов в области социальной работы.

11 стр., 5489 слов

Психологические особенности развития детей с ранним детским аутизмом

... помощи детям с РДА начали разрабатываться с конца 70-х г. В дальнейшем результатом исследований явилась оригинальная психологическая классификация (К.С.Лебединская, В.В.Лебединский, О.С.Никольская, 1985, 1987). Глава 2. Причины и факторы возникновения аутизма ...

Социальная работа – это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц [31, с.32].

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Объектами социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из которой они самостоятельно без внешней помощи, сами индивиды выйти не в силах.

Предметом социальной работы является конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [31, с. 35].

Социальная работа – это разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе [22, с.30].

Важно отметить, что социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Ш. Рамон и Т. Шанин [27], английские ученые, определяют социальную работу как организацию личностной службы помощи человеку. Она направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально решить их проблемы. Социальная работа является важным связующим звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом, а также законодательством.

Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением [9, с.5].

В отличие от других форм социального содействия социальная работа — двустороннее взаимодействие. Сотрудник социальной службы, социальный терапевт, специалист другого профиля должен обязательно опираться на ресурсы самого клиента, организовывать и побуждать его для разрешения его собственной проблемы.

Активность клиента исходит из принципа его суверенности. Человек, семья или группа, находящиеся в трудной жизненной ситуации, вправе искать помощи и принимать ее. Но они также вправе не принимать предлагаемую им помощь. Они могут выбирать из имеющихся вариантов тот вид содействия, который они признают наиболее приемлемым для себя, хотя, возможно, социальный работник сочтет, что им более подошел бы другой вид помощи. Кроме того, вмешательство в личную жизнь индивида и семьи возможно только с их согласия, за исключением случаев, определяемых законом, когда необходимо защитить лиц, находящихся в опасности, например подвергаемых жестокому или пренебрежительному обращению детей.

3 стр., 1498 слов

Основные социальные функции культуры

... экологическая, эстетическая культура. Основные социальные функции культуры На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о культуре, ее структуре и компонентах можно определить ее основные социальные функции. Адаптивная функция культуры интегративная функция Ко второму ...

К основным целям социальной работы можно отнести [27, с.46]:

  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

  • создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

  • адаптация или реадаптация людей в обществе;

  • создание условий, при которых человек , несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

  • и как конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у пациента “отпадает”.

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Функции социальной работы [32]:

  • диагностическая функция – изучение социальным работником особенностей группы людей (или отдельного человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза»;

  • прогностическая функция – программирование и прогнозирование влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

  • предупредительно-профилактическая (или социально – терапевтическая) функция – приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не только оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся людям и незащищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения и деятельности;

  • правозащитная функция – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения – как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами [31, с.57];

  • социально-педагогическая функция – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно–досуговая, спортивно–оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно–досуговой деятельности и др.;

    3 стр., 1123 слов

    Дети – сироты как объект социальной работы

    ... Но именно с этими женщинами следует начинать социальную работу как можно раньше. Поддержка со стороны государства может оказаться единственной. Дом ребёнка на первом этапе отучает мать от ... сосредоточить внимание на организации развивающей среды чтобы она способствовала принятию социальных ценностей детьми- сиротами в частности направить усилия на создание многовариативности среды интерната таких ...

  • социально-психологическая функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;

  • социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, способствование формированию здорового образа жизни;

  • социально-бытовая функция – способствование в оказании необходимой помощи различным категориям населения, в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

  • коммуникативная функция – установление контактов с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

  • рекламно-пропагандистская функция – организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

  • организационная функция – способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественности, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям населения и группам, отдельным личностям;

  • нравственно-гуманистическая функция – придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Таким образом, являясь деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий. Подобно медицине, имеющий своей целью избавлению людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, она является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность представляет собой такое моральное качество, которое характеризует отношение социальных работников к их клиентам.

Подобно всем социальным институтам, институт социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняет важнейшую для государства и общества задачу – задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития – т.е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства.

§2. Детский аутизм: определение, формы его проявления, причины возникновения

Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения [6, с.10]. Характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, повторяющиеся и/или стереотипные действия и интересы, направленные в первую очередь на неодушевлённые объекты [15].

4 стр., 1648 слов

Социальная работа с неблагополучными семьями

... – все это физически и психически калечит детей. 2 Технология социальной работы с неблагополучными семьями 2.1 Формы помощи неблагополучной семьей В. Игнатьев в своей статье «Реабилитация подростков ... и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Вследствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, ...

Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности [1, с.159].

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики [16]: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг [18] приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л. Винг [4] разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на «одиноких» (не вовлекающихся в общение), «пассивных» и «активных-но-нелепых». По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы «пассивных» детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма:

1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма проявляют наибольший дискомфорт и снижение активности в раннем возрасте, которые они затем преодолевают, выстраивая радикальную компенсаторную защиту: они полностью отвергают активные контакты с внешним миром. Эти дети не отвечают на просьбы и ничего не просят сами по себе, у них не формируется преднамеренное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это глубочайшая форма аутизма, которая проявляется в полной отстраненности от происходящего вокруг.

2. Активное неприятие. Дети этой группы более активны и менее уязвимы при контакте с окружающей средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строго придерживаться устоявшегося жесткого стереотипа жизни и определенных ритуалов. Их должно окружать знакомое окружение, чтобы их проблемы с возрастом обострялись, когда в этом возникает необходимость

выходить за рамки семейной жизни, общаться с новыми людьми. У них много двигательных стереотипов [6].

Они могут использовать язык, но их языковое развитие специфично: они учатся,

в первую очередь штампы речи, жестко привязывающие их к конкретной ситуации. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

17 стр., 8397 слов

Теория социального научения (3)

... поколение Психоанализ Социальное научение Социальное научение и развитие личности Интеракционныи анализ 3. Фрейд Р. Сирс А. Бандура Г. Петтеосон Дж. Уайтинг Р. Уолтерс А. Ярроу Теория научения Н. Миллер ... в контексте теориинаучения, Сирс главное внимание уделяет влиянию родителей на развитие ребенка. По его мнению, практика детского воспитания определяет природу детскогоразвития. Основываясь на ...

3. Обеспокоенность аутичными интересами. Детей этой группы отличает конфликты, неумение учитывать интересы другого, поглощенность одними и теми же занятиями и интересами. Это много

«говорящие» дети имеют большой словарный запас, но говорят сложные и «книжные» предложения, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на свой интеллектуальный талант, у них нарушено мышление, они не чувствуют контекста ситуации [10], им сложно одновременно воспринимать несколько смысловых линий в происходящем.

4. Крайняя сложность в организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — отсутствие возможности организовать взаимодействие с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в овладении моторикой, их язык плохой и грамматический, они могут потеряться в самых простых социальных ситуациях. Это простейший вариант аутизма [8, с.50].

По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или школе, мы обычно сталкиваемся с детьми, у которых есть лишь несколько симптомов аутизма. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек [33, с.3].

Причины аутизма в настоящее время полностью не изучены. Поиск причин шел в разных направлениях. Ранние исследования детей-аутистов не выявили признаков повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил общие черты между их родителями: высокий интеллектуальный уровень, эмоциональный подход к методам воспитания. В результате начала 50-х годов нашего века возникла гипотеза о психогенном происхождении (в результате психической травмы) отклонения. Наиболее последовательным ее руководителем был австрийский психотерапевт доктор Б. Беттельхайм [24], который основал известную детскую клинику в США. Нарушение в развитии эмоциональных связей с людьми, деятельность по овладению окружающим миром он связывал с неправильным и холодным отношением родителей к ребенку, подавлением его личности, отсюда и ответственность за нарушение развития ребенка биологически полный »присваивался родителям, часто вызывая тяжелые психические травмы [13].

Сравнительные исследования семей с детьми с ранним аутизмом и семей с детьми с другими отклонениями в развитии показали, что аутичные дети не переживали более травмирующих ситуаций, чем другие, и родители аутичных детей часто даже более заботливы и преданы им родители других «проблемных» детей. Таким образом, гипотеза о психогенном происхождении раннего детского аутизма не подтвердилась.

Более того, современные методы исследования множественные признаки недостаточности центральной нервной системы у аутичных детей. Поэтому в настоящее врёмя большинство авторов полагают, что ранний аутизм является следствием особой патологии [3], в основе которой лежит именно недостаточность центральной нервной системы. Был выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но однозначных выводов пока нет. Известно только, что у аутичных детей признаки мозговой дисфункции наблюдаются чаще обычного, у них нередко проявляются и нарушения биохимического обмена. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями. Она может также оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, последствие нейроинфекции, рано начавшегося шизофренического процесса [28].

10 стр., 4665 слов

Методы и особенности работы практического психолога в области ...

... при аутизме. Цель поддерживающей терапии - сломать неприязнь ребенка к матери и развить в нем чувство и привычку чувствовать себя непринужденно. Этот подход также включает в себя большую работу ...

Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза.

Таким образом, специалисты указывают на множественность причин возникновения синдрома раннего детского аутизма и его проявление в рамках разных патологий [16].

Безусловно, действие различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картину синдрома, разных случаях аутизм может быть связан с нарушениями умственного развития различной степени, более или меж грубым недоразвитием речи; эмоциональные расстройства и проблемы общения могут иметь различные оттенки. Учет этиологии совершенно необходим до организации лечебной и учебной работы [28, с.79]. Тем не менее, для детей с синдромом раннего детского аутизма различной этиологии основные моменты клинической картины, общая структура нарушения психического развития, а также проблемы, стоящие перед их семьями, остаются общими.

Таким образом, детский аутизм является социальной проблемой, так как это достаточно распространенное явление и для решения её требуется работа специалистов на всех уровнях, а так же самой семьи. Детский аутизм проявляется в различной степени от легкой до более глубокой. Его диагноз позволяет специалисту по социальной работе разрабатывать индивидуальную программу для работы с каждым аутичным ребенком. Но, пока ученые дискутируют, выясняют отношения, время уходит, дети вырастают и переселяются в дома инвалидов [23].

Органы образования и здравоохранения должны рациональнее подходить к проблеме аутизма, исходя из того, что уже имеется, а не на основании тех устаревших пессимистических прогнозов, которые сформировались много десятилетий назад. Чем чаще родители и учителя будут обращаться к властям и медикам, тем реже эти пациенты будут попадать в психоневрологические интернаты. Необходимо пересмотреть отношение к аутичным детям, как к чему-то безнадежному и не перспективному.

3. Основные направления социальной работы с аутичными детьми

Выделяются следующие направления социальной работы с аутичными детьми:

  1. Социальная диагностика [31, с. 20]

  • Диагностика. На психолого-медико-педагогической комиссии устанавливается диагноз в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к классу: Психические расстройства и расстройства поведения , блоку: Расстройства психологического развития , название: Детский аутизм [14,с.6].

  • Формирование информационной базы данных о аутичных детях. Информация о аутичном ребенке вносится специалистом по социальной работе в информационную карту, на ее основании формируется и корректируется план работы с ним. Она вводится также в компьютер и становится частью интегрированной базы данных. Информацию о аутичном ребенке использует специалист по социальной работе и специалисты, имеющие к ней доступ. В обобщенном виде информация о детях, состоящих на учете, может быть предоставлена руководителям, ответственным за принятие управленческих решений, специалистам: врачам, педагогам, психологам [9, с. 36].

    7 стр., 3253 слов

    Художественные технологии в социальной работе с детьми

    ... подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. Таким образом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с детьми позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи: 1. Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, ...

  1. Социальное консультирование [31, с. 20]

  • Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием аутичных детей. Организация подготовки специалистов по работе с семьей аутичного ребенка.

  • Создание банка методических материалов по работе с аутичными детьми.

  • Привлечение внимания общественности, средств массовой информации: публикации в периодике, обозначение проблем аутичных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике работы с аутичными детьми, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся детским аутизмом;

  1. Кадровое направление [30]

  • Работа по привлечению различных организаций и служб, способных оказать помощь аутичному ребенку; образовательных, социальных, юридических, правоохранительных, местных органов власти, общественных организаций.

  • Совместное планирование с другими специалистами индивидуальной программы реабилитации аутичного ребенка, организационная помощь по ее реализации.

В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов [18]:

  • врач-педиатр;
  • врач-психоневролог;
  • психолог;
  • коррекционный педагог;
  • социальный работник.

Работа с таким ребенком должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.

Однако сейчас в нашей стране это практически нереально. Распространен вариант помощи аутичному ребенку, когда на дом приходит педагог или психолог. Зачастую это его первый опыт работы с аутичным ребенком. Если ребенок наблюдается у врача-психоневролога, то его работа и работа педагога, скорее всего, ведутся автономно. Но и при таком далеком от идеального положении вещей нужно стремиться к взаимодействию и целесообразному «распределению ролей» между различными специалистами и родителями аутичного ребенка.

  1. Социальный патронаж [9, с. 26]

социального патронажа,

  1. Медико-социальный патронаж семьи аутичного ребенка осуществляется с целью обучения родителей навыкам ухода за ребенком, методам реабилитации в домашних условиях. Он осуществляется специалистами центра при координирующей роли специалиста по социальной работе.

  2. Социальный патронаж семьи необходим для диагностики, коррекции внутрисемейных отношений в неблагополучных семьях и семьях «группы риска». К участию в социальном патронаже также привлекается психолог, а при необходимости – психотерапевт.

    5 стр., 2035 слов

    Дети-инвалиды, как объект социальной работы

    ... Объектом моего исследования являются дети с ограниченными физическими возможностями. Предметом исследования выступают основные направления социальной работы в отношении детей-инвалидов. Цель курсовой работы ... семьи, в которой воспитывается ребенок – инвалид, особенно актуальны в наши дни. Семья с ребенком – инвалидом ... права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение ...

  3. Социально-педагогический патронаж семьи проводится социальным педагогом для наблюдения за развитием аутичного ребенка и его подготовкой к поступлению в детское дошкольной учреждение или школу, при наличии каких-либо трудностей оказывает содействие в их преодолении.

  4. Культурный патронаж семьи и ребенка направлен на расширение социальных связей, предполагает организацию развлекательной, познавательной вне учебной деятельности. В частности организуются праздники, концерты, в которых участвуют аутичные дети и их родители. Цель данной формы патронажа – реабилитация через развитие творческих способностей аутичного ребенка [9].

Также патронаж семьи необходим для оценки социально-гигиенических условий, благосостояния; наблюдение за своевременным выполнением реабилитационных мероприятий; посещение специалистов, выполнение их рекомендаций и назначений; установление оперативной связи с семьей.

  1. Социальный контроль [32, с. 20]

  • Деятельность, отслеживающая соблюдения прав аутистов в соответствии с Декларацией ООН «О правах умственно отсталых лиц» 20 декабря 1971года, «О правах инвалидов» 9 декабря 1975года, а также другими Декларациями о правах человека и Европейской хартии аутистов [34].

  1. Социальное обеспечение [32, с. 20]

  • В российском государстве, как в любом цивилизованном социальном государстве, экономика должна способствовать удовлетворению материальных, социальных, духовных потребностей и нужд человека.

К экономическим методам социальной работы с аутичными детьми относятся: компенсации и льготы.

Согласно главе 23 [17], существует налоговый вычет , в том числе на покупку лекарственных средств и лечение. Органами социальной защиты при наличии направления выдается 1 раз в год адресная помощь при поездке в федеральный центр на лечение. Если родители соглашаются на признание детей инвалидами [20].

То после оформлении инвалидности на ребенка семья с аутичным детьми получают следующее:

  • Пенсия на ребенка инвалида;

  • Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) для детей инвалидов, оформляется один раз при оформлении пенсии;

  • Компенсация неработающим (не состоящим на учете в службе занятости) трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, причем выплата производится на каждого недееспособного;

Для работающих родителей [29]:

  • Работодателем одному из родителей (опекуну) предоставляются 4 оплачиваемых выходных дня в месяц. Право на дополнительные неоплачиваемые выходные дни, если это предусмотрено коллективным договором;

  • Женщины , имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет, не могут привлекаться к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни или направляться в командировку без их согласия;

  • Матери инвалидов с детства, воспитывающие их до 8 лет, имеют право на пенсию по достижении 50 лет (в случае смерти ребенка после 8-ми летнего возроста право на досрочную пенсию сохраняется), если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

  • Пособия от региональных властей различны в зависимости от законодательства местных властей;

Компенсации:

  • Производятся компенсации стоимости: санаторно-курортного лечения, медикаментов, проезда и лечения в федеральных центрах (мин. здрав вашего региона), проезда в общественном транспорте с сопровождающим [21];

Льготы:

  • семьям с детьми инвалидами в первоочередном порядке предоставляются: земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства; жилые помещения для улучшения жилищных условий с учетом рекомендации индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида, состояния его здоровья, а также других обстоятельств (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).

    Также предусмотрена скидка на коммунальные услуги не менее 50%, включая топливо;

  • дети инвалиды освобождаются от уплаты налога на имущество [19]. Также предусмотрены налоговые льготы для организаций, работающих с инвалидами.

  1. Социальная профилактика [32, с. 20]

  • Организация игротерапии, арттерапии, зоотерапии направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении.

  • Содействие в организации родительских групп самопомощи и взаимодействие с ними. Таким семьям очень полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой уникальный опыт переживания кризисов [26], преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных примеров решения многочисленных бытовых проблем.

  • Профилактика и разрешение кризисных ситуаций в семье. Перед специалистом по социальной работе стоит задача нормализации эмоционально-психического состояния матери, отца, семьи в целом. В случае если их состояние пограничное или выходит за рамки нормы, он привлекает к работе с ними соответствующих специалистов [25].

  1. Социальная реабилитация [33, с. 269]