Организация реабилитации детей-инвалидов

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:

1) любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

2) ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;

3) затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).

Реализация мероприятий по реабилитации инвалидов возложена на государственную службу реабилитации инвалидов, которая представляет собой совокупность органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня независимо от ведомственной принадлежности, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Инвалиды с детства и дети-инвалиды (до 18 лет) составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. В РФ за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В городе он выше, чем в сельской местности; имеются колебания и в зависимости от комплекса социально-экономических, социально-демографических, экономических и медико-социальных особенностей региона. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

3 стр., 1394 слов

Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов

... социальной реабилитации инвалидов. Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть содержание и типы социальных инноваций ...

Инвалидность с детства устанавливается лицам, у которых она наступила до начала трудовой деятельности — до 16 лет (учащиеся — до 18 лет) — вследствие врожденного или возникшего в детстве заболевания или увечья.

Защита прав и интересов инвалидов осуществляется государством на высшем уровне, в особенности, если речь идет о детях с инвалидностью.

Были изданы некоторые нормативные акты, которые соблюдаются организациями, так или иначе взаимодействующими с лицами, имеющими нарушение здоровья:

  1. Всеобщая Декларация прав человека.
  2. Декларация о правах инвалидов.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. ФЗ № 419 о социальной защите инвалида, в соответствие с которым устанавливаются понятия реабилитации и абилитации инвалидов, закрепляется необходимость оказания помощи данной категории граждан. В соответствие с данным законом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации лиц с инвалидностью.
  5. ФЗ № 166 закрепляет основные правила по назначению и выплате социальных пенсий.

Право на такую помощь имеют те дети-инвалиды, которые постоянно проживают на территории России.

Цель работы – раскрыть реабилитацию детей-инвалидов в системе социального обслуживания.

Объект исследования: социальные учреждения г. Череповца, имеющие реабилитационные возможности для работы с детьми-инвалидами.

Предмет исследования: организация помощи детям-инвалидам.

Задачи:

  • представить общую характеристику и правила реабилитации детей-инвалидов
  • проанализировать мероприятия по социальной реабилитации детей-инвалидов
  • представить социокультурную реабилитацию детей-инвалидов
  • выявить современные подходы к организации комплексной реабилитации детей-инвалидов
  • изучить реабилитацию детей-инвалидов в оздоровительно-экологическом центре.

Значимость работы заключается в том, что медико-социальная реабилитация является социально значимой проблемой в адаптации ребенка с ограниченными возможностями окружающего мира.

Методы исследования: теоретические: изучение литературы и документации учреждений, эмпирические наблюдения: анкетирование, методы материальной обработки данных.

Данное исследование позволяет рассмотреть все аспекты особенностей медико-социальной реабилитации детей-инвалидов в учреждениях. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты реабилитации детей-инвалидов.

Во второй главе описаны меры и подходы к организации глобальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. В третьей главе представлены адреса реабилитационных мероприятий социальных учреждений города Череповца.

1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

1.1. Понятие реабилитации детей-инвалидов

Слово «инвалидность» с латыни можно перевести как «несильный» или «несильный». Согласно медицинскому и юридическому определению, это психические, психические и физические расстройства, существенно влияющие на жизненную емкость человека. Таким образом, получается, что инвалид — это человек с высокими аномалиями здоровья, которые определяют меньшие шансы его существования в обществе. Эти определения поддерживаются следующими наиболее важными концепциями: Несовершенство или нарушение — это когда в человеческом теле есть умственные, физические и анатомические потери. Инвалидность — ограничение в организме конкретного человека, вызванное недугами и дефектами, мешающими полноценной жизни в обществе.

31 стр., 15323 слов

По логопедии «ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ СТЕПЕНЬЮ ...

... подходы к коррекции дизартрии у детей с различными вариантами дизонтогенеза. Цель настоящей дипломной работы является разработка и опробирование экспериментальной программы по преодолению дизартрии у детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта с использованием ...

Инвалидность — это полная или частичная утрата трудоспособности в связи с наличием инвалидности, одним словом, понятие «инвалид» можно трактовать как «возмущенный». Это имя человека, у которого есть серьезные проблемы со здоровьем, вызванные частичным или полным нарушением функционирования частей тела в результате болезни или травмы.

В нашем государстве практически все граждане прямо или косвенно сталкиваются с проблемой инвалидности.

В связи с этим осознанием всем известно о существовании устоявшихся групп среди людей с ограниченными возможностями, напрямую зависящих от уровня отклонений в состоянии здоровья. Этот классификатор точно устанавливает фактор, ограничивающий жизнедеятельность каждого инвалида.

Согласно законодательным актам группа инвалидов выделяется по заключению медико-социальной комиссии. Именно члены этого государственного органа определяют степень отклонений в состоянии здоровья, вызванных болезнью или травмой. Все нарушения систем организма делятся на:

Динамическое состояние: нарушена моторика головы, тела, конечностей, а также нарушена координация движений. Психические — нарушения интеллектуальных способностей, памяти, осознанного восприятия действительности, здорового мышления. Речь и речь — нарушения устной речи (заикание), письма (трудности в овладении приемами письма) и наличие вербальной или невербальной речи. Нарушения со стороны системы кровообращения, обмена веществ и работы органов пищеварения и дыхания. Физические деформации — это значительные изменения конфигурации частей тела (головы, тела, конечностей), которые приводят к некрасивым формам. Сюда входит наличие неестественных дыр в мочевыводящих и дыхательных путях, а также неприемлемые для здорового человека размеры тела. Сенсорные: нарушение работы органов слуха, зрения, обоняния и неправильная чувствительность к боли и температуре.

Согласно закону, люди с указанными нарушениями имеют право предписывать медицинским учреждениям, в которых они находятся, а также органам, связанным с Пенсионным фондом нашего государства, пройти медико-социальную комиссию. Граждане, которым выданы направления для проверки состояния здоровья, должны иметь при себе следующие документы: Возврат установленной формы, выданный уполномоченным государственным учреждением, в котором должна быть полностью отображена информация о заболевании. Заявление, заполненное и подписанное лицом, проходящим тестирование для определения группы инвалидности, или его законным представителем. Серия документов, подтверждающих установленный факт нарушения здоровья.

Сюда могут входить экспертные заключения медицинских специалистов, результаты лабораторных и клинических исследований, а также история болезни. Известно, что существует три группы инвалидности, классификация которых помогает точно определить уровень нарушений здоровья и установить высоту их тяжести, приводящую к отклонению в функционировании организма в целом. По этим критериям выносится вердикт о том, к какой группе следует отнести какое лицо или иное лицо, обращавшееся к органам комиссии. Заключение выдается только после тщательного анализа и исследования комплекта документов, предусмотренных для классификации инвалидности.

43 стр., 21495 слов

Социальная адаптация и интеграция молодых инвалидов с нарушением ...

... в общественную деятельность. нарушение адаптации умственная отсталость Глава 1. Современное состояние инвалидности у молодых людей ... социального и экономического положения инвалидов, их нарастающую изолированность и общественную пассивность. Был сделан вывод, что успех процесса реабилитации ... умственными отклонениями, можно вкратце сказать, что человек со снижением интеллекта - вечный ребенок. ...

Когда решение уже готово, то оно в присутствии полного состава комиссии оглашается человеку, прошедшего процедуру экспертизы на предмет определения группы. Стоит отметить, что когда заявителю будет присвоена первая группа инвалидности, то согласно требованиям закона, ему необходимо будет проходить процедуру обследования в органах медицинской социальной комиссии через два года. Для граждан, имеющих вторую и третью группу инвалидности, подобная экспертиза проводится каждый год.

В Федеральном законе от 01.12.2014 № 419 говорится о реабилитации и абилитации инвалидов, что это комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченных навыков и способностей, а также на поддержку в социальной сфере.

Прошедший курс реабилитации по своей индивидуальной программе гражданин сможет занять достойное место в обществе и самостоятельно поддерживать привычный уровень жизни.

Цель мероприятий реабилитации и абилитации состоит в том, чтобы инвалиды могли успешно организовать свою жизнь в социуме, создать семью и найти работу.

Под реабилитацией инвалидов понимают восстановление у человека способностей, утраченных временно или на постоянной основе вследствие травмы или болезни.

Реабилитационный комплекс состоит из следующих мер поддержки:

Социальная — помогает инвалиду стать полноценным членом социума, влиться в трудовой коллектив, заняться каким-либо видом спорта, найти новый круг общения.

Педагогическая — возвращает человека к его нормальной деятельности путем самоопределения и поиска доступной и интересной профессии, а также помогает научиться обходиться в быту теми физическими возможностями, которые есть.

Психическая — помогает вернуть в общество полноценную личность, избавиться от депрессии и замкнутости.

Медицинская — направлена на восстановление биологических функций, без которых нормальная жизнедеятельность невозможна.

Если в состав реабилитационного комплекса входят все вышеперечисленные меры, то перед нами идеальная модель, которую любой реабилитационный центр сможет взять на вооружение.

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

  1. Социально-медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
  2. Социально-бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
  3. Социально-психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
  4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

5 стр., 2159 слов

Индивидуальная программа реабилитации инвалида

... реабилитации; программу профессиональной реабилитации; программу социальной реабилитации; программу психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет). Медицинская реабилитация инвалидов ... инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, ...

Инвалидность – это стойкое нарушение здоровья человека, полученное в результате серьезного заболевания или травм, оно приводит к значительным ограничениям в жизни и социальной сфере. Дети-инвалиды из-за серьезных физических, психоневрологических и/или умственных проблем не могут контролировать свое поведение и реакции, не способны к самообслуживанию, им сложнее устанавливать взаимоотношения со сверстниками, труднее, а иногда почти невозможно обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В нашей стране количество детей-инвалидов на конец 2016 года составляет 605 тысяч человек, на 1 января 2018 года – 655014 человек. И, к сожалению, с каждым годом из-за плохой экологии, социально-бытовых проблем, нарушений здоровья родителей это число растет. Чтобы помочь таким несовершеннолетним и максимально устранить ограничения, которые мешают им полноценно жить, разработана система реабилитации.

Реабилитация включает в себя очень широкий спектр действий и осуществляется в нескольких направлениях: медицинская – это комплекс мероприятий, способных уменьшить воздействие на организм патологии, из-за которой возникли ограничения; физическая – это восстановление, исправление или замена утраченных физических способностей организма с помощью лечебной или адаптивной физкультуры; психологическая – специальные меры, способствующие созданию наиболее комфортной психологической среды жизни инвалидов, в том числе их жизни в обществе; социальная – одна из составляющих психологической направленности, позволяющая адаптироваться в обществе, вести самостоятельный образ жизни; профессиональная – получение конкурентоспособного образования и навыков профессиональной деятельности с целью дальнейшего трудоустройства. Для того чтобы в полной мере реализовать все эти действия для каждого ребенка-инвалида составляется индивидуальный план и программа реабилитации, которая включает в себя все направления. Программа формируется на основе заключения лечебного учреждения и медико-социальной экспертизы. В нее включаются объемы, виды, сроки и порядок проведения реабилитационных мероприятий. С 2005 года ИПР имеет стандартную форму и содержит сведения о ребенке-инвалиде, заболевании, группе инвалидности, степени ограничений.

В карту ребенка включаются мероприятия медицинской реабилитации, физической, а также обязательно психолого-педагогического направления: психолого-педагогическую работу, направленную на коррекцию нарушений в этой сфере; получение образования – школьного, дошкольного; предоставление материально-ресурсного оснащения для обучения. Кроме того, в рамках программы обязательно осуществляется патронаж семьи, оказание психологической поддержки родителям и консультирование их по любым вопросам, связанным со здоровьем и социальной адаптацией инвалида.

Сегодня в нашей стране комплексная реабилитация и адаптация детей-инвалидов становятся одним из главных направлений в социальной политике государства, что связано во многом с увеличением количества таких детей и с интеграцией в мировой процесс, в котором соблюдение прав и свобод людей с ограниченными возможностями давно уже стало нормой цивилизованного общества.

Проведение мероприятий по реабилитации детей-инвалидов опирается в первую очередь на Декларацию о правах ребенка и Декларацию о правах инвалидов ООН, в которых утверждаются права несовершеннолетних инвалидов на социальное и экономическое обеспечение удовлетворительных условий жизни, на медицинскую и психологическую поддержку, возможность проявить свои способности в полной мере, на обучение и подготовку к трудовой деятельности. Кроме того, комплекс мер по социальной защите и проведению реабилитации детей с ограничениями базируется на таких федеральных законодательных документах, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка», а также специальными указами Президента страны, федеральными целевыми программами, направленными на улучшение качества жизни и социальную поддержку инвалидов в стране.

5 стр., 2305 слов

Реабилитация инвалидов

... социальными навыками; обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими; адаптацию жилья инвалида к его потребностям; социально-психологическую реабилитацию, в том числе психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую ... I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, размер стипендии ...

Социальная реабилитация детей-инвалидов – это целый комплекс мероприятий, направленных на получение ребенком представлений об обществе, в котором он живет, о его культуре, ценностях, поведенческих нормах, принятых в нем. Она включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, социальная реабилитация должна помочь ребенку вырасти самостоятельным, научиться самообслуживанию, бытовой ориентации. Одна из важнейших проблем детей-инвалидов – это их изолированность от общества, в первую очередь от сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, невозможность посещения или труднодоступность большинства объектов культурного и исторического наследия.

Поэтому основная задача социальной реабилитации – это создание такого пространства и среды, в которой ребенок полностью может раскрыть и проявить свои способности, а также создание условий для взаимодействия его с окружающим миром и вовлечение в сообщество сверстников.

В нашей стране много лет медицинское направление является основным в реабилитации инвалидов.

Проведение терапевтических процедур, профилактические оздоровительные мероприятия, безусловно, имеют важнейшее значение. Однако долгие годы разделение детей-инвалидов и обособление их по признакам заболеваний в отдельные школы, часто закрытого типа, санатории и другие лечебно-восстановительные учреждения, привело к тому, что они оказались изолированными от основного общества, испытывают страх перед ним.

Поэтому главные методы социальной реабилитации должны способствовать интеграции таких ребят в общество здоровых детей, преодолению комплексов и раскрытие их потенциала. Для этого проводятся такие виды деятельности:

  • улучшение и облегчение бытовых условий за счет технических средств и бытовых приборов.
  • развития физических навыков, творческих способностей детей.
  • подготовка к получению образования, помощь в выборе подходящего образовательного учреждения.
  • создание специальных условий, позволяющих освоить практические навыки взаимодействия в обществе.
  • организация досуга, создание условий для участия в культурных общественных мероприятиях, посещения музеев, театров, развивающих центров.
  • психологическая поддержка, методики, позволяющие восстанавливать душевное равновесие, снимать напряжение.
  • мероприятия, направленные на развитие и восстановление физических возможностей.
  • поддержка и участие в процессе реабилитации не только ребенка, но и членов его семьи.

Все эти виды деятельности должны помочь преодолеть страхи и влиться в новую для него общественную среду.

26 стр., 12690 слов

Положение инвалида в современном обществе

... В России права инвалидов отражены в федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Положение инвалида в современном ... инвалидами в соответствующих учреждениях на образование для детей-инвалидов и реабилитацию людей, ставших инвалидами во взрослом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации ...

Многие родители предпочитают проводить реабилитационные мероприятия дома. Для этого необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, а также психоневрологом и педагогом. Врачи и педагоги внимательно исследуют состояние здоровья ребенка, оценят его интеллектуальные и физические способности и ограничения, степень развития моторики. После этого будет создана индивидуальная программа занятий. Большая часть заданий на первом этапе выполняется во время обычных мероприятий по уходу за ребенком. Это касается формирования бытовых навыков самообслуживания, физического развития, ухода за собой, развития самостоятельности. Для того чтобы занятия проводились успешно и доставляли ребенку радость, стоит придерживаться таких принципов: Давать ребенку небольшие задания. Избегать монотонности и однообразия в занятиях, чередовать разные виды деятельности. Новые виды деятельности, требующие от малыша усилий для освоения, перемежать уже освоенными и более простыми заданиями. Обязательно использовать такие виды упражнений, которые способствуют развитию сохранных функций. Положительно оценивать достигнутые навыки, привлекать для этого других членов семьи, поощрять ребенка за выполненные правильно задания. Иметь под рукой план на несколько недель вперед, скорректированный педагогом. В процессе занятий родители должны понимать, что им придется столкнуться с различными трудностями, связанными с нежеланием ребенка выполнять определенные задания по разным причинам. В случае если обучаемому трудно справиться с чем-либо, родители обязательно должны оказать ему помощь и похвалить после завершения урока.

В помощь семьям детей-инвалидов в нашей стране созданы специальные реабилитационные центры, которые осуществляют комплекс восстановительных мероприятий по всем направлениям. Здесь созданы условия для медицинской и физической реабилитации, психолого-педагогической и социальной. Большая роль отводится психологической помощи и поддержке семье, в которой растет особый ребенок. С родителями проводится консультативная работа, обучение методам воспитания таких детей, их привлекают к участию в общественной жизни, формируют круг общения и поддержки. Главными задачами таких центров являются социальная адаптация детей, их реабилитация по всем направлениям, обеспечение комфортной среды, а также установления благоприятного климата и атмосферы взаимопонимания и поддержки в семье, интеграция детей-инвалидов в социуме и воспитание в обществе адекватного отношения к детям с ограниченными возможностями. Преимущество центров реабилитации состоит в том, что его сотрудниками являются квалифицированные врачи, тренеры, психологи и педагоги. Они разрабатывают специальную методику работы для каждого учащегося. В рамках центра проводят специальные спортивные, культурные и культурно-просветительские мероприятия, для участия в которых привлекают не только детей-инвалидов и членов их семей, но и ребят, не имеющих ограничений по здоровью. Все эти меры помогают родителям и детям не замыкаться в себе, а постепенно приобретать опыт и вырабатывать навыки общения с разными людьми.

5 стр., 2468 слов

По коррекционной педагогике Роль семьи в воспитании детей с нормальным ...

... доброты, любви, человеколюбия, внимания, уважения, является среда семейных микрогрупп. ^ Особенности воспитания единственного ребенка в семье На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: ... что были не правы? Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Именно поэтому первой и основной ...

1.2. Характеристика социокультурной реабилитации детей-инвалидов, Социокультурная реабилитация детей-инвалидов

Основной целью социокультурной реабилитации детей-инвалидов (как и психолого-педагогической) является преодоление или нивелирование дисгармоний психического развития детей вследствие инвалидизирующих заболеваний.

Особенность определения показанных ребенку-инвалиду мер социокультурной реабилитации состоит в том, что в его основе лежат медицинский, социальный и психологический факторы, то есть личностные расстройства, уровень социальной адаптации ребенка-инвалида в общественной среде, его культурные интересы, духовные ценности, склонность к творческой деятельности. Программы социокультурной реабилитации строятся с учетом дифференциации по типу дефекта, личностных расстройств вследствие инвалидизирующей патологии, полу, психофизическим характеристикам, свойственным ребенку в соответствующем возрасте. Учитываются противопоказанные факторы, например, использование средств (клей, бумага и др.), вызывающих аллергические реакции, колющих, режущих предметов при эпилепсии и т.п.

Вхождение в мир художественной культуры у ребёнка-инвалида, как и у здорового ребёнка, происходит постепенно. Выделяются следующие этапы формирования субкультуры личности ребёнка:

  1. «Мир и художественная культура вокруг меня» — охватывает младенческий и ранний возраст, характеризуется знакомством с миром художественной культуры через общение и взаимодействие с предметным миром.
  2. «Я развиваюсь в мире художественной культуры» — дошкольный возраст, когда формируется художественное восприятие, действие, общение и игра.
  3. « Я познаю мир художественной культуры» — возраст 7-14 лет, когда доминирует познание, в том числе культурных ценностей.
  4. «Мир художественной культуры во мне и вокруг меня» — старший школьный возраст – период предметно-созидательной художественной деятельности, потребности мировоззренческой рефлексии, выбора будущей профессии.

Мероприятия по социокультурной реабилитации ребенка-инвалида включают в себя:

  • обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга;
  • проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия детей-инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные их запросы, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия);
  • обеспечение детей-инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении детей-инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля;
  • создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида;
  • содействие в обеспечении доступности для детей-инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры;

— –разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.

39 стр., 19004 слов

Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в ...

... благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми нуждами, соблюдения их конституционных ...

Программы социокультурной реабилитации также могут стимулировать двигательную активность, развивать и корригировать общую и мелкую моторику, неправильное произношение; развивать речь, формировать правильный темп, ритм и интонацию речи; развивать все виды восприятия – временных и пространственных представлений, представлений о схеме тела; развивать графические навыки, готовить руку к письму.

В качестве исполнителя ИПР могут быть указаны как одно, так и несколько учреждений, исходя из того, где и какие услуги ребенок-инвалид может получить. В программу могут быть включены одновременно мероприятия, которые будут осуществляться учреждением социальной защиты (например, детским домом-интернатом) и культурно-досуговым учреждением

Технологии социокультурной реабилитации в настоящее время не стандартизированы и во многом определяются реальными возможностями осуществления тех или иных мероприятий на местах. В задачи используемых технологий входит нейтрализация и устранение причин изоляции детей-инвалидов в социокультурной сфере; приобщение их к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их возможностями и интересами; поддержка детей в области семейного досуга, активизация их устремлений к досуговой деятельности с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов. Высокоэффективными в социокультурной реабилитации детей-инвалидов являются различные методики психотерапии творчеством: арттерапия, изотерапия, эстетотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия, библиотерапия, терапия литературным творчеством, терапия музыкальным творчеством, терапия творческим увлечением физкультурой и спортом и др.

Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов

Социально-бытовая адаптация ориентирована на детей-инвалидов, не владеющих необходимыми социально-бытовыми навыками и нуждающихся во всесторонней ежедневной поддержке в микросоциальной среде.

Задачами социально-бытовой адаптации ребенка-инвалида являются формирование (восстановление) или компенсация у ребенка: способностей осуществлять контролируемую экскрецию, личную гигиену, способности к одеванию и раздеванию, к приему пищи, к приготовлению пищи, способности пользоваться электрическими и газовыми приборами, к определенному выполнению домашних работ и работ на приусадебном хозяйстве, способности передвижения.

Социально-бытовая адаптация включает в себя:

  • обучение инвалида ребенка-инвалида и членов его семьи навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения и др., в том числе с помощью технических средств реабилитации;
  • информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации;
  • мероприятия по обустройству жилища инвалида в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт

В целом адаптивная физическая культура (АФК) призвана с помощью рационально организованной двигательной активности, используя сохраненные функции, остаточное здоровье, природные физические ресурсы и духовные силы инвалида, максимально приблизить психологические возможности организма и личность самореализации в обществе.

Суть спортивно-оздоровительной работы с инвалидами – непрерывное физкультурное образование, забота о своем здоровье в течение всей жизни . В развитии АФК и спорта инвалидов принципиальным является формирование у инвалида убежденности в полезности и целесообразности занятий спортивно-оздоровительной работой, осознанном отношении к освоению физической культуры, развитию мотивации и самоорганизации здорового образа жизни.

Адаптивная физическая культура традиционно включает четыре вида: адаптивное физическое воспитание (образование); адаптивную физическую рекреацию; адаптивную двигательную реабилитацию (физическая реабилитация); адаптивный спорт. Также в адаптивной физической культуре выделены новые направления – креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности.

К приоритетным категориям граждан для оценки нуждаемости в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спорте относятся инвалиды со стойкими нарушениями функций организма вследствие следующих заболеваний:

  • ампутации конечностей;

последствия полиомиелита;

детский церебральный паралич;

заболевания и повреждения спинного мозга;

прочие поражения опорно-двигательного аппарата (врожденные недоразвития и дефекты конечностей, ограничения подвижности суставов, периферические парезы и параличи и т.п.)

постинсультные состояния;

умственная отсталость;

  • нарушения слуха;
  • патология органа зрения.

Абсолютные медицинские противопоказания к занятиям адаптивной физической культурой и спортом приводятся у разных авторов (см. приложение Б).

Мероприятия по адаптивной физической культуре и спорту обычно проводятся в:

  • реабилитационных центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов системы социальной защиты населения;
  • детско-юношеских спортивно-адаптивных школах (ДЮСАШ);
  • отделениях и группах по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
  • школах высшего спортивного мастерства, училищах олимпийского резерва, центрах спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту;
  • поликлиниках, больницах, институтах, реабилитационных центрах, домах ребенка, находящихся в ведении органов здравоохранения;
  • образовательных учреждениях ;
  • стационарных учреждения социального обслуживания населения;
  • санаторно-культурных учреждениях, домах отдыха и др., находящихся в ведении органов по туризму и развитию курортов;
  • физкультурно-спортивных клубах инвалидов и других физкультурно-спортивных организациях, осуществляющих работу, в том числе в рамках общественных организаций.

В качестве исполнителей в программу психолого-педагогической реабилитации в ИПР ребенка-инвалида указываются разные органы, учреждения, организации или сам инвалид (законный представитель).

Ориентировочные формулировки для записи в этом разделе представлены в приложении В.


1