Правовые аспекты назначения и выплаты социальной пенсии в Российской Федерации

В Конституции РФ говорится, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[2]

Всем понятно, когда человек выходит на заслуженный отдых, то получает пенсию. В настоящее время существует два основных вида пенсий: страховая и государственная. Если первый вид пенсии зависит от стажа, заработка и возраста выхода на пенсию застрахованного лица, то второй вид обеспечивает социальную защиту некоторых категориям граждан, чаще всего не имеющих право на страховую пенсию. Каждый нетрудоспособный россиянин вправе обратиться за социальной пенсией, которую предоставляет государство в заботе о своих гражданах.

Право на социальную пенсию регламентировано Федеральным законом от15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Действующим законодательством предусмотрено, что право на получение подобного обеспечения появляется только у нетрудоспособных граждан. К данной категории относятся:

  • инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства;
  • дети-инвалиды;
  • дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери;
  • граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии

— граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста. [3]

Актуальность данной работы подтверждается заботой о лицах, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечением их социальной защитой населения. Нетрудоспособные граждане имеют право на социальную пенсию, которые в результате травмы, преклонного возраста или в случае потери родителей (одного из представителей родителей) не заработали на страховую (трудовую) пенсию.

3 стр., 1291 слов

Усыновление детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами

... гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление ... ребенка; согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста, на усыновление; согласие родителей ребенка на усыновление ... о доходах; документов, подтверждающих право собственности или пользования жилым ...

С каждым годом в Челябинской области увеличивается число получателей пенсии по случаю потри кормильца. Если ещё пять лет назад она выплачивалась более чем 56 200 южноуральцев, то сегодня на учёте в Пенсионном фонде РФ составляет 60 000 получателей этого вида пенсии.

Инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды с детства в случае своей нетрудоспособности также имеют право на такую пенсию. По состоянию на 1 января 2016 года лица с ограниченными возможностями здоровья было насчитано около 231 000 тысячи человек. Это составляет 6,6% населения Южного Урала.

Социальная пенсия также предоставляется престарелым гражданам — женщинам старше 60 лет и мужчинам старше 65 лет (представители коренных малочисленных народов Севера при наступлении 50-ти лет — женщины и 55-и лет — мужчины).

Основным условием для этого является неимение права на страховую пенсию, что означает наличие стажа меньше 7 лет (на 2016 год) или его полное отсутствие.

Государство гарантирует, что минимальная пенсия по старости не должна оказываться ниже прожиточного минимума. Размер социальной пенсии для пенсионеров в среднем по стране составил 8 302 рубля на декабрь 2016 года. В то время как минимальный размер пенсий в России составляет 8 499 рублей. Таким образом лицам, чья пения не достаёт установленному минимальному размеру устанавливается федеральная социальная доплата.

Таким образом, данная тема курсовой работы более чем актуальна, т.к. захватывает глобальные аспекты современной жизни.

Объектом курсовой работы — правовые норм, регламентирующие назначение и выплату социальных пенсий в РФ.

Предмет работы: правоотношения, возникающие по поводу установления и выплаты социальных пенсий нетрудоспособным гражданам.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении правовых норм назначения и выплаты социальных пенсий нетрудоспособным гражданам. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить потребность возникновения и развитие социальной пенсии.

Рассмотреть круг лиц, имеющих право на социальную пенсию РФ.

Проанализировать размер и срок выплаты социальной пенсии.

Использовались следующие методы исследования: анализ и сравнение литературы, нормативно-правового документа по теме курсовой, теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, классификация, обобщение, исторический метод, специально-юридический и сравнительно-правовой.

Структура курсовой работы: состоит из актуальности, целей и задач, источников, изучаемых объекта и предмета, теоретической основы исследования.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕНСИИ НЕТРУДОСПОСОБНЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 История возникновения и развития социального обеспечения в России

Вопрос о потребности в социальном обеспечении, его возникновении, становлении и развитии уходит своими корнями в глубь веков, возник одновременно с появлением человеческого общества. Предпосылки социального обеспечения заключаются в поддержке народа, который оказывается в экстремальных ситуациях (стихийных бедствиях, смерть близких) и преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личностных кризисов и конфликтов.

32 стр., 15798 слов

Социальная работа с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне

... следующие задачи: 7 - изучить теоретические основы социальной работы с молодыми семьями группы риска; на примере Ровеньского района определить специфику социальной работы с молодыми семьями группы риска; выявить особенности социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне и разработать рекомендации ...

История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки.

В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

Социальное обеспечение в простейших формах благотворительности было известно уже древним славянам. Однако систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси.

Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России.

Начиная с князя Владимира Святого, когда он повелел, по свидетельству Начальной летописи, «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». Наряду с этим грузились телеги хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом в бочках, квасом и все это развозилось по городу и раздавалось больным и нищим, тем, кто не в состоянии ходить.

Так же, князь Владимир создает для детей разных сословий училища, богадельни, учреждает народные празднества, заботясь при этом прежде всего о «прокормлении» убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им всякую милостыню. Имеются некоторые сведения, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы. Эта деятельность постепенно становилась постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

Автор Русской Правды князь Ярослав стал создателем первого славянского закона, в который входила программа, напоминающая социальную. И это стало началом всех последующих законов, что начало развивать социальную политику.

По мере укрепления государства и развития общественных отношений продолжались покровительство убогих, престарелых, сирот и других страдающих.

Благотворительность, всемерно поддерживаемая русском православной церковью и общественным мнением, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий, чье материальное благополучие позволяло им личными средствами способствовать облегчению участи бедствующих. Усложнение социальных проблем в стране способствовало осознанию необходимости новых способов борьбы с нищенством, показывало ограниченность и недостаточность лишь частной благотворительности и сложившихся форм церковного и монастырского призрения.

В царствование Ивана IV Грозного и Бориса Годунова идея развитой государственной системы общественного признания получила общественную реализацию: построить для престарелых и прокаженных богадельни, обеспечить их питанием и одеждой. Все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным.

38 стр., 18882 слов

Основные направления государственной социальной политики в РФ

... Объектом дипломной работы является социальная политика. Предмет дипломного исследования. Предметом в работе выступают основные направления социальной политики России. Цель. Целью дипломной работы является раскрыть показать основные направления функционирования социальной политики в Российской Федерации. Задачи дипломного исследования. ...

При правлении Петра I происходили изменения и улучшение программы в социальной сфере. В России появились новые категории населения, которым требовалась государственная помощь. К таким лицам относились незаконнорождённые или «зазорные младенцы»; не способные к службе из престарелых, раненых, увечных офицеров, урядников и солдат; душевнобольные и безумные от рождения и др.

По Указу Петра I от 3 мая 1720 г. все офицеры и нижние чины, по удостоверению Военной коллегии оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри и богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через 4 года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 г. из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри).

При Петре I введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами — так называемое «открытое призрение».

Итак, Петру Великому удалось затронуть и решить важнейшие вопросы. Император принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, создает органы призрения и выделяет необходимые для развития дела средства. Таким образом, предпринятые им меры представляли собой уже последовательную целостную систему.

Однако и тогда, и особенно в постпетровскую эпоху достаточно действенной государственной системы социального обеспечения создано не было.

Благотворительность являлась проявлением известного религиозного или морального настроения. Больше того, государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования призрения, но не обязывало различать нищенствующих, выделять на них деньги и принимать по отношению к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения.

Разрешение этих вопросов, прежде всего правовое, происходит, однако, уже в следующем историческом периоде, когда идея общественного призрения как дела государственного получает крайнее развитие и подавляет частную благотворительность.

Во второй половине XVIII в. в России складываются условия для реорганизации всей социальной сферы. Екатерина II, стремилась превратить империю в великую и передовую страну, в том числе и в культурном развитии. В 60-70-е гг. XVIII в. Екатерина создаёт специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт); Шляхетский кадетский корпус; Воспитательное коммерческое училище для купецких детей; родовспомогательное училище; педагогическое и художественное училища и др. Все они были благотворительными и существовали на средства государства (для благородных сословий) и, главным образом, благотворителей, среди которых не последнюю роль играли сама Екатерина и ее окружение.

При участии Екатерины II в 1765 г. в России была создана первая общественная организация — Вольное экономическое общество, проводившее большую благотворительную работу.

С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в рамках ремесленной корпорации.

14 стр., 6540 слов

Развитие законодательства о социальном обеспечении, новые подходы

... законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Глава 1. Законодательная база пенсионного обеспечения в РФ 1.1 Важнейшие аспекты развития пенсионной системы и законодательства РФ Государственная пенсионная система Российской Федерации ...

В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861 г. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи погибших рабочих.

В начале ХХ столетия в связи с быстрыми темпами развития промышленного производства на основе машинной техники, ростом числа рабочих, занятых трудом по найму, особенно актуальным стал «рабочий вопрос», впервые признанный на государственном уровне в конце ХIХ в.Частью «рабочего вопроса» явилась проблема социального обеспечения получивших увечья на производстве.Более двадцати лет потребовалось для окончательного завершения работы над проектом закона по страхованию рабочих. Это стал закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной, горнозаводской промышленности»

К 1929 году советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся от потери трудоспособности всех видов и — впервые в мире — от безработицы, за счёт нанимателей и государства, при помощи профсоюзов, а также обеспечила бесплатную медицину и образование. Социальное обеспечение на таком высоком уровне существовало только в нашей стране.

Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340 — 1, устанавливал единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивал стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Закон действовал до 2002 года.

К одному из первых актов социального обеспечения относится Декрет Совета Народных Комиссаров № 906. Положение о Социальном Обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., в котором содержались нормы, регулирующие все виды социального обеспечения, такие, как врачебная помощь; денежные пособия и пенсии: пособия по утрате временной нетрудоспособности, пенсии при постоянной утрате трудоспособности и др.

С принятием в 1936 году Конституции СССР материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности было закреплено в числе важнейших прав граждан. Это конституционное положение являлось базой для последующего развития законодательства в области социального обеспечения.

Среди видов материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных основное место занимало пенсионное обеспечение. Важным моментом в системе социального обеспечения стал новый закон «О государственных пенсиях» 1956 года, по которому расширялся круг лиц — получателей пенсий, устанавливался новый пенсионный возраст, увеличивался размер пенсий. Новый закон расширял права трудящихся на получение пенсий. Так, многие перешли на пенсии при неполном трудовом стаже (до нового закона таких пенсий не было), значительно возросло число пенсионеров за счет бывших колхозников в связи с созданием совхозов. В целом, контингент пенсионеров резко увеличился. В соответствии с Законом о государственных пенсиях было утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (4 августа 1956г.).

47 стр., 23402 слов

Становление социальной работы в пенитенциарных учреждениях

... работу пенитенциарной системы, ориентированную на перевоспитание нарушителей закона и их формирование в качестве полноправных членов общества, не преодолев хорошо известной «теоретической несостоятельности. Проблема Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в пенитенциарной системе ...

Согласно ему, пенсии назначались комиссиями по назначению пенсий, создаваемыми исполкомами районных (городских) [9]

В целях охраны здоровья населения, предотвращения инфекционных и профессиональных заболеваний работники предприятий, организаций и учреждений проходили обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Кроме того, всем нуждавшимся лицам оказывалась специализированная медицинская помощь в поликлиниках, больницах, диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях, а также скорая медицинская помощь и медицинская помощь на дому.

Принятая в 1977 году Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в новой Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления данного права.

С 1987 года в стране и области организовывается система социальной помощи на дому одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам.

Время потребовало не столько социального обеспечения, сколько социальной защиты населения.

На момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан. Основными формами материального обеспечения и обслуживания в системе социального обеспечения выступают пенсионное обеспечение, врачебно-трудовая экспертиза, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, протезирование и протезостроение, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, государственные пособия многодетным и одиноким матерям.

Законы РСФСР «О занятости населения в РСФСР», «О государственных пенсиях в РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», «О ритуальном пособии» и другие были направлены на решение тех социальных проблем, которые чётко обозначились уже в советский период, но не были решены государством. Однако вскоре указанные законы были кардинально изменены либо отменены в связи с принятием новых, существенно понижающих уровень гарантий и объём прав, законодательно закреплённых государством в ранее принятых законом и даже в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году и объявившей Россию социальным государством. [10]

На основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений. Состояние развития системы социальной защиты населения России на основе исследования системы выплат получателям социальной помощи. В работе рассмотрены теоретические аспекты специфики системы социальных выплат населению в России, проанализированы социальные стандартные уровни социальных благ, а также их различия по регионам. Проводятся анализы проблем и тенденции развития системы социальных выплат населению, а также рассматриваются основные пути решения данных проблем.

14 стр., 6969 слов

Социальная обусловленность права

... в этой деятельности находят свое конкретное проявление закономерности формирования права, его социальная обусловленность, его связь с объективными особенностями исторической действительности и ... представительной демократии способствуют такие принципы государственной жизни, как верховенство закона, право представительных органов формировать органы управления и контролировать их деятельность, ...

Причинами для нового этапа реформирования пенсионной системы стали проблемы, накопившиеся с начала реформирования (с 2002 г.), связанные с финансированием пенсий. Беспокойство было вызвано усилением зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета, а также низкой эффективностью накопительного компонента пенсионного обеспечения. Кроме того, сказались и отдельные недостатки пенсионной системы, оказывающие влияние на бюджетную систему Российской Федерации в целом, а также на пенсионные права граждан. [11]

Таким образом, новый закон стал закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

1.2 Правовые основы установления социальных пенсий в РФ

В Российской Федерации социальные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ, такие пенсии являются государственными и источником финансирования является федеральный бюджет. Социальные пенсии устанавливаются в связи с необходимостью предоставления гражданам, не приобретшим право по каким-либо причинам на страховую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.

За назначением социальной пенсии граждане могут обратится в Пенсионный фонд России по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина или же в многофункциональный центр (МФЦ) в любое время после возникновения права на неё без каких-либо ограничений по времени.

Его можно подать лично, либо через законного представителя, также заявление можно подать либо по почте. При подаче заявления по почте днем обращения за социальной пенсией по старости считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ — дата приема заявления МФЦ. Гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР. В случае представления заявления о назначении пенсии в форме электронного документа днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

В Российской Федерации социальные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ, такие пенсии являются государственными и источником финансирования является федеральный бюджет. Социальные пенсии устанавливаются в связи с необходимостью предоставления гражданам, не приобретшим право по каким-либо причинам на страховую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца.

При установлении социальной пенсии следует обратить внимание на следующее:

Социальная пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в полном размере независимо от количества нетрудоспособных членов семьи. При такой пенсии круг нетрудоспособных членов семьи, имеющих право на эту пенсию, четко определен нормами данного Закона и не совпадает с кругом лиц, имеющих право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается при полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца, и установленного в судебном порядке.

3 стр., 1323 слов

Социальные права человека

... дискуссионной остается проблема выделения специальной группы прав – социальных прав человека – и включения ее во Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.). Социальные права человека (1) РЕФЕРАТ по курсу «Общее право» по теме: «Социальные права человека» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Согласно Т. Маршаллу, ...

Социальные пенсии по инвалидности назначаются при отсутствии у инвалида стажа работы.

Право на получение социальной пенсии зависит от нескольких условий:

1. Получатель пенсии должен являться гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ (п. 1 ст. 11 Закона N 166-ФЗ).

Лицам, проживающим в РФ временно, такая пенсия не назначается.

2. Получатель пенсии должен относиться к одной из следующих групп нетрудоспособных:

  • к инвалидам I, II и III групп, в том числе инвалидам с детства.

Принадлежность к этой категории подтверждается справкой об инвалидности или выпиской из акта освидетельствования, выданной учреждением медико-социальной экспертизы.

Перед назначением пенсии инвалиду проверяется его право на страховую пенсию и на пенсию по инвалидности, так как социальная пенсия устанавливается, если нет права на эти виды пенсий (ст. 2, п. 6 ст. 5 Закона N 166-ФЗ);

  • к детям-инвалидам.

Категория включает детей от рождения до достижения возраста 18 лет, имеющих врожденную или приобретенную инвалидность (ст. 1 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ);

  • к детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в образовательных организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, или к детям умершей одинокой матери;
  • к гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам).

Необходимое условие для назначения социальной пенсии лицам из числа коренных малочисленных народов Севера — их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков.

Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам Севера, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в этих документах требуемые сведения отсутствуют, их можно подтвердить справкой, выданной органом местного самоуправления (п. 53 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14);

  • к гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам), не имеющим права на трудовую пенсию, предусмотренную законодательством РФ.

Если вы достигли 65 и 60 лет и претендуете на получение социальной пенсии по старости, то имейте в виду, что данная пенсия не выплачивается в период выполнения работы, иной деятельности, в течение которой вы подлежите обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 11 Закона N 166-ФЗ).

Право на социальную пенсию также имеют военнослужащие и члены их семей в случае наступления инвалидности или гибели (смерти) кормильца вследствие совершения им преступления (п. 4 ст. 8 Закона N 166-ФЗ).

Социальная пенсия также назначается участнику ВОВ и гражданину, награжденному знаком «Жителю блокадного Ленинграда», если их инвалидность наступила вследствие совершения ими противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью (п. 2 ст. 9 Закона N 166-ФЗ).

4 стр., 1625 слов

Технология социальной работы с детьми-инвалидами

... – дети и подростки. [17] Задачи курсовой работы: 1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов 2. изучить причины и структуру детской инвалидности 3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными ...

Родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (кроме случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву, умерших вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий, в частности пенсии по случаю потери кормильца (п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 Закона N 166-ФЗ) и социальной пенсии (ст. 18 Закона N 166-ФЗ), за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца (пп. 3, 4 п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ).

Право на получение двух пенсий имеют также нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (пп. 5 п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ).

Установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости. Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком. (ч. 1 ст. 22 ФЗ№166)

Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца или условий назначения социальной пенсии. (ч. 2 ст. 22 ФЗ№166)

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ НЕТРУДОСПОСОБНЫМ ГРАЖДАНАМ

Право на социальную пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России не менее 15 лет и достигшие указанного возраста. [3]

Также право на такую пенсию имеют граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.[3]

При установлении социальной пенсии следует обратить внимание на следующее:

1. К малочисленным народам Севера относятся только те категории лиц, которые непосредственно проживают в районах Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на территориях расселения своих предков и сохраняют традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы.

Документом, подтверждающим принадлежность к малочисленным народам Севера, является паспорт или свидетельство о рождении, где указана соответствующая национальность. Если в этих документах требуемые сведения отсутствуют, их можно подтвердить справкой, выданной органом местного самоуправления. [13]

2. Социальные пенсии по старости не выплачиваются в период выполнения работы и (или) иной оплачиваемой деятельности.

3. Лицам, проживающим в РФ временно, такая пенсия не назначается.

Социальные пенсии ежегодно индексируются с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации (ПМП) за прошедший год.

Размер социальной пенсии по старости составляет 5034,25 рублей в месяц.

2.1 Особенности правового регулирования социальных пенсий по инвалидности нетрудоспособным гражданам

Социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства,

детям-инвалидам.

Инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защите.

Основанием для установления l группы инвалидности является такое нарушение функция организма, при котором инвалид не может сам себя обслуживать и нуждается в посторонней помощи, уходе или надзоре. Необходимость такого ухода имеется постоянно, а не только на период временного ухудшения состояния здоровья. [15]

Инвалидность l группы устанавливается:

лицам, у которых наступила полная постоянная или длительная потеря нетрудоспособности, нуждающимся в постоянном уходе (помощи или надзоре),

лицам, которые, несмотря на стойкие, резко выраженные функциональные нарушения и нуждаемость в постоянном уходе или помощи, могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо созданных, индивидуально организованных условиях. К этой категории лиц относятся, например, слепые. [15]

Следовательно, не все инвалиды l группы полностью нетрудоспособны, однако это не исключает необходимости постоянной посторонней помощи или ухода за ними. [15]

Основанием для установления ІІ группы инвалидности являются значительно выраженные функциональные нарушения, которые, однако, не вызывают необходимости в постоянной посторонней помощи (уходе или надзоре), но приводят к полной постоянной или длительной нетрудоспособности.[15]

ІІ группа инвалидности устанавливается:

  • лицам, у которых наступила полная постоянная или длительная потеря нетрудоспособности вследствие нарушения функций организма, но не нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи или надзоре);
  • к ним относятся больные, потеря трудоспособности у которых обусловлена резко выраженным нарушением функций;
  • лицам, которым все виды труда на длительный период противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности;
  • к ним относятся больные с тяжёлом патологией, у которых даже лёгкий труд может привести к ухудшению течения болезни;
  • лицам с тяжёлыми хроническими заболеваниями, комбинированными дефектами опорно-двигательного аппарата и значительной потерей зрения, которым труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных для них условиях.

Следовательно, критерии для определения ІІ группы инвалидности не являются однородными. С одной стороны, к инвалидам ІІ группы относятся лица, которые не могут работать вследствие выраженных нарушений функций, а с другой стороны, лица, которые не должны работать ввиду возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятельности.[15]

Основанием для определения ІІІ группы инвалидности является значительное снижение трудоспособности вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами.

ІІІ группа инвалидности устанавливается:

при незначительной степени стойкого нарушения трудоспособности требуются лишь небольшие изменения для облегчения условий труда.[15]

Заключение выдаёт медико-социальная экспертиза.

Медико-социальная экспертиза — признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. [16]

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. [16]

Ежемесячная денежная выплата инвалидам

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных в федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Ежемесячная денежная выплата (ЕВД) устанавливается в размере:

1) инвалидам I группы — 2 162 рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 1 544 рублей;

3) инвалидам III группы — 1 236 рублей.

Если гражданин имеет право на получение ЕДВ по нескольким основаниям в рамках одного закона, ЕДВ устанавливается по одному основанию, которое предусматривает более высокий размер выплаты. Если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по нескольким законам или иному нормативному правовому акту, ему предоставляется одна ЕДВ по одному из оснований, предусмотренных либо федеральным законом, либо иным нормативным правовым актом по выбору гражданина.

Размер ежемесячной денежной выплаты в 2017 году проиндексирован с 1 февраля, исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2016 год выплат, пособий и компенсаций.

Граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда России об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

За назначением ЕДВ необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной).

Если гражданин РФ не имеет подтвержденного регистрацией места жительства, необходимо подать заявление в территориальный орган по месту фактического проживания. В этом случае фактическое проживание подтверждается заявлением, а не паспортом или временной регистрацией.

Если гражданин уже получает пенсию, ему необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту нахождения выплатного дела, то есть туда, куда он обращался за назначением пенсии.

Гражданину, который проживает в стационарном учреждении социального обслуживания, необходимо обратиться в Пенсионный фонд России по месту нахождения этого учреждения.

Когда ежемесячная денежная выплата назначается несовершеннолетнему или недееспособному, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя).

При этом если родители ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей, с которым проживает ребенок. Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за установлением ежемесячной денежной выплаты самостоятельно.

Помимо этого, подать заявление о назначении ЕДВ можно в электронном виде через «Личный кабинет гражданина».

Назначение и выплата ЕДВ производятся на основании заявления гражданина (его представителя) с документами, подтверждающими право на получение ЕДВ. Поскольку существует несколько десятков категорий получателей ЕДВ, узнать о перечне документов, который необходимо представить именно вам, можно в Пенсионном фонде России по месту жительства.

В заявлении о назначении ЕДВ должна содержаться следующая информация:

  • фамилия, имя, отчество гражданина, обращающегося за ЕДВ, а также фамилия, которая была у него при рождении;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • сведения о гражданстве;
  • почтовый адрес места жительства или фактического проживания;
  • место нахождения пенсионного дела;
  • сведения о представителе гражданина в случае обращения через представителя;
  • сведения о выборе основания установления ЕДВ;
  • обязательство гражданина безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, а также влекущих прекращение выплаты;
  • дата заполнения заявления;
  • перечень документов, приложенных к заявлению.

Заявление должно быть подписано гражданином, а в случае обращения через представителя — этим представителем. Вместе с заявлением об установлении ЕДВ необходимо представить следующие документы:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на получение ЕДВ (удостоверение, выданное компетентными органами, справку медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности и т.

д.).

При необходимости прилагаются документы, удостоверяющие личность и полномочия законного представителя (усыновителя, опекуна, попечителя), подтверждающие родственные отношения, нахождение нетрудоспособного лица на иждивении и т. п.

Решение о назначении либо об отказе в назначении ЕДВ выносится в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявления. Еще 5 дней отводится на то, чтобы проинформировать заявителя о принятом решении. Ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату, на срок, в течение которого гражданин относится к той категории, которая имеет право на ЕДВ.

Инвалидам 2 группы (за исключением инвалидов с детства) выплачивается5034,25 рублей в месяц.Инвалидам с детства 1 группы и детям-инвалидам производится выплата в размере 12082,06 ежемесячно. Инвалидам с детства 2 группы и инвалидам 1 группы выплачивается 10068,53 рублей в месяц и инвалидам 3 группы назначается социальная пенсия в размере 4279,14 рублей каждый месяц.

социальный пенсия инвалид

2.2 Размер, условия и срок назначения социальных пенсий по случаю потери кормильца нетрудоспособным гражданам

Пенсия назначается в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.01.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца признается в порядке, установленном законодательством РФ. (ч1, ст10 ФЗ 400)

Право на социальную пенсию по СПК имеют постоянно проживающие в России нетрудоспособные члены умершего кормильца:

  • потерявшие одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющие образовательную деятельность до окончания такого обучения, но не более, чем до 23 лет;
  • дети умершей одинокой матери.

Размер социальной пенсии по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам в размере 10068,53 рублей в месяц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Декларация «О правах инвалидов», принята Генеральной ассамблеей ООН 09.12.1975г. №3447 // Международные акты о правах человека: Сборник документов, изд. НОРМА — ИНФА, — М.: 2000

2. Конституция Российской Федерации — принята на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Российская газета, 1993, №237.

3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166 — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, 2001, № 247

4. Указ Путина от 26 февраля 2013 года №175.

5. ЗахаровМ.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник / ЗахаровМ.Л., Тучкова Э.Г. — 2-е изд., испр. и перераб., М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.

6. К.Н. Гусов. Право социального обеспечения: учебник. 2001.

7. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991. С. 509.

8. № 906. Декрет Совета Народных Комиссаров. Положение о Социальном Обеспечении трудящихся.

9. Право/Трудовое право и право социального обеспечения Доцент, Черная Г.Г.

10. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФЗ 181.

11. п. 53 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14.

12. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии»)

13. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)