Методы анализов результатов воспитательного процесса

Педагогика-это наука о воспитании человека.

Свое название педагогика получила от греческих слов ‘‘пайдос’’ – дитя и ‘‘аго’’ – вести. В дословном переводе ‘‘пайдагос’’ означает ‘‘детоводитель’’. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу.

Постепенно слово ‘‘педагогика’ ’ стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства ‘‘вести ребенка по жизни’’, т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.

Понятие ‘‘воспитание’’ здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Несмотря на то, что педагогика занимается ‘‘вечными’’ проблемами, ее предмет – это воспитательная деятельность (воспитательный процесс).

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие ‘‘воспитание’’ употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимают известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание – это общая и вечная категория.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

8 стр., 3599 слов

ПЕДАГОГИКА» : «Воспитание в педагогическом процессе

... воспитание – одна из педагогических категорий; б) рассматривается автором как общественное явление. Коллектив авторов учебника «Психология и педагогика» под ред. В.М.Николаенко отмечает равнозначность процесса обучения и воспитания как процессов, ... И.П. Ивановым форм воспитания слишком широко, так как на современном этапе к педагогике выделяются: формы воспитательного процесса; формы воспитательной ...

Воспитание, как мы знаем, процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Исправление отрицательных последствий так или иначе поставленного воспитания называется перевоспитанием.

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или в отдельный его этап? Для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному уровню, а может и отличаться от него. Выявить степень соответствия позволяет диагностика, а также методы самооценки результатов проведенной воспитательной работы.

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности воспитательной работы в учебном заведении.

Объект исследования – воспитательный процесс в учебном заведении.

Предмет исследования – воспитательная работа, методы самооценки.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы по теме исследования
  2. Раскрыть суть цели, методов и средств воспитательного процесса
  3. Изучить методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
  4. Методы анализов результатов воспитательного процесса

1 Методы и средства воспитания

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится мной с целью объяснения их сущности.

«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему». М. Монтень.

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

8 стр., 3527 слов

Методы воспитания. Педагогика Методы воспитания

... предвидится результат. Целью данного реферата является изучение методов воспитания в педагогическом процессе Задачи: Раскрыть понятия: "воспитание", «метод воспитания», определить их сущность; Рассмотреть классификацию методов воспитания; Изучить основные характеристики методов воспитания. 1. Общее представление о воспитании Понятие «воспитание» - одно ...

«Никто не становится хорошим человеком случайно» Платон.

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки.

Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский).

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
  • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
  • обстоятельства биографии;
  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
  • особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы, как воспитателя, так и воспитуемого;
  • система отношений с социумом;
  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

7 стр., 3378 слов

Особенности комплексного подхода в воспитании военнослужащих

... ее составных элементов и др. 2 Цель комплексного подхода Основной и приоритетной целью комплексного подхода к воспитанию военнослужащих является формирование и развитие у ... государства; воспитание военнослужащих как вооруженных защитников Отечества; воспитание каждого военнослужащего и подготовка его к конкретной профессиональной деятельности. Дифференцированные цели воспитания различных ...

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

  • «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
  • «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
  • «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.