Физическое воспитание детей школьного возраста (2)

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии

занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать

представления о физической культуре личности и приемах само

контроля;

5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники

безопасности во время занятий и оказании первой помощи при

травмах;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами

спорта;

7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий

в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

8) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции [25].

1.3. Содержание и задачи физического школьного возраста учителем">воспитания детей старшего школьного возраста

Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (ГХ—XI классы).

К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.

По мнению Т.Ю. Круцевич [12] старший школьный возраст сенситивен к осознанию и усвоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом [9].

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании [17].

4 стр., 1568 слов

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы

... является определение типа аутистического дизонтогенеза ребенка. Она достигается с помощью наблюдения за поведением и спонтанной деятельностью ребенка, что позволяет на начальном уровне оценить возможные нарушения эмоционально-волевой сферы. Затем в зависимости от демонстрируемых ...

Задачи физического воспитания. К ним относятся:

  1. содействие гармоничному физическому развитию, выработка

    умении использовать физические упражнения, гигиенические

    факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных

    представлений о престижности высокого уровня здоровья и раз

    носторонней физической подготовленности;

  2. приобретение двигательного опыта посредством овладения

    новыми двигательными действиями и формирование умений при

    менять их в различных по сложности условиях;

  3. дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
  4. формирование знаний: о закономерностях двигательной

    активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе

    в армии;

  5. закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;
  6. формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие

    целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

  7. дальнейшее содействие в развитии психических свойств и

    качеств личности и обучение основам психической регуляции [19].

1.4. Содержание и задачи физического воспитания детей с ослабленным здоровьем

Т.Ю. Круцевич [12] выделила причины наблюдаемого неблагополучия, так же они выделены в государственных программах, таких, как «Дети-инвалиды», «Физическое воспитание – здоровье нации» и др. и связаны с различными социальными проблемами, к числу которых относятся:

  • ухудшении экологии;
  • социально-экономические проблемы и обусловленное ими состояния хронического стресса у большинства населения;
  • низкий духовный и культурный уровень общества: рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекционных заболеваний, обуславливающий высокий уровень заболеваемости родителей;
  • гипокинезия, снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • нерациональное питание;
  • плохие бытовые условия.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную [5].

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.

5 стр., 2336 слов

«Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического ...

... формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Физическая культура в поддержании и укреплении здоровья Весомое значение в жизни человека занимает физическая культура, ... деятельностью. Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма. Основное средство физической культуры - физические упражнения. ...

Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.

Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными [13].

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья) [19].

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:

  • укрепление здоровья, содействие правильному физическо

    му развитию и закаливанию организма;

  • повышение функционального уровня органов и систем,

    ослабленных болезнью;

  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • повышение иммунологической реактивности и сопротивля-

    емости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоци-

    руемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони

    ческой инфекции;

  • формирование правильной осанки, а при необходимости ее

    коррекция;

  • обучение рациональному дыханию;
  • освоение основных двигательных умений и навыков;
  • воспитание морально-волевых качеств;
  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес*

    кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;

  • создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой

    деятельности учащихся [19].

Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК).

Конкретная программа занятий ставятся учителем физической культуры совместно с лечащим врачом [19].

В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта [5].

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По мнению Ю.Ф. Курамшина [24] характер и конкретный порядок сочетания методов определяется

  1. Задачами учебно-воспитательной работы. Например, если необходимо создать лишь общее представление о внешней форме изучаемого движения, достаточно использовать описание, или показ, или то и другое в сочетании. Если же необходимо добиться глубокого понимания сути движения, расширения представлений, выяснения каких-либо закономерностей, обоснования того или иного правила, требования — прибегают, особенно в старшем школьном возрасте, к объяснению (установления причинно-следственных связей и отношений), сочетая его с приемами демонстрации и др. Если же поставлена задача обеспечить творческую активность занимающихся, воспитать у них самостоятельность, инициативность, требуется соединение проблемных ситуаций и использование заданий творческого характера.
  2. Особенностями занимающихся. Например, в работе с детьми младшего школьного возраста требуется больше указаний. Излагать содержание игры лучше в образной, по возможности, художественной форме. Чаще придется пользоваться односторонним разбором (воспроизведение учителем картины выполненного и на этой основе анализ действий и поведения занимающихся).
    3 стр., 1044 слов

    Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту ...

    ... состояние. Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся является использование внешкольных физкультурно-спортивных форм занятий как важных средств оптимизации двигательной активности детей школьного возраста. Внешкольное воспитание и обучение является дополнительным образованием в ...

    В работе с хорошо подготовленными учащимися, а тем более со старшеклассниками, особое значение приобретут беседа, коллективный разбор, глубокие по содержанию объяснения с опорой на знания по другим учебным предметам, графическое изображение и др.

  3. Особенностями изучаемого материала. Например, при обучении игре не обойтись без предварительного рассказа, элементов описания и последующего разбора. Когда двигательное действие простое и учащиеся в состоянии сразу его выполнить, целесообразно разучивать в целом и т.п.
  4. Внешними условиями учебной работы. Например, в условиях пониженной температуры воздуха, значительного ветра неуместно прибегать к рассказу, длительным объяснениям, подробному разбору. Вместо этого придется опираться главным образом на краткие указания, команды. Каждый из методов обучения двигательным действиям осуществляет воспитательную функцию в соответствии с его специфическими чертами. В процессе беседы учащиеся могут делиться своими мыслями, соображениями, выяснять сомнения, требовать дополнительных доказательств. Тем самым беседа как метод обучения содействует превращению знаний в убеждения. Благодаря рассказу учащиеся получают яркий образный материал, оказывающий на них эмоциональное воздействие, дающий возможность прочувствовать, пережить те или иные факты, события [18].

2.1. Особенности методики физического воспитания детей младшего школьного возраста

А.Ц. Деминский [10] отметил, что основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.

Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

  1. На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач,

    связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате

    риала.

  2. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
  3. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.

    Игровой материал должен занимать примерно половину общего

    времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.

  4. При обучении учащихся основным видам движений следует

    большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс

    обучения с воспитанием двигательных качеств [14].

    12 стр., 5639 слов

    «Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

    ... деятельности детей младшего школьного возраста, необходимо в первую очередь, учитывать их особенности. 1.3. Особенности графической деятельности у детей младшего школьного возраста В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по ...

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д [11].

В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять преимущественно тренировочные средства и методы, развивающие частоту движеншт. Упражнения на скорость следует выполнять кратковременно.

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы. Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии. Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму [13].

Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей. Объяснение каждого упражнения должно носить сюжетный характер, позволяющий детям самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения приобретают форму игры. Все игры, входящие в данный урок, должны быть разнопланового характера, т.е. решать разные педагогические задачи [18].

Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

2.2. Особенности методики физического воспитания детей среднего школьного возраста

Особенностью Урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

По мнению Л.П. Матвеева [16] в подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Как отметил Ж.К. Холодов [25] соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

2.3. Особенности методики физического воспитания детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки [19].

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.

22 стр., 10873 слов

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

... развития творческого воображения детей дошкольного возраста; определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности; провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста; разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей. База исследования. Исследования ...