4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии
занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать
представления о физической культуре личности и приемах само
контроля;
5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники
безопасности во время занятий и оказании первой помощи при
травмах;
6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами
спорта;
7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий
в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
8) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;
9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;
10) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции [25].
1.3. Содержание и задачи физического школьного возраста учителем">воспитания детей старшего школьного возраста
Старший школьный возраст (юношеский) охватывает детей с 16 до 18 лет (ГХ—XI классы).
К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных учебных заведений.
По мнению Т.Ю. Круцевич [12] старший школьный возраст сенситивен к осознанию и усвоению своего внутреннего мира и характеризуется огромной внутренней работой, поиском перспектив жизненного пути, развитием чувства ответственности, стремлением владеть собой, обогащением эмоциональной сферы.
В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом [9].
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании [17].
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
... его поведением и деятельностью. С другой стороны, изучение процесса развития игровой деятельности ребенка также позволит выявить нарушения его аффективной сферы. Так, например, важно обратить внимание на то, как действует ребенок с предметами, ...
Задачи физического воспитания. К ним относятся:
- содействие гармоничному физическому развитию, выработка
умении использовать физические упражнения, гигиенические
факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных
представлений о престижности высокого уровня здоровья и раз
носторонней физической подготовленности;
- приобретение двигательного опыта посредством овладения
новыми двигательными действиями и формирование умений при
менять их в различных по сложности условиях;
- дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способности к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
- формирование знаний: о закономерностях двигательной
активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе
в армии;
- закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;
- формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие
целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
- дальнейшее содействие в развитии психических свойств и
качеств личности и обучение основам психической регуляции [19].
1.4. Содержание и задачи физического воспитания детей с ослабленным здоровьем
Т.Ю. Круцевич [12] выделила причины наблюдаемого неблагополучия, так же они выделены в государственных программах, таких, как «Дети-инвалиды», «Физическое воспитание – здоровье нации» и др. и связаны с различными социальными проблемами, к числу которых относятся:
- ухудшении экологии;
- социально-экономические проблемы и обусловленное ими состояния хронического стресса у большинства населения;
- низкий духовный и культурный уровень общества: рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекционных заболеваний, обуславливающий высокий уровень заболеваемости родителей;
- гипокинезия, снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- нерациональное питание;
- плохие бытовые условия.
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную [5].
Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.
«Физическая культура как средство укрепления здоровья, физического ...
... формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Физическая культура в поддержании и укреплении здоровья Весомое значение в жизни человека занимает физическая культура, ... деятельностью. Физическая культура как способ развития функциональных возможностей организма. Основное средство физической культуры - физические упражнения. ...
Основными задачами занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы являются укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу.
Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными [13].
В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья) [19].
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
- укрепление здоровья, содействие правильному физическо
му развитию и закаливанию организма;
- повышение функционального уровня органов и систем,
ослабленных болезнью;
- повышение физической и умственной работоспособности;
- повышение иммунологической реактивности и сопротивля-
емости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоци-
руемой простудными заболеваниями и наличием очагов хрони
ческой инфекции;
- формирование правильной осанки, а при необходимости ее
коррекция;
- обучение рациональному дыханию;
- освоение основных двигательных умений и навыков;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес*
кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
- создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой
деятельности учащихся [19].
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК).
Конкретная программа занятий ставятся учителем физической культуры совместно с лечащим врачом [19].
В зависимости от характера заболеваний
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По мнению Ю.Ф. Курамшина [24] характер и конкретный порядок сочетания методов определяется
- Задачами учебно-воспитательной работы. Например, если необходимо создать лишь общее представление о внешней форме изучаемого движения, достаточно использовать описание, или показ, или то и другое в сочетании. Если же необходимо добиться глубокого понимания сути движения, расширения представлений, выяснения каких-либо закономерностей, обоснования того или иного правила, требования — прибегают, особенно в старшем школьном возрасте, к объяснению (установления причинно-следственных связей и отношений), сочетая его с приемами демонстрации и др. Если же поставлена задача обеспечить творческую активность занимающихся, воспитать у них самостоятельность, инициативность, требуется соединение проблемных ситуаций и использование заданий творческого характера.
- Особенностями занимающихся. Например, в работе с детьми младшего школьного возраста требуется больше указаний. Излагать содержание игры лучше в образной, по возможности, художественной форме. Чаще придется пользоваться односторонним разбором (воспроизведение учителем картины выполненного и на этой основе анализ действий и поведения занимающихся).
3 стр., 1044 слов
Физическая культура в системе внешкольного воспитания, в быту ...
... стрессовое состояние. Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся является использование внешкольных физкультурно-спортивных форм занятий как важных средств оптимизации двигательной активности детей школьного возраста. Внешкольное воспитание и обучение является дополнительным образованием в ...
В работе с хорошо подготовленными учащимися, а тем более со старшеклассниками, особое значение приобретут беседа, коллективный разбор, глубокие по содержанию объяснения с опорой на знания по другим учебным предметам, графическое изображение и др.
- Особенностями изучаемого материала. Например, при обучении игре не обойтись без предварительного рассказа, элементов описания и последующего разбора. Когда двигательное действие простое и учащиеся в состоянии сразу его выполнить, целесообразно разучивать в целом и т.п.
- Внешними условиями учебной работы. Например, в условиях пониженной температуры воздуха, значительного ветра неуместно прибегать к рассказу, длительным объяснениям, подробному разбору. Вместо этого придется опираться главным образом на краткие указания, команды. Каждый из методов обучения двигательным действиям осуществляет воспитательную функцию в соответствии с его специфическими чертами. В процессе беседы учащиеся могут делиться своими мыслями, соображениями, выяснять сомнения, требовать дополнительных доказательств. Тем самым беседа как метод обучения содействует превращению знаний в убеждения. Благодаря рассказу учащиеся получают яркий образный материал, оказывающий на них эмоциональное воздействие, дающий возможность прочувствовать, пережить те или иные факты, события [18].
2.1. Особенности методики
А.Ц. Деминский [10] отметил, что основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учетом возрастных особенностей занимающихся.
Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).
- На одном уроке целесообразно решать не более 2—3 задач,
связанных с усвоением или совершенствованием учебного мате
риала.
- Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
- На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры.
Игровой материал должен занимать примерно половину общего
времени занятий с детьми в возрасте до 10—11 лет.
- При обучении учащихся основным видам движений следует
большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс
обучения с воспитанием двигательных качеств [14].
Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.
«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...
... деятельности детей младшего школьного возраста, необходимо в первую очередь, учитывать их особенности. 1.3. Особенности графической деятельности у детей младшего школьного возраста В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по ...
При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательная задача должна ставиться в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д [11].
В возрасте 8—11 лет на занятиях целесообразно применять
У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).
Одним из направлений активизации
Сюжетные уроки позволяют
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.
2.2. Особенности методики
Особенностью Урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).
По мнению Л.П. Матвеева [16] в подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.
При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.
Как отметил Ж.К. Холодов [25] соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.
2.3. Особенности методики
В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки [19].
Функциональные возможности
Выпускная работа бакалавра формирование адекватной самооценки ...
... Это и определило замысел выпускной работы. Объект исследования: самооценка младшего школьника. Предмет исследования: процесс формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста. Цель: на основе теоретического анализа ... для учителя стала задача «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке» [17]. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или ...