Специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста

В настоящее время самодеятельное творчество необходимо рассматривать в контексте всей художественной культуры, как неотделимую часть духовной культуры общества. Детское хореографическое творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. Данное обстоятельство объясняет значимость детского танцевального творчества, необходимость приобщения детей к хореографической культуре. В настоящее время популярность хореографического искусства среди детей и подростков велика, наблюдается постоянный количественный рост детских танцевальных коллективов, увеличение числа их воспитанников.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется: необходимостью многоаспектной характеристики детского хореографического творчества; выявлением закономерностей и особенностей в его историческом развитии; а также отсутствием специальных работ, посвященных рассмотрению и анализу этой проблемы в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли в исследовании закономерностей развития искусства танца. Приступить к изучению обозначенной в диссертации проблемы позволил общий уровень науки об искусстве хореографии, достигнутый благодаря работам: Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухова, В.М. Красовской, Ю.А. Бахрушина, В.В. Ванслова, Е.Я. Суриц, М.М. Фокина, К.Я. Голейзовского, Ю.И. Слонимского, Ю.М. Чурко, А.М. Мессерера, В.М. Гаевского, И.А. Моисеева, Г.Н. Добровольской, И.В. Ступникова, А.П. Кириллова, И.А. Герасимовой, Д.Н. Катышевой и др.

Отдельную группу исследований представляют труды, посвященные психологии искусства и вопросам художественного восприятия. Для данной работы ключевыми являются проблемы соотношения «психологического» и «художественного» как фундаментальных категорий теории искусства и психологии искусства (Л.Я. Дорфман, Д.А. Леонтьев и др.), значения эмоциональных переживаний в процессах художественного творчества и художественного восприятия (Л.С. Выготский, Л.Я. Дорфман, Т.Е. Шехтер и др.), выявления специфических особенностей эстетического восприятия (М.С. Каган и др.), а также психофизиологических особенностей восприятия художественного творчества (В. Зигфрид).

5 стр., 2139 слов

Искусство в философии

... художественного творчества приобщались все соплеменники во время коллективных обрядов, совместного труда. Самые ранние дошедшие до нас проблески искусства - это гравированный орнамент на ... стадии искусства, легче понять его глубинное предназначение. Отличительные особенности искусства направлены ... искусстве и любом другом роде деятельности обозначалось одним и тем же словом: греч. techne - искусство, ...

Проблеме детского самодеятельного хореографического творчества, различным его аспектам посвящено значительное количество трудов. Анализ указанной литературы показывает, что в наибольшей степени она представляет разработку методических вопросов: методики организации детских хореографических коллективов, методики преподавания хореографических дисциплин, методических указаний по формированию детского репертуара.

Объект исследования – детское самодеятельное хореографическое творчество.

Предмет исследования – специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста.

Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса о специфике работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста.

Основные задачи исследования:

  • рассмотреть детское хореографическое творчество в пространстве современного хореографического искусства;
  • изучить многожанровость репертуара как основная тенденция детского хореографического творчества;
  • рассмотреть особенности методики работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста;
  • изучить влияние хореографии на психологическое и физическое здоровье учащихся.

Теоретико-методологически основанием данного исследования являются труды по философии и теории искусства, эстетике, психологии искусства и педагогике искусства. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:

  • понимание искусства как сферы особого культурного опыта (Д.С. Лихачев, Т.Е. Шехтер, Ю.М. Шор, М.С. Каган, В.В. Бычков, О.А. Кривцун, Ю.Б. Борев, Е.Г. Яковлев и др.);
  • психологическое и социально-психологическое обоснование процессов художественного восприятия (Л.С.

Выготский, Д.А. Леонтьев, Л.Я. Дорфман, О.А. Кривцун, М.С. Каган, Ю.Б. Борев, П.В. Симонов, В. Зигфрид и др.);

  • понимание культурной традиции как способа осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для современного развития (Д.С. Лихачев, А.С. Запесоцкий, В.Г. Лукьянов и др.);

— Важной теоретико-методологической основой является литература, посвященная истории и теории балета, закономерностям развития искусства хореографии, в целом искусству сценического танца (Л.Д. Блок, Ф.В. Лопухов, В.М. Красовская, Ю.И. Слонимский, К.Я. Голейзовский, Ю.А. Бахрушин, Е.Я. Суриц, В.В. Ванслов, В.М. Гаевский, А.А. Соколов-Каминский, Ю.М. Чурко, Г.Н. Добровольская, Н.Е. Шереметьевская, Н.Ю. Чернова, И.В. Ступников, А.П. Кириллов, А.А. Сапогов, Д.Н. Катышева и др.).

  • научные труды, соответствующие теме нашего исследования (теория и история искусства, эстетика, психология искусства, педагогика искусства);
  • литература, посвященная истории зарождения, становления и развития самодеятельного хореографического творчества (Н.

Каржанский, М.Д. Яницкая, А.А. Жуков, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская, Т.В. Пуртова, В.М. Захаров, А.Л. Сокольская, Ю.М. Чурко, Б.Н. Соколкин и др.);

  • учебно-методические пособия, статьи, обобщающие опыт работы с детьми по танцу в разные годы, репертуарные сборники, предназначенные непосредственно для детского самодеятельного хореографического творчества (Е.В. Конорова, В.В. Окунева, В.Н. Светинская, В.П. Ивинг, Е.В. Голикова, Л.Н. Богаткова, В.С. Константиновский, Г.Г. Кореневский, Ю.И. Громов, Т.Б. Хазанова-Нарская, М.С. Боголюбская, Т.В. Пуртова и др.);

Выдержка из работы.

Заключение

13 стр., 6479 слов

Народная игрушка как средство развития художественного творчества ...

... видами труда взрослых. Цель исследования - определить роль народной игрушки в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста. Объект исследования - художественное творчество детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - влияние народной игрушки на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить психолого ...

На основании вышеизложенного в данной работе мы пришли к выводу, что история развития детского самодеятельного творчества – это не только история изменений, но и история накопления художественных ценностей. Эволюция развития детского танцевального творчества являет собой пример постепенного движения по восходящей, так как связана не только с распространением детской хореографической культуры вширь, охватывая своим влиянием все большее количество подрастающего поколения, но и вглубь, неуклонно повышая уровень освоения художественных ценностей.

Рассматривая многожанровость репертуара как ведущую тенденцию современного детского хореографического творчества, мы считаем, что закономерность и актуальность ее становления заключается не только в стремлении найти формы отражения быстро меняющегося мира, но в живом влечении «современности к непрестанной смене переживаний, к нервной концентрации возможно многоликих и многообразных ощущений на протяжении наименьшего извива времени, обусловленном возрастанием на современном этапе духовных факторов развития.

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Использование хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном плане общеобразовательной школы и разработка программы по этому предмету, включающей минимальный и оптимальный объём изучаемого материала для каждой ступени обучения, диктуется острой необходимостью, обусловленной существующем положении со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед школой задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности.

2. Эффективность влияния занятий танцем на разностороннее развитие ребёнка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.

3.Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребёнка, которые недостаточно развиваются на других уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребёнка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.

4. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъём, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у учащихся специальных хореографических способностей.

5. Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья учащихся, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание.

6. Предложенные пути и способы интеграции учебного материала предмета «Хореография» с предметами гуманитарного цикла, позволяют гармонично включить этот предмет в образовательное пространство школы.

7 стр., 3288 слов

Реферат философия танца

... она необходимо осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Язык танца - это, прежде всего, язык человеческих чувств и если слово что ... искусство пластики и именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев ...

Также мы пришли к выводу, что основным в работе хореографа-педагога, можно считать воспитание полноценной творческой личности путём создания условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся, используя разнообразные формы работы с ними, которые могут дать высокие результаты только в комплексном применении.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/spetsifika-rabotyi-pedagoga-horeografa-s-podrostkami-kursovaya/

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/spetsifika-rabotyi-pedagoga-horeografa-s-podrostkami-kursovaya/

1. Блок Л. Классический танец: история и современность. — М.: Искусство, 2003.

2. Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. — М.: Лабиринт, 2004.

3. Выготский Л. Педагогическая психология. — М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС, 2005.

4. Герасимова И. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. № 4.

5. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе: учебное пособие. — М.: Типография Государственной публичной библиотеки, 2002.

6. Громов Ю.И. Танцуйте, дети / Репертуар для детских танцевальных коллективов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002.

7. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.

8. Гусев Г. Урок народного танца в хореографической школе. — М.: 2003.

9. Гусев Г. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка).

— М.: 2003.

10. Зигфрид В. Танец – искусство движения: красота как свойство поведения // Красота и мозг: Биологические аспекты красоты / Под ред. И. Ренчлера и др. М.: Мир, 2006.

9. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: учебное пособие. Челябинск: ЧГАКИ, 2004.

10. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. — Челябинск. 2002.

11. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей Возрастной группе. — Челябинск. 2005.

12. Красовская В. Статьи о балете. – М.: Искусство, 2002.

13. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. — М.: МГУ, 2002.

14. Сокольская А.Л. Пластика и танец в самодеятельном творчестве / Самодеятельное художественное творчество в СССР // Очерки истории: 1917-1932 г.г. Сб. статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

15. Уральская В. Рождение танца / В помощь художественной самодеятельности. № 18. М.: Советская Россия, 2004.

16. Уральская В.И., Пуртова Т.В. Хореографическая самодеятельность / Самодеятельное художественное творчество в СССР. – М., 2001.

17. Шехтер Т. Искусство как реальность / Очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005.