Развитие детского самоуправления

Курсовая работа

В постоянно изменяющемся мире современное общество характеризуется социальной нестабильностью. Исходя из этого, актуализируется проблема способности общества и личности к самоорганизации. Образование является тем социальным институтом, который может внести упорядоченность в жизнь общества, создавая условия для воспитания личности, характерологическими признаками которой являются высокая организованность, инициативность в принятии решений, умений работать в проектном режиме и управлять собственной жизнедеятельностью и деятельностью других.

Развитие детского и молодёжного самоуправления — это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов (прежде всего, в лице школы, учреждений дополнительного образования), общественных организаций и семьи по формированию самодеятельной и жизнеспособной личности, по развитию у детей и молодежи чувства ответственности за свою судьбу, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в коллективах.

Несмотря на внутренне присущую самоуправлению самостоятельность, эта деятельность нуждается в педагогическом воздействии, определённой и дозированной поддержке профессиональных педагогов, а также взрослых, и прежде всего, членов семьи. Это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания и умения, подкреплённые практическими навыками, социальные установки, жизненные принципы и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы молодого поколения, а в более узком аспекте — качество управленческих кадров различного уровня, начиная от местного самоуправления до высших эшелонов государственной власти, то есть в целом будущее нашей страны.

В связи с вышесказанным актуальным представляется рассмотрение вопросов развития детского самоуправления в современной школе.

Цель исследования — проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в организации детского самоуправления, показать его значение для развития личности на современном этапе.

Задачи исследования:

1) проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть сущность детского самоуправления;

14 стр., 6684 слов

Исследование личности и общества в философии Эриха Фромма

... исследование личности и общества в философии Эриха Фромма. ... Фромма на положения личности в современном обществе. личность общество философский фромм 1. Личность как психологическое и философское понятие 1.1 Понятие и структура личности Личность -- научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности ... что мотивы, по которым преодолеваются ...

3) определить принципы организации детского самоуправления;

4) определить функции детского самоуправления;

5) определить роль детского самоуправления в развитии личности;

6) охарактеризовать условия развития детского самоуправления.

Объект исследования — процесс формирования и развития социально-значимых качеств личности.

Предмет исследования — сущность, функции, принципы, условия развития детского самоуправления.

Гипотеза:

1. детское самоуправление представляет собой демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей;

2. цели деятельности и развития детского самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя;

3. участие школьников в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что, как следствие, позволяет повысить социальную компетенцию, а также развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

В качестве теоретической основы исследования были использованы теоретические концепции А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, взгляды Н.И. Приходько, В.И. Бочкарева, Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова, Л.И. Уманского и др.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, обобщение.

1. Понятие детского самоуправления и его роль в развитии личности

Чтобы понять сущность такого сложного явления как детское самоуправление, необходимо вычленить его из более общего понятия, определить характерные признаки.

Самоуправление — это, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление». Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления становится причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений.

В.М. Коротов определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива [8, с.15]; Ю.П. Сокольников видит в самоуправлении «способ организации деятельности школьников» [21, с.28]; Л.И. Новикова считает, что самоуправление — это разумно осуществляемая самими детьми деятельность, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля [13, с.7]; Н.Л. Аникеева — что «самоуправление — это организация гуманистических отношений» [20, с.5].

Говоря о самоуправлении, мы предполагаем, что речь идет о реализации детьми определенных управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственности.

Социальная психология рассматривает управление как деятельность, направленную на оказание воздействия на людей в целях формирования и сохранения у них психических состояний и свойств, необходимых для совместного решения определенной задачи. Одним из подразделов социального управления является управление объединениями, организациями людей, в том числе и ученическими коллективами.

24 стр., 11992 слов

Взаимосвязь уровня развития профессионально-значимых качеств ...

... критерии успешности деятельности медицинской сестры;, Разработать программу эмпирического исследования;, Сопоставить профессионально - личностные качества и успешность в профессии медицинских сестер. Гипотеза исследования: Объект исследования: Предмет исследования: Методы и методики исследования: Диагностика коммуникативной ...

«Система управления, — как считает A.Л. Свенцицкий, — может характеризоваться: функциями и целями деятельности, конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности, режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.), правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельностью системы управления и ее элементов, информационным обеспечением, процедурой принятия исполнения решений» [20, с.6].

Если цель процесса управления — решение конкретной управленческой задачи, то в процессе самоуправления ее решение есть также средство развития потенциальных самоуправленческих возможностей коллектива. При этом следует отметить, что данное решение только тогда будет способствовать развитию самоуправления, если обеспечит в дальнейшем решение подобных или более сложных задач на основе расширяющейся инициативы, творчества и самостоятельности детей. Решение каждой управленческой задачи является лишь в том случае частью процесса развития детского самоуправления, когда ее каждый элемент в последующих циклах будет обеспечивать большую вовлеченность детей в процесс управления коллективом.

Рассматривая социальный аспект детского самоуправления, необходимо видеть в нем составную часть общественного самоуправления. В то же время самоуправление в детском коллективе — важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые, пока, к сожалению, довольно нечетко определены. В условиях демократического общества создание таких гарантий крайне необходимо.

По мнению В.А. Караковского, выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный: «Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать «само». И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления. Что же касается общественной жизни, то главное в ней — самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы — вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений — индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление» [7, с.5].

Социально-психологический аспект самоуправления рассматривается в связи с изучением такого понятия, как коллектив. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление является как условием коллективообразования, так и его результатом. Л.И. Уманский при рассмотрении критерия сформированности коллектива указывает, что развитие самоуправления есть составная часть такого важного показателя, как организационное единство. А.С. Чернышев рассматривает самоуправляемость в качестве свойства, характеризующего коллектив как организационную систему. P.X. Шакуров считает процесс развития самоуправления одной из социально-психологических функций управления [20, с.6].

6 стр., 2856 слов

Особенности организации исследовательской деятельности учащихся ...

... детей на дорогу, ведущую к поиску в науке, в жизни, помочь раскрыть свои способности. Творческая деятельность младшего школьника начинается с начальной школы, поэтому период начального обучения рассматривается как подготовительный этап к участию учащихся ...

Социальный и социально-психологические аспекты самоуправления находят свое отражение и при рассмотрении этого явления с точки зрения педагогики. Если в социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии — с позиции фактора развития группы, то в педагогике — с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.

Детское самоуправление — одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменяется выделением группы детей, имитирующих участие коллектива в управлении. Они, по сути, создают «ученическую бюрократию» и никакого отношения к подлинному процессу развития самоуправления не имеют [20, с.6].

Детское самоуправление — не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Попытка превратить самоуправление в игру дискредитирует саму идею вовлечения детей в управление.

Так, в 1980 г. появилась повальная мода проводить так называемые «дни самоуправления», т. е. игры, в которых дети играли во взрослых. Школьника сажали в кабинете за директорский стол и говорили ему: «Теперь ты ученический директор, только печать не трогай и подписи под документами не ставь…». Дети сами вели уроки, проводили «педсоветы» и т. д. Заканчивался день «самоуправления», приходил другой день, в котором уже не находилось места для проявления детьми самостоятельности, и никто уже не собирался прислушиваться к их мнению.

На самом деле в практике школы авторитаризм все-таки преобладает. Поэтому, даже говоря о самоуправлении учителя, исключают такую важную деталь, что оно наступает только тогда, когда дети не только подчиняются кому-то, даже выступая в роли организаторов других детей, но и сами принимают решения.

Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Так как речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, то смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова: развитие самостоятельности; принятие и реализация управленческих решений; групповые цели.

Развитие самостоятельности — именно развитие, т. е. поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

9 стр., 4163 слов

Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности ...

... задачи музыкально -ритмическихдвижений музыкальныхзанятиях Движения под музыку - один из видов музыкального воспитания детей. Он способствует тому, что дошкольники активно проявляют себя в музыкальной деятельности ... близкой явилась авторская программа Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика». Это Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В программе ...

Принятие и реализация управленческих решений — обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи обретается реальность вовлеченности детей в управление делами своего коллектива.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой — способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций.

Так, Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [22, с.58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:

1. Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей;

2. Социально-психологические, которые способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля. Наличие таких отношений, по образному выражению А.С. Макаренко, «цементирует» коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения, эмоциональной тонизации коллектива, т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, «мажорного тона», как говорил А.С. Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений;

3. Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:

  • социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся;
  • личностно-ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

М.И. Рожков выделил и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:

32 стр., 15867 слов

Элементарная изобразительная деятельность умственно отсталых ...

... в игровой форме. По своей форме игра очень похожа на изобразительную деятельность своей красочностью и отражением действительности. Изобразительную деятельность умственно отсталых детей изучали: Гаврилушкина О.П, Грошенков И.А, Головина Т.Н.,Екжанова Е.А., Соколова ...

1. Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

2. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

3. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач [20, с. 19].

Как пишет Н.И. Приходько: «В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия» [16, с.44].

Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Таким образом, в школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Самоуправленческая жизнедеятельность учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Кроме того, полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику — не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге — на направление развития школы [19].

2. Принципы детского самоуправления. Функции детского самоуправления

Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления — содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г. Афанасьев, М.К. Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко).

46 стр., 22518 слов

Педагогически запущенные дети как объект деятельности социального педагога

... деятельности. Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития., Следствие: плохая успеваемость. Локус жалобы: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по ...

На основе разработок этих авторов можно сформулировать следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления с учетом важнейших оснований деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей):

1) Принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

2) Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

3) Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.

Н.И. Приходько объясняет это тем, что «выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» [16, с.40];

4) Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

5) Принцип демократичности. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения;

6) Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

7) Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

8) Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

9) Принцип объединения. Орган ученического самоуправления — это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития;

10) Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия;

11) Принцип гуманности. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

12) Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

49 стр., 24077 слов

Педагогическая система формирования социального здоровья учащихся ...

... изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся. В последнее время проблемы укрепления здоровья детей и подростков, предотвращения социальной, личностной ... констатирующие - изучение и обобщение опыта работы педагогов в сфере формирования социального здоровья учащихся; теоретико-методический и психолого-педагогический анализ и синтез ...

13) Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

14) Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

15) Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

16) Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

17) Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной;

18) Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

19) Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

20) Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И. Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности» [20, с. 42];

21) Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

22) Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И. Приходько — принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

19 стр., 9306 слов

Воспитательная система класса и особенности управления ею (2)

... фактором функционирования и развития воспитательной системы. В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие – имеют ...

  • Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
  • Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание;
  • Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство;
  • Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;
  • Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу;
  • Особое внимание следует уделять формированию у учащихся демократической культуры;
  • обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности [6, с.63].

3. Условия и организация работы в школе по развитию детского самоуправления

Актуальность ученического самоуправления в структуре общего образования отражена в положениях ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» [1].

Данная статья провозглашает два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление — и дает право на управление учебным заведением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Таким образом, самоуправление является формой управления образовательным учреждением.

Органы школьного самоуправления, сформированные учащимися, принято называть органами ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.

Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.

Социально-педагогические условия:

  • Опора в работе с учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики;
  • учет психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств;
  • направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся в школе;
  • Включение в работу с органами ученического самоуправления по возможности большего числа педагогов;
  • Формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности.
  • Использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников;
  • Позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.

Психологические условия:

  • Сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся.
  • Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем;
  • Формирование и развитие «этических ориентиров школьников»: добросовестного творческого отношения к труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшие качества;
  • развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым;
  • доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношениях с окружающими;
  • умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей;
  • Предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации;
  • Сближение формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами.
  • Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления;
  • Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности;
  • Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления;
  • Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Программно-методические условия:

  • Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях;
  • Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления;

— Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. «…ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач» [13, с. 15].

Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления. Для этого необходимо выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

  • представительское направление — участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;
  • разрешение конфликтов — посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;
  • информационное направление — информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета;
  • шефское направление — организация шефства старших над младшими;
  • внешние связи — организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом;
  • организаторское направление — поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников;
  • правозащитное направление — защита прав учеников в школе.

Приведенный список вовсе не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом, делая всю работу единой командой — как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

детский самоуправление личность собрание

4. Формирование детского самоуправления в классном коллективе

Структура самоуправления хотя и имеет общие основы, но в каждом классе строится по-своему и сориентирована на конкретных ребят и их совместную деятельность, определяется уровнем развития коллектива. Она предполагает широкую вариативность и осуществляется в разных формах. Органы самоуправления должны быть достаточно разнообразными и гибкими, постоянными и временными, обновляемыми и ситуативными. Но при всем их разнообразии, они всегда вторичны. Первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.

Задачи, реализуемые в процессе самоуправления в классном коллективе:

  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через представление различных видов деятельности;
  • Стимуляция детей к социальному творчеству, инициативе, формирование активной гражданской позиции;
  • Воспитание у школьников демократической культуры;
  • Формирование умения действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества;
  • Воспитание достойных творческих лидеров [5].

Высшим органом классного самоуправления является классное собрание, в котором участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов — и родители обучающихся.

Функциональные обязанности классного собрания:

планирует работу, представляя предложения учащихся к плану работы на учебную четверть.

подводит итоги работы за учебную четверть и за год;

  • заслушивает отчеты Совета класса о проделанной работе;
  • обсуждает важнейшие вопросы жизни классного коллектива.

Классные собрания проводятся не реже 2 раз в учебную четверть. Решения классного собрания являются обязательными для всех обучающихся. Ведет классное собрание классный руководитель — председатель классного собрания, который определяет вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания.

Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным).

Решение считается принятым, если за него проголосовали половина плюс один или более участников.

Функциональные обязанности Председателя Совета класса:

  • совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
  • отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
  • формирует советы дела для подготовки и проведения классных мероприятий;
  • объявляет благодарность и налагает взыскания;
  • контролирует выполнение поручений.

Функциональные обязанности Заместителя председателя Совета класса:

  • контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  • осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
  • совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
  • ведет работу с отстающими по предметам;
  • организует проведение политинформации в классе;
  • замещает председателя Совета класса в его отсутствие.

Функциональные обязанности Секретаря Совета класса:

  • ведет классную документацию, в том числе папки учащихся;
  • руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
  • контролирует работу советов дела; отвечает за хранение классной

документации, бланков, архива;

  • информирует учащихся о работе Совета класса;
  • организует работу редакционной коллегии;
  • отвечает за оформление стендов.

Функциональные обязанности Старшего дежурного:

  • организует и контролирует дежурство по школе и классу;
  • формирует дежурные группы;
  • составляет график дежурств;
  • отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
  • руководит работой департамента труда класса;
  • ведет документация старшего дежурного.

Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет. Родительский комитет избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве 3 человек сроком на 1 (один) учебный год. Руководит работой родительского комитета председатель.

Функциональные обязанности Родительского комитета:

  • занимается спорными ситуациями, возникающими в процессе деятельности классного коллектива;
  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Для того чтобы детям было интереснее между собой сотрудничать, можно заменить стандартные названия общественных поручений на необычные.

Например, Президент класса — другие названия «Председатель Совета класса», «Командир класса», Премьер-министр — другие названия «Заместитель председателя совета класс», «Староста класса», «Старший дежурный»), и, наконец, Кабинет министров — другие названия «Совет класса», «Актив класса» — состоит из ответственных за определенные направления деятельности классного коллектива (Министра печати, Министра спорта, Министра образования, Министра культуры).

Министр печати, или «Ответственный за редакторскую деятельность», имеет команду из 3-5 человек и выполняет функции:

  • организация выпуска поздравительных газет;
  • оформление классного кабинета;
  • оформление классного уголка;
  • организует работу редакционной коллегии;
  • отвечает за оформление стендов.

Министр спорта, или «Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе», выполняет следующие функции:

  • формирует команду для участия в школьных соревнованиях;
  • организует спортивные мероприятия в классе.

Министр образования, или «Учебный сектор», выполняет следующие функции:

  • контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
  • осуществляет контроль за ведением дневников;
  • ведет «Открытый журнал успеваемости»;
  • совместно руководит группой консультантов;
  • ведет работу с отстающими по предметам.

Министр культуры, или «Ответственный за культурные мероприятия в классе», имеет команду из 3-5 человек и отвечает за:

  • руководит работой по проведении культурно-массовых мероприятий;
  • организацию выходов в театр, кино;
  • организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.

Распределение общественных поручений происходит на классном заседании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования индивидуализированного здоровьесберегающего обоснованного образа жизни, социально адаптированного к современному обществу.

Заключение

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления — причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущих педагогов, мы определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

Важно и то, что ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать свое право на участие в управлении образовательным учреждением.

При организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.

Развитие самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Основное предназначение детского самоуправления — удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Участие детей в работе органов самоуправления — это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/pedagogicheskie-osnovyi-samoupravleniya/

1. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 28.02.2012 г.) // http://www.consultant.ru/popular/edu/.

2. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. — М.: Владос, 2001. — 192 с.

3. Валеев А.А. Воспитание социально-активной личности в свободных школах // Успехи современного естествознания. 2007. № 5. С. 30-35.

4. Верин-Галицкий Д.В. О детском самоуправлении в школах // Народное образование. 2011. № 1. С. 241-244. —

5. Грибанов Д.И. Совершенствование школьного самоуправления в условиях общеобразовательного учреждения — http://g_8.edu54.ru/p56aa1.html

6. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Книга современного руководителя. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. — 301 с.

7. Караковский В.А. Зачем в школе детское самоуправление // Воспитательная работа в школе. 2003. № 4. С. 5-7.

8. Коротов В. М. Самоуправление школьников. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981. — 208 с.

9. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. — 160 с.

10. Маклаков А.В. Общая психология.- СПб.: Питер, 2006. — 592 с.

11. Материалы сайта www.1september.ru

12. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист. 2006. № 4. С. 29-33.

13. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М.: Знание, 1988. — 78 с.

14. Орлова О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. — М.: Институт государства и права РАН, 2007. — 203 с.

15. Приложение к письму Федерального агентства по образованию от 03.03.2005 № 14-11-43/01. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. (Отдел воспитательной работы и спорта Управления по делам молодёжи Федерального агентства по образованию) // Образование в документах. 2005. № 13.

16. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.

17. Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра — модель ученического самоуправления // Методист. 2006. № 4. С. 23-29.

18. Прутченков А.С. Развитие детского самоуправления через социально-значимую деятельность // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. 2006. № 9. С.27-28.

19. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. — Петрозаводск: Юниорский союз «Дорога», 2003. — 92 с. -http://www.khpg.org/index.php?id=1070823249

20. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. — М., Владос, 2002. — 169 с.

21. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1986. — 136 с.

22. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М.: Педагогика, 1982. — 207 с.

23. Шевелева Н.Н. Проблемы детского самоуправления в современной школе // Проблемы современного образования. 2010. № 3. С. 55-60. — http://elibrary.ru/item.asp?id=16319162.