Психологические характеристики педагогических коллективов

«Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса». [1]

Макаренко А. С.

Современные представления о педагогическом коллективе как субъекте управления и саморазвития, о взаимосвязи обучения и воспитания, о совместной деятельности педагогов и учащихся, о стремлении педагогов к самосовершенствованию сложились под влиянием идей русских педагогов Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского,

Н. И. Пирогова и других.

Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. Интеграция воспитательных усилий учителей была одной из важнейших задач педагогики и школы в 1920-1930-е гг. (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.).

В последующий период менялись подходы к проблеме профессионального развития педагогического коллектива и управления этим процессом: от тотального контроля в 30–40-х годах до построения более гуманных основ управления профессиональным ростом членов коллектива, что нашло свое отражение в деятельности таких руководителей школ, как Э.Г. Костяшкин, К.Ф. Карманов. Идеи развития и сплочения педагогического коллектива нашли практическое воплощение в педагогической системе

В.А. Сухомлинского, в ряде работ которого подтверждена правомерность сформулированных автором принципов коллективной организации деятельности учителей.

В.А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои особенности. Обмен опытом должен приводить не к копированию работы той или иной школы, а к оценке идей и концепций её деятельности.

С начала 70-х и до 90-х годов наблюдается подъем интереса к исследованию проблем, связанных с функционированием и профессиональным ростом педагогического коллектива, изучаются его функции, структура, проблемы взаимоотношений между его членами, влияние коллектива на учащихся (Н.С. Дежникова,

7 стр., 3488 слов

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы ...

... учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического ... растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость ... родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или . ...

Л.И. Новикова, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).

Этот период характеризуется привлечением внимания к проблемам педагогического коллектива не только педагогов, но и психологов, что обеспечило развитие нового направления исследований, связанных с вопросами управления педагогическим коллективом (В.И. Зверева, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Ю.А. Конаржевский, Р.Х. Шакуров и др.).

Что такое коллектив?

Коллективом называется разновидность социальной общности и

совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и

признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других

социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

  • устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;
  • отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;
  • относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;
  • структурированности – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;
  • организованностью, то есть – упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;
  • открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов;

Психологические характеристики педагогических коллективов можно изучать с помощью того методического инструментария, который традиционно применяется при исследовании малых групп. Несмотря на то, что малые группы являются традиционным объектом социально-психологических изысканий, на изучении уровня их развития (тем более, если эти группы представляют собой коллективы образовательных учреждений) содержательный акцент ставится явно недостаточно часто.

Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но, в то же время имеет и свои специфические особенности.

Анализ работ В.А. Караковского, В.И. Лизинского, Х.Й. Лийметса, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.П. Пугачевой, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и других позволяет описать педагогический коллектив как социальную систему, отличающуюся совокупностью значимых признаков, каковыми являются:

  • наличие формальной и неформальной структур группы, обеспечивающих ее внутреннее единство как субъекта педагогической деятельности (Э. Мэйо и др.);
  • специфический характер социально-психологического климата коллектива (Л.П. Буева, А.В. Воробьев, Ю.М. Жуков, Л.Н. Коган, М.Ю. Кондратьев, В.В. Косолапов, Е.С. Кузьмин, А.Н. Лутошкин, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, В.А. Покровский, А.А. Русалинова, А.К. Уледов, В.М. Шепель, А.Н. Щербань и др.);
  • положение личности в группе, развитие и сплоченность коллектива (Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев, С.А. Котик, В.С. Магун, Ю.А. Орн, А.В. Петровский, А.М. Прихожан, К. Сакс, Л.С. Славина, Т.В. Снегирева, В.Г. Хроменок, В.В. Шпалинский, Т.И. Юферева и др.).
    31 стр., 15430 слов

    Управление конфликтами в педагогическом коллективе материал

    ... педагогическом коллективе. Объект исследования – педагогические конфликты. Предмет исследования – способы управления конфликтами в педагогическом коллективе. Гипотеза исследования : управление конфликтами в современном педагогическом коллективе возможно посредством повышения индивидуального уровня подготовленности административного и педагогического персонала к деятельности по минимизации ...

Особенности педагогического коллектива.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути, коллективы учебных заведений дают учащимся первоначальное представление о коллективе взрослых, о системе взаимоотношений в нем, о совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

Педагогическая деятельность коллектива учителей протекает в тесном взаимодействии с коллективом школьников. Решение педагогических задач зависит от того, в какой степени и как используется воспитательный потенциал ученического коллектива.

В категориях науки управления и системного подхода педагогический коллектив является управляющей системой, а ученический коллектив — управляемой. В условиях повышенного внимания к личности как субъекту деятельности и общения важно признать, что и педагогический, и ученический коллективы выступают субъектами управления и собственного саморазвития. Учительский коллектив в силу имеющегося огромного интеллектуального, воспитательного потенциала, безусловно, выступает субъектом воспитания не только по отношению к детскому коллективу, но и по отношению к самому себе. Субъект-субъектные отношения, складывающиеся в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние школы как воспитательной системы.

Раскрывая главную особенность педагогического коллектива, необходимо отметить полифункциональность учительской профессии. Современный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Полифункциональность деятельности отдельных учителей определяет полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая свои профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за пределы школы. Педагогизация окружающей социальной среды — формирование педагогической культуры родителей и общества в целом — становится неотъемлемой функцией педагогического коллектива. Для многих учителей характерна активная реализация исследовательской функции в педагогической деятельности. Учитель-исследователь сегодня — это педагог, способный выйти за пределы нормативной деятельности, тонко улавливающий преимущества и недостатки педагогических нововведений, способный сам осваивать, создавать и внедрять новые ценности и технологии.

Другая особенность педагогического коллектива состоит в его высокой степени самоуправляемости. Основные принципиальные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива являются предметом обсуждения на различных уровнях управления. Подтверждение этому — деятельность совета школы, педагогического совета, методических комиссий, общественных организаций. Делегирование полномочий по вертикали рядовым учителям создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития самостоятельности и инициативы. Как правило, функциональные обязанности членов педагогического коллектива, его руководителей четко определены, должностные инструкции обязательны для выполнения, отработаны формы контроля и самоконтроля.

5 стр., 2095 слов

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...

... инновационной деятельности, а с другой, действенным средством, условием ее совершенствования. Гуманизация выступает как основополагающая характеристика инновационных концепций, она становится важнейшей предпосылкой и характеристикой человеческих отношений между поколениями. Педагогическая ...

Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности. Индивидуальные усилия отдельных учителей, особенно на средней и старшей ступенях обучения, не принесут желаемых успехов, если они не согласованы с действиями других педагогов. Отсутствие единства действий, требований в организации режима дня школы, в оценке качества знаний учащихся негативно скажется на успешности обучения и воспитания. Единство учителей может проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает, однако, однообразия в технологии педагогической деятельности. Такие педагогические ценности, как любовь к ребенку, желание научить его, уважение к личности, педагогическое творчество, оптимизм, общая и профессиональная культура, создают ту базу, на которой основывается единство действий учителей.

К числу особенностей жизнедеятельности педагогического коллектива необходимо отнести также отсутствие временных рамок выполнения тех или иных видов педагогического труда. Это часто является причиной перегрузки учителей, недостатка необходимого свободного времени для профессионального роста, духовного обогащения, отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.

Наблюдения показывают, что в силу ряда причин материального, временного порядка резко сократилось число выписываемых литературных изданий, периодической печати, число посещений учителями кинотеатров, музеев и выставок.

Специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. Однако нужно иметь в виду, что женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия. (Лутошкин А.Н., 1988).