Учет национально–психологических особенностей в воспитательной работе и многонациональном коллективе

В нашей стране живет более 120 этносов, имеющих свои особенности, традиции, верования. Имеется много коллективов (профессиональных и иных групп), многонациональных по своему составу, где эти особенности влияют на межличностные отношения внутри них.

Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует особого внимания со стороны руководителя с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.

Для многонациональных коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных местностях национальностей, привыкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения одна другой.

Воспитательная работа при этом значительно усложняется, требует большей напряженности усилий, объемных знаний, профессиональной подготовленности, высокого педагогического мастерства. Приоритетное значение приобретает знание руководителем, социальным работником и социальным педагогом существа национально-психологических процессов, происходящих в коллективе, умение учитывать закономерности их проявления. Необходимы также и практические навыки использования этих процессов в интересах сплочения коллектива.

Таким образом, целью нашей работы является рассмотрение особенностей многонационального коллектива, а так же учет этих особенностей в воспитательной работе.

Особенности многонационального коллектива

В структуре национально-психологических особенностей многонационального коллектива важное место принадлежит национальным чувствам. Данное явление характеризуется эмоционально-окрашенным отношением людей к своей этнической общности и ее интересам, к другим народам и их национальным ценностям.

Для наиболее полного понимания особенностей национально-психологического своеобразия различных народов необходимо знать и учитывать специфику их национального склада ума. Она заключается в особенности мышления, которое имеет свою национальную специфику. Так, например, мышлению представителей славянской и финно-угорской культуры свойственны идеалистичность, умозрительность и логика. Мыслительной деятельности тюркских и некоторых северокавказских народов присущи остроумие, красноречие, практичность и живость воображения.

Для мышления представителей семитских народов характерны рационализм, критичность, аналитичность, склонность к философствованию. Народы монгольской и тунгусо-маньчжурской групп отличают сдержанность, отсутствие поспешности в принятии решения, всесторонняя обдуманность, конкретность. Чтобы правильно построить учебно-воспитательный процесс необходимо учитывать их национальные особенности.

7 стр., 3075 слов

Язык как отражение национального характера

... данного народа, его особом национальном характере? Может быть, поняв этот характер, мы без труда поймем все особенности данного народа? Национальный характер оказывается как бы ключом к объяснению жизни народа и ... с языком усваивает хранящуюся в нем культуру того речевого коллектива, членом которого он совершенно случайно, не имея никакого выбора, оказался. О соотношении национальной культуры ...

Надо также понимать, что такое национальный темперамент и характер. Темперамент предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их активности в различных видах деятельности. Он проявляется также в жестах. Психологи установили, что за час беседы финн употребляет 1 жест, итальянец − 80, француз − 120, а мексиканец − 180.

В отличие от темперамента национальный характер − более устойчивое и собирательное явление психики, определяющее привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

В характере тесно соединены элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему миру определяет направленность национального сознания людей. К ведущим чертам характера относят: религиозность, традиционализм, консерватизм, оптимизм (пессимизм), деловитость, практичность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, организованность и др.

В силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, миграционных и других влияний многие нации и народы России имеют значительное хозяйственное, культурное и, соответственно, национальное сходство.

Многонациональные коллективы отличаются от однонациональных групп своей социальной организацией. Представляют интерес мотивы консолидации людей внутри таких объединений по национальному признаку. Совершенно очевидно, что руководитель, социальный работник и социальный педагог содержание и специфику этой консолидации должны представлять во всей полноте, поскольку именно через нее преломляются все воспитательные воздействия. Кроме того, изменения в настроениях, переживаниях представителей одной национальности в коллективе — это своего рода барометр, по показаниям которого можно судить о результатах воспитательной работы, управленческих решениях, определять перспективы дальнейшего сплочения многонационального коллектива или проводить в нем соответствующие обстоятельствам разъяснительные мероприятия.

Специальные исследования в области психологии общения свидетельствуют также, что первые воспитательные воздействия усиливают активность во взаимоотношениях людей одной национальности. Увеличиваются содержательность, длительность и полнота таких контактов. В ходе их проявляются национально-психологические особенности поведения и межнациональные пристрастия. По ним можно судить о межэтнической напряженности и принимать меры по ее снижению.

4 стр., 1599 слов

Общение как психологическая деятельность людей

... человеческой потребности в общении с реальными людьми в психологии называется aутизмом. Именно в обществе в человеке начинает развиваться личность, он приобретает множество навыков - поведения в обществе, налаживания взаимоотношений и др. В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие ...

В многонациональном коллективе наблюдается большое разнообразие форм межличностных отношений, основанных на национальной принадлежности, культурной специфике, своеобразии языка, обычаев, традиций. Эти отношения трудно охватить вниманием и заботой в полном объеме, но они должны фиксироваться в интересах эффективности воспитательных усилий. Знание специфики проявления в этом процессе национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей облегчает деятельность руководителя, социального работника и социального педагога. На основе всестороннего анализа национального своеобразия отношений и общения можно находить нетрадиционные подходы, устанавливать приоритетность тех шагов, которые следует предпринимать в интересах достижения целей воспитательной деятельности, всего процесса руководства и управления.

Причины трудностей воспитательной работы в многонациональном коллективе

Часто в многонациональном коллективе руководитель, социальный работник, социальный педагог впервые встречаются с представителями той или иной национальности и в большинстве случаев оказываются неподготовленными к общению с ними. Данные исследований показывают, что межнациональное общение в таком коллективе требует от каждого человека преодоления дополнительных психологических трудностей.

Практика свидетельствует, что большинство руководителей многонациональных коллективов, особенно низшего звена, испытывают частые и серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями, прежде всего на начальном этапе своей деятельности. Объясняется это рядом причин. Главная среди них − отсутствие соответствующей подготовки. В настоящее время большинство молодых специалистов оказываются практически беспомощными, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, возникающими в многонациональном коллективе.

Социологические опросы показывают, что только через 4 − 5 лет после начала практической деятельности у людей, стоящих во главе трудовых коллективов, появляются достаточные знания национально- и социально-психологических особенностей тех людей, среди которых им приходится работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки регулирования межнационального взаимодействия и отношений.

Однако знания и опыт не всегда оберегают от ошибок, так как в целом по стране еще не организованы повсеместно (а если и проводятся, то лишь эпизодически) обсуждение и обмен накопленной практикой управления межнациональными отношениями; тем более еще не введены в практику хорошо привившиеся на Западе тренинги межнационального общения. Многие общественные организации и органы местного управления лишь теперь, под влиянием региональной напряженности, начали уделять внимание проблеме изучения национально-психологических особенностей, формам воспитательной работы с представителями конкретных этнических общностей, путям предупреждения негативных процессов, происходящих на национальной почве. К сожалению, издается пока еще очень мало литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в этой деятельности.

Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе

Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе.

Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание.

4 стр., 1627 слов

Трудовой коллектив как форма социальной организации труда и социально-профессиональная ...

... самой организации. Таким образом, социально-интегрированную и управленческо- воспитательную функции по отношению к целевой функции трудового коллектива можно рассматривать, с одной стороны, как резервы, а с другой — как ограничители эффективной деятельности трудового коллектива. Трудовой коллектив как социальный ...

Представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя (социального работника, социального педагога).

Они предъявляют разные требования к моральным и нравственным качествам, профессиональным навыкам, педагогическому мастерству этих лиц. Известно, например, что у некоторых коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока ценится в первую очередь умение подойти уважительно к представителю той или иной нации, способность доводить информацию постепенно, дозируя ее на различных стадиях. У представителей народов Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдается тому человеку, которому удается доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.

Национально-психологические особенности, с другой стороны, опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Руководителю, социальному работнику, социальному педагогу, управляющим коллективом, сформированным, например, из удмуртов, чукчей, бурятов или якутов, требуется настрой на продолжительную и объемную работу как с каждым представителем этнической микрогруппы, так и с ней в целом. Почти так же обстоит дело и в коллективе, в который входят выходцы из Средней Азии.

С гражданами славянских и прибалтийских национальностей требуется очень напористая, чрезвычайно убедительная активность руководителя (социального работника, социального педагога), эффект от которой должен быть ощутим с первых шагов.

Все эти нюансы в воспитательной работе − следствие специфики национальных механизмов деятельности и поступков людей. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности.

Национально-психологические особенности оказывают существенное воздействие и на конструкцию собственно воспитательных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям со стороны руководителя. Например, у некоторых народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны воспитателя другой национальности, а, постепенно завоевывая его на свою сторону, свести эту деятельность к приемлемым для них формам и способам взаимного общения.

У представителей некоторых народов Северного Кавказа непонятные или непривычные для них приемы и средства воспитательного воздействия, как правило, сразу же встречают неприятие и даже противодействие.