Этика и психология коммерческой деятельности. Их роль в повышении эффективности коммерческой деятельности

Этика – система норм нравственного поведения человека или принципы его нравственного поведения.

Психология – одна из важнейших отраслей , изучающая проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления как своей деятельности, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально- психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивации, мысли, чувства,

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Знания в коммерческой торговле буквально неисчерпаемы. Каждый год происходят нововведения в коммерческой деятельности, рекламе и управлении. Область знаний в коммерции охватывает целый ряд предметов.

Актуальность курсовой заключается в том, что этика и психология в коммерческой деятельности являются наиболее важной частью в формировании предприятия. Зная такие понятия, как этика и психология, коммерсант будет легко вести свой бизнес.

Цель курсовой: изучение этики и психологии в коммерческой деятельности и их роль в повышении эффективности коммерческой деятельности.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить теоретические основы этики и психологии.
  2. Изучить сущность этики и психологии и их тенденции в коммерческой деятельности.
  3. Рассмотреть анализ этики и психологии используемой в коммерческой деятельности ОАО «Стройматериалы».
  4. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Стройматериалы».
  5. Предложить методы совершенствования применения этики и психологии в торговой организации ОАО «Стройматериалы».

В курсовой были применены следующие методы: статистический, графический, аналитический.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ

1.1 Сущность этики и психологии в коммерческой деятельности

Что такое психология? Есть несколько определений этого понятия: «Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности» и др. Психология – одна из важнейших отраслей, изучающая проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления, как своей деятельности, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально- психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивации, мысли, чувства, настроения, поведение. Успех деятельности коммерсанта зависит не только от его общей профессиональной подготовки, но и от знания коммерческой психологии.

5 стр., 2304 слов

Деятельность как способ существования человека

... человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека - такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека. Выступая субъектом взаимодействия как ...

Коммерческая психология для продавца – умение учитывать психологию покупателя на всех этапах торгового обслуживания: учитывать мотивы, причины и цели, которыми руководствуются покупателя при приобретении товара; психологические особенности воздействия торговой рекламы и др.

Этика – система норм нравственного поведения человека или принципы его нравственного поведения.

Профессиональная этика- система норм нравственного поведения в какой-либо профессиональной среде (группе).

Эти нормы могут включать: честность и обязательность, благородство и верность данному слову и др.

Среди христиан получила широкое распространение христианская этика – не убий, не укради, не лги и т.д. Эти нормы получили отражение в христианских заповедях, которым должен следовать каждый истинный христианин.

Этикет – слово французского происхождения. Он обозначает установленный порядок поведения где-либо.

Различают следующие виды этикета:

  1. общегражданский (современный) ;
  2. дипломатический;
  3. придворный;
  4. воинский;
  5. деловой (профессиональный).

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Требования этика не являются абсолютными. Соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте при других обстоятельствах. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение. Оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных приемах, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается природным тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать, в тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественного порядка ни словом, ни поступком, не обидит другого человека и не оскорбит его достоинства.

Вот почему коммерсанту так важно хорошо пользоваться профессиональным этикетом, который поможет ему в ведении профессиональных дел.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этнические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе деловое общение, так и затруднить его.

6 стр., 2943 слов

Служебная профессиональная этика и правила делового поведения ...

... религиозных и других общественных организаций. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. ...

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности (см. «Психология управления» Л,Д, СТОЛЯРЕНКО 2007г., стр. 433).

Она представляет собой частный случай этики и содержит в себе ее основные характеристики.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия и др. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам».

Так же следует выбирать и этические наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и «доброволец».

Вот несколько необходимых норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении подчиненных с руководителями:

  • старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочнению справедливых отношений;
  • не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им;
  • не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да или нет».

Знание в деловом общении норм и принципов поможет избежать конфликтов между сотрудниками и начальством, помогут укрепить сложившуюся систему общения.

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.» Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения. Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.

6 стр., 2701 слов

Психология деловых переговоров

... нашей стране в течение долгого времени той стороне делового общения, которая связана с психологией и технологией ведения деловых бесед и переговоров вообще не уделяли внимания, полагая, что здесь и ... затрагивают; все меньше и меньше людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Хотя переговоры происходят каждый день, вести их как следует нелегко. Люди оказываются перед дилеммой. Они видят ...

Необходимо уяснить, что в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей. Когда идет речь об этических промах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о промахах своих следует поступать наоборот. В морали следует хвалить других, а предъявлять претензии к себе. Нравственное отношение окружающих к нам зависит в конечном счете только от нас самих. Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения — «начни с себя». Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим».

Ход переговоров укладывается в следующую схему: начало беседы , обмен информацией , аргументация и контраргументация , выработка и принятие решений , завершение переговоров. Предпосылки успешности деловых переговоров затрагивают ряд как объективных, так и субъективных факторов и условий. Прежде всего, партнеры по переговорам должны выполнить

1)иметь интерес к предмету переговоров;

2)иметь достаточные полномочия в принятии решений и соответствующее право на ведение переговоров;

3)иметь достаточную компетентность, необходимые знания в отношении предмета переговоров;

4)уметь максимально учитывать субъективные и объективные интересы другой стороны и идти на компромиссы;

5) в определенной мере доверять друг другу.

Для обеспечения эффективности переговоров следует соблюдать определенные правила. Основное правило состоит в том, чтобы обе стороны пришли к убеждению, что они что-то выиграли в результате переговоров. Самое главное на переговорах — это партнер. Его нужно убедить в принятии предложения. На него надо ориентировать весь ход переговоров, всю аргументацию.

7 стр., 3115 слов

Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов

... изучение переговоров как эффективного способа разрешения конфликтов и его последствий. Объект исследования – формы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Предмет исследования: переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов и его последствий. Для раскрытия темы курсовой работы, определены следующие задачи: ...

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение -необходимое условие нормального развития человека как члена общества личности, условие его духовного и физического здоровья, человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социального психологического анализа оно стало только в XX веке.