Служебная профессиональная этика и правила делового поведения государственных служащих России

Государственная служба — это служение людям, обществу.

Государственный служащий обязан разделять этические ценности современной демократии: свободы, равенства перед законом и судом, понимания того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее народ; соблюдать нормы профессиональной этики, регламентирующие служебное поведение государственного служащего в определенной должностным регламентом сфере управленческих отношений, соблюдать государственную и служебно-должностную дисциплину.

Нравственным долгом государственного служащего является соблюдение делового этикета, служебной субординации, поддержания ровных, доброжелательных деловых отношений с коллегами по службе, стремление к сотрудничеству. Высказывание своей позиции по служебным вопросам должно исключать повышенную эмоциональность, грубость, бестактность, использование лексики, унижающей человеческое достоинство и дискриминирующей собеседника, интриганство, подсиживание, провокации в целях дискредитации кого-либо из корыстных побуждений.

Нравственным профессиональным долгом государственного служащего является служение всему обществу, каждому его члену, а не определенным социальным группам или лицам из ближайшего окружения; приоритет государственных интересов над личными, так как государственный служащий наделен властными полномочиями самим обществом, в лице многонационального народа, для реализации функций государства в интересах общества и государства, благосостояние которых являются высшим критерием эффективности и конечной целью служебной деятельности каждого государственного служащего.

Государственный служащий не имеет морального прав даже мысленно допустить возможность игнорирования или нарушения требований закона, норм общественной морали, интересов людей, особенно социально незащищенных групп населения, этнических сообществ, всего общества, государства в целом.

Исключается на уровне моральных запретов подчинение государственных интересов личным интересам государственного служащего, частным интересам других лиц, социальных групп, нанесение ущерба общественным и государственным интересам.

Моральным долгом государственного служащего является соблюдение основных правил нравственности: «не делай другому того, что не желаешь себе» и «какие правовые положения кто-либо устанавливает в отношении другого, такие положения могут быть применены в отношении его самого».

Государственный служащий всех видов государственной службы наряду с правовой ответственностью за служебные упущения и злоупотребление служебным положением, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность в форме корпоративного осуждения коллег, вплоть до остракизма, негативной оценки личных качеств служащего руководителем и исключения возможности карьерного роста.

37 стр., 18261 слов

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации

... ]». Действующая система государственной службы сложилась в начале 90-х годов ХХ века. Понятие «государственная служба» в юридической литературе толкуется по-разному: как социально-правовой институт; систему органов государства; вид деятельности человека. В качестве правового института государственная служба представляет собой ...

Нравственной и служебной обязанностью государственного служащего является достижение такого уровня добросовестного отношения к службе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований государственной и служебно-должностной дисциплины, которые обеспечивают эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма государственного управления.

Элементом профессиональной этики государственного служащего должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание функционирования всех органов государственной власти и служебной деятельности государственных служащих. «Не человек для государства, а государство для человека», — аксиома социально-правового института государственной службы.

Категорическим требованием морального свойства для государственных служащих выступает следующий тезис: «относись всегда к другому человеку как к цели и никогда как к средству», исключай возможность влияния и воздействия других лиц на тебя, не допускай, чтобы тобой пользовались как средством для достижения личных целей граждане, юридические лица, профессиональные или социальные группы и организации.

Недопустимо с позиций профессиональной этики влияние личных, имущественных, финансовых и иных интересов на выполнение государственным служащим должностных обязанностей. «Никто не может быть судьей в своем деле», — аксиома не только для сферы правосудия, но и для всех отраслей государственного управления.

Нравственной основой служебной деятельности государственных служащих и основным содержанием деятельности социального государства выступают создание условии, обеспечивающих качество жизни и свободное развитие человека.

Под качеством жизни понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, безопасности, комфорта жилищных условий, здравоохранения, образования, культуры, сферой обслуживания, экологическим состоянием окружающей среды, структурой досуга, информацией, творческим характером и содержанием профессиональной деятельности, структурой расселения. Безнравственно требовать для государственных служащих качества жизни, разительно отличающегося от условий жизни большинства населения страны. При наличии конфликтной ситуации между интересами службы и интересами отдельных индивидов, социальных групп и структур государственный служащий обязан руководствоваться требованиями закона, социально-политической и экономической целесообразности, общественных интересов, представлений населения о социальной справедливости и моральных ценностях. Публичные интересы выше частных.

12 стр., 5775 слов

Социальная защита государственных и муниципальных служащих в России

... служебным обязанностям, нарушение нравственных норм поведения являлись основанием к увольнению по инициативе начальства, наряду с преступлением по службе и несоответствием занимаемой должности. Глава 2. Социальная защита государственных и муниципальных служащих ...

Государственный служащий по своим убеждениям обязан быть интернационалистом, уважать и проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп, религиозных конфессий; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста, вероисповедания. Нравственной обязанностью государственных служащих является обеспечение межнационального мира и межконфессионального согласия, уважение чести и достоинства любого человека, забота о его деловой репутации и нравственном облике в глазах окружающих.

Нравственные требования к государственному служащему выходят за пределы его служебной деятельности. Государственный служащий, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы, должен воздерживаться от поступков, высказывании, действий, наносящих ущерб авторитету государственного органа, правовому статусу и моральному облику государственного служащего.

Каждый государственный служащий обязан поддерживать и формировать в общественном мнении населения образ добросовестного, гуманного, компетентного и честного работника аппарата государственной власти.

Государственный служащий в любой ситуации обязан сохранять личное достоинство, в лучшем свете представлять орган государственной власти, в котором он исполняет служебные обязанности, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении служебных вопросов.

Государственный служащий не может допускать пристрастность при решении служебных дел, быть свободным от влияния общественного мнения и других способов влияния, от опасений критики его служебной деятельности, если он действует в соответствии с законом, принципом социальной справедливости, признания и соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, что является прямой обязанностью государства и каждого государственного служащего.

Одной из нравственных обязанностей государственного служащего является политическая нейтральность, исключающая возможность влияния и воздействия на его служебную деятельность решений политических партий, общественных движений, религиозных и других общественных организаций.

Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к подчиненным ему государственным служащим, несет моральную ответственность за их поведение и соблюдение ими норм служебной этики, правил служебного поведения. Он обязан быть образцом и примером для подражания в отношении к службе, поддержании благоприятного морально — психологического климата, соблюдения требований служебной этики и этикета, тактичности и корректности в общении, любезности и деликатности при решении частных проблем граждан, обратившихся в организацию за помощью и содействием. Исключено всяческое игнорирование служебного этикета, дискретность в следовании его нормам. Приветствуется подчеркнутая доброжелательность, открытость к различного рода проблемам и нуждам граждан и даже подчеркнутая церемониальность в тех случаях, когда это необходимо. Ресурсы Интернет: www.jurinfor.ru.

2.2 Основные требования служебного поведения (этикета) государственных служащих

профессиональный этика нравственный служащий

38 стр., 18882 слов

Основные направления государственной социальной политики в РФ

... из направлений социальной политик РФ; охарактеризовать основные социальные гарантии, предоставляемые гражданам при осуществлении социальной политики на рынке труда РФ; провести анкетирование безработных с целью определения качества услуг, предоставляемых государственной службой занятости. Структура дипломной ...

Должностные обязанности государственного служащего осуществляются по правилам строго установленного порядка.

Нравственным долгом государственного служащего должны быть: добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным и преданным своему делу, поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, знать и правильно применять в сфере своих полномочий действующее законодательство, нормативно-правовые акты, нормы морали и нравственности.

Служебная этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность государственных служащих. Никто ни в праве публично, вне рамок профессиональной и научно-исследовательской деятельности, проявлять правовой нигилизм, подвергать критике действующее законодательство, политику государства, вступившие в законную силу постановления и приговоры судебных органов, и служебную деятельность вышестоящих руководителей и коллег по службе.

Рекомендуется с пониманием и уважением относиться к представителям СМИ, правозащитных организации и других структур гражданского общества, оказывать им необходимое содействие в получении информации и реализации других форм социально-полезной деятельности.

Служебный этикет государственных служащих требует в общении с гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, включая нелегальных мигрантов, как при исполнении своих служебных обязанностей, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые принципы международного права, правила поведения; демонстрировать вежливое, корректное обращение, выдержанность, беспристрастность, принципиальное стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение спокойно выслушать и понять иную позицию или точку зрения; продемонстрировать равное отношение ко всем, взвешенность, обоснованность и аргументированность высказываний и принимаемых управленческих решений.

Служебный этикет государственного служащего направлен на искоренение и нейтрализацию таких негативных явлений на государственной службе, как произвол, грубость, неуважительное отношение к людям, эгоизм, амбициозность, равнодушие, личная нескромность, неразборчивость в выборе ближайшего окружения и злоупотребления властью.

Нравственной обязанностью и элементом служебного этикета государственного служащего выступает обязанность честно и без утайки заявить в установленном порядке о наличии у него деловых, предпринимательских, коммерческих и финансовых интересов в той или иной сфере с регулярным обновлением такой информации.

Государственный служащий обязан избегать всех видов коррупции и коррупционных связей.

Государственные служащие обязаны соблюдать режим и порядок служебной деятельности, по этической необходимости корректировать общение с коллегами и подчиненными по службе.

При уходе с государственной службы гражданин обязан получить в установленном порядке согласие на устройство на работу в структуры, находящиеся в деловых и финансовых отношениях с государственными учреждением, в котором он ранее служил и подчиниться запрету, если таковой последует. Аналогичное разрешение государственный служащий обязан получать для перехода на работу, связанную с коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней служебной деятельности.

2 стр., 844 слов

Конфликт интересов на государственной (муниципальной) службе

... с отношениями государственной или муниципальной службы и субъектами отношений конфликта интересов были исключительно государственные и муниципальные служащие, то в новом определении понятие "конфликт интересов" становится максимально широким. Оно распространено на все отношения, связанные с исполнением должностных (служебных) обязанностей (осуществлением ...

Моральные требования и нормы настоящего Кодекса обязывают всех государственных служащих руководствоваться в своей служебной деятельности, наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Федерации, другими нормативными и правовыми актами, общепринятыми нормами морали и нравственности.

Кодекс призван обеспечить повышение престижа и авторитета органов государственной власти и на этой основе оказать позитивное влияние на повышение эффективности функционирования органов государственного управления.

Должностные обязанности государственного служащего осуществляются по правилам строго установленного порядка.

Нравственным долгом государственного служащего должны быть: добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, стремление быть старательным, организованным, ответственным и преданным своему делу, поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, знать и правильно применять в сфере своих полномочий действующее законодательство, нормативно-правовые акты, нормы морали и нравственности.

Служебная этика запрещает действия, нарушающие корпоративную деятельность государственных служащих. Никто ни в праве публично, вне рамок профессиональной и научно-исследовательской деятельности, проявлять правовой нигилизм, подвергать критике действующее законодательство, политику государства, вступившие в законную силу постановления и приговоры судебных органов, и служебную деятельность вышестоящих руководителей и коллег по службе.

Рекомендуется с пониманием и уважением относиться к представителям СМИ, правозащитных организации и других структур гражданского общества, оказывать им необходимое содействие в получении информации и реализации других форм социально-полезной деятельности.

Служебный этикет государственных служащих требует в общении с гражданами, иностранцами и лицами без гражданства, включая нелегальных мигрантов, как при исполнении своих служебных обязанностей, так и во внеслужебных отношениях соблюдать общепринятые принципы международного права, правила поведения; демонстрировать вежливое, корректное обращение, выдержанность, беспристрастность, принципиальное стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение спокойно выслушать и понять иную позицию или точку зрения; продемонстрировать равное отношение ко всем, взвешенность, обоснованность и аргументированность высказываний и принимаемых управленческих решений.

Служебный этикет государственного служащего направлен на искоренение и нейтрализацию таких негативных явлений на государственной службе, как произвол, грубость, неуважительное отношение к людям, эгоизм, амбициозность, равнодушие, личная нескромность, неразборчивость в выборе ближайшего окружения и злоупотребления властью.

Нравственной обязанностью и элементом служебного этикета государственного служащего выступает обязанность честно и без утайки заявить в установленном порядке о наличии у него деловых, предпринимательских, коммерческих и финансовых интересов в той или иной сфере с регулярным обновлением такой информации.

Государственный служащий обязан избегать всех видов коррупции и коррупционных связей.

Государственные служащие обязаны соблюдать режим и порядок служебной деятельности, по этической необходимости корректировать общение с коллегами и подчиненными по службе.

15 стр., 7473 слов

Этика служебных отношений в организации

... деятельности. Таким образом, служебная этика -- это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служеб-ных обязанностей ... отношений в организации Регулирование моральных отношений не обозначенных в законодательстве в организациях происходит при помощи этических норм Этические нормы -- это ценности и правила этики, ...

При уходе с государственной службы гражданин обязан получить в установленном порядке согласие на устройство на работу в структуры, находящиеся в деловых и финансовых отношениях с государственными учреждением, в котором он ранее служил и подчиниться запрету, если таковой последует. Аналогичное разрешение государственный служащий обязан получать для перехода на работу, связанную с коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней служебной деятельности.

Моральные требования и нормы настоящего Кодекса обязывают всех государственных служащих руководствоваться в своей служебной деятельности, наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Федерации, другими нормативными и правовыми актами, общепринятыми нормами морали и нравственности.

Кодекс призван обеспечить повышение престижа и авторитета органов государственной власти и на этой основе оказать позитивное влияние на повышение эффективности функционирования органов государственного управления.

2.3 Общие принципы поведения государственных служащих

Общие принципы представляют собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван: Ресурсы Интернет: www.ndc.ru.

  • исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
  • осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
  • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
  • соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
  • соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
  • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
  • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • при угрозе возникновения конфликта интересов — ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, — сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;
  • не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
  • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

— уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.

12 стр., 5913 слов

Этика государственной службы

... снижает эффективность деятельности управленческих кадров. Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного ... за результаты деятельности». Нравственные принципы включают: беспристрастность, объективность, прямоту, конфиденциальность, старание, точное исполнение профессиональных обязанностей, умение избегать конфликтов. ...

Государственный служащий, наделенный организационно — распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:

  • принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
  • не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Государственный служащий обязан:

  • поддерживать конституционный строй, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства;
  • исполнять в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, следующие должностные обязанности: (подробно перечисляются должностные обязанности или прилагается должностная инструкция);
  • соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией, иными законодательными актами, а также следующие ограничения;
  • не заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, не оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также не быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
  • не принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • не занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами;
  • не принимать участие в забастовках;
  • не заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
  • не выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
  • не использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
  • не принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров.

Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;

4 стр., 1607 слов

Интеллектуальная собственность: порядок передачи и налогообложения

... автора в порядке, предусмотренном Законом об авторском праве и Гражданским кодексом Республики Беларусь. Отметим, что передача объекта авторских прав может осуществляться двумя способами: путем заключения гражданско-правового договора на создание произведения; ...

  • не пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;
  • не использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
  • не иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
  • передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;
  • исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;
  • соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;
  • не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;
  • соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;
  • сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;
  • не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;
  • поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей;
  • при выполнении работы соблюдать требования по охране труда, установленные нормативными правовыми актами;
  • бережно относиться к имуществу нанимателя, использовать это имущество для выполнения работы, предусмотренной настоящим контрактом, и (или) в соответствии с письменными и устными приказами, распоряжениями нанимателя, не противоречащими законодательству;
  • не позднее, чем за две недели до истечения срока действия контракта письменно предупредить нанимателя о решении продолжить или прекратить с ним трудовые отношения;
  • исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов.