Общение как психологическая деятельность людей

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Факультет Юридический

Кафедра Криминалистики

Эссе

на тему: Общение как психологическая деятельность людей

Выполнила: студентка Бакирова Евгения Геннадьевна,

номер группы ОМЮ-1402ПМгп,

Проверил: К.ю.н., доцент

Тюнис Игорь Олегович

Москва, 2015 год

Все мы каждый день сталкиваемся с множеством разных людей, и мы привыкли к этому. Ведь человек — существо социальное. Общение для нас — это форма психологического взаимосвязи людей в процесс и совместной жизнедеятельности, процесс становления и развития контактов. Полностью исключить общение в человеческом сообществе невозможно, так как всякая поведение в присутствии другого человека уже коммутацией. А она может осуществляться и невольно — с помощью мимики, жестов, ритма дыхания.

Советские психологи, при всем различии их подходов к истолкованию феноменов общения, единодушно подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Категория деятельности занимает в системе понятий советской психологии важнейшее место. Разработано несколько неодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепции С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и др. С точки зрения их концепций деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любую деятельность — значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составляющих ее действий и операций.

Связь общения и деятельности можно понимать по-разному. Они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Также общение может выступать как сторона деятельности, а сторона деятельности — как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности.

Главной характеристикой общения как деятельности является то, что через общение человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение является условием, без которого фактически невозможно познание действительности, оно обязательным компонентом тех видов деятельности, которые предусматривают взаимодействие людей. Люди разного уровня или культурного развития, разного возраста могут общаться благодаря психологической устойчивости — ведь каждый день приносит нам «практику общения» с другими людьми.

4 стр., 1792 слов

Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга

... восприятия людьми друг друга, а также факторы, оказывающие влияние на него. 1. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга (имплицитная теория личности, идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция) Возникновение и успешное развитие межличностного общения ...

Общение — одна из главных потребностей человека, личности и включает в себя многочисленные духовные и материальные формы жизнедеятельности. Потребность в общении объясняется, прежде всего, социальной природой человека.

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения, естественно, приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться, или, по терминологии А.Н. Леонтьева (1983), «опредмечиваться», в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

Действие общения — это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения — это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Потребность в человеческих связях, в общении очень велика и по остроте не уступает жажде или голоду. Даже самый маленький человек чувствует огромную потребность в общении, внимании — учеными давно доказано, что младенцы, от которых отказались матери в родильных домах развиваются намного медленнее и хуже, чем дети с матерями. Ведь мать — главный человек в жизни ребенка, она является «воротами» в большой мир — через нее ребенок начинает познавать общество, и если ее нет — ребенок чувствует угнетенность, подавленность. Только при нормальном общении в человеке формируется «здоровая психика».

Взрослому человеку общение нужно как самоутверждение. Человек стремится занять общественно значимое место в группе, если же это не выходит, то он готов подчеркивать свою порочность или обездоленность. Так, тяжелобольной чувствует себя значительной личностью — он получает сочувствие родственников, друзей, ему достается больше внимания.

Обе эти потребности формируют социальную ориентацию человека, то есть представления о своей позиции в группе. Общение всегда определяется системой общественных отношений, но в структуре и в динамике общении нельзя резко отделить личное от общественного. Общение так же социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения — языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Слово имеет двойную функцию — оно и орудия мыслительной деятельности, и средство контакта, поэтому имеет большое значение в жизнедеятельности человека.

2 стр., 774 слов

Функции педагогического общения в вузе

... обедняет общение и тормозит творческое развитие питомцев. Профессиональные особенности речевой деятельности преподавателя заключаются в организованности ее зависимости от условий педагогического общения, ... а содержанием является обмен учебно-воспитательной информации. Функции педагогического общения в вузе Педагогическое общение выполняет следующие функции: взаимопознания преподавателя и студентов; ...

Итак, общение в наиболее сжатом виде можно определить как сложный процесс взаимодействия двух или более людей, находящихся между собой в процессе информационного обмена. Между тем для осуществления контакта необходимы как минимум два человека. Уточнение это отнюдь не произвольное, потому что не всякая внешняя речь является общением. Например, нельзя считать общением разговор больного галлюцинациями с вымышленными другом: он общается не с другой личностью, а с проекциями собственной бессознательной психики. Такое болезненное снижение естественной человеческой потребности в общении с реальными людьми в психологии называется aутизмом.

Именно в обществе в человеке начинает развиваться личность, он приобретает множество навыков — поведения в обществе, налаживания взаимоотношений и др. В рамках коммуникативного аспекта общения психологическое взаимодействие партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Эту проблему не следует сводить только к умениям и навыкам коммуникативного поведения и использования средств общения. Главное в успехе контактов заключается в восприятии партнерами друг друга. Также в процессе общения рождается самооценка, которая оказывает огромное влияние на человека как личность.

Психологический контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств. В этот момент доминируют психические отношения, пронизанные эмоциональной реакцией друг на друга как на психофизическую данность. Реакции приятия — неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, которые свидетельствуют о том, нравимся ли мы друг другу или нет. На стадии возникновения контакта заметная роль принадлежит внешней привлекательности человека, благодаря которой человек приобретает особый, более высокий, коммуникативный потенциал. Поэтому люди, как правило, ревниво относятся к своему внешнему облику и уделяют ему много внимания.

Подход к общению как к деятельности имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения, или взаимодействия, или совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от другого лица. Анализ общения как деятельности позволяет при рассмотрении перехода от взаимодействия животных к общению у человека четко определить происходящие здесь качественные преобразования. Важное преимущество подхода к общению как к коммуникативной деятельности я вижу также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе, и определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.

Общение — многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности, и в этом смысле относится к явлениям материальным. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи мыслями, а также намерениями, идеями, переживаниями. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления.

3 стр., 1496 слов

Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

... технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Под технологиями эффективного общения понимают такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.[24] В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: "Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте". ...

Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами в зависимости от среды обитания, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, на основе житейского опыта. В большинстве случаев такого опыта бывает недостаточно для овладения некоторыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя).

Традиции овладения профессиональными особенностями общения связаны с обучением дипломатов. В настоящее время овладение правилами профессионального общения распространяется на такие профессии, как психолог, воспитатель, коммерсант, агент туристического бюро и др.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого из них проявляются те или иные психические свойства личности. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, мы вправе не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности общения. Т.е. дать характеристики психических процессов, состояний и свойств личности, которые, объединяясь, имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающее критериям психологически оптимального общения. По моему мнению, психологически оптимальное общение имеет место тогда, когда в нем осуществляются цели участвующих в нем людей в соответствии с мотивами, обусловливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворения.

общение мотив профессиональный деятельность

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/vzaimosvyaz-obscheniya-i-deyatelnosti-v-psihologii-obscheniya/

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 264 с.

3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999.

4. Егидес А.П. Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми. М.: АСТ-Пресс Книга, 2003.

5. Евтихов О.В. Тренинг личности: Монография. СПб.: Речь, 2007.

6. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Москва, 1986.

8. Леонов Н.И. Психология делового общения: Учебное пособие. М.: Изд-во МПСИ, 2005.

9. Носков В.А. Психотехника общения: Учебное пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001.

10. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

11. Социальная психология: Учебник для студентов вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. М.: ТК Велби, 2007. 248 с.