Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Курсовая работа

Рассматривая тему технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте, мы целепологаем формирование у субъектов конфликта высокий психолого-педагогический уровень культуры. Актуальность рассматриваемой нами темы проявляется в повседневной жизни каждого человека, так как на основах эффективного общения строится наша социальная жизнь и значимость. [11]Личностная ориентация в рациональном поведении и эффективном общении, предполагает выстривание социальных контактов и взаимодействий, причем результат необходим для постановки и нахождения своего места в обществе, поскольку каждый человек индивидуален и обладает как личность рядом отличительных ценностных ориентаций, особенностей, уровня воспитания и поведения. Именно актуальность этих критериев способствует налажива нию эффективного общения и влияет на рациональное поведение в выбранной нами теме.[13]

Очень часто субъекты конфликта, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Отсюда им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга и как следствие конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Под технологиями эффективного общения (С.М. Емельянов) понимаются такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Отметим, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, перцептивным и интерактивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения.[11] Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении.

Следовательно, для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. Содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии сводится к соблюдению наиболее существенных правил и норм общения, представленных в отечественной и зарубежной литературе (А.Я. Анцупов, С.М. Емельянов, А.Я. Кибанов и другие), к ним относятся:[9]

8 стр., 3574 слов

Эффективная технология подбора персонала с оценкой кандидатов ...

... эффективным инструментом для оценки и отбора кандидатов практически на любые должности. Ниже будут рассмотрены основные аспекты технологии отбора кандидатов с оценкой по компетенциям ... оценки кандидатов по каждой компетенции; 3) проведение интервью для оценки кандидатов по компетенциям; 4) составление ... проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов; инициативность и энергичность; самостоятельность, ...

  • концентрация внимание на говорящем, его сообщении;
  • уточнение правильности понимания общего содержания принимаемой информации и ее деталей;
  • сообщение другой стороне в перефразированной форме смысла принятой информации;
  • уточнение, критика, подготовка ответа, советы говорящему, только после получения информации;
  • соблюдение последовательности сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
  • поддержание атмосферы доверия, взаимного уважения, проявления эмпатии к собеседнику;
  • использование невербальных средств коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Технологии эффективного общения тесно связаны с технологиями рационального поведения в конфликте, по которыми понимается совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций, соблюдения норм организационной культуры и этики деловых отношений

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Под технологиями эффективного общения понимают такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.[24]

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:

«Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте».

Цель исследования: подбор методов, выявление особенностей технологий эффективного общения в конфликте, изучение рационального поведения в конфликтной ситуации.

В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:

1.Определить основу технологий эффективного общения и рационального поведения;

2.Проанализировать рациональное поведение личности в конфликтной ситуации;

3.Проанализировать особенности технологий эффективного общения.

4.Провести теоретический анализ, посвященный проблеме профессионально важных качеств психолога-консультанта и их развития.

5.Подобрать методики для проведения диагностики.

6.Провести диагностику степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе.

5 стр., 2196 слов

Технологии управления конфликтом

... проблемы, ее недостаточная разработанность в сфере управления персоналом. Цель работы состоит в исследовании технологий управления конфликтами в организации В настоящее время ... следующих вопросов: причина конфликтов; сущность конфликтов; различные формы конфликтов; динамика конфликтов; поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов. Существуют некоторые ...

Объектом исследования выступают подростки возрастом 15-16 лет.

Предмет исследования особенности эффективного общения и рационального поведения подростков.

Опытно экспериментальная база исследования: 10 «А» класс МБОУ-СОШ №12

Методологическая база. Кейт Кинан — дипломированный психолог со степенью бакалавра, магистр философии. В 1978 году открыла центр психологического консультирования для сотрудников крупных промышленных предприятий.

В. М. Бехтерев указывал, что способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.

В лаборатории В. М. Бехтерева был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения.

Таким образом, В. М. Бехтерев явился зачинателем разработки проблемы общения в отечественной социальной психологии.

Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б. Г. Ананьев в проблеме общения: познание участниками общения друг друга. Это направление было разработано А. А. Бодалевым.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности поведения личности в конфликтной ситуации.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Фрагмент работы для ознакомления

Конфликт зачастую рассматривается нами как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologii-effektivnogo-obscheniya-i-ratsionalnogo-povedeniya-v-konflikte/

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologii-effektivnogo-obscheniya-i-ratsionalnogo-povedeniya-v-konflikte/

1. Аверин, В.А. Проблема подготовки клинических психологов / В.А. Аверин В.А. // Экология человека, 2010 №4. — с. 46-47.

2. Александров, A.A. Современная психотерапия. Курс лекций / A.A. Александров-СПб.: Академический проект, 2017.-335 с.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование: Книга 2 / А. Анастази. -М.: Педагогика, 2010. 336 с.

4. Бачманова, Н.В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н.В. Бачманова, H.A. Стафурина // Современные

психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 2015.-с. 72-77.

5. Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / Г.М. Белокрылова, А.И. Донцов // Вопросы психологии, 2010.-№2.-с. 42.

6. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров, Л.Д. Спиркин // Психологический журнал, 2013. №1. — с. 73.

7. Верняева, Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога / Т.А. Верняева. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., СПб, 2007.- 165 с.

8. Гингер, С. Гештальт искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям / С. Гингер. — М.: ПЕР СЭ, 2012. -320 с.

10 стр., 4608 слов

Профессиональные особенности психологии актера: К проблеме стресса ...

... актеру особенности его переживания (.) должны быть поняты на фоне общих психологических закономерностей, что актерская психология составляет только часть общей психологии» ... развития не только профессионального, но и личностного потенциала. Катарсис же неизбежно дается актеру в награду за ... А. Попову, М. Кнебель осмыслили на уровне психологического исследования свой опыт, и не один В. Меркурьев ...

9. Групповая психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. -М.: Медицина, 2013. 384 с.

10. Гулина, М.А. Основа индивидуального психологического консультирования / М.А. Гулина. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2010.-272 с.

11. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 224 с.

12. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 2017. -207 с.

13. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. пос. / Е.А.

14. Кораблина, Е.П. Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, A.A. Баканова, A.M. Родина / Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во «СОЮЗ», 2011. — 319 с.

15. Лебедева, Н.М. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. СПб.: Речь, 2004. — 560 с.

16. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации -Петрозаводск: Петроком, 2012.-318 с.

17. Муллан, Б. Психотерапевты о психотерапии / Б. Муллан. М.: Класс, 2016.-480 с.

18. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. СПб.: Питер, 2010. — 464 с.

19. Немов, P.C. Психологическое консультирование / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2010.-527 с.

20. Первин, JI., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон / Под ред. В.С.Магуна. М.: Аспект Пресс, 2010. -607 с.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное

пособие. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «Бахрах», 2018.-672 с.

22. Прянникова, Е.Ю. Формирование «личностного ядра специалиста» в ходе профессиональной подготовки и переподготовки профконсультантов / Е.Ю. Прянникова // Журнал практического психолога. 2011 — № 3-4. — с. 219-228.

23. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 2018.-352 с.

24. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского СПб.: Питер, 2010. -544 с.

25. Рики, Дж. Консультирование: теория и практика / Дж. Рики, Т. Кристиани. М.: Эксмо, 2012. — 447 с.

26. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2012.-705 с.

27. Терешкина, И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе / И.Б. Терешкина. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., СПб, 2000. — 198 с.

28. Ширапова Д. Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов / Д.Д. Штрапова. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., СПб, 2005. — 157 с.

29. Эриксон, М. Стратегия психотерапии / М. Эриксон. СПб.: Ювента, 2009.-543 с