Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте

Курсовая работа

Рассматривая тему технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте, мы целепологаем формирование у субъектов конфликта высокий психолого-педагогический уровень культуры. Актуальность рассматриваемой нами темы проявляется в повседневной жизни каждого человека, так как на основах эффективного общения строится наша социальная жизнь и значимость. [11]Личностная ориентация в рациональном поведении и эффективном общении, предполагает выстривание социальных контактов и взаимодействий, причем результат необходим для постановки и нахождения своего места в обществе, поскольку каждый человек индивидуален и обладает как личность рядом отличительных ценностных ориентаций, особенностей, уровня воспитания и поведения. Именно актуальность этих критериев способствует налажива нию эффективного общения и влияет на рациональное поведение в выбранной нами теме.[13]

Очень часто субъекты конфликта, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Отсюда им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга и как следствие конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Под технологиями эффективного общения (С.М. Емельянов) понимаются такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Отметим, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, перцептивным и интерактивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения.[11] Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствовании, сопереживании, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении.

Следовательно, для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. Содержание технологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии сводится к соблюдению наиболее существенных правил и норм общения, представленных в отечественной и зарубежной литературе (А.Я. Анцупов, С.М. Емельянов, А.Я. Кибанов и другие), к ним относятся:[9]

8 стр., 3574 слов

Эффективная технология подбора персонала с оценкой кандидатов ...

... эффективным инструментом для оценки и отбора кандидатов практически на любые должности. Ниже будут рассмотрены основные аспекты технологии отбора кандидатов с оценкой по компетенциям ... оценки кандидатов по каждой компетенции; 3) проведение интервью для оценки кандидатов по компетенциям; 4) составление ... проявлять гибкость и избегать ненужных конфликтов; инициативность и энергичность; самостоятельность, ...

  • концентрация внимание на говорящем, его сообщении;
  • уточнение правильности понимания общего содержания принимаемой информации и ее деталей;
  • сообщение другой стороне в перефразированной форме смысла принятой информации;
  • уточнение, критика, подготовка ответа, советы говорящему, только после получения информации;
  • соблюдение последовательности сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям. Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли;
  • поддержание атмосферы доверия, взаимного уважения, проявления эмпатии к собеседнику;
  • использование невербальных средств коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

Технологии эффективного общения тесно связаны с технологиями рационального поведения в конфликте, по которыми понимается совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций, соблюдения норм организационной культуры и этики деловых отношений

Конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, не могут контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить свою позицию, услышать и понять друг друга. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.

Под технологиями эффективного общения понимают такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.[24]

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования:

«Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте».

Цель исследования: подбор методов, выявление особенностей технологий эффективного общения в конфликте, изучение рационального поведения в конфликтной ситуации.

В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:

1.Определить основу технологий эффективного общения и рационального поведения;

2.Проанализировать рациональное поведение личности в конфликтной ситуации;

3.Проанализировать особенности технологий эффективного общения.

4.Провести теоретический анализ, посвященный проблеме профессионально важных качеств психолога-консультанта и их развития.

5.Подобрать методики для проведения диагностики.

6.Провести диагностику степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе.

5 стр., 2196 слов

Технологии управления конфликтом

... проблемы, ее недостаточная разработанность в сфере управления персоналом. Цель работы состоит в исследовании технологий управления конфликтами в организации В настоящее время ... следующих вопросов: причина конфликтов; сущность конфликтов; различные формы конфликтов; динамика конфликтов; поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов. Существуют некоторые ...

Объектом исследования выступают подростки возрастом 15-16 лет.

Предмет исследования особенности эффективного общения и рационального поведения подростков.

Опытно экспериментальная база исследования: 10 «А» класс МБОУ-СОШ №12

Методологическая база. Кейт Кинан — дипломированный психолог со степенью бакалавра, магистр философии. В 1978 году открыла центр психологического консультирования для сотрудников крупных промышленных предприятий.

В. М. Бехтерев указывал, что способы общения членов группы зависят от конкретных характеристик коллектива: его размера, содержания совместной деятельности, ситуации, в которой осуществляется взаимодействие.

В лаборатории В. М. Бехтерева был проведен ряд экспериментов по изучению различных сторон проблемы общения.

Таким образом, В. М. Бехтерев явился зачинателем разработки проблемы общения в отечественной социальной психологии.

Особо следует отметить направление, которое сформулировал Б. Г. Ананьев в проблеме общения: познание участниками общения друг друга. Это направление было разработано А. А. Бодалевым.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены особенности поведения личности в конфликтной ситуации.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Фрагмент работы для ознакомления

Конфликт зачастую рассматривается нами как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologii-effektivnogo-obscheniya-i-ratsionalnogo-povedeniya-v-konflikte/

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/tehnologii-effektivnogo-obscheniya-i-ratsionalnogo-povedeniya-v-konflikte/

1. Аверин, В.А. Проблема подготовки клинических психологов / В.А. Аверин В.А. // Экология человека, 2010 №4. — с. 46-47.

2. Александров, A.A. Современная психотерапия. Курс лекций / A.A. Александров-СПб.: Академический проект, 2017.-335 с.

3. Анастази, А. Психологическое тестирование: Книга 2 / А. Анастази. -М.: Педагогика, 2010. 336 с.

4. Бачманова, Н.В. К вопросу о профессиональных способностях психолога / Н.В. Бачманова, H.A. Стафурина // Современные

психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 2015.-с. 72-77.

5. Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / Г.М. Белокрылова, А.И. Донцов // Вопросы психологии, 2010.-№2.-с. 42.

6. Бодров, В.А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора / В.А. Бодров, Л.Д. Спиркин // Психологический журнал, 2013. №1. — с. 73.

7. Верняева, Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога / Т.А. Верняева. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., СПб, 2007.- 165 с.

8. Гингер, С. Гештальт искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям / С. Гингер. — М.: ПЕР СЭ, 2012. -320 с.

4 стр., 1667 слов

Общение как социально-психологический механизм взаимодействия ...

... и особенностей, проявляющихся в деятельности людей. Общение является важнейшей частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить ... взаимное обогащение собеседников. 3 Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей Без общения не может существовать ни ... средство обеспечения его эффективности. В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более ...

9. Групповая психотерапия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. -М.: Медицина, 2013. 384 с.

10. Гулина, М.А. Основа индивидуального психологического консультирования / М.А. Гулина. СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2010.-272 с.

11. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 224 с.

12. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учеб. пособие / Е.М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 2017. -207 с.

13. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учеб. пос. / Е.А.

14. Кораблина, Е.П. Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, A.A. Баканова, A.M. Родина / Под ред. Е.П. Кораблиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во «СОЮЗ», 2011. — 319 с.

15. Лебедева, Н.М. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. СПб.: Речь, 2004. — 560 с.

16. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации -Петрозаводск: Петроком, 2012.-318 с.

17. Муллан, Б. Психотерапевты о психотерапии / Б. Муллан. М.: Класс, 2016.-480 с.

18. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. СПб.: Питер, 2010. — 464 с.

19. Немов, P.C. Психологическое консультирование / P.C. Немов. М.: ВЛАДОС, 2010.-527 с.

20. Первин, JI., Джон О. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон / Под ред. В.С.Магуна. М.: Аспект Пресс, 2010. -607 с.

21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное

пособие. / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «Бахрах», 2018.-672 с.

22. Прянникова, Е.Ю. Формирование «личностного ядра специалиста» в ходе профессиональной подготовки и переподготовки профконсультантов / Е.Ю. Прянникова // Журнал практического психолога. 2011 — № 3-4. — с. 219-228.

23. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 2018.-352 с.

24. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского СПб.: Питер, 2010. -544 с.

25. Рики, Дж. Консультирование: теория и практика / Дж. Рики, Т. Кристиани. М.: Эксмо, 2012. — 447 с.

26. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2012.-705 с.

27. Терешкина, И.Б. Социально-психологические аспекты профессионального становления практических психологов на этапе обучения в вузе / И.Б. Терешкина. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., СПб, 2000. — 198 с.

28. Ширапова Д. Д. Психологические факторы развития профессиональной самооценки студентов / Д.Д. Штрапова. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., СПб, 2005. — 157 с.

29. Эриксон, М. Стратегия психотерапии / М. Эриксон. СПб.: Ювента, 2009.-543 с