Русский народ в сказке «левша»

Сочинение

Написать сочинение “Изображение лучших качеств русского народа в сказе Н.С. Лескова “Левша” – Школьные Знания.com

Русский народ в сказке «левша» 1

Талантливый народный умелец,мастер оружейник,работающий по металлу “Туляки искусные люди, на которых теперь почивала надежда нации.”Идея сказа “Левша” показать талантливость русского народа,

самобытность мастеров,которые смогут решить любую задачу.

У левши-лишь прозвище,имя его не указанно,так как автор олицетворяет в образе Левши русские таланты.Малограмотный,бедный крестьянин,живёт в “тесной хороминке”.Холостяк,который нежно любит своих стареньких родителей.

Внешность Левши обыкновенная,косоглазый,с родимым пятном на щеке и выдранными волосами на висках “от учения”.Бедная ,заплатанная одежда и стоптанная обувь говорят о бедности героя.

Упорный в труде,Левша добивается мастерства,умеет “вилять умом”,но он добрый,простой и открытый.Левша с чувством собственного достоинства,отвечает всем,даже императору,без смущения.

Незлобный,умеющий прощать людей,Левша очень скромный.Самый талантливый,Левша способен выполнить любую,самую сложную работу.Талант Левши не развивается,у него нет условий для дальнейшего обучения.

Патриот своей родины,Левша не покупается на заморские соблазны,ему чужда вера англичан,а невесты его не впечатляют. Узнав секрет англичан,Левша спешит домой.

Левшу поразило в каком виде содержалось старое оружие,как за ним ухаживали и как хранили.Он узнал тайну англичан,они не чистили ружья кирпичом,поэтому ружья у них были в прекрасном состоянии и в полной боевой готовности.

Его знания важны,они спасли бы не мало солдатских жизней,но никто не придаёт Левше большого значения.

Судьба Левши очень печальна,по приезду на Родину он серьёзно заболевает и попадает в госпиталь для нищих.Никто не ищет его,он просит передать секрет англичан царю,но об этом забывают.

Левша находится в больнице на полу,его английский друг,шкипер,находит ему врача,но поздно,Левша умирает.

Левша-это и есть сам народ,таких мастеров было много на Руси и многие имена не были известными.Многих уникальных мастеров не ценили,наплевательски относились к их уникальным работам и таланту.Левша погибает,он пытается донести до царя секрет англичан,он печётся о Родине,но никому нет дела до него,а таких людей нужно беречь,они на вес золота.

5 стр., 2314 слов

Трагическая судьба талантливого человека в сказе “Левша”. : Судьба ...

... мастера способны и не на такое. Тульскому мастеру под кличкой Левша было поручено превзойти достижение англичан. И это удалось. Левша ... Сочинение 3 Эх, богата же талантами русская земля во всех ... mancino («левша», «левый») и вовсе «нечестный», «вероломный». История этих слов ... « Не чистите ружье кирпичом, господа». Жизнь левшей в мифах и ... под «праворукий» мир, левши по необходимости развивают обе руки, ...

изображение лучших качеств русского народа по сказу “Левша”. Нужно сочинение заранее спасибо

Русский народ в сказке «левша» 2

Екатерина *****

Левша – искусный мастеровой, но не имел технических знаний, которые были известны английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестала танцевать. Его немного смешная внешность: косоглазие и плохая работа правой рукой подчеркивают его особую искусность в мастерстве.

Эти изъяны не мешают ему подковать очень маленькую стальную блоху без специального оборудования. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем. Несмотря на свою позитивную оценку, автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны» .

Главным героем сказа Н. С. Лескова является Левша, косой тульский мастер, самоучка, который больше работал левой рукой. Он жил очень бедно, носил разорванную одежду, обувался в опорочки. Левша – искусный мастеровой, но не имел технических знаний, которые были известны английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестала танцевать.

Эти изъяны не мешают ему подковать очень маленькую стальную блоху без специального оборудования. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем. Несмотря на свою позитивную оценку, автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны» .

Н. С. Лесков показывает, что тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Это видно из описаний его работы, его отдыха, его любви к Родине. Левша и два оружейника проявили свое усердие и трудолюбие, когда в течение двух недель работали над диковинной блохой. Они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха.

Левша – необразованный человек, не имеющий специальных приборов, на глазок смог изготовить маленькие гвоздики, которые можно разглядеть только в микроскоп! Однако Платов не поверил, что тульские мастера смогли сделать что-то лучше англичан.

Приехав в Англию, Левша проявляет патриотические чувства, и стремиться вернутся на Родину, хотя видит, что рабочие в Англии живут лучше. Осматривая достижения англичан, он учится всему полезному. Как способный русский мастер он понял ошибку российских военных в неправильной чистке ружей. Считает своим долгом передать эти знания своей Родине.

Он очень любит Россию и на все приглашения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах, устроиться на хорошую работу, обзавестись семьей отвечает отказом. Он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не проживут. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.

Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками Левши, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

9 стр., 4078 слов

Одиночество пожилых людей

... работы Задачи: 1. Раскрыть социально-психологические особенности формирования проблемы одиночества у лиц пожилого возраста. 2. Изучить содержание социального обслуживания одиноких пожилых людей. Объект исследования - переживание одиночества пожилыми людьми ... не всегда совпадают. Авторы отмечают, что разграничения на периоды является ... людей старших поколений, уходящих или уже ушедших на пенсию. Тем ...

Знаменитый Левша — воплощение природной русской талантливости, трудолюбия, терпения, собирательный образ загадочной русской души.

Арина Агаронян

parfu

наталья Знаток (291) 3 года назад Левша-народный герой.Левша является очень трудолюбивым мастером, который проживает в Туле. На щеке у него находилось родимое пятно, он косой, волосы у него выдраны. У него старая, разорванная одежда, он грязный, неопрятный, он несамоуверенный, необразованный, но его отсутствие не мешает ему создавать уникальные вещи. Повествователь говорит, что имя настоящего левши забылось так же как имена многих великих людей. Левша является собирательным образом всего русского народа, в нем и талант, и умение приставить свою страну, заинтересовать собеседника, патриотизм, умение отстоять свое мнение. Он смог доказать государю, что русский человек, даже необразованный может делать шедевры. Не зная никаких физических законов, он сумел подковать микроскопическую блоху и даже написать имя создателя. Он делал это не для того чтобы прославиться самому, а для того чтобы сделать известной свою отчизну. Повествователь показывает, в какой нищете живет истинный талант в нашей стране. В противовес этому всему в произведении показывается жизнь английского рабочего, его жизнь совсем другая, у него есть все условия для того чтобы изготавливать хорошие вещи и достойно жить. Но даже эти невиданные условия не смогли оставить левшу на чужбине. Когда он ехал домой, он не спускал взгляда с горизонта, на котором виднелась Родина. Левша очень хотел поведать, России как нужно хранить оружие, поэтому очень торопился домой.

Левша даже при смерти, не забывает о своей Родине и хочет рассказать секрет, но не смог левша поведать секрет, потому что в России не действуют никакие законы, его обокрали, все отобрали, плохо с ним обращались, поэтому он и скончался. Его талант не приняли, не позаботились о нем. В исходе его судьбы также отразилась любовь к спиртному, может быть, если бы он приехал домой трезвым и не заболел бы, его судьба сложилась намного лучше.

Максим Кириллов

Вскоре после снятия с поста и практически полной смены редакции журнала умер от рака легких.

Денис Слаута

Русским людям не свойственна гордыня, они верят в царя и в Бога, но надеются только на свой ум и на свои золотые руки.

Вячеслав Иванов

Русским людям не свойственна гордыня, они верят в царя и в Бога, но надеются только на свой ум и на свои золотые руки.

Татьяна Ильюшенок

кофе кофе

Ученик (149) 2 месяца назад В “Левше” русский народ – не просто умелый и талантливый, в нем хранится какая-то великая мудрая сила, передаваемая из поколения в поколение. Русский народ любит и ценит царя как хранителя земли русской, но не робеет перед ним, ведет себя рядом с ним с достоинством, без лишнего благоговения и подобострастия.Русский народ не злопамятен: вспомним эпизод, когда Платов отодрал Левшу “за волосья”, но тот не обиделся, так как не помнит зла, мало ли у него других, более серьезных дел.

7 стр., 3413 слов

Особенности религии и образа жизни разных народов

... мир погибнет и Локи разразится торжествующим хохотом. 2. Особенности образа жизни разных народов И сиу, и шайенны, и апачи, и кроу, ... индейцы Северной Америки тем не менее относительно долго. Народы Южной Америки покорить оказалось проще. Было достаточно обезглавить ... Ветхом Завете. Для создания человека понадобилась земля четырех разных цветов: синего, черного, белого и красного. Бог послал ...

Русским людям не свойственна гордыня, они верят в царя и в Бога, но надеются только на свой ум и на свои золотые руки.

Валентин Андрейко

Русским людям не свойственна гордыня, они верят в царя и в Бога, но надеются только на свой ум и на свои золотые руки.

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

 русский национальный характер левши 1

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

  • Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” – покровителя торгового и военного дела.

Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши – одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии.

“Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

  • Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу.

Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

  • Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели”, и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:<\p>

— “Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет – под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

  • Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей.

(“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России.

“Мы,– говорит,– к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

14 стр., 6739 слов

Изображение русского национального характера

... русского национального характера, которые запечатлены в художественном творчестве Н.С. Лескова как определённая духовная, нравственно этическая и мировоззренческая целостность. Работа ... («Русская идея», «Душа России»), Н.О. Лосского («Характер русского народа»), Е.Н. Трубецкого (« ... свойств философ относит и любовь к свободе и высшее ... косом Левше и о стальной блохе» (1881). Структура работы включает ...

<\p>

  • Доброта

Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть.

Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой.

“У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,– говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.<\p>

  • Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека.

Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь.

Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно.

Образ русского человека в сказке Лескова «Левша»

Образ русского человека в сказке лескова левша  1

Категория: Сочинения по рассказу Левша <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Сказка Николая Семеновича Лескова «Левша» — произведение удивительной судьбы. Многие критики считали, что в нем Лесков смеется над русским народом, что он просто собрал в одно произведение рассказы тульских мастеровых.

Это говорит о том, что Лесков очень хорошо знал жизнь народа, его характер, речь и нравы. Это произведение Лесков придумал сам — таким замечательным писателем он был. В своем произведении Лесков показывает нам простого мастерового из Тулы, который на самом деле оказывается совсем не простым. У него золотые руки, он может сделать все, что угодно.

Этот Левша похож на Левшу из народной сказки, который подковал блоху, но у Лескова все заканчивается плохо. Тульский Левша может подковать блоху, но он сломал механизм. От этого и автору, и читателю становится грустно. Лесков очень хорошо знал русскую душу. Он также очень любил русский народ, болел за него душой.

К своему герою он относится с теплотой и состраданием, ему больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Мне кажется, что «Левша» — грустная сказка, потому что в ней много несправедливого. Ведь несправедливо, что английского шкипера встречают с любовь и радостью, а своего Левшу, который так рвался домой и не соблазнился на английские деньги, так не встречают.

Ему даже «спасибо» никто не сказал. А ведь было за что — Левша узнал самый главный английский секрет. Но его арестовывают, потому что у него нет документов, раздевают. Когда его тащили, то уронили на парапет и разбили ему затылок. От этого он и умер, а еще от того, что не смогли найти доктора, потому что на человека из народа всем наплевать.

9 стр., 4472 слов

Контрольная работа: Роль философии в формировании национального ...

... болезненного отношения, как вопрос о возможностях, началах, путях и формах русского национального возрождения. Откуда ... как момент социальной самоорганизации. А есть ли русская нация, или к проблеме национального самосознания. ... сердце, если Россия для него - не только "тюрьма народов". Из этого ... выработанный созданный человечеством. И именно философия, философы должны учить людей пониманию ...

А он так любил Родину, что даже не взял денег у англичан. Вообще, Лесков показывает, что его герой очень любит Родину и готов совершить для нее подвиг. Он делает свои удивительные вещи и открывает секрет чистки ружья не ради славы, а для того, чтобы в России стало лучше. Секрет же заключался в том, что ружья не надо чистить кирпичом — от этого они ломаются.

Этот секрет он сказал перед смертью, но ни один генерал ему не поверил. Ведь Левша — представитель народа, а народ должен молчать. У Лескова же народ говорит своей особой речью. Слова у него меткие, хлесткие, так может говорить только народ.

Я знаю, что сейчас творчество Н.С. Лескова не очень популярно.

Мне кажется, что оно очень важно для современных русских людей, потому что заставляет задуматься о русском характере, о нашей жизни, о том, почему у нас так все странно устроено. Читая Лескова, понимаешь, что настоящий патриот любит свою Родину несмотря ни на что, всегда остается с ней в тяжелые времена. В этом главный нравственный урок произведений Лескова.

<\p>

— На одном из поэтических вечеров А. А. Блок, завершая выступление, прочел стихотворение, которым часто заканчивал свое чтение — “Голос из хора”. Из зала раздавалось требовательное: “Прочтите стихи о России!” “Это все о России”, — ответил поэт. Да, вся лирика Блока — поэтический дневник жизни русского человека на рубеже двух веков. Сам поэт писал К. С.

Станиславскому: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель”. Любимый поэт юного<\p>

В поэме Лермонтова «Демон» идет размышление над философскими вопросами. Главный конфликт в поэме – это противопоставление добра и зла, где Демон – «дух исканья», индивидуум, который «сеял зло без наслажденья», а Тамара – это «ангел земной», «святыня добра, любви и красоты». Это две противоположные личности. Увидев Тамару, Демон захотел «получить» ее, Ангел-хранитель пытается защитить девушку, но сердце злого духа наполнено «старинной ненависти ядом», и Ангел беспомощен против злого Демона… Д

Во многих произведениях советской литературы 60—80-х годов встречается понятие любви: любовь между мужчиной и женщиной, материнская любовь, любовь к природе, любовь ко всему окружающему…

Я считаю, что читать эти произведения необходимо внимательно, так как в них раскрываются основы важных жизненных принципов.

Очень важен самостоятельный анализ героев, само восприятие человеком той или иной мысли, которую автор, творец произведения, хотел нам доказать. Именно благодаря таким произведениям, будь

Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания. Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами.

Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шут

Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих.

Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства.

10 стр., 4771 слов

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

... при переходе от возраста к возрасту»*. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией ... поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным ...

Твой труд переживет тебя, поэт, Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И. Бунин Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской премии.

Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.

Я где-то

Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев.

Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту<\p>

  • Сьогодні наш клас був на екскурсії у шкільному музеї «Українська світли­ця». З першої ж хвилини на нас війнуло історією, побутом українців і тією любов’ю, з якою зібрано кожний експонат.

Праворуч від вхідних дверей зна­ходиться справжнісінька піч, розмальована квітами та півниками. Поруч стоїть стіл, а над ним — два мисники. Якого посуду тут тільки нема! І полу­миски, і глечики, і куманці, і форми для випікання пасок. Ліворуч від дверей стоїть скриня, а над нею висить одяг. Аж очі розбігаютьс

Лизавета Ивановна — бедная воспитанница, невольно помогающая главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, раскаивающаяся в этом и (о чем читатель узнает из Заключения) в конце концов выходящая замуж «за очень любезного молодого человека». Отныне она обеспечена, при ней воспитывается бедная родственница». Образ Л. И. помещен в сюжетное кольцо; от начала к концу се жизнь совершает оборот вокруг оси; социальный сценарий остается прежним — меняются лишь исполнительницы ролей; люд

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная.

Прочитав большое количество его произведений можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания. В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся».

Мир Олеси – мир духовной гармонии, мир природы. Он

Сейчас смотрят:{module Лесков:}

Источник:

Сказка о русском народе – сочинение по “Левша” Лесков Н. С

Сказка о русском народе сочинение по левша лесков н с 1

Все творчество Николая Семеновича Лескова посвящено утверждению и защите национального своеобразия русского народа, критике чуждых России форм социального строя.

Лесков одобрял далеко не все качества русской национальной жизни второй половины XIX века. Он отвергал невежество народа, его материальную и духовную нищету, считая их следствием социального угнетения.

10 стр., 4596 слов

Русское самосознание

... России, постулирующей, что “межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности” Из данной констатации следует, что оптимальное состояние и развитие этно-национального самосознания, ...

Все наносное, искажающее подлинную русскую душу и русскую народную жизнь, подвергается им резкому, презрительному осмеянию.

Народный тип у Лескова, в сущности, лишен узконациональных черт.

Лесков был убежден, что русскому народу органически чуждо как следование законам развития капиталистической Европы, так и культивирование собственного невежества — «загона» (по выражению Лескова) .

Героиправедники в произведениях Лескова характерны не только тем, что они русские люди, но прежде всего тем, что они люди в подлинном смысле этого слова: добрые, бескорыстные, отдающие себя на службу обществу, умеющие и сострадать и бороться со злом. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Сказка о русском народе Левша.

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Все эти качества, определяющие, по мнению Лескова, русский национальный характер, были, конечно, основой положительного характера и других наций.

Об этом свидетельствует, например, образ эскимоса в повести Лескова «На краю света».

Праведники у Лескова—душа народа, его совесть, рыцари добра и справедливости. Они — явление распространенное. Лесков, по словам М.

Горького, «прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа»… В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — не о судьбе лица, а о судьбе России».

Именно поэтому Лесков обращался в своем творчестве к изображению всех сословий страны, «пронзил всю Русь», как метко сказал о нем один из героев Горького.

Это был и бывший крепостной конюх Иван Флягин («Очарованный странник»), и бывший солдат Голован («Несмертельный Голован»), и сельский квартальный Александр Рыжов («Однодум»), и некоторые другие.

Тульский рабочий Левша — важное дополнение этих персонажей.

Он человек созидательного труда, олицетворение народного таланта, высокого мастерства. Образ Левши, включая в себя все черты, свойственные лесковским праведникам, имеет еще одну — главную: он носитель всемирной славы России. Именно поэтому Левша действует в сказе в основном не среди земляков, как все остальные праведники, а и за рубежом родины.

— Сюжет сказа о Левше был взят из народных преданий и пословиц, прославляющих мастерство и сметливость русского народа. Использовал Лесков, видимо, и народные рассказы («анекдоты») периода Отечественной войны 1812 года. В этих «анекдотах» много места уделяется изображению подвигов казаков из Донского войска генерала Платова.

И сам Платов показан как подлинно народный герой, предводитель храбрых и бескорыстных русских патриотов. Таков Платов и в сказе «Левша». Но особенно интересна в сборнике «анекдотов» новелла «Казак в Лондоне».

Я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать». Казак Земленухин тоже не соблазнился обеспеченной чужеземной жизнью, хотя его там славили, водили по театрам, по званым обедам и даже в его честь устроили заседание английского парламента.

«Если бы казак был молод, то его непременно убедили бы жениться в Лондоне, чего желали все англичане, но старость его заставила отказаться от такового предложения.

19 стр., 9248 слов

Густав Шпет: русская философия как показатель европеизации России

... времени») Койре замечал: «Мы имеем в виду превосходный труд Г. Шпета "Очерк развития русской философии" (М., 1922). Шпету можно бросить упрек лишь в связи с его чрезмерно суровой ... самокритику культуры. Дело в том, что, говоря об истории философии в России, Шпет, по сути дела, выстраивает свою философию русской истории и культуры. Начнем с простых констатаций. Скажем, ...

После чего англичане просили его остаться у них, обещая ему богатую землю, но он и от этого отказался, сказав, что «покойную хижину Тихого Дона не променяет ни на какие сокровища».

Судьба казака Земленухина оказалась счастливее судьбы Левши. «Платов представил его императору всероссийскому… произвел по высочайшему соизволению в урядники, уволил на Дон по слабости здоровья», в то время как Левшу дома погубили. По своему замыслу сказ «Левша» близок к повести Лескова «Железная воля», хотя в повести действует тупой пруссак, а в сказе — хитрые и весьма умные англичане.

Прогрессивная критика (журналы «Отечественные записки», «Дело») усмотрела в сказе шовинистические, славянофильские настроения. Сыграло роль и то обстоятельство, что сказ был напечатан в славянофильской газете «Русь». Лесков, по мнению рецензента «Отечественных записок», «парит высоко, высоко над Европой, превознося русские таланты и верноподданность».

Реакционная газета «Новое время», наоборот, демагогически «вступилась» за русский народ, которого якобы принижал автор «Левши».

«Гениальный Левша (читай: русский народ) преображается в забитого, безличного, чувствующего свое ничтожество рабочего, который безропотно идет своей серенькой неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля.

Кой неприглядной полоской, не зная, куда его бросит горькая доля… Не слишком ли уж отзывается пессимизмом такой вывод?» Лескову пришлось ответить на критику и разъяснить подлинный замысел сказа о Левше, Прежде всего Лесков с негодованием отверг обвинения как в славянофильском любовании народом, так и в принижении его. «Ни того, ни другого не было в моих намерениях, и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайние противоречивые заключения?

» — писал он. Лесков соглашается только с тем, что Левша — это символ русского народа. «Рецензент «Нового времени» замечает, что в Левше я имел мысль вывести не одного человека, а что там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». Я не стану оспаривать, что обобщающая мысль действительно не чужда моему вымыслу».

Да и ранее рецензента в предисловии к «Левше» Лесков уже характеризовал Левшу как носителя народной гениальности, как «олицетворенный народною фантазией миф», основывающийся на живой действительности.

Разъясняя затем суть сказа в статье «О русском левше (литературное объяснение)», Лесков вновь повторяет, что его герой — «выразитель русского народа».

А если это так, то укрупняется наше представление о всех событиях, происходящих в сказе. В сказе «Левша» русскому человекутворцу, неразрывно связанному с родной землей, противостоит не только машинная, механическая культура Европы, но и космополит царь России и его свита.

Весь образ мыслей царя состоит в полном противоречии с образом мыслей патриота России генерала Платова, который тщетно пытался доказать царю, что «русские все могут сделать, но только им полезного ученья нет». Косой Левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. Он — символ русского народа.

Невзрачный тульский мастеровой свободно, с чувством собственного достоинства, беседует и с царем, и с учеными англичанами.

Ему помогает вера в силу своей родины, глубокая убежденность в мудрости устоев народной жизни России: «наша русская вера — самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы».

Платов — носитель воинской доблести России, Левша — носитель ее трудовой доблести.

На них держится страна. Они ее полномочные представители, а не цари и их свита. Характеры Платова и Левши очень схожи, несмотря на разницу в их общественном положении. Оба Они добрые, честные, самоотверженные люди, живущие не для себя, а для родины. «Мужественный старик» Платов не нажил богатства, он «простые чувства имеет».

Не нажил он и уважения от царского двора, уйдя в отставку. Как и Левша, Платов — человек широкой русской души, он демократичен и неподкупен. Царский двор ему, как и Левше, видится ордой злых, кривляющихся обезьян, дерущихся за власть и почести. Все фальшиво в этом мире: дела, улыбки, слова. Заметив волнение Платова по поводу того, как выполнили туляки его наказ, «царедворцы.

Редворцы… все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят,— потому они его терпеть не могли за храбрость».Будучи убежденным, что «мы, русские, со своим значением никуда не годимся», царь и его брат, «при восходе» которого на царство «было смятение» (т. е. восстание декабристов), отдали власть в правительстве многим иностранцам.

Министры — графы Кисельвроде (Нессельроде), Клейнмихель и другие, конечно, не могли быть патриотами России, защитниками русского народа. Даже и русский военный министр граф Чернышев ведет себя как наглый предатель.

МартынСольский подумал: «И вправду отопрется»,— так и молчал». Правящая верхушка царской России показана Лесковым как сила, глубоко чуждая народу.

Она защищает строй, при котором трудящемуся талантливому человеку нет жизни. Его грабят, бьют, над ним издеваются зверски, даже когда он в беспомощном состоянии.

Вся эта группа персонажей нарисована в тонах сатирической иронии и в сказочнолубочном стиле. И царь и придворные как будто сошли с народных картинок тех лет.

Лесков подчеркивает в их облике главное, определяющее с точки зрения человека из народа: внешнюю помпезность, глуповатость, злое ехидство, фальшь. Именно эти черты бросаются в глаза Платову и Левше.

Смешон и глуповат царь Александр, без конца ахающий при виде заморских новинок и платящий за ненужную пляшущую «нимфозорию» миллион рублей серебряными пятачками. Но его упорное неуважение к родному народу и преклонение перед всем иностранным уже не смешно, а оскорбительно для русских людей.

Комичны напыщенные, самовлюбленные англичане, живущие возле «Твердиземного моря», одетые «в тужурные жилеты» и обутые «в толстые щиглеты с железными набалдашниками».

Они основательные, но внутренне бескрылые люди, рабы и поклонники «практических приспособлений механической науки». Металлическую блоху они сделали, чтобы удивить мир, и были уверены, что никто их превзойти не сможет.

В целом, конечно, изображение «добропорядочных» англичан ведется Лесковым в тонах добродушного веселого юмора.

Это люди честные, трудолюбивые, искренне желающие добра Левше. И Лесков, в противоположность славянофилам, никак не был против технических новшеств, которые считал залогом прогресса человечества.

Лесков на примере трудового подвига Левши и его товарищей с горечью показывает, что правительство России не может и не хочет направить великую созидательную силу русского народа на преобразование отсталой страны.

Реобразование отсталой страны. Силы гениальных людей тратились на пустяки, хотя и потрясающие по своему искусству. Об этом прямо сказали Левше и англичане, когда он заявил им, что арифметики не знает, а всю науку русские люди проходят «по Псалтирю да по Полусоннику».

«Это жалко, лучше бы, если бы вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали… Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой машине расчет силы есть, а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может.

Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует». Конец сказа «Левша» Лесков считал особенно сильным в идейном и художественном отношении.

«Мне кажется, что лучшая часть всетаки в конце — Левша в Англии и его трагическая кончина»,— писал он И. С. Аксакову.

Именно в этих сценах, рисующих победу русского таланта и его последующую гибель на родине, и заключен основной идейный смысл сказа.

Оригинальность восприятия жизни, чуждой сказителю и герою, комическое и сатирическое переосмысление многих ее понятий, языка и создает особый стиль сказа о Левше.

Сравнивая впоследствии стиль своей легенды «Скоморох Памфалои» и стиль «Левши», Лесков писал: «Этот язык, как язык «Стальной блохи», дается не легко, а очень трудно, и одна любовь к делу может побудить человека взяться за такую мозаическую работу.

Но этотто самый «своеобразный язык» ставили мне в вину и таки заставили меня его немножко портить и обесцвечивать».

Признавая наличие в языке «Левши» элементов стилизации, Лесков тем не менее считал этот язык понастоящему народным, пронизанным подлинно национальным юмором.

Поэтому он предупреждал переводчика на немецкий язык о трудностях передачи чисто русского смысла комических словообразований в «Левше».

«С «Левшой» и «блохой» трудно будет Вам справиться. Тут знания немецкого просторечия недостаточно. Что Вы сделаете с созвучиями и игрой слов: «клеветой» вместо «фельетон», «спираль» вместо «спертый воздух», «досадительная укушетка» и т. п. Конечно, чтонибудь выйдет, но общего тона такой вещи передать на ином языке нельзя».

И это справедливо: сказ о Левше насквозь русский и по языку, и по мироощущению, и по манере мышления. Лесков использует в нем приемы сказочного повествования: зачины, построения диалога, концовки: «Государь говорит: «Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?» А Платов отвечает: «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо…

Страницы: