» Педагогическая профессия 21 века»

Содержание скрыть

Начиная разговор о педагогической профессии, невольно вспоминаются слова известного русского публициста Николая Александровича Добролюбова: «Прекрасна дорога — иди в педагоги». Вместе с тем, поступая в педагогический университет, далеко не каждый из вас четко представляет, как можно стать настоящим педагогом, что для этого надо делать, хотя и кажется, что за годы школьной жизни о труде учителя узнали все.

Известно, что все начинается с учителя, с педагога… Он стоит у порога самостоятельной жизни каждого человека. Своим примером, словом и делом он открывает перед детьми прошлое, настоящее, утверждает радость познания, учит видеть будущее человечества и своей страны, помогает постигать тайны природы, достижения культуры и вершины человеческой мысли, познавать жизнь и найти свое место в ней. От поколения к поколению педагог передаёт эстафету своих знаний во имя счастья и мира на земле. Он является связующим звеном в цепи поколений.

Сейчас в XXI веке профессия педагога не утратила своего значения, а приобретает всё большую значимость. Сегодня педагогами называют тех, для кого работа в сфере образования стала профессией. Получить образование стремится всё больше и больше людей, а без профессии педагог-учитель – это невозможно сделать. Именно поэтому труд педагога без всяких преувеличений профессия на все времена. Если хорошо подумать. Есть ли дело на земле более ответственное, чем педагог? Нет, потому что этому делу суждено тысячекратно повторяться в других судьбах. Педагог, образно говоря, осуществляет связь времён.

Слово «педагог» греческого происхождения, оно означает «дето-водитель». Таким образом, в слове педагог есть прямое значение, связанное со специальным делом, — вести, сопровождать ребенка. Постепенно значение это расширилось и стало одновременно и специальным, метафорическим. Специальное значение слова было обусловлено выделением особого вида деятельности, обеспечивающей введение ребенка во взрослую жизнь, для которой он должен быть специально обучен и воспитан. Метафорическое значение обусловлено тем, что в «поводыре» время от времени нуждается любой человек, и у каждого человека в жизни возникает потребность в педагоге-учителе, в педагоге-наставнике, в духовном учителе, в человеке, который передает другому свое дело, свои умения в этом деле, мастерство, учит его этому мастерству. Древний смысл слова в условиях современности заполнен новым содержанием: педагог вводит подрастающее поколение в XXI век — эпоху культурного перерождения и творчества…

7 стр., 3393 слов

Нормативы комплекса ГТО (Готов к труду и обороне) и их значение ...

... Поставленные задачи и перспективы Основной целью возрождения ГТО является популяризация спорта и увеличение числа граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни. В перспективе к 2020 году доля людей, ...

Цель данной работы

1.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ

1.1. Введение в педагогическую профессию: основные понятия и термины, Педагогическая профессия. Педагог

Основой педагогической профессии является педагогическая деятельность.

Что представляет собой «педагогическая деятельность»?

Педагогическая деятельность

Назначение педагогической профессии определяется профессиональными функциями. Круг функций педагога-специалиста достаточно обширен. К ним относятся основные общепедагогические функции (социальная, гуманистическая, образовательная, развивающая, воспитательная, обучающая) и дополнительные, специальные функции (диагностическая, прогностическая, проектировочная, конструктивная, организаторская, аналитическая, коммуникативная, методическая и др.).

Функции отражают социальное назначение педагога, его квалификационные профессиональные особенности и исполняемые должностные роли. Например, к педагогической профессии относятся следующие специальности: воспитатель детского сада, директор школы, учитель начальных классов, учитель-предметник, социальный педагог, педагог-психолог, методист, работник дополнительного образования, преподаватель профтехучилища, техникума, колледжа, вуза и т.д. Успешная реализация всех этих функций учителями обеспечивает в школах высококачественный целостный педагогический процесс.

Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности — ее совместный характер: она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает. Эта деятельность не может быть деятельностью только «для себя». Ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность «для другого», «для других». В этой деятельности соединяются самореализация педагога и его целенаправленное участие в изменении обучаемого (уровня его обученности, воспитанности, развития, образованности).

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией. Человек, который занимается профессионально педагогической деятельностью, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог. Часто это зависит от учреждения, в котором он работает: воспитатель — в детском саду, учитель — в школе, преподаватель — в техникуме, училище, вузе. Педагог — скорее родовое понятие по отношению ко всем остальным.

1.2. Основные признаки педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность носит преднамеренный характер. В отличие от семейного обучения и воспитания, которые органически соединены с жизнедеятельностью семьи, профессиональная педагогическая деятельность отделена от повседневной жизнедеятельности ребенка:

ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями и умениями;

для ее реализации существуют определенные формы: урок и занятия, «классы»;

  • эта деятельность преследует определенную цель: научить ребенка чему-либо, передать ему систему определенных знаний, сформировать определенные умения и навыки, преодолеть пробелы в знаниях;
  • воспитать его;
  • взрастить в нем человека;
  • развить его способности, интересы, мышление, память, воображение и т. д.;

цель во многом определяет содержание обучения, воспитания, образования

3 стр., 1032 слов

Особенности проектной деятельности педагогической направленности

... образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, ощущают чувство принадлежности и удовлетворения от успехов и достижений своего ребенка. Организуя проектную деятельность в дошкольной образовательной организации, педагог должен изучить интересующие ...

  • ребенок обычно тоже понимает «особый», серьезный характер этой деятельности — он включается в особые отношения с педагогом (эти отношения деловые, официальные, регламентированные);
  • результаты педагогической деятельности, особенно в ее обучающей части, могут быть проверены;
  • ее итогом являются знания и умения того ребенка, которого обучал учитель;
  • менее очевидными могут оказаться результаты воспитания — в силу того, что ребенка «воспитывает все», а также и того, что талант воспитания — редкий и трудный талант, а результаты воспитания во многом «отсрочены» во времени;

настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью — он использует самые разнообразные возможности своего влияния на ученика: неформальные беседы, до верительные разговоры, обсуждение волнующих ученика проблем, советы, поддержку, помощь.

1.3. Структура педагогической деятельности

конструктивный, организа­торский и коммуникативный

Конструктивный компонент

Организация каждого занятия начинается с планиро­вания, обдумывания своего поведения на уроке, расста­новки материала, связывания его в единую цепь изло­жения, формулирования дополнительных вопросов. Это планирование меняется в зависимости от педаго­гического мастерства учителя.

Конструктивная деятельность педагога включает планирование

  1. содержания будущей педагогической деятельности (план работы вообще);

  2. системы и последовательности собственных действий (что, как и в какой последовательности должен делать сам);

  3. системы и последовательности действий учащихся (коллектива в целом, отдельных групп в нем и конкретных учащихся в зависимости от их особенностей).

1- (род. 1923) — доктор педагогических наук, основатель и первый президент Академии акмеологических наук (1990).

Организаторская деятельность, Организаторская деятельность педагога имеет три аспекта:

  1. организация своего изложения (рассказ, беседа);

  2. организация своего поведения, действий в условиях деятельности:

  3. организация деятельности детей (коллективной, групповой и индивидуальной).

Успех организаторской деятельности зависит от то­го, как преподаватель умеет сочетать эти аспекты, ведь главное в педагогической деятельности — добиться, чтобы дети хорошо знали, говорили, доказы­вали, рассуждали и находили истину, без этого невоз­можно обучение.

103 стр., 51399 слов

«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

... формы организации взаимодействия семьи и школы в обучении учеников начальной школы . Построение современных моделей эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников требует анализа текущей социально-педагогической ситуации, имеющегося опыта психолого-педагогической работы с ...

Коммуникативная деятельность

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ В XXI ВЕКЕ

2.1. Исторические факты возникновения и развития педагогической профессии на разных этапах становления общества

Профессия учителя является одной из древнейших. Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной, целенаправленной педагогической деятельности. Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия).

Земледельческое хозяйство в этих странах было основано на искусственном орошении. Это потребовало наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата) и построения плотин. Постепенно из этих наблюдений и в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и больших городах. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были главным образом жрецы, составляющие привилегированную касту.

Возникновение школы как социального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появлением письменности и зарождением науки. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках, датированных ранее 2500 лет до н. э. Это была дворцовая школа для детей царских сановников. Чуть позже возникло даже особое учебно-научное учреждение «Рамессеум» 2 , где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи.

педономами

В первой половине 2 в. до н. э. Рим завоевывает и подчиняет своему влиянию ряд государств Средиземноморья. В это время резко возрастает роль культуры, науки и искусства в жизни общества. Происходят изменения и в воспитании. Возникают грамматические школы. В эти школы принимались мальчики 11-12 лет, научившиеся читать и писать дома, иногда в начальной школе. В большинстве это были дети знати и богачей. Обучение

2 — Рамессеум -Поминальный храм фараона Рамсеса II. Часть Фиванского некрополя. Название предложил Жан-Франсуа Шампольон, исследовавший храмовый комплекс в 1829 году.

продолжалось примерно до 15 лет. Школы ставили задачу — дать подростку достаточно широкое по тем временам гуманитарное образование и на этой основе подготовить его к дальнейшей деятельности в качестве политического и судебного оратора. Преподаватели этих школ («грамматики» или «литераты»), как правило, были образованными людьми с широким кругозором. Вышедшие главным образом из социальных низов, грамматики принимали активное участие в общественной жизни; многие из них добивались значительной известности.

23 стр., 11148 слов

Педагогический такт учителя

... в той или иной ситуации. Целью нашего исследования является педагогический такт учителя как необходимое качество учителя для достижения высокого профессионального уровня. Предмет исследования - ... учителя, как начального, так и среднего, больше зависят от исторического момента, в котором происходит образовательный процесс. Новая ситуация в обществе ставит новые цели в области образования ...

В условиях напряженной общественной борьбы в последние десятилетия существования Римской республики (начало и середина 1 в. до н. э.) приобретает огромное значение политическое и судебное красноречие. Создаются риторские школы, открывающие доступ к политической карьере значительному кругу лиц. В риторских школах учились подростки и юноши в возрасте от 13-14 до 16-19 лет. Риторские школы давали широкое общегуманитарное образование, знакомили с произведениями выдающихся историков, ораторов, поэтов, с философией и правом.

В период империи Римское государство стремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Юлий Цезарь дал всем учителям права на римское гражданство. Император Веспасиан (70-99 г.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными служащими. Антоний Пий (император в 138-161г.) установил число риторов и грамматиков, полагавшихся каждому городу в зависимости от числа его жителей, а для учителей — ряд льгот и привилегий. При императоре Диоклетиане (285-305 г.) был введен обязательный состав учителей для каждого типа школ, определен круг их обязанностей и суммы гонорара.

В период раннего средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная (называвшаяся также кафедральной или епископской), приходская. Монастырские школы вначале были школами для обучения мальчиков, которых родители с самого раннего детства обрекали на будущее монашество. С течением времени монастырская школа разделилась на внутреннюю и внешнюю — для приходящих учеников.

В некоторых монастырских школах наряду с чтением, письмом, законом божьим и пением были введены курсы грамматики, риторики, диалектики, а позже арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Во всех типах школ учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятыми только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Уроков — коллективной работы всего класса с учителем — в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т. д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.

С развитием ремесленного производства и торговли, с ростом городов прежние церковные школы не могли удовлетворять растущие потребности городского населения в грамотности и элементарных знаниях. В городах по инициативе объединений ремесленников возникают цеховые школы, а по инициативе купечества — гильдейские школы. Несколько позже те и другие сливаются в городские (магистратские) школы, содержащиеся городским самоуправлением. Цеховые и гильдейские школы были платными. Цехи, гильдии, а также городское самоуправление несли расходы по постройке школьных зданий, на хозяйственные нужды, главная же часть платы учителям поступала от родителей учеников. Назначение учителей и заведующих школами производилось цехами, гильдиями и городским самоуправлением (в зависимости от того, какой была школа).

13 стр., 6468 слов

Учитель современной школы

... учителям, студентам в их педагогических усилиях. Новизна заключается в создании методических указаний для многих учителей по использованию регионального материала для повышения статуса учителей в современных школах. Профессия учителя - одна из важнейших в современном ... педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую ...

В XVI веке создается педагогическая система иезуитов. Иезуитское воспитание ставило себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляло эту цель новыми средствами: физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа наглядности, мягкая (внешне) дисциплина, довольно широкий круг общеобразовательных знаний. С целью полного подчинения себе учащихся, устранения каких бы то ни было посторонних влияний иезуиты свои учебные заведения делали закрытыми — интернатами (отсюда и их название «коллегиум»).

В число учащихся этих коллегиумов принимались лишь дети из господствующих классов.

Для осуществления поставленных иезуитами целей воспитания требовались искусные учителя, умеющие проводить эту задачу настойчиво, но тонко. Иезуиты уделяли этому вопросу большое внимание, и именно они впервые осуществили систематическую подготовку учителей. Учителями были исключительно члены ордена. По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.

В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII-XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров).

Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического образования (в России в конце XVIII века) определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.

В 1779 году при Московском университете была открыта учительская семинария — педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальных школ; она готовила небольшое число учителей для Московской и Казанской гимназий и некоторых пансионов. В 1803 году в Петербурге открылась Учительская гимназия, готовившая учителей для городских училищ. В 1804 году она была преобразована в Педагогический институт. В начале XIX века в России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для средних классов общеобразовательных школ.

5 стр., 2062 слов

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе ...

... разнообразить образовательный процесс второй половины дня младших школьников. Информационные технологии в режиме группы продленного дня позволяют детям ... технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Группы продленного дня (ГПД) в ... числа» и др. Очень хорошо используют Интернет наши «политинформаторы» для подготовки сообщений. « ...

В целом в дореволюционной России преобладала подготовка учителей для начальной школы. Основным типом подготовки учителей для начальной школы были учительские семинарии с 4-летним сроком обучения, подведомственные Министерству народного просвещения. На начало 1917 года в России была 171 учительская семинария. В семинариях преподавали закон божий, русский и церковнославянский языки, литературу, арифметику с начальными сведениями из алгебры и геометрии, естествознание, физику, историю, географию, рисование, пение, а также педагогику, методику первоначального обучения русскому языку и арифметике. По выбору совета семинарии учащиеся обучались ремеслам. Учителей начальной школы готовили также педагогические классы 913 женских гимназий, 50 женских епархиальных училищ и Женский педагогический институт в Петербурге. В XIX веке для церковноприходских школ учителей готовили церковно-учительские школы, а также второклассные учительские школы, подведомственные Синоду. Многие учителя, особенно на окраинах России, не имели педагогического образования и получали звание учителя после сдачи специальных экзаменов.

Учителями средних учебных заведений назначались, как правило, лица, окончившие университеты и некоторые высшие учебные заведения непедагогического профиля, а также духовные академии. В 60-70-х годах XIX века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После октября 1917 года начались поиски новой системы педагогического образования, создавались новые типы высших и средних профессиональных педагогических учебных заведений. Так, учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы, а бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования для подготовки учителей по отдельным учебным предметам для старших классов средней школы.

Сеть педагогических институтов в Советском Союзе в основном сложилась к 30-м годам. В этот же период стало широко развиваться среднее и высшее вечернее и заочное педагогическое образование (заочные курсы, факультеты и отделения при пединститутах, университетах).

С середины 80-х годов в педвузах страны стали широко вводиться различные дополнительные специализации. Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность — информатика, иностранный язык и др. В 90-е годы XX века с переходом к процессу демократизации общественной жизни, в частности гуманизации и демократизации системы образования, значительные перемены произошли и в процессе подготовки учителей: часть педагогических институтов была преобразована в педуниверситеты, появились новые типы средних педагогических учебных заведений.

2.2. Развитие педагогической профессии в

В последние десятилетия в России произошли серьезные изменения

социо- культурной ситуации, которые оказали существенное влияние на проблему подготовки педагогических кадров. На вопросах подготовки педагогических кадров в Российской Федерации акцентировано внимание в документах, принятых, прежде всего, на федеральном уровне: Федеральные государственные образовательные стандарты 3 , Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года с внесенными изменениями 2016-2017 года 4 , Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (которая включает в себя «Распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р « об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы») 5 , Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы, Профессиональный стандарт педагога 6 , Программа «Модернизация педагогического образования в Российской Федерации»

25 стр., 12415 слов

Современные образовательные интернет-ресурсы для профессионально-личностного ...

... информатизации школ и профессионального развития педагогов; широкого распространения электронных образовательных ресурсов; массового внедрения методик их использования; модернизации системы методической поддержки информатизации образования. 5. Московский Центр Непрерывного Математического Образования Учащиеся, учителя, родители учеников. ...

В этих документах сформулированы требования, предъявляемые как к профессионально-педагогической деятельности (задачи, компетенции), так и к личности педагога, в связи с этим функции педагога, направленные на установление социального взаимодействия с субъектами расширенного образовательного пространства, становятся особенно значимыми. Будущим педагогам для успешного выполнения новых функций профессионально- педагогической деятельности необходимо развивать социально значимые

3 — Приложение 1

4 — Приложение 2 «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года с внесенными изменениями 2016-2017 года»

5 — Приложение 3

6 — Приложение 4

качества личности и формировать компетенцию социального взаимодействия.

Анализ мировых тенденций в области образования, в данном случае профессионально-педагогического, свидетельствует о необходимости предъявления более высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам педагога.

По мнению В.И. Андреева 7 основными проблемами, с которыми столкнулись учителя нового тысячелетия, это:

  • всё более сложные, постоянно усложняющиеся проблемы повышения качества образования, гарантирование высокого уровня образовательных стандартов, с чем сможет справиться лишь учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью;
  • учителю часто самому предстоит ставить и решать творческие и исследовательские задачи, то есть возрастает роль и значение творческих, исследовательских способностей учителя. Таким образом, учитель будущего должен быть непременно творческой личностью;
  • всё усложняющиеся проблемы воспитания потребуют от учителя более высокого уровня интеллигентности, возрастает роль и значение духовно-нравственного потенциала учителя;
  • учителю XXI века предстоит непрерывно овладевать прогрессивными технологиями обучения и воспитания, новыми достижениями отечественного и зарубежного опыта, адаптировать их применительно к своей предметной деятельности, приспособить к своим индивидуальным особенностям и способностям;
  • учителю третьего тысячелетия нужно решать ряд новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний, практических умений и навыков из таких смежных с педагогикой наук, как

7 — Андреев Валентин Иванович — (

7 стр., 3488 слов

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы ...

... в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Образование ... Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/referat/sposobyi-samorazvitiya-vospitatelya-uchitelya-nachalnyih-klassov/ 4. Интернет 5. Видео, аудио; 6. Семинары и конференции; 7. Мастер - классы; 8. ...

философия, психология, медицина, религиоведение, экономика, право, кибернетика, что потребует от учителя значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

XXI век — век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в этой области и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, возрастает эффективность самостоятельной работы, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

На уроке ученик и учитель — сотрудники. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. Главный работник на уроке — ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Поэтому в настоящее время в деятельности учителей все более широкое распространение получает использование современных информационных технологий. За последние 10—15 лет компьютеризация образования из мечты стала явью. Как на учителя, так и на учащихся обрушился огромный информационный поток, требующий умелого и грамотного выбора того, что необходимо как для ученика, так и для учителя. В качестве основных проблем в сфере организации образования и учительского труда (в частности, с использованием информационных технологий) можно выделить следующие:

1. Формирование готовности будущего педагога к работе в единой информационной среде. Данную проблему можно рассматривать, как умение владеть и понимать возможности использования информационных технологий в учебном процессе, — с одной стороны, и как разумное соотношение традиционных и новых технологий в учебном процессе — с другой.

2. Создание единого информационного пространства и формирование единого тезауруса, позволяющего педагогу концентрировать внимание и время не только на организации и методике обучения, но и на концептуальных аспектах учебного процесса.

3. Подготовка и переход на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки учебных курсов, в том числе и гуманитарного блока в учебных планах образовательных учреждений.

4. Подготовка программно-методического обеспечения учебного процесса в едином информационном пространстве. Это требует совместных усилий учителей, методистов, психологов, специалистов по компьютерному обеспечению учебного процесса.

От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист. Ведущими задачами педагога нового типа являются:

  • Создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;

  • Учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; Коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка, помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

И.И. Казимирская 8 раскрывает следующие компоненты личности учителя XXI века:

— Гносеологический: осознание целостности человека и биосферы; осмысление места и роли педагогической деятельности в образовании личности.

Казимирская Инна Ивановна —

— Аксиологический: осознание человека высшей ценностью жизни; осознание личности в единстве с окружающим миром, природой; признание

самоценности каждого периода жизни человека; признание высшей целью образования саморазвитие личности и др.

— Творческий: организовать свою жизнь как пространство беспрерывного общекультурного и профессионального самосовершенствования; способность строить учебный процесс как совместную творческую деятельность и др.

— Коммуникативный: способность мыслить и строить учебно-воспитательный процесс в системе диалога; способность понимать другого, находить компромиссы, уметь вести дискуссию и др.

— Этический: способность осознавать культурно-творческие функции образования, культуру взаимоотношений; осознание педагогического процесса как двухдоминантного, в котором осуществляется диалог поколений; способность формировать эстетические критерии оценки явлений.

профессиональная компетентность

«компетентность»

«обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность».

«Компетентный» в своем деле человек (от лат. Competents-соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный»

Авторы, такие как, А.С. Роботова, В.В. Нестеров, Белкин А. и др., выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:

когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);

психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);

коммуникативная (культура общения и педагогический такт);

риторическая (профессиональная культура речи);

профессионально-информационная (мониторинговая культура).

Таким образом, к базовым компетентностям следует отнести комплекс

универсальных знаний, включающих общенаучные и обще-профессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники и общества.

Ведущими эмоциональными чертами характера учителя должны оставаться: эмпатия, то есть способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей; оптимизм; бодрость, веселость; доброжелательность; удовлетворенность успехами учащихся; щедрость на похвалу; «подход к ребенку с оптимистической гипотезой».

3 . ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ

3.1. Основные понятия и термины

В современном мире происходит широкое внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни — в науку, в образование, производство, быт. Но, что касается, образование, то компьютеризация — это не только обеспечение компьютерной грамотности, но и средство для увеличения производительности труда преподавателей, способ повышения эффективности обучения и самообучения.

В последние годы учебная среда становится шире, учебная работа частично «уходит» от стандартов т.е от учебников, рабочих тетрадей в основном в внешкольную область.

В рамках информатизации образования проводятся многочисленные конкурсы, фестивали, проекты. На основе всего это для учителя открывается перспектива использования интернет- ресурсов, как средство повышения эффективности обучения в современной школе. За счет этого так же происходит обратная связь «учитель-ученик», который позволяет определить личностный подход к каждому ученику. Появления Интернета в образование стимулирует желание учиться, расширяет зону индивидуальной активности, увеличивает скорость подачи материала в рамках одного урока. Все это осуществляется с помощью электронных переписок, участие в конкурсах, создания и проведения проектов.

Использование интернет — ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение уроков, открывает широкие возможности для творчества. Вопрос интеграции Интернета в образовании очень актуален в наши дни. Интернет-ресурсы стали неотъемлемой частью современной системы образования. Преподаватели уже не сомневаются в пользе публикаций учебных материалов в Глобальной сети. Интернет — это источник дополнительной и актуальной информации, Благодаря её использованию, процесс обучения возможно сделать более эффективным и интересным для школьника. Что касается, организации самостоятельной работы учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта.

Применение Интернет-ресурсов на уроках необходимо, учитывая с какой скоростью, развиваются информационные технологии. Мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся.

Интернет

Интернет-ресурс (синонимы «веб-ресурс, веб-сайт, веб-сервис, сайт»)

3.2 Практическая часть: проведение исследования и их анализ по выявлению использования интернет — ресурсов среди педагогов

Мною было проведено исследование, с целью выявления трудностей при использовании Интернета в процессе образовательном процессе.

Объем выборки составил 10 педагогов. Учителям был предоставлен опросник:

Опросник включал в себя 5 вопросов. 9

Цель : выявить использование Интернет-ресурсов среди педагогов.

анализ результатов следующий

— 60% педагогов используют Интернет в образовательном процессе;

— 30% имеют трудности в использовании Интернета;

— 35% учителей используют Интернет-ресурсы на каждом занятии;

— 20% используют видео и фотоматериалы в образовательном процессе;

— 40% учителей используют чужие презентации на своих уроках.

Проанализировав результаты можно сделать вывод — учителя довольно часто используют Интернет в учебном процессе. Но есть и трудности, которые возникают у педагогов в использовании сети Интернет, а именно:

— Пожилые педагоги;

— Педагоги-консерваторы;

— Не заинтересованность в использовании Интернет-ресурсов;

— Не заинтересованность в изучении использования Интернета в процессе образования.

Тем не менее, для облегчения образовательного процесса, в практике педагога могут быть использованы Интернет — ресурсы разного типа . Ознакомлю вас с некоторыми из них.

1. Информационные Интернет-ресурсы, среди которых:

9 – Приложение 5 «Опросник из 5 вопросов»

  • интерактивные учебники и учебные пособия (содержат информацию в виде текста с иллюстрациями, организованного как гипертекст, не предполагают включение мультимедиа компонентов, интерактивных вставок);

  • справочники, хрестоматии и журналы, материалы которых направлены на расширение, углубление знаний по предмету и истории соответствующей науки;

  • видеозаписи лекций;

  • виртуальные экскурсии.

2. Интернет-ресурсы, предполагающие организацию той или иной практической деятельности учащихся задачники:

  • включают только набор задач с ответами;

  • включают набор задач с решениями;

  • включают набор задач с подсказками и решениями, (что позволяет индивидуализировать работу), но не предполагают диалога с пользователем;

  • включают набор задач с подсказками и решениями, предполагают;

  • возможность организации диалога («отправление» ученика к соответствующему теоретическому материалу в случае ошибки или непредставления решения);

3. Вспомогательные Интернет-ресурсы для учителя:

  • разработки уроков (с методической обработкой);

  • библиографические ресурсы, в том числе Интернет — магазины;

Все вышеперечисленные группы интернет ресурсов помогут педагогу в следующем:

  • при подготовке учителя к уроку;

  • для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала;

  • на уроке для организации самостоятельной работы учащихся;

  • для организации работы учащихся на дополнительных занятиях (факультативах);

  • для организации самостоятельной деятельности учащихся во внеурочное время.

Так же они смогут служить основой для подготовки учителем:

  • рассказа (объяснения);

  • подготовки наглядности (иллюстраций, схем, использование коллекций, материалов лабораторных работ…), которые могут быть отображены на проекторе; подготовки презентации, на основе которой учитель ведет свой рассказ;

  • подготовки индивидуализированных раздаточных материалов

  • самого разного характера: от информационных до контролирующих (последнее целесообразно в том только случае, когда отсутствует необходимое количество компьютеров).

При объяснении учителем нового материала возможно использовать LCD-проектор для демонстрации подготовленной учителем презентации. Технология объяснения учителем существенно меняется – он комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При самостоятельном изучении нового материала на уроке, при условии, что каждый ученик работает за компьютером, методика работы с Интернет – ресурсами данной группы принципиально не будет отличаться от работы с электронными версиями или соответствующим бумажным носителем.

Учитель формулирует задание: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д.

При организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала учитель должен четко сформулировать задание для учащихся и указать адреса сайтов, которые содержат информацию по соответствующей теме.

Интернет – ресурсы практической направленности могут являться основой для организации самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и дома.

С помощью интернета для учащихся можно проводить виртуальные экскурсии, которые обладают следующими преимуществами:

  • временные затраты минимальны;

  • доступ к экспонатам любого музея мира;

  • быстрое получение необходимой информации об экспонате;

  • большое количество экспонатов.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы и ответить на ряд поставленных вопросов:

1. Зачем нужно использование Интернет-ресурсов учителю?

  • экономия времени на уроке;

  • глубина погружения в материал;

  • повышенная мотивация обучения;

  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  • привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

2. Что дает использование Интернета ученику?

3. Какие положительные стороны и отрицательные стороны в использовании Интернет-ресурсов в процессе обучения?

Положительные стороны:

  • Повышает эффективность обучения у учеников;

  • Вызывает повышенный интерес к предмету;

  • Улучшает отношения между учителем и учеником;

  • Дает разнообразие в проведение урока.

Отрицательные стороны:

  • При подготовке к занятию учитель сталкивается с лишней и не нужной ему информацией;

  • Некоторые интернет-ресурсы платные;

  • Отсутствие Интернет-соединения в школе.

Несмотря на отрицательные стороны, использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе растет.

Таким образом, считаю целесообразным для педагогов, которые не используют, и те, которые используют Интернет-ресурсы в своей деятельности, усовершенствовать себя, находить новые Интернет-ресурсы, повышать свою квалификацию — это поможет повысить совершенствованию и повышению качества образования в системе общего образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Профессия педагога — одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт человечества. По сути, педагог — это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. В меняющемся мире профессий, общее количество которых насчитывается несколько десятков тысяч, профессия педагога считается неизменной, хотя каждая эпоха предъявляет к ее носителям новые требования.

Педагогическая профессия

Сегодня в сфере образования происходят большие перемены, которые, прежде всего, связывают с информационными технологиями. Компьютеризация, электронные учебники, мультимедийные кабинеты, интернет. И это естественный процесс, ведь мы живем в XXI веке.

Теперь преподаватель не может уже работать так, как раньше. Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, порождают ситуацию, в которой актуализируются новые требования к личности педагога. Необходимость совершенствования процесса подготовки педагогических кадров отражена во многих нормативных документах (смотреть Приложения 1, 2, 3,4 ).

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

В заключении можно добавить, что профессия педагог- учитель на века останется одной из самых значимых профессий современного общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/attestatsionnaya/na-temu-pedagogicheskaya-professiya-v-veke/

1. Введение в педагогическую деятельность Учебное пособие – Гребенкина Л.К, Жокина Н.А., Еремкина О.В. – 2009,

2. Введение

3. Борытко

4. В.И. Андреев «Педагогика высшей школы» инновационно прогностический курс –Казань, ЦИТ 2013

5. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000

6. Галерея профессий: профессия Учитель – интернет источник

7. «Федеральные государственные образовательные стандарты»

8. «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29 декабря 2012 года с внесенными изменениями 2016-2017 года»

9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (которая включает в себя «Распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р « об утверждении концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»)

10. «Профессиональный стандарт педагога» на 1 января 2017 года

11. Роботова А., Леонтьева Т. и др. Введение в педагогическую деятельность.

М. – 2002

12.

Екатеринбург. –2003