Учитель современной школы

деятельность учителя в современной школе.

Цель исследования: изучить личность учителя в современной школе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить роль современного школьного учителя, используя материалы, основанные на

На основе региональной составляющей школы имени М.Х. Дулати в селе Берлик.

3. Изучить творческую деятельность учителя.

4. Определите статус учителя в современной школе.

5.

Основные положения, рассмотренные в работе:

1. Раскрытие сущности современного школьного учителя.

2. Рассмотрим роль недавно обученного учителя в современной школе.

3. Рассмотрим роль современного школьного учителя с учетом региональной составляющей.

Актуальность темы: современный педагог — педагог нового образования: духовно развитый, социально зрелый, творческий человек, грамотный специалист, профессионально владеющий всем арсеналом педагогических средств, стремится к самосовершенствованию, осваивая новые технологии. Он отвечает за формирование и развитие высокообразованной творческой личности и максимальную самореализацию.

Практическое и теоретическое значение: заключается в изучении практических и теоретических материалов, которые помогут начинающим учителям, студентам в их педагогических усилиях.

Новизна заключается в создании методических указаний для многих учителей по использованию регионального материала для повышения статуса учителей в современных школах.

Профессия учителя — одна из важнейших в современном мире. Будущее человеческой цивилизации зависит от ее усилий. Профессиональный педагог — единственный человек, который большую часть времени занимается обучением и воспитанием детей. Если прервать процесс обучения детей как учителя, неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Нет сомнений в том, что общество не получит морально и профессионально подготовленных учителей.

Профессия учителя является одновременно преобразующей и управленческой. А чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Таким образом, понятие профессиональной компетентности учителя выражает единство его теоретической и практической доступности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

«… Действительно, независимо от предмета, преподаваемого учителем, он передает ученику, прежде всего, убеждения в силе человеческого разума, сильное стремление к знаниям, любовь к истине и самоотверженность и полезность для общества отношение к работе. Когда учитель способен одновременно продемонстрировать ученикам высокую и острую культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазм в сочетании с благородной скромностью, то, невольно подражая такому учителю, подрастающее поколение формируется духовно гармоничным способный к человеческому разрешению межличностных конфликтов, столь частых в жизни» .

13 стр., 6478 слов

Педагогический контроль как элемент управления качеством образования ...

... в частности иностранным языком. Цель курсовой работы – изучение функций и видов педагогического контроля в современной школе и его влияния на качество образования. Задачи курсовой ... педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов ...

Содержание профессиональной компетентности учителя конкретной специальности определяется характеристиками квалификации. Это нормативная модель компетентности учителя, отражающая научно обоснованный состав профессиональных знаний, навыков и умений. Квалификационный признак — это, по сути, совокупность обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

В настоящее время в современной школе разногласия и трения между учителем и учениками становятся все более очевидными, особенно в старших классах. Между поколениями все больше и больше возникает столкновение интересов. Но, а как влияет на это стиль педагогического общения, учителя не видят, а некоторые не хотят видеть. Заняв позицию, они стараются ее придерживаться, невзирая на последствия. Но если бы мы могли иметь более четкое представление о том, какой педагогический стиль общения соответствует тому или иному поведению в конфликтной ситуации, то многих, если не всех, конфликтов, возникающих в школе, можно было бы избежать.

Глава. 1. Роль учителя в современной школе

1.1 Личностные и профессиональные качества учителя

Успех в обучении и воспитании детей определяется множеством факторов, каждый из которых достаточно значим, и пренебрежение этими факторами неизбежно приводит к неудачам. Ряд факторов, таких как: методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, их текущий уровень развития и другие. Помимо перечисленного, важным фактором развития ребенка является сам учитель, который берет на себя роль учителя и воспитателя.

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

1. Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса.

2. Большинство учителей выполняют функцию классных руководителей (т.е. являются организаторами воспитательного процесса).

3. Современный учитель не может не быть социальным психологом, ибо ему необходимо уметь регулировать межличностные отношения учащихся, использовать социально-психологические механизмы детского коллектива. Как член педагогического коллектива учитель участвует в организации жизнедеятельности школьного коллектива, работает в методических объединениях учителей-предметников и классных руководителей, выполняет общественные поручения.

3 стр., 1338 слов

«Моя профессия учитель»

... моей жизни. Свою педагогическую деятельность я начала в своей родной школе. Приходилось трудно, так как многие меня знали, как ученицу школы, и признавать учителем ... не со страхом изучают твой предмет. Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам ... я на правильном пути. Ведь быть педагогом — это не просто быть хорошим учителем и воспитателем. Это значит быть человеком. ...

4. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

1.2 Индивидуальный стиль педагогической деятельности

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности . Он проявляется:

  • в темпераменте;
  • в характере реакции на те или иные педагогические ситуации;
  • в выборе методов обучения;
  • в подборе средств воспитания;
  • в стиле педагогического общения;
  • в реагировании на действия и поступки детей;
  • в манере поведения;
  • в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания;
  • в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.

1.3 Функции учителя

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально. Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. При этом не принимается во внимание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни параллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эффективность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируемых качеств личности .

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога. Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструкт. деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий уч-ся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).

3 стр., 1273 слов

Коммуникативные способности педагога

... применения коммуникативных способностей педагога в общении. I. Понятие коммуникативных способностей педагога Проблема продуктивного общения и коммуникации актуальна для педагогики. Неслучайно в психолого-педагогической литературе используются термины «коммуникативные умения», «коммуникативные навыки», «коммуникативная компетентность». Под коммуникативными умениями, ...

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение уч-ся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, то есть проявляющимся в любой деятельности, представляет организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Конструкт. компонент педагогической деятельности м.б. представлен как внутренне взаимосвязанные аналити­ческая, прогностическая и проективная функции. Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которая является источником его активности. Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности.

1.4 Урок как творчество учителя

Деятельность людей в процессе обучения носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом и во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых. С их учетом разрабатываются также разнообразные педагогические (дидактические) концепции обучения.

Педагогическая деятельность — это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность — объект исследования различных отраслей педагогической науки: дидактики, частных методик, теории воспитания, школоведения. Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

5 стр., 2095 слов

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ...

... деятельность способствующего развитию их творческих способностей. В качестве таких механизмов мы считаем инновационные технологии обучения. Актуальность рассмотрения вопроса о педагогических инновациях в связи с развитием потенциала креативной личности учителей ... и будущих педагогов. По мнению автора, изменение представлений о структуре профессиональной деятельности современного учителя, вызванное ...

Содержание и психология педагогической деятельности определяется социальными факторами — местом и функциями учителя в обществе, требованиями общества к учителю; затем социально-психологическими факторами: социальными ожиданиями окружающих учителя людей по отношению к его личности и деятельности, его собственными ожиданиями и установками в сфере его педагогической деятельности.

К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при о общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью — а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, — сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических способностей:

  • дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержание и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;
  • экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;
  • перцептивные способности — выражаются в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых;
  • организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе;
  • продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся;
  • суггестивные или авторитарные способности — способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах;
  • академические способности, связаны с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда представляет собой единство высокоморального отношения к учащимся и педагогически совершенной формы обращения с ними. Педагогический такт включает в себя не только вопросы, связанные с п личности учителя, но и ориентацию учителя в приемах и средствах педагогического воздействия, а также нравственные установки и принципы, которым учитель следует.

7 стр., 3488 слов

«Совершенствование педагогического мастерства учителей школы ...

... профессиональным. Обсуждение с педагогами: "По каким направлениям деятельности учителю необходимо заниматься самообразованием?" ... и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. ... деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, ... его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или . Квалифицированный педагог в ...

К.Д. Ушинский справедливо относил это понятие к области психологии: «Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы он ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем практиком, есть, в сущности, не более как такт психологический…». Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

  • не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
  • не противопоставлять сильных слабым;
  • не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
  • замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
  • воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
  • формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей, если станет поощрять их за хорошие поступки ,и не будет наказывать, обращать слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

Проверка и оценка результатов обучения является важным компонентом деятельности учителя. В современной дидактике выделяют четыре основные функции контроля:

1. информационная;

2. диагностическая;

3. обучающая;

4. воспитательная.

Информационная (учетно-контрольная) функция подразумевает систематический учет результатов обучения, что позволяет учителю контролировать успеваемость каждого учащегося в течение всего учебного процесса.

Диагностическая (контрольно-корректирующая) функция необходима для обеспечения обратной связи «учитель — ученик», чтобы учитель вовремя вносил коррективы в методику обучения, перераспределял учебное время между отдельными вопросами темы, для устранения недочетов в знаниях школьников.

43 стр., 21079 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ГЕНДЕРНОМ ...

... деятельности педагогической службы школы по проблеме гендерного воспитания, заключающейся в диагностике и анализе данной проблемы, оказанию помощи детям, ... реальной связи с семьей ложится на плечи учителя. Гендерное воспитание является основой создания условий для роста самосознания ... взаимодействия семьи и школы в гендерном воспитании детей 7 – 8 лет рассматривается в работах таких авторов и ученых, ...

Обучающая функция контроля важна для закрепления и углубления знаний учащихся, поскольку в процессе проверки ЗУН школьников происходит повторение материала, а учитель акцентирует внимание класса на самом существенном в учебном материале, на важнейших мировоззренческих идеях курса, разбирает типичные ошибки, допускаемые учащимися.

Воспитательная (мотивационная) функция проявляется в стимулировании учащихся к дальнейшей учебе, совершенствованию и углублению своих знаний. Четко поставленные учебные цели и возможность проверить и оценить полученные результаты служат мотивацией в учебе, развивают у учащихся умения самоконтроля и самооценки.

Травмирующие влияние оценки.

Один педагог писал: « Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Все зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого их них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения».

Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, — это их возможное травмирующие влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости, до слез.

Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональный комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.

Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И туту включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (например: дворовые компании).

И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым — тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения — это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

33 стр., 16003 слов

Выпускная работа бакалавра формирование адекватной самооценки ...

... психолого-педагогические условия и методы работы учителя по формированию адекватной самооценки младших школьников. Гипотеза исследования: благоприятным условием формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста учителем является создание в классе ...

Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремиться им стать. Однако, если учитель — сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, так как достигать чего-то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.

Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен, может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе — это страх проверки знаний.

Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: «Тебе что, больше всех надо?», — говорят ему одноклассники; «Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую» — говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становиться понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное — цель, а средства для её достижения второстепенны, причем стандартные — лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть, внешняя мотивация не так уж плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чем спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? — об отметках и оценках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? — об отметках и оценках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? — отметки и оценки. Отметки и оценки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижений ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.

Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в наших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить. Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания. Заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить. Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.

3 стр., 1282 слов

Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной ...

... обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Роль учителя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. ... учителя. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Таким образом, использование проектной деятельности ...

Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

— при оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к Вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

  • существует так называемый «эффект ореола». Например ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды моет в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную, можно просто использовать простое правило: при оценивания сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподноситься критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: «Ты глупый, ты лентяй»).

Оценивается только действие, а не личность: «Ты поленился».

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, то есть, что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: «У тебя обязательно получится», «Я в тебя верю» — такие слова педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Необходимо хвалить учащегося. Похвала должна возникать спонтанно, её не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресована.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: «Я не хуже других!».

Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.

Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу.

Когда нельзя ставить отрицательные отметки:

  • нельзя наказывать отметкой (ставится «2» за плохое поведение);
  • если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относиться к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
  • если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

1.5 Особенности педагогического творчества

Мир, в котором мы живем, час от часу становится меньше, уже, теснее. Дороги, опоясывающие Землю, делаются всё короче. Время быстрее несется к далеким мирам. Чем больше открытий, тем больше загадок. Люди приходят к выводу, что все не уместится в формулы и цифры, в чертежи и схемы, что есть вещи, не поддающиеся предвидению. Таким непредсказуемым, уникальным существом является человек.

Человек, исследующий сам себя, пытающийся менять своё я, создавать свои точные копии-клоны. Только одно не может понять, изучить, запланировать — свою душу, свой духовный мир.

Научно-техническая революция давно перестала быть революцией. Мы привычно, одним взмахом руки вызываем электрическую и атомную энергию, микроволновые и ультразвуковые излучения. Но невозможно компьютеризировать процесс создания человеческой души и разума. Только человек может наполнить жизнью душу другого человека.

Компьютер поможет добыть информацию, книга дает пищу к размышлению, а что сегодня дает учитель? Учебники, образовательные программы и пособия — все они даже называются по-особому — самоучитель. Но может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать? Что даст ребенку «чистое знание» без примеси нравственного чувства? Что станет с цивилизованными людьми, забывшими свои культурные истоки?

Сегодня люди уже не могут управлять теми изменениями, которые сами внесли в этот мир. Все, в итоге, сводится к человеческим качествам, к преобразованию мышления, к той самой тайне создания человека человеком — к воспитанию и учению.

Учит и воспитывает учитель.

Учитель по большому счету, в ответе за жизнь на Земле. Учитель создает завтрашний образ, завтрашний лик нашей Планеты. И, может быть, земля станет безликой и серой, безобразной и безжизненной, а может быть, — зеленой, живой, сияющей. Значит, труд учителя в сегодняшней жизни должен восприниматься и оцениваться как миссия. Миссия — великий труд на благо человечества. С космических высот фраза эта не звучит банально: земля такая маленькая!

Человек, скорее всего, единственное разумное существо во вселенной, сам, не зная того, занесен в красную книгу жизни. А учитель — такова его сила — может либо навсегда вычеркнуть маленького человека с её страниц, либо наделить начертанное имя сиянием. Поэтому и говорят в народе, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь еломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы — задача учителя. Стать для слабой тростиночки на ветру сильной опорой, крепкой оградой. Не угасить тонкую лучиночку, искорку, не погрузить во тьму, но сберечь этот свет, дать пламени силу — это миссия учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес — ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благородном человеке — вот работа учителя.

И это значит, что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, бодрствующий, кропотливый, чуткий.

Эта чуткость духа недремлющего обязательно должна быть в учителе. Педагог сам должен ощущать себя частичкой мироздания, как в стихах Хименеса: «Как ясно, на ветру шумя в деревьях, мне говорит душа, что я во всем». «Я во всем и все во мне», рожденная мною мысль будет посеяна в моих учениках, они воплотят меня в десятки прекрасных дел, они реальное мое продолжение, потому что мысль и душа, красота и любовь вечны. Это великая тайна педагогического творчества, в этом сила и опасность.

Что увековечивают учителя в своих учениках?

Чему и кому будут служить мысли и образы, созданные учителем? «Учитель прикасается к вечности», — эти слова Генри Адамса должны гореть в нас, учителях. Гореть, обжигать, потому что ученики врастают в учителя, как в почву, они становятся единым целым. Учитель является источником, откуда ребенок пьет не задумываясь, не имея возможности отвернуться, даже если его напоят отравой. Оттого — то недопустимо, чтобы учитель был «ненастоящим», «неживым». Я хочу, чтобы наши дети наполнялись от источника жизни — любви. Любовь даст учителю потрясающую возможность, которой нет у людей другой профессии, нет даже у родителей, идти рядом со своим учеником по дороге жизни и знаний. Когда твои друзья-дети, ты получаешь право забывать свой возраст, хохотать от чистого сердца, весело кричать своим ученикам: «Привет!» «Здравствуйте, люди!».

Учитель — это состояние души. Это образ жизни. Это философия и мировоззрение. Не должно существовать такого словосочетания — плохой учитель. Ошибка человечества в том, что учительство перешло в ранг профессии. Но ведь плохой актер, актер без дара, не получит роль. Почему же на роль учителя претендуют бездарности?. Грубовато сказано? Жестко? Тогда ответьте, в каких руках хотели бы вы видеть этот мир — в любящих, сильных, горячих, родных или в холодных, расчетливых? Отвечайте, решайте скорее. Потому что время стремительно, не ждет, не медлит, не спрашивает нас ни о чем. Оно лишь твердит: «Все в ваших руках».

Мобильность, динамичность, энергичность, современность — эти качества плюс высокая работоспособность характеризует учителя нового времени. Учитель находится постоянно в творческом поиске.

Глава 2. Учитель в современном мире — учитель новой формации

2.1 Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Современное общество не может устроить учитель в качестве транслятора информации, поэтому роль учителя в школе существенно меняется. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии. Педагог, который постоянно работает над повышением квалификации и творчески подходит к образовательному процессу, всегда готов к новшеству.

Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным. Педагогические технологии должны отвечать следующим требованиям: направлять на развитие мышления, обучать анализу, делать выбор, вступать в полемику, не соглашаться с догмами, участвовать в дискуссии. И в такой ситуации традиционные формы обучения через классно — урочную систему недостаточны.

Д. Хиббен говорил о том, что образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях.

В новом веке грамотность человека, безусловно, будет определять его жизненную силу и жизнетворчество. Повышается ответственность учителя за воспитание и образование детей.

Учителями становятся ради того, чтобы обогатить детей внутренне и дать им представление об истинных человеческих ценностях.

Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, стратегический ресурс устойчивого развития страны.

Государственные и общественные интересы выражены в социальном заказе общества им образовательной политике государства, основой которого обозначены Президентом страны, как необходимость в высокообразованных, компетентных гражданах, способных к самореализации и самоутверждению в условиях динамично развивающегося социума и к воплощению в жизнь задачи вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентно способных стран мира.

Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке.

Мировое сообщество развивается стремительными темпами и потребность в гражданах, способных мыслить творчески, критически, является насущной проблемой для всех государств.

Происходящие в современном обществе социальные перемены требуют пересмотра и совершенствования профессиональной переподготовки педагогических кадров. В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.

Нам нужен учитель новой формации, соответствующий потребностям экономической и общественной модернизации.

Есть мир бесконечно малого, есть мир бесконечно большого. Есть мир бесконечно сложного — мир Образования.

Образование является неотъемлемой частью любого общества, так как с помощью воспитания, как социального явления происходит «воспроизводство» новых поколений. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему, которая должна в определенной степени опережать поступательное движение социального развития экономики, науки и культуры.

Статья Саид Баба говорил о том, что стать учителем нужно для себя, в тебе есть источник света, зажги его и иди вперед без страха, потому что, дорогу осилит только идущий вперед.

Поэтому я считаю, что должен измениться урок. И главное, должен измениться сам Учитель.

Важное место отводится статусу педагога новой формации. Учитель новой школы — это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. В идеале учитель должен понимать самоценность образования, быть культурным человеком, прекрасно знать собственный предмет, педагогику, психологию, использовать личностно — ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности. Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены в содержании, структуре и способах образования требуют активного включения в систему повышения квалификации в подготовку учителей к реализации реформ.

Учитель — тот, кто наставляет, кто учит, тот, кто побуждает человеческое в человеке, по мнению Ф.Мориака, должно стать неотъемлемой частью программы учителя новой формации.

Джон Кеннади считает, что прогресс нации полностью зависит от прогресса в сфере образования и инновационной деятельности учителя.

Образование не только обучение знанием, умением и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.

Жизнь человека ХХI века ставит перед образованием новые задачи, нацеленные на раскрытие потенциальных возможностей человека, способного в любых социально-экономических условиях найти себя и самореализоваться.

Девизом деятельности учителя новой формации должны стать слова М.Монтессори: «Помоги ребенку все сделать самому, ничего не делая за него. Направь в нужное русло, а остальное он сделает сам».

Одним из основных технологий деятельности учителя новой формации является личностно-ориентированные, информационные, проектные технологии. Данные технологии учитель может использовать как на уроке, так и во внеурочной работе. Задача учителя нового поколения — научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать собственное будущее. Процесс обучения в школе новой формации должен, строится на основе сотрудничества учителя и ученика, направлен на развитие проектных, исследовательских навыков. Особое внимание должно уделяться формированию педагогического мастерства учителя новой формации.

Учитель новой системы обучения должен уметь подбирать и разрабатывать содержание вариативного компонента образования, обеспечивать многоуровневый и личностный характер образовательного процесса посредством проектирования образовательных маршрутов учащихся, умело организовывать ценностно-деятельностный процесс познания, обеспечивающий формирование жизненно важных компетентностей учащихся. Современный учитель должен уметь осуществлять педагогическую диагностику личностного развития каждого обучающегося, фиксируя динамику его интересов. Информационная основа современных образовательных технологий предусматривает высокую информационную грамотность и исследовательскую культуру педагогов.

Учитель нового времени, должен видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, должен решать сложную педагогическую задачу: как одновременно обучать всех по-разному.

Учитель новой формации по требованиям современного общества должен максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека, сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор, должен помочь приобрести такие качества и умения, которые позволят достичь успеха, то есть научить детей быть успешными и помнить о том, что сказал И.А. Аршавский: «Не все дети гениальны, но абсолютно все талантливы».

Учитель новой формации — это творческая личность, любящая свою профессию, детей, увлеченное и умеющее отдавать «кусочек сердца» детям, заботящаяся о их судьбах.

Каждый учитель должен понимать, что «ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Давно сказано, что образование для народа — самое важное, после хлеба, ибо без знаний не может быть ни созидания, ни творчества, ни понимания, ни прощения, и, следовательно, не может быть самого человека.

Образование находится сегодня в центре внимания государства и общественности. Чтобы стать успешным, ученик должен иметь успешного учителя. Поэтому необходимы существенные шаги к повышению статуса учителя.

Путь учителя к успеху начинается с того момента, когда приходит осознание, что учитель — это не простой проводник школьника к новым знаниям, а педагог, который идет в ногу со временем, живо интересуется новинками образовательных методик, смело внедряет инновационные технологии в процесс обучения.

«Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку, знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их,» — советовал педагогам Л.Н. Толстой. Этот постулат уже более сотни лет лежит в основе работы каждого учителя. Однако одной любви к детям и своему предмету сегодня недостаточно, необходимы изучения и апробация на практике наиболее оптимальных и эффективных приемов обучения и воспитания детей, целевая установка на результативность, высокий профессионализм и творчество.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, и личность самого учителя. Я убеждена, что если учитель активен в творческом поиске, то продуктивный результат со стороны учащихся не заставит долго ждать.

Постепенно уходит в прошлое традиционная школа — школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Поэтому, я приняла решение перейти в проектной технологии обучения, которая обеспечивает открытие новых знаний на уроке самими учащимися, я с энтузиазмом апробирую данную технологию в своей деятельности. При проектной технологии я организую «открытие» знаний самими учащимися, и, следовательно, добиваюсь качественного усвоения не того, что школьники получили в готовом виде и выучили, а того, что открыли сами и выразили по-своему.

2.2 Эмпатия как основное качество современного педагога

Эмпатия как основное качество современного педагога.

Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей всецело зависит от личности учителя. Педагогу необходимо обладать следующими личностными качествами, которые представляются самыми главными.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей — значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремится быть таким учителю очень важно. Он — посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель. Все вышеперечисленные качества являются необходимым условием для проявления эмпатии. Эмпатия педагога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и учеником, педагогом и родителями.

Эмпатия — «ощущение способности испытывать за другого его чувства». Эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках.

Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность «прогуляться в ботинках», «влезть в шкуру» или «увидеть ситуацию глазами» другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия — это не просто отождествление с переживанием другого индивида.

Фаза выражения эмпатии включает в себя выражение педагогом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для ученика языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.

Роджерс следующим образом описывает эмпатию: «Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир».

Эмпатию можно назвать гуманистическим профессиональным качеством педагога, т.к. через эмпатию признается ценность человека как личности, выражаются принципы равенства, справедливости, человечности; искренне выражается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка.

2.3 Коммуникативность как одно из важнейших личностных качеств учителя

Коммуникативность как одно из важнейших личностных качеств учителя.

Коммуникативный компонент личности учителя включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный.

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

Педагогическое общение — это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Учитель, умеющий создать спокойную рабочую обстановку, атмосферу уважения, активности ребенка предпочтительнее учителя, ученики которого знают все правила, законы, но ученики у которого перегружены, скованы, имеют заниженную самооценку. В этом смысле педагогическое общение важнее педагогической технологии. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

  • взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
  • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
  • мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

-..