Многочисленные исследования учёных и практика показывают, что молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, испытывают трудности в налаживании
Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Вот почему такую важную роль приобретает обучение основам профессионально-
Умения и навыки педагогической техники предполагают умение выбрать правильный стиль и тон в обращении, управление вниманием, собственным психическим состоянием, владение техникой интонирования для выражения разных чувств, что в свою очередь сильно облегчает общение педагога и ученика. Это и объясняет актуальность выбранной темы.
Анализируя коммуникативные способности и навыки педагога, выделяемые в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что среди них можно выделить две группы:
- общие коммуникативные умения и навыки (формирующиеся либо стихийно, либо целенаправленно — в процессе саморазвития или в рамках тренинговых групп);
- специальные педагогические коммуникативные умения и навыки (формирующиеся в ходе специально организованных практических занятий, а также в педагогической практике).
Цель данной работы – на основании литературных источников изучить коммуникативные способности, умения и навыки педагога, выяснить, как они влияют на профессиональное мастерство.
Задачи контрольной работы:
- изучить сущность коммуникативных способностей, умений и навыков педагога;
- изучить особенности применения коммуникативных способностей педагога в общении.
I. Понятие коммуникативных способностей педагога
Развитие коммуникативных способностей заикающихся детей на основе сказкотерапии
... коммуникативных способностей у детей с заиканием, которыми в дальнейшем могут воспользоваться психологи, логопеды, педагоги при работе с заикающимися детьми. Выпускная квалификационная работа ... роли методов сказкотерапии в развитии личности ребенка. Теоретическая значимость работы заключается в новом ... - изучение коммуникативных способностей заикающихся детей и умения общаться в повседневной жизни. ...
Проблема продуктивного общения и
Под коммуникативными умениями, с одной стороны, понимаются умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения.
С другой стороны, коммуникативные навыки нередко характеризуются через уровень владения знаниями и умениями из области некоторых филологических дисциплин, таких как, например, лингвистика, риторика (знание и умение уместно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т. д.).
Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи. К коммуникативным умениям относят также такие, которые необходимы человеку для адекватного выражения своей мысли или понимания чужой. Например, умение придерживаться темы высказывания, раскрыть основную мысль высказывания, определить тему и основную мысль чужого высказывания, подобрать аргументы для доказательства своей мысли.
Именно умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися является одним из важных качеств педагога. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением — важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Согласно определению Н.В. Клюевой, «коммуникативные способности – это способности устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю». Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и проявляются в сложной системе педагогической деятельности учителя:
1) взаимоотношения его с
2) с учителями разных предметов;
3) с администрацией школы;
4) с родителями (разных возрастов, разного социального положения)
5) с людьми, организующими внеучебную деятельность.
Коммуникативные способности проявляются в
Основу коммуникативных способностей учителя составляет умение ладить с разными людьми в разнообразных, порой острых педагогических ситуациях. Сглаживание остроты ситуации обеспечивается подситуативным подходом к осмыслению, пониманию и реагированию на происходящее.
Если структура способностей является своеобразным отражением структуры деятельности, то главными компонентами педагогических способностей являются конструктивный, организаторский и коммуникативный. Общей для них является способность к анализу и обобщению в конструктивной, организаторской и коммуникативной областях деятельности и перестройка собственной деятельности и поведения на этой основе (гностический компонент).
Психологические барьеры в общении педагога с детьми
... учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога. Коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного ...
Коммуникативная деятельность педагога имеет две основные стороны:
1) умение педагога
2) способность личности
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, — это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода:
1. Разговор о способностях к педагогическому общение не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения.
2. Когда речь идёт о
Познание человека человеком
Познание человеком самого себя
Умение правильно оценить ситуацию общения –
Способности, проявляемые в действиях
Коммуникативные конфликты и способы их разрешения
... коммуникативных целей или о распределенности коммуникативных целей, конфликта между ними не возникает, коммуникация реализуется как кооперация (именно такое общение по сути можно назвать состоявшейся коммуникацией). ... особенности поведения человека, тип его межличностных отношений, в ситуации речевого общения, соответствуют коммуникативные потребности и соответственно коммуникативные цели: 1) ...
поощрений и наказаний.
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также её социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перцептивные; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения.
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность», связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели»
Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информации.
Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, так как по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению.
«Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется информирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать своё вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.