Манипуляции в общении (2)

Курсовая работа

Проблематика манипулятивного воздействия давно вызывает большой интерес со стороны ученых во всем мире [Адлер А., Берн Э., Шостром Э.]. По прогнозам ученых, манипулирование личностью, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями может превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. «Современный человек — манипулятор», — пишет Шостром.

Возрастает научный интерес к исследованию процесса манипуляции и в отечественной науке [Абрамова С.Г., Доценко Е.Л., Ермаков Ю.А., Литвак М.Е., Панкратов В.Н.]. Ученые отмечают, что тотальное манипулирование разрушает человека, приводит к его серьезным нравственных деформациям, к разрушению взаимоотношений с другими людьми [Доценко Е.Л.].

Деятельность педагога носит ярко выраженный коммуникативный характер, поскольку предполагает установление контактов посредством общения. Особое место в изучении эффективности педагогической деятельности, по мнению А.А. Реана, А. Маслоу и других авторов, в последнее время стала занимать проблема манипулятивного воздействия. На практике недостаточно внимания уделяется манипулятивному контексту взаимодействия педагога с учащимися в процессе учебно-воспитательной деятельности. Это тем более опасно, что поведение педагога для многих учеников является позитивной моделью взаимоотношений с людьми, способствующей становлению личности учащихся. Пристального внимания требует проблема исследования манипулятивных установок среди педагогов, т.к. зачастую именно педагоги формируют такие же установки у детей. С другой стороны, педагог — актуализатор может разрушить (или скорректировать) родительские манипулятивные установки. Педагог всегда рассматривается как зрелая личность, которая стремится способствовать развитию личности ученика, как в когнитивном плане, так и в личностном. Но всегда ли оправдано использование зрелой личностью манипулятивных приемов и тактик, и будут ли они способствовать личностному росту, как учащихся, так и самого педагога? Педагог-манипулятор использует разнообразные приемы для поддержания своего авторитета среди учащихся и коллег учителей. Так же самому педагогу приходится в своей профессиональной деятельности сталкиваться с ситуациями, когда им пытаются манипулировать – то учащиеся, то их родители, то администрация, поэтому ему необходимо знать, как выходить из таких ситуаций.

2 стр., 664 слов

Интервью с педагогом (карьерное консультирование)

... учащимися, коллегами по работе и администрацией 2–4 2. Ответ носит осмысленный и достаточно развернутый характер. Педагог способен обозначить личностную позицию, видит некоторые перспективы профессиональной деятельности. ... 50, максимальная – 250. 200–250 баллов Педагог имеет сложившуюся концепцию профессионально-педагогической деятельности; осознает свои ресурсы и ограничения, перспективы ...

В связи с этим возникает вопрос об изучении особенностей манипулятивного стиля общения педагогов, необходимости обучения их изменению собственного стиля общения, выработке умения противостоять психологическому манипулированию. В рамках данной аттестационной работы мы хотим выявить влияние манипулятивных воздействий на личность самого педагога, разработать практический материал, направленный на конструктивное изменение стиля педагогического общения и выработку умения противостоять манипулятивному воздействию.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:

Теоретический анализ и исследование особенностей манипулятивного общения в профессиональной деятельности педагогов, специфики манипулятивных приемов, применяемых в педагогической практике и методов противостояния им.

Гипотеза исследования:

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, мы предполагаем, что ограничить использование самими педагогами манипуляций в профессиональном общении и повысить их способность противостоять манипуляциям других возможно, если:

— раскрыть сущность и виды манипуляционных взаимодействий педагогов в профессиональной деятельности;

  • провести исследование механизма формирования манипулятивных установок педагогов;

— разработать и реализовать в практической деятельности целевую программу, направленную на конструктивное изменение стиля общения педагогов и обучение их методам противостояния манипуляциям.

В соответствии с целью были поставлены исследования:

  • Изучить стили педагогического общения.
  • Проанализировать имеющиеся в литературе научные взгляды на специфику манипулятивных установок в педагогической практике.
  • Выявить влияние манипулятивного воздействия на личность педагога и учащегося.
  • Провести исследование манипулятивных воздействий педагогов ДОУ.
  • Разработать цикл практико-ориентированных семинаров для педагогов по теме «Виды используемых манипуляций в педагогическом общении и методы противостояния им».

Практическая значимость

Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с педагогами, направленной на изменение стиля педагогического общения, на развитие их способностей к конструктивному партнерскому общению, а также в дальнейшей разработке практических рекомендаций по противостоянию манипуляциям в общении.

Глава 1. Теоретические основы исследования манипулятивной установки в профессиональной деятельности педагога.

11 стр., 5387 слов

Психологические барьеры в общении педагога с детьми

... их индивидуального поведения. Педагогическое общение создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса. Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося., Глава II . Стиль педагогического общения Педагогическое общение осуществляется в разнообразных ...

Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Стиль общения педагога — это индивидуально — типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально — этические установки общества и воспитателя как его представителя.

1) На основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

В основе этого самого плодотворного стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Например, такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского.

2) На основе дружеского расположения.

Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно — воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой. Однако зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с детьми, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно — воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений).

3) Общение — дистанция.

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку .

11 стр., 5186 слов

По психологии «Общение педагогов и учащихся» материал по психологии

... общения и обучения в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Проблема деятельности не перестает занимать умы философов, педагогов, социологов, психологов, лингвистов и специалистов других наук. Это объясняется тем, что деятельность ...

4) Общение — устрашение.

Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие педагоги, связан в основном с неумением, организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение — устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

В творческом отношении общение — устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя. Также этот стиль общения можно рассматривать как разновидность манипулятивного.

5) Общение – манипуляция.

Этот тип педагогического общения широко распространен в наших учебных заведениях. Педагогическое манипулирование не является процессом полноценного общения, а выступает его заменой, суррогатом. Речевое поведение преподавателя и учащегося внешне выглядит как общение, они обмениваются словами. Но психологически педагог строит свою фразу, не ожидая в своем учащемся личного отношения к ней и ее индивидуальной оценки, не совпадающих с отношением и оценкой самого педагога. Манипулятивное общение часто не учитывает возрастные особенности учащихся и не принимает во внимание их индивидуальность. Педагог реализует формальное общение, используя методы сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывая у учащихся чувство страха, подавленности, пассивного послушания. Главное для педагога-манипулятора — совершить тонкий акт перепрограммирования и добиться восприятия ребенком целей манипулятора как своих.

1.2. Особенности общения педагога – манипулятора.

Педагог, практикующий манипулятивный стиль, работает только на собственный результат. Он хорошо знает, чего он хочет и стремится достичь своей цели, используя любые средства, предоставляемые его профессией. Свое взаимодействие с учащимися педагог строит, ориентируясь только на собственные цели. Интересы учащихся из этого взаимодействия исключаются. Педагог-манипулятор личностно закрыт от учащихся: он думает одно, говорит другое, а думает третье. Он не заботится о психологическом комфорте учащегося, не анализирует, что чувствует последний, как он относится к обучению и преподавателю. Педагог четко, организованно и в какой-то степени расчетливо реализует свои профессиональные, а иногда и личные цели.

Существует ряд причин манипулятивного поведения, выделенных и описанных Э. Шостром, которые очень четко прослеживаются и в профессиональной деятельности педагога.

Первая из них – это проблема доверия себе и другим. Мы с детства приучены, неусыпно контролировать и перепроверять себя, а это и есть недоверие. Недоверие к себе, побуждает человека искать поддержки авторитетных лиц. Недоверие преподавателя к учащимся заставляет требовать от них строгого выполнения его предписаний, что блокирует их стремление к творчеству и самовыражению.

14 стр., 6660 слов

Особенности технологии педагогического общения

... стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок. Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с ...

Вторая – проблема любви к себе. Полюбить себя, значит принять себя со всеми своими слабостями и недостатками. Такое же отношение должно быть и к другим людям. Мы же подвержены иллюзии, что любить можно только за совершенство, а поэтому заменяем любовь властью над человеком, стремясь «исправляться» и «исправлять» других. Преподаватель, следующий такой «традиции», безнадежно проигрывает, ущемляя таким отношением не только себя, но и своих учащихся.