Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания в условиях группы продленного дня

Аттестационная работа

Внедрение новых технологий в процесс обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности воспитателя группы продленного дня, позволяет ему оптимизировать процесс становления школьника за счет комплексного решения учебно-воспитательных задач. XXI век не зря называют веком информации. И чем дальше — тем больше: современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе, и в сфере образования. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Группы продленного дня (ГПД) в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов, формой, способствующей созданию воспитывающей образовательной среды.

Использование информационно-коммуникационных технологий органично дополняет традиционные формы работы воспитателя ГПД, расширяя возможности организации взаимодействия воспитателя с другими участниками образовательного процесса.

Компьютер — это эффективное техническое средство, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс второй половины дня младших школьников. Информационные технологии в режиме группы продленного дня позволяют детям проявить творчество, побуждают их искать новые нетрадиционные формы получения знаний и организации досуга, помогают принимать верные решении в нестандартной ситуации.

В этой связи именно с целью развития познавательного интереса во внеурочную воспитательную работу вводятся информационно-коммуникационные технологии.

1. Проведение самоподготовки

Одним из видов познавательной деятельности в условиях работы ГПД является самоподготовка, цель которой заключается в привитии учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. Для реализации данной цели продумываю виды деятельности во время самоподготовки: на занимательной минутке в ГПД включаю игры с использованием ИКТ («Буква заблудилась», «Найди лишнее», «Найди ошибку» и др.), а также упражнения «Думай, смекай, решай» и др. Ведь современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

17 стр., 8287 слов

Cоциально-психологические технологии работы с малообеспеченными гражданами

... технологии работы с малообеспеченными гражданами. Задачи исследования: Рассмотреть сущность бедности как социальной проблемы. 2.Изучить социально-психологические технологии работы с малообеспеченными гражданами. .Анализировать работу социальных служб и социальную поддержку малообеспеченных. ... органов власти, различных общественных организаций в области социальной защиты людям представляется явно ...

2. Проведение праздников

Каждую четверть в классе провожу праздники различной тематики, где целенаправленно использую ИКТ: слайд-презентации, видеоматериалы, игровые моменты, кинохроники. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса

  • за счёт активизации восприятия учащихся благодаря использованию звуковых и зрительных демонстраций, выделению главных мыслей;
  • большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
  • учащимся проще выступать перед аудиторией, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

3. Исследовательские проекты для участия в творческих конкурсах, на занятиях кружков

Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно, формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами. Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций для формирования у учащихся алгоритма поисковой деятельности.

Детьми были выполнены индивидуальные и групповые проекты: «Улицы родного города», «Мир профессий», «Моя родословная», «Из истории числа» и др. Очень хорошо используют Интернет наши «политинформаторы» для подготовки сообщений. «Редколлегия» класса, используя ИКТ, выпускает стенгазеты познавательного характера: «Занимательная Математика», «Веселая грамматика», «Осень — славная пора», «Вредные привычки» и др.

Использование ИКТ в условиях ГПД позволило сделать вывод, что компьютерная подготовка во внеурочное время в начальной школе дает вывести современного ученика на качественно новый уровень знаний учащихся, стает нормой жизни.

4. Работа с родителями.

Активными помощниками в моей работе являются родители. С их помощью проводятся такие праздники, как «Моя родословная», где родители при помощи ресурсов Интернета: ищут значение имени, фамилии; оформляют герб семьи, родословное древо; представляют родословную в виде слайд-презентации. Итогом работы является сам праздник, на котором активное участие принимают как дети, так и их родители, бабушки и дедушки. На родительских собраниях я также использую ИКТ, с помощью которых провожу консультации, тесты, отчеты, предоставляю возможность просмотреть видео и фотоматериалы из жизни класса. Таким образом, родители полностью живут делами класса, интересами своих детей, что способствует сплочению классного коллектива, взаимопониманию детей, родителей и педагогов.

31 стр., 15228 слов

Процесс организации педагогического взаимодействия школы и родителей

... школы и родителей Предмет курсового исследования: Современные технологии педагогического взаимодействия. Задачи курсового исследования: Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме курсового исследования; Раскрыть сущность педагогического взаимодействия; Ознакомится с технологиями и формами работы с семьей; ...

информационный коммуникационный технология обучение

5. Проведение клубных (классных) часов

Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. В 1-2 классах я сама провожу мероприятия с привлечением сильно мотивированных учащихся. Если при проведении классного часа используется проектор или интерактивная доска, то мероприятие лучше усваивается и запоминается. В 3-4 классах дети чаще проявляют самостоятельность: ищут нужный материал и проводят игру, готовят слайд-презентацию на заданную тему. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеучебной работы школьников особое внимание уделяю индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников. В состав таких средств ИКТ включаю задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике.На клубных часах использую интерактивную доску, где включаю:

  • а) развивающие игры тестового характера. Н-р, «Ералаш», где дети учатся работать по тестам. Эта работа пригодится в старших классах;

— б) разгадывание кроссвордов различной тематики: по правилам дорожного движения, закреплению изученного материала на уроках чтения, окружающего мира и т.д.

Использование презентации проведения клубного часа «Смеяться разрешается»

Выбранный мною клубный час «Смеяться разрешается», направленный на изучение нового материала, построенный в виде урока путешествие в разные страны мира. Цель классного часа состоит в знакомстве с духовным историческим наследием разных народов мира.

Данная презентация как осмысленный цельный продукт усиливает обучающий эффект. При этом воспитатель остается одним из главных участников образовательного процесса, а мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности. Время демонстрации слайдов оптимально. Продумана последовательность и количество предъявляемых изображений на экране. Небольшой объем текста, дублируемый воспитателем, способствует лучшему усвоению основных понятий. В презентации тщательно продумана цветовая гамма. Видеоинформация сопровождается вопросами, вызывающими ребят на диалог, комментирование. Демонстрация чередуется с другими видами работы.

Фрагмент клубного часа.

Показ презентации

Историческая справка

Слайд 2. Некоторые считают, что сначала 1-е апреля праздновали во многих странах как день весеннего солнцестояния. Праздновали с шутками, шалостями и веселыми проделками.

До 16 века Новый год праздновался не 1-го января, а в конце марта. Новогодняя неделя начиналась 25 марта и заканчивалась 1-го апреля. Некоторые люди продолжали праздновать Новый Год по старому стилю 1 апреля. Другие смеялись и подшучивали ними, преподносили дурацкие подарки и называли апрельскими дураками (April’s Fools).

10 стр., 4638 слов

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной ...

... и организации работы групп продленного дня 1.1 Группа продленного дня как феномен образования Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то ... в организационно-познавательной деятельности у младших школьников в режиме продленного дня. Гипотеза исследования состоит в следующем: повышению уровня познавательной деятельности в режиме продленного дня у младших школьников ...

Так и возник так называемый День Дураков.

Слайд 4. Кстати, известно ли вам, что День смеха популярен не только в России, но и во многих странах. В Шотландии этот день называют Днем Кукушки.

Слайд 5. В этот день принято посылать веселые открытки и дарить подарки — небольшие смешные сувенирчики. Обычно шутки разыгрывают с друзьями и знакомыми

Слайд 6. В Великобритании принято разыгрывать друг друга только по утрам

А как празднуют в других странах? Во Франции день шутливых обманов называется «апрельская рыба». В 1564 году король Карл IV издал указ о переносе начала года с 1 апреля на 1 января, но многие его подданные в знак несогласия с высочайшим повелением 1 апреля приносили друг другу традиционный новогодний подарок — рыбу. Постепенно с указом короля смирились, а день «апрельской рыбы» остался. В этот день дети тайком вешают взрослым на спину бумажных рыбок на ниточках.

В Лондоне тоже отмечают «День всех дураков». С полуночи до двенадцати часов дня 1 апреля каждый может подшутить над своими друзьями, знакомыми, обмануть их. Того, кто попадется на первоапрельскую шутку, встречают веселым смехом и криками: «Апрельский дурак!»

Слайд 8. Немцы считают 1 апреля несчастливым днем, так как, по преданию, в этот день родился Иуда. Взрослые и дети обманывают друг друга, посылают в магазины и аптеки с невыполнимыми поручениями (например, купить в аптеке комариного жира).

Слайд 7. А у нас 1 конкурс под названием: «Каков вопрос, таков ответ». Мы в жизни постоянно задаем друг другу вопросы, иногда серьезные, иногда курьезные. Вот на последние вопросы следует поучиться отвечать, и тоже с юмором.

  • Что нужно для того, чтобы стать миллионером? (Ответ)
  • Что делать, чтобы не уснуть на уроке? (Ответ)

Первое апреля

Отмечают праздник смеха.

Ну потеха

Вот потеха!

Словно целый белый свет

Съел смешинку на обед!

А шальная детвора

Прямо с самого утра

Заключила договор:

Веселить любимый двор.

Постучали к тете Маше:

  • Ой, сбежала ваша каша!

А она нам: «Не зевайте!

Быстро кашу догоняйте!»

Разгадала тетя Маша

Без труда затею нашу!

Забегаем к тете Свете:

  • Ваш ковер уносит ветер!

Бросилась она во двор —

Точно: улетел ковер!

Он теперь висит на крыше.

А помог нам дядя Миша.

Невзирая на года,

Он затейник — хоть куда!

А сердитой тете Моте

Мы сказали: «Мышь в компоте!»

А она — скорей к соседке:

Доставать для мышки клетку.

Мы компота отхлебнули,

Посидели, отдохнули

И оставили посланье:

«Было вкусно. До свиданья!»

Так, забыв про грусть и лень,

Мы шутили целый день.

Вот бы десять раз в неделю

1 стр., 352 слов

«Начальник. Друг или враг?» глава седьмая - 3 (Эффективный руководитель)

... на происходящее, чтобы подчиненные постоянно ощущали, как их действия оцениваются руководителем. Принцип воспитания. Руководитель должен постоянно воспитывать подчиненных – словом и делом. Принцип делегирования. Делегирование полномочий ...

Было первое апреля!

2 конкурс — «Оживи сказку».

Вам даются названия сказок, которые надо оживить немой пантомимой так, чтобы узнали зрители. («Буратино»; «Кот в сапогах»; «Красная шапочка»; «Малыш и Карлсон»)

Подготовка подобного клубного часа требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Такие понятия, как сценарий клубного часа, режиссура клубного часа — в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный клубный час, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как воспитатель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на клубном часе, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможности использования ИКТ в организации воспитательного процесса велики.

Преимущества информационных технологий:

  • повышают и стимулируют познавательный интерес;
  • активизируют мыслительную деятельность;
  • повышают эффективность воспитания, формируя благодаря интерактивности творческие и социальные качества личности;
  • позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;
  • позволяют индивидуализировать воспитание;
  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Новые современные возможности помогают нам в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.

Воспитательная работа с использованием ИКТ может строиться в разных формах, но одной из главных форм был и остаётся клубный час. Клубные часы разрабатываются по различным направлениям:

  • духовно-нравственное,
  • интеллектуальное,
  • гражданско-правовое,
  • физическое,
  • основы воспитания безопасности и здорового образа жизни,
  • эстетическое,
  • социальная адаптация,
  • индивидуально-личностное воспитание школьников.

Я считаю, что при решении задач в воспитании младших школьников по всем этим направлениям, воспитателю ГПД целесообразно использовать информационные технологии. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность — это повышение самого главного качества — интереса маленьких школьников, способ разнообразия форм работы с учащимися, развитие творческих способностей, упрощение процесса общения со школьниками, активизация воспитательной работы в новых условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/attestatsionnaya/tehnologii-sotrudnichestva-v-gruppe-prodlennogo-dnya/

1. Аствацатуров. Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы. — Волгоград: Учитель, 2009.

2. Аствацатуров Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы Волгоград: Учитель, 2011.

30 стр., 14726 слов

ВЫПУСКНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ...

... Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей. Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. ...

3. Электронный ресурс

4. Агапова И., Давыдова М., Веселые праздники в школе и дома. Москва, 2009.