Итоговая выпускная работа Развитие критического мышления у младших школьников на х русского языка и литературного чтения

Аттестационная работа
Содержание скрыть

Развитие умений «ориентироваться» в современном информационном поле, оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения становится важной задачей в современном мире. Для того, чтобы быть востребованным, успешным, необходимо иметь установку на непрерывное самообразование и самосовершенствование. Поэтому важно воспитать ребёнка личностью, обладающей навыками самообучения и критического мышления, работы с информацией и совместной работы, навыком решения проблемных ситуаций.

Процесс школьного обучения может быть более эффективным, если выяснить, как сформировано мышление школьников. Это позволит во- первых, сделать работу более продуктивной, получить представления о мыслительных возможностях того или иного ребенка, о том, как он управляет своим вниманием; во-вторых, учитель может скорректировать индивидуальную работу, что в свою очередь позволит обеспечить эффективное усвоение знаний и адаптацию к социальному окружению. Изучение путей развития критического мышления ребенка представляет собой практический интерес для педагогов. У детей возникает стремление к познанию, им становится легче проходить более сложные произведения, анализировать их; в контексте определять характеры героев, давать оценку поступкам. Данный процесс, как мы видим, вслед за специалистами в области преподавания и обучения русскому языку и литературному чтению, может быть реализован посредством целенаправленной работы на уроках литературного чтения.

Развитие способности критически мыслить подчеркивают сегодняшние стандарты, направленные на освоение универсальных учебных действий (УУД), что говорит об актуальности выбранной темы.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления: Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер, М.В.Кларин,

С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др. под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры.

Таким образом, критичность состоит в умении обдуманно действовать, самостоятельно проверять и исправлять допущенные ошибки в соответствии с объективными условиями реальности, что является актуальным качеством для применения в современной жизни, а в особенности, в образовательном пространстве младшего школьника

Технология развития критического мышления — это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

19 стр., 9064 слов

Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников

... условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективного проведения системы работы, ...

Цель данной работы, Основные задачи

  • изучить теоретический материал по технологии РКМЧП;

  • овладеть способами проведения уроков в рамках технологии ;

  • провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии;

  • разработать модели уроков в соответствии со структурой данной технологии;

  • выявить преимущества данной технологии;

  • проанализировать результаты деятельности учащихся.

Глава 1. Технология развития критического мышления

1.Определение технологии критического мышления

По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок. С одной стороны, в «критическое» ассоциируется с негативным, отвергающим. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт. С другой стороны, некоторые объединяют в единое целое «критическое мышление» и «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Хотя термин «критическое мышление» известен давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С.Выготский, в профессиональном языке педагогов-практиков в России это понятие стало употребляться сравнительно недавно.

критическое

  • направленное

1.Готовность к планированию.

2.Гибкость., Настойчивость.

4.Готовность.

5Осознание., Поиск компромиссных решений.

Девид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы, выделяет пять пунктов при определении критического мышления.

Во-первых,

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления . Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний.

В-третьих,

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации . Критически мыслящий человек находит собственные решения проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также осознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих .

8 стр., 3786 слов

«Технология развития критического мышления»

... средствами, методами и формами. 2. Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления». Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз ... реализации каждой стадии занятия. 3. Приёмы технологии «Развития критического мышления» Формы урока с применением технологии развития критического мышления отличаются от уроков с традиционным обучением. ...

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, — или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнутым только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся. И нет противоречия в том, что первый пункт определения критического мышления говорит о его независимости, а этот, последний, пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. Любой критически мыслящий человек работает в неком сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности. Все пять пунктов этого определения критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является письменная работа — как для учителя, так и для учащихся. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная речь содержит в себе поиск решения некой проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный характер, так как пишущий всегда ориентируется на читателя.

Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. В это время происходит изменение в социальной ситуации развития, он становиться учеником. Это влияет на преобразование и изменение психических функций. С того момента, как ребенок поступил в школу, у него начинает формироваться словесно — логическое мышление. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь не на наглядные признаки объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. На этом этапе развития необходимо формировать начальные представления о критическом мышлении, как новой форме представления информации и окружающих явлений.

Формирование критического мышления учащихся младшего школьного возраста требует применения методов анализа, оценки фактов, сопоставления, раскрытие причинно — следственной связи, обобщение, объяснение причин и ошибок, доказательство и опровержение. Мыслительные операции сравнения и сопоставления являются доминирующими в процессе критического мышления. В связи с этим важно выявить уровень развития критического мышления у детей и оказать им необходимую помощь.

4 стр., 1546 слов

Реферат современные педагогические технологии обучения формирование ууд

... педагогических технологий, обоснованность использования которых состоит Обучение в сотрудничестве Поскольку в основе развития УУД ... формирования УУД. Функции универсальных учебных действий: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, ... социальный, исторический жизненный опыт; основы критического отношения к знанию, жизненному опыту; ...

Таким образом, формирование критического мышления в полноценную и применимую структуру в младшем школьном возрасте не представляется возможным, но заложить основы его форм, возможно и необходимо.

2.Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» — современная педагогическая технология .

Она решает следующие задачи: Образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.

— Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.

— Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности. — Социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание. В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии « вызов-осмысление-рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мысленной деятельности человека. Поскольку ей подчиняется усвоение информации в любой области знания, ознакомление с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» можно организовать на любом предметном материале. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности в зависимости от характера текста (текст информационный или художественны) и (чтение готового текста или создании письменного текста).

При этом базовая модель- «вызов- осмысление — рефлексия», помогающая обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали — задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология открыта для решения большого спектра задач в образовательной сфере. Она направлена на воспитание базовых навыков человека открытого информационного общества, на развитии качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»личностно ориентирована. Признаки личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются: доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития: акцент на мотивацию достижений и успеха: акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса. взаимодействие. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»личностно ориентирована. Признаки личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются: доминирование целей личностного, интеллектуального, деятельностного и профессионального развития: акцент на мотивацию достижений и успеха: акцент на самопроектирование и самоуправление; партнерское взаимодействие участников образовательного процесса.

9 стр., 4442 слов

Использование приёмов технологии развития критического мышления ...

... границы применимости «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе. Необходимо отметить, ... в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Школьники приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, – способность критически мыслить. Включение технологии развития критического мышления в ...

3. Специфика образовательной технологии

Что же такое технология?

технологии

Технология — категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М.Чошанов).

Педагогическая технология — есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П.Митчелл).

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».

Образовательная технология

В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

Во-вторых, фазы этой технологии инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель быть максимально гибким в выборе форм и стратегий работы с текстом, организуя дискуссии. В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования.

4. Структура технологии

В основу данной технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий, этапов) Структура данной педагогической технологии стройна и логична. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЯ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

актуализация имеющих знаний;

получение новой информации;

размышление, рождение нового знания;

пробуждение интереса к получению информации;

корректировка учеником поставленных целей обучения.

постановка учеником новых целей обучения

постановка учеником собственных целей обучения.

24 стр., 11615 слов

Исследовательская технология. Технология эвристического обучения

... методы обучения. Домашняя педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, основанные на исследовании ребенка в процессе обучения. Современные ... информация нова. - Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. Психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу ...

4.1 Стадия Вызова

Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более чётко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные учёные — дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие ), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимы внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей.

Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является активизация познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроках не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

Итак, в :

1. Учащиеся могут высказать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний,

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать мнения других, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются новыми и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и к появлению интересных вопросов, поиск на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свои мнения преподавателю ил сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать ответы, даже если они неточны и неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

В случае успешной реализации фазы вызова у учащихся возникает мощный стимул для работы на следующем этапе — этапе получения новой информации.

6 стр., 2763 слов

Контрольная работа: Социальные гарантии для граждан из числа безработных

... и обязанности, социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы и в некоторых других случаях. Безработным предоставляется право искать себе работу ... при приеме на работу и направление на обучение; Заключение срочных договоров на участие в оплачиваемых общественных работах. Государство гарантирует безработным следующие разновидности социальной поддержки: Пособие по безработице, ...

4.2. Стадия Осмысления содержания

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже — в процессе чтения или просмотра материалов видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Важным моментом является получение новой информации по новой теме. Если помнить о том, что учащиеся на фазе вызова определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериалов. В индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

Итак, на фазе осмысления содержания учащиеся:

1. Осуществляют контакт с новой информацией.

2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие раннее вопросы и затруднения.

4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией,

обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

1. Может быть непосредственным источником информации, В этом случае его задача состоит в ее ясном и правильном изложении.

2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности чтения.

3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

4.3. Стадия Рефлексии

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственные знания, Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывает все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

28 стр., 13696 слов

Социологический анализ типологии обществ. Контроль над трудовым ...

... действие экономической активности для получения прибыли; 3) рыночная структура, регулирующая эту активность; 4) присвоение прибыли собственниками капитала (при условии налогообложения государством); 5) обеспечение трудового процесса ... вступают в «социально регламентированные» взаимодействия. ... пластов. структура работы нужно ... и специализацией труда (преимущественно по ... (нормами неписаных законов религии и ...

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее).

Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в осмысления, систематизируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызвать различные оценки, которые отличаются по форме и содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информации. По отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация и др.) ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуальных целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Как отмечают Пирсон и Филдинг, «это необходимо для того, чтобы выстроить новые представления». Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли на собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долговечный характер, Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

Рефлексия помогает отслеживать не только результаты обучения, но и сам процесс обучения, процесс мышления и деятельности. К. Роджерс писал: «…способ обучаться состоит в том, чтобы обозначать свои сомнения, пытаться прояснить неясные вопросы и таким образом приблизиться к смыслу нового опыта…». Эта мысль помогает понять суть рефлексивного обучения.

Каким образом учитель может стимулировать рефлексию? Б.Блум считал, что таким действенным механизмом могут быть вопросы. Вопросы, заданные преподавателем, — это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии. Побуждение к постановке вопросов учащимися – наиболее важная и одновременно наиболее трудная задача преподавателя в процессе обучения. Эта работа требует кропотливой и систематической работы.

21 стр., 10282 слов

Развитие критического мышления школьников посредством использования ...

... уроках математики нет полных работ, посвященных формированию критического мышления. Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения ... для учащихся 7-9 классов с целью развития у учащихся критического мышления. 1. Критическое мышление школьников 1.1. Понятие критического мышления ... как руководство к действию или формированию убеждения». Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, ...

Прогнозируемые результаты:

Люди, критически мыслящие

— активно воспринимают информацию и работают с ней;

— умеют ставить цели, строить прогнозы;

— умеют решать проблемы ;

— могут применять свои знания и навыки в жизни;

— контролируют себя, свою импульсивность;

— умеют слушать собеседника;

— терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов;

— размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их.

Глава 2. Описание опыта внедрения технологии РКМЧП в процессе обучения на уроках русского языка и литературного чтения

Применение приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка

Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» и «неверные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Тема «Местоимение». (3 класс)

  1. Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной.

  2. В предложении местоимения бывают только подлежащим.

  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим

  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.

  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Прием «Пометки на полях» (ИНСЕРТ)

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа.

Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например:

Имя существительное (4 класс)

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? ( …)

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода.(…), Имена существительные изменяются по числам и падежам. (… )

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. ( …)

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением. ( …)

Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. ( …), Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. ( …), Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. ( …), Имена существительные в винительном падеже бывают в предложении второстепенным членом. ( …), Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова — для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления — для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии — при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

Кластер

ЗВУКИ

УДАРНЫЕ

БЕЗУДАРНЫЕ

НЕПАРНЫЕ

ПАРНЫЕ

ТВЁРДЫЕ

ЗВОНКИЕ

ГЛУХИЕ

ГЛАСНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

МЯГКИЕ

Части слова (3 класс)

Части слова

окончание

суффикс

корень

Для изменения формы слова

Для образования новых слов

Общая часть родственных слов

«Предложение» (1 класс)

Безударные 1

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по — возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

Прием написание синквейна  1

Приём применялся при знакомстве с частями речи (2 класс)

Использование приемов развития критического мышления на уроках показало положительные результаты в овладении учащимися умениями работать с информацией, умением обобщать, делать выводы, умением составлять вопросы по изучаемой теме.

Особенности применения ТРКМ на уроках состоят в

  • формировании у детей речевой и мыслительной деятельности;

  • развитии коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

  • готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Ожидаемый результат:

1. Учащиеся 4 класса к окончанию начальной школы должны овладеть ключевыми компетентностями: информационными, коммуникативными, самоорганизационными.

2. Научиться пользоваться приёмами ТРКМ при работе с различными текстами, повысить культуру читателя.

3. Повысить уровень исследовательской культуры обучающихся..

4. Повысить успеваемость и качество знаний по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

5. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни — умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.):

6. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

7. Развитие аналитического, критического мышления (выделение причинно-следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся; выделение ошибок в рассуждениях; умение отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения);

8. Формирование культуры чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения

Результативность

1. Обучающиеся 3 класса умеют ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными приёмами, стратегиями при ее обработке; отделять главное от несущественного в тексте или речи и уметь акцентироваться на главном.

2. На начало 2015-2016 учебного года результаты сформированности УУД следующие:

Диагностика познавательных универсальных учебных действий

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления., Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

По результатам диагностики было выявлено, что у 4 учащихся 2 класса (44%) высокий уровень сформированности познавательных универсальных действий, у 5 учащихся (55%) средний уровень сформированности познавательных учебных действий. Они полностью выполняют задание, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема) либо работают крайне медленно. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД:

Высокий уровень сформированности регулятивных УУД у 4 учащихся (44%), у большинства учащихся 6 (66%) средний уровень сформированности регулятивных универсальных действий. Дети принимают инструкцию, но до конца выполнения занятия не сохраняют ее в принятом объеме, допускают 2-3 ошибки.

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий .

Цель: Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Высокий уровень сформированности коммуникативных учебных действий у 5 учащихся (55%).

Процент учащихся 2 класса со средним уровнем сформированности коммуникативных универсальных действий на начало учебного года составляет 44% — 4 обучающихся. У таких детей есть потребность в общении со взрослыми и со сверстниками, владеют определенными вербальными и невербальными средствами общения, эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Диагностика личностных универсальных учебных действий

Высокий уровень сформированности личностных учебных действий у 4 учащихся (44%).

У 5 учащихся (55%) уровень сформированности личностных универсальных действий находится на среднем уровне. Это означает, что у этих учащихся средний уровень развития мотивации учебной деятельности. В большей степени сформированы социальные мотивы. Внутренняя позиция школьников сформирована на среднем уровне.

Диагностика нравственно-этической ориентации.

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД:

У 5 учащихся (55%) универсальные учебные действия нравственно-этической ориентации сформированы на среднем уровне. Они выделяют моральное содержание и дают ответ и ориентированы на объективное следствие поступка.

Заключение

В информационный век и век высоких технологий резко изменилась жизнь людей. Теперь для успешности молодого поколения в современной жизни требуются новые знания, новый подход к их получению и дальнейшей реализации. Осуществление новых запросов общества на начальной ступени обучения возлагается на учителя начальных классов. Он должен находиться в центре школьной жизни. Повышается его роль и растут требования к его профессиональным качествам.

С введением ФГОС изменяются цели и задачи обучения.

Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, а научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действих, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Ведущее место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Первоочередная задача, стоящая перед учителями заключается в проектировании среды, способствующей пробуждению творческой активности в поисках адекватных способов управления в ней, перестройки предметных методик обучения. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность. И в заключение , хотелось бы привести нестандартные мысли, соответствующие технологии развития критического мышления

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, быливнимательными, не переспрашивали несколько раз.

Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!

Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка,в которой они живут.Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу., Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно», Литература

1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2013. — 134 с.

2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

3.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2015. № 4. — с. 66 — 72

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2014. — 175 с.

6.Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении., учебно-методическое пособие для учителей под редакцией А.П.Тряпицыной СПб: КАРО СПб-2006-176 с.

7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление //Методист 2002 №2 с.30 — 35

8. Столбунова С.В. технология развития критического мышления через чтение и письмо Изд-во «Первое сентября» 2005

Приложения

Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ

Мастерская – оригинальный способ организации деятелности учеников при участии учителя-мастера, создающего условия для инициирования поисковой и творческой деятельности учеников.

Технология педагогических мастерских и технология развития критического мышления через чтение и письмо обеспечивают развитие таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.

УМК «Школа России», Литературное чтение 2 класс, В.Бианки «Музыкант»

Урок разработан с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Урок построен на основе базовой модели: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.

Основным приёмом стал приём «чтение со стопом». Суть приёма в том, что после прочтения каждой части учащиеся выдвигают свои версии развития сюжета. Прочитав каждую часть текста, те дети, чьи предположения не совпали с авторским текстом, должны отказаться от своей точки зрения.

Урок рассчитан на учащихся с разным уровнем подготовки.

Цели :

— Создать условия для формирования у детей интереса к чтению, читательских умений, для пробуждения дара творческого воображения – уметь представить картины жизни животных, созданных писателем, умение разобрать прочитанное.

— Обогащать знания о природе.

— Увидеть логику развития действий.

— Развивать речь учащихся, умение осваивать художественную идею рассказа с элементами сказки, составлять текст по опорным словам, словосочетаниям, умение правильно излагать свои мысли.

— Учить детей работать в коллективе, слушать и слышать суждения других.

— Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

Оборудование и организация, У учителя:

Книга В.Бианки «Музыкант», портрет писателя, учебник

иллюстрации, изображающие медведя

У учащихся:

Учебник, картинки с изображением медведя;

карточки с записями:

а) толкование слова «музыкант» из словаря И. Ожегова

б) опорные слова, словосочетания

в) вопросы

г) таблицы

д) тексты о жизни медведя

1.Стадия вызова

  1. Стадия осмысления

  1. Стадия рефлексии

Вводный вопрос

Выдвижение, связанное с развитием сюжета

Сопоставление версий с новым сюжетом

Выдвижение новых версий сюжета и анализ поведения героя

Ход мастерской

1.Индукция (наведение) создание настроя,, На доске: МУЗЫКАНТ

— Прочитайте слово, написанное на доске

— Назовите родственные слова

— Скажите значение слова «музыкант»

(выслушиваются ответы детей)

— У вас на столе листочки, где записано толкование слова «музыкант»

Прочитайте и сравните со своим ответом.

Музыкант — артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.

2.Самоконструкция

 самоконструкция 1

— Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы увидели?

— Что вы знаете о жизни медведей?

(Выслушиваются ответы детей)

3.Деконструкция (работа с информацией)

— На столах у вас лежат листочки, где напечатана информация о медведе. Прочитайте. (Класс делится на 3 группы, каждая читает свою информацию. При социализации дети дополняют друг друга.

Внешний вид : Это самые крупные из наземных хищных животных. У всех медведей коренастое, мощное тело, у многих с высокой холкой. Имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть. Лапы сильные, пятипалые, с большими когтями. Походка шаркающая, стопоходящая. Когти помогают медведям взбираться на деревья, а также рыть землю и разрывать добычу. Питание : Бурый медведь всеяден, но рацион у него в основном растительный: ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В его рацион также входят насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки).

Добывают и копытных — косуль, оленей, кабанов и лосей. Бурый медведь любит мёд. Поедает падаль и порой отнимает добычу у тигров, волков. Обычным объектом питания служит также рыба во время нереста. В бедные кормами годы медведи порой нападают на домашний скот.

4.Самоконструкция

(После прочтения и прослушивания текстов, дети заполняют таблицы, лежащие у них на столах, высказываются по заполненной таблице)

— Ребята, у вас на столе таблицы, заполните их.

Кто?

Как выглядит?

Поведение в природе

Питание

5.Реконструкция

— А если я вам скажу, что медведь стал главным героем рассказа В.Бианки «Музыкант», какие вопросы вы зададите?

(Дети задают вопросы)

6.Социализация

(Работа в парах)

— У вас на столе листочки, где записаны слова, словосочетания, предложения. Используя их, составьте свои рассказы.

(выслушиваются рассказы детей)

— Одинаковые ли получились рассказы?

7. Разрыв (Кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, информация)

 социализация 1

Работа с текстом

— А хотите узнать, о чём написал в книжке В.Бианки?

(Чтение текста со смысловыми остановками, прогнозирование)

МУЗЫКАНТ

В.Бианки

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

  • Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

1 остановка

Вопрос: Пойдёт ли старик на охоту?

(Выслушиваются ответы детей)

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес. В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

— Чьи ответы совпали с авторским?

2 остановка

Вопрос: Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна пропела.

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка!

Замолк звук — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

— Оправдались ли ваши прогнозы?

3 остановка

(Дети высказывают предположения)

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходит мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзенн!» Колхозник спросил старика:

Ну что, убил медведя?

Нет,— ответил старик.

Что ж так?

Сбылись ли ваши предположения?

— Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец?

— Какой смысл заключил в своё произведение автор?

8. Рефлексия

На столе у каждого ученика таблица, её нужно заполнить.

Что я знал

Новое

Думал иначе

Есть вопросы

— Какая информация оказалась новой? Дополните фразу:

«Читая это произведение, я думал о том, что …»

И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

Тип урока : изучение нового материала

Цель урока:

Задачи урока

  1. Стадия вызова. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами

  2. Стадия осмысления. Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.

  3. Стадия рефлексии. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийная презентация;

  • фильм о творчестве И.А. Крылова;

  • рисованный фильм к басне;

  • компьютер;

  • экран для демонстрации презентации;

  • мультимедийный проектор;

  • учебник «Литературное чтение»;

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/attestatsionnaya/kriticheskoe-myishlenie-mladshih-shkolnikov/

  • толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;

  • заготовленные бланки телеграмм.

Ход урока

I. Мотивация учащихся

Учитель: — Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. Наше путешествие продлится целый урок, на нашем пути будут встречаться препятствия и интересные задания.

Стадия вызова . (слайд2)

Приём «Корзина идей»

— Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?

Эзоп Лафонтен Крылов, Др. Греция Франция Россия

VI

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.

Итог работы

Учитель: — Как вы думаете, кто такие баснописцы?

Ответы детей)

Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.

(слайд3)

Басня (по С.И.Ожегову)

Басня (по В.И. Далю)

— Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?

Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.)

II . Знакомство с творчеством И.А. Крылова.

Учитель : — Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова.

(слайд4) Фильм о И.А.Крылове. (для запуска фильма желтая кнопка, время показа 1мин 16 сек)

Учитель: — А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию о творчестве И.А. Крылова.

(слайд5) Приём «Верные и неверные утверждения» лова да – нет появляются по щелчку мыши).

1.

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.

да

2.

Он родился в городе Самаре.

нет

3.

Его семья жила бедно.

да

4.

Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.

да

5.

Он работал продавцом.

нет

6.

Крылов выучил несколько языков.

да

7.

Он начал писать в 16 лет.

нет

8.

Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками.

да

9.

В первой книге Крылова были рассказы.

нет

10.

Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю.

да

III . Знакомство с басней.

Учитель: — Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».

— Что знаете об этих животных?

( слайд6) Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)

Учитель: —

(слайд7)

Стадия осмысления .

а) Первичное знакомство с басней

Учитель: — А сейчас я вам предлагаю посмотреть рисованный фильм к басне. (запуск фильма нажатие мыши, начало фильма с 1 мин 17 сек, для перехода на следующий слайд управляющая кнопка)

— Понравилась вам басня?

Ответы детей.), Словарная работа, Объяснение лексического значения слов., Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.

угодливое восхваление, лицемерие

отвратительный, омерзительный.

не на пользу

взобраться и устроиться с трудом на что – либо

очаровать, покорить чем – либо.

– хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

нежный, добрый

– главная среди птиц.

от слова вещунья – предсказательница.

Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу:

  • глаз не сводит — смотрит пристально, не отрываясь ;

  • н а цыпочках подходит — подходит тихо, осторожно ;

  • вскружилась голова — утратила способность здраво рассуждать ;

  • в о всё горло — каркнула очень громко ;

  • б ыла такова — исчезла, скрылась ;

  • д ыханье спёрло — трудно стало дышать ;

  • бог послал — нашёл случайно, без особого труда.

Физкультминутка

Ребята поют песню и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай всё.

б) Повторное чтение басни учащимися (

в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Учитель: —

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

— Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.

— Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

— А что говорила Лиса о Вороне?

— Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?

— А что говорила о голосе Вороны Лиса?

— Для чего Лиса так расхваливала Ворону?

— Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.

— Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

— Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?

д) Работа над моралью басни.

Учитель:

— В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?

— Чем интересна эта мораль?

Ответы детей.)

IV . Проверка и оценивание ЗУНКов

Учитель: Прочитайте басню от имени одного из главных героев.

3 — 4 учащихся

Взаимооценка учащимися., Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 10), Расположите цепочки слов в нужной последовательности:

а) ворона нашла кусочек сыру;

б) лиса близёхонько бежала;

в) ворона каркнула;

г) лисица говорит сладкие слова вороне;

д) плутовка подходит на цыпочках;

ж) лисица схватила сыр и убежала;

к) сыр выпал.

(слайд 11)

V. Стадия рефлексии: ( c лайды12-13 )

(по щелчку появляется синквейн про Лисицу, а потом про Ворону)

  • Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся) < Рисунок1 >

— Было интересно ….

— Сегодня на уроке я узнал, что …

— Я хотел узнать ещё о баснях…

— Больше всего мне понравилось…

— Новым для меня стало….

VI. Домашнее задание:

(слайд 14)

а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;

б) задание по выбору учащихся:

  • чтение басни по ролям;

  • инсценировка басни;

  • выучить басню наизусть;

  • создание диафильма к басне.

« Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания.

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что такое приставка?

Для чего нужна приставка?

Где пишется приставка в слове?

Как обозначается приставка?

Почему приставка так называется?

Чем приставка отличается от суффикса?

В чём отличие приставки от предлога?

Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?

В творческих группах учащиеся составили синквейны по темам «Салтан», «Гвидон».

1 группа: 2 группа:

Салтан Гвидон

Добрый, смелый. Добрый, внимательный

Воюет, прощает, правит. Путешествует, правит, заботится

Салтан правит своим царством. Гвидон правит на острове.

Царь. Князь

Приём « Эссе»

1) Меня зовут Дарина, я учусь в 3 классе. Рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина мне он очень понравился. В нём много полезной информации. Больше всего мне понравилась собака Вьюшка, ведь она была с берегов сибирской реки Бии и была названа сначала Бией, потом Бьюшкой и, наконец, Вьюшкой.

Я видела подобную историю, в которой тоже участвовала сорока. У моего пёсика Бобика сорока унесла из миски кусочек хлеба. Бобик рассердился и начал отчаянно лаять. Но сорока улетела, со своей добычей, наверное, полетела делиться со своими сородичами.

А я дала Бобику новый хлеб.

2) Меня зовут Данил. Я учусь в третьем классе. В рассказе М.М.Пришвина «Выскочка» меня удивило, что собаке часто меняли кличку, что она была охотничьей и хорошим сторожем.Я наблюдал за своей собакой и видел часто: когда мимо неё на улице проходили коровы, она лаяла на них, а они не обращали на неё внимания, поэтому её поведение было смешным. Однажды, в жаркий день, наша собака Мира даже вырвалась из будки за стаей сорок и бегала за ними, как будто играла с ними в «догонялки». Было и такое, когда сороки окружили Миру и хотели отобрать у неё косточку, но собака убежала от них вместе с косточкой.

«Веришь – не веришь»