Технология критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности учащихся на х истории

Современная система профессионального образования требует от педагогов подготовки специалиста обладающего определенным багажом знаний, с критическим, нестандартным мышлением, позволяющим осмысливать полученную информацию, способного использовать результаты своей умственной деятельности на практике, и постоянно совершенствовать свои знания и умения в разных областях. Создание условий для всестороннего развития способностей обучающегося, вовлечение его в активный процесс познания мира и себя на сегодняшний день является основной задачей современного образования. Решить эту проблему можно в сочетании традиционных методов обучения и современных педагогических технологий, дающих возможность повышать качество образования, творческую и познавательную активность учащихся,восприятие материала урока, более эффективно использовать учебное время

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.[1]В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько)[2]Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.

При множестве определений понятий «педагогическая технология» большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:

  • планирование обучения и воспитания на основе точно определённого желаемого эталона;
  • программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;
  • сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;

коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесс[3]

4 стр., 1677 слов

Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

... взаимоотношений в этой деятельности. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей Опыт практического использования современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей - это опыт трансформации и адаптации эталонов организации образовательного процесса, разработанных учеными и практиками ...

В настоящее время выявлено большое количество современных педагогических технологий применяемых в процессе обучения, одной из них является технология развития критического мышления. Мы живём в информационном обществе. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний. Учитывая темпы прироста научной информации, выпускник школы, техникума, колледжа, вуза никогда не будет владеть таким количеством знаний, которых бы ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Подавляющему большинству придётся самостоятельно их наращивать, причём, скорее всего, этот процесс будет постоянным, и обладать информационной культурой.

Информационная культура: что это?

А для этого нужно уметь самостоятельно работать с информацией, то есть:

  • знать, где и как её можно найти (многие просто не умеют правильно сформулировать вопрос);
  • анализировать то, что получили, сравнивать данные из разных источников;
  • отличать факты и их интерпретацию (видеть, когда нашим сознанием пытаются манипулировать, навязывая свою оценку фактов, как единственно возможную);
  • оценивать аргументы и делать самостоятельные выводы;
  • понимать, каким образом можно использовать добытое знание для решения своих проблем.

Этому можно и нужно научить. Технология развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, можно добиться стопроцентного усвоения программного материала всеми учащимися (хотя уровень усвоения повысится).

Но, несомненно, будут созданы условия для развития всех перечисленных выше умений.

Итак, что же мы понимаем под критическим мышлением? Один из активных пропагандистов этой технологии профессор Дэвид Клустэр чётко выделил те интеллектуальные операции, которые не являются критическим мышлением. Это:

  • а) простое запоминание;
  • б) понимание чужих идей, даже самых сложных;
  • в) и, как это ни странно звучит, творческое, или интуитивное мышление: когда некое решение приходит в результате озарения, а не после более или менее длительных рациональных рассуждений.

Какое мышление можно считать критическим?

В ментальности русскоязычного человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в российской образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны преподавателя, но (что принципиально важно для образовательной технологии развития критического мышления) со стороны учащихся. Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. (Википедия)

21 стр., 10282 слов

Развитие критического мышления школьников посредством использования ...

... деятельности. Эти факторы определяют актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Технология «Развитие критического мышления» - это система методических стратегий и приемов, предназначенных для ... факультативного курса для учащихся 7-9 классов с целью развития у учащихся критического мышления. 1. Критическое мышление школьников 1.1. Понятие критического мышления В настоящее время ...

Что же относят к признакам критического мышления?

Критическое мышление самостоятельно. Критически мыслящий человек что-то утверждает, даёт оценки, высказывает идеи независимо от других людей.

Информация – не цель, а отправная точка мышления.Критически мыслящий человек знает, с какой целью он ищет информацию

Цель мышления – решение какой-либо проблемы. Критически мыслящий человек видит проблемы, которые необходимо решить и умеет их чётко сформулировать.

Стремление к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек не принимает на веру бездоказательные утверждения.

Критическое мышление социально. Критически мыслящий человек аргументирует свои утверждения и готов слушать аргументы других.

Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Основная идея — создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с преподавателем сознательно активно работают, размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать учащихся (пробудить в них исследовательскую, творческую активность), затем предоставить им условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания [4] Основным критерием оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?), диагноз (в чём причина?), самоконтроль (каковы недостатки?), критика (согласны ли вы? опровергните, приведите контраргументы?), прогноз (постройте прогноз) [5]

Таким образом, технология развития критического мышления имеет достоинства: высокая самостоятельность учащихся, формирование познавательного интереса и личностной мотивации учащихся, развитие мыслительных способностей и формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

I ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ — ОСОБЕННОСТИ, СТАДИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997 года, благодаря трудам американских педагогов Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпла, С. Уолтера. Она получила развитие в рамках проекта Института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления» Технология развития критического мышления основана на творческом сотрудничестве учащихся и преподавателя, и рассчитана на постановку проблемы и поиск ее решения. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основным источником технологии развития критического мышления по-прежнему остается Интернет, у неё есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена». В настоящее время проект реализуется более чем в 29 странах мира, и активно осуществляется многими ведущими научными педагогическими школами Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода и т.д.

20 стр., 9893 слов

Итоговая выпускная работа Развитие критического мышления у младших ...

... пространстве младшего школьника Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования. Цель данной работы, Основные ... этапе развития необходимо формировать начальные представления о критическом мышлении, как новой форме представления информации и окружающих явлений. Формирование критического мышления учащихся младшего ...

Урок развития критического мышления

Урок, который способствует развитию критического мышления, – это урок, на котором:

  • ученики вначале формулируют проблему, которую необходимо решить, а потом разными способами получают информацию, которая необходима для её решения;
  • каждое утверждение требует доказательства, каждый вывод – аргументации;
  • любой имеет право на собственную точку зрения, лишь бы она была обоснованной;
  • результаты работы обсуждаются, полученные результаты и сделанные выводы сравниваются.

Урок, построенный в рамках технологии критического мышления, содержит три основные фазы: вызова – осмысления – рефлексии.

Содержание каждой фазы.

I. Стадия вызова (evocation): — актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решить

Деятельность преподавателя — вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.

Деятельность учащихся — делают предположения, «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Возможные приёмы, стратегии — что впереди; нестандартный вход в урок; необъявленная тема; «корзина» идей, понятий, имен…; понятийное колесо; дерево предсказаний; ключевые слова; «отсроченная отгадка»; составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала (кластеры, таблицы); верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы; «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Стадия осмысление содержания (realizationofmeaning)- получение новой информации, корректировка учащимися поставленных целей обучения. Работа с информацией

Деятельность преподавателя — сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Деятельность учащихся — читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации

Возможные приёмы, стратегии — «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы; лекция со стопами; приём «П»-«М»-«И» (таблица «плюс-минус-интересно»);«концептуальная таблица»;сюжетная таблица «что? где? когда?»; сводная таблица; «перепутанные цепочки»; « перекрестная дискуссия»; прием SWOT – анализ; «смысловой ряд»; «логические цепи»; «снежный ком»; прием ПОПС; «три предложения»; «дерево мудрости»; «шесть шляп критического мышления».

28 стр., 13747 слов

Интеллектуальное развитие подростков

... деятельности по интеллектуальному развитию подростков. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ Дети в ... потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, развитие уникального стратегия взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Утверждение ...

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа).

Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Стадия рефлексии (reflection) -размышление, рождение нового знания, постановка учащимися новых целей обученияАнализ, систематизация и оценивание полученной информации

Деятельность преподавателя – возвращение учащихся к первоначальным записям-предположениям; внесение изменений; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся — соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Возможные приемы, стратегии — заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, исследования по отдельным вопросам темы; «четвертый лишний»; «продолжи ряд»; «угадай слово»; «крестики-нолики»;физкультминутка «да/нет»; «историческая азбука»; «исторический футбол»;«имя, дата, событие; прием «ромашка Блума»; синквейн; «диаманта»и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Далеко не всегда можно реализовать все три стадии в рамках одного урока. Поэтому часто целесообразно планировать в русле этой технологии не отдельный урок, а изучение темы, раздела, или всего курса. Какая-то стадия может длиться очень долго. Скажем, стадия рефлексии займёт целый урок.

Технологии развития критического мышления открыта к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Скажем, сейчас всё большую популярность приобретает такая педагогическая инновация, как «Перевёрнутый класс». Она предполагает, что изучение нового материала выносится за рамки урока. Учащиеся (или студенты) получают в свободный доступ разнообразные источники информации, с которыми они могут работать в удобное для них время и в удобном темпе. Таким источником информации могут стать видеоуроки. В этом случае, на уроке у преподавателя будет гораздо больше времени, чтобы качественно организовать стадию вызова и стадию рефлексии

Как организовать эти фазы урока?

В рамках технологии развития критического мышления разработан целый ряд конкретных стратегий, приёмов, методов, которые могут применяться на разных стадиях урока (или блока уроков).

Преподаватель использует те из них, которые считает наиболее эффективными. Главную роль играет подход к организации обучения, а не набор методов. Они могут быть и, наверное, должны быть разные.

Описанные далее приёмы технологии развития критического мышления апробированы мной в работе на разных этапах урока (вызов – осмысление – рефлексия).

8 стр., 3786 слов

«Технология развития критического мышления»

... информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся). Применение технологии критического мышления на уроках физики позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития ...

II. ПРИМЕРЫ УРОКОВ НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Результаты проведенных уроков в рамках технологии развития критического мышления позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки технологии развития критического мышления позволяют преподавателю по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности, способствуют повышению их интеллектуальной активности, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. В рамках данной технологии, мною были разработаны уроки

Тема урока «Древнерусская культура IX- начало XIII века».

Тема урока «Реформы и личность Петра I»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как мы убедились, современные приемы работы с учебной информацией помогают перейти к её критическому осмыслению Способы познавательной деятельности учащихся, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, и принципы изложения. Современные приемы работы с текстом учебника открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории и обществознания

Несомненно, технология развития критического мышления с успехом применяется на любой ступени обучения вплоть до высшей школы, ведь задача развития критического мышления не ограничивается каким-то небольшим временем. Для каждой учебной дисциплины (русского и иностранных языков, естественных наук, истории и математики) может бытьиспользован свой набор методов и приёмов, и, как показывает десятилетняя практика, нет ни одной учебной темы ни по одному учебному предмету, в которых невозможно было бы использовать технологию.[6]

Использование данной технологии позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/razvitie-kriticheskogo-myishleniya-na-urokah-istorii/

1 В. Аркусова Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения)

2 Слагаемые педагогической технологии, Беспалько В.П. 1989

3 Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль;Изд-во ЯГПУ, 2012. — 311 с

4 Чмулева О. В. Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС СПО [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.).

— Казань: Бук, 2015. — с. 155-158.)

5 Еркина C Л Современные образовательные технологииhttp://xn--80aai1dk.xn--p1ai/files/documents/44 redaktor/kursy/Erkina_lektsia_sovr_tehn.pdf от 2..12.2016 г

6Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособиедля учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., дораб. — М. :Просвещение, 2011. — 223 с. : ил. — (Работаем по новымстандартам).

53 стр., 26271 слов

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития ...

... технологий на уроках окружающего мира как средства развития познавательного интереса младшего школьника при изучении животного мира. Гипотеза исследования если процесс обучения опирается на современные основополагающие положения философии, психологии, педагогики, ... анализ научных работ в области ... обучения. Выявить значение ИКТ в формировании познавательного ... по мере их взросления с первого по ...

— ISBN 978-5-09-019218-7.c 8

7 Комплект материалов «Технология развития критического мышления»https://videouroki.net/blog/stat-от 2.12.2016