«Групповая внеклассная работа по биологии(курс биологии в 6 классе)»

Содержание скрыть

Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н Толстого»

(ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

Кафедра биологии и экологии, КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Методика обучения предметам: методика преподавания химии»

на тему:

«Групповая внеклассная работа по биологии (курс биологии в

Выполнена: студенткой 3 курса

группы 821731

очной формы обучения

направления подготовки Педагогическое образование

профили «Биология» и «Химия»

факультета естественных наук

Пресновой Софьей Вячеславовной

Научный руководитель: доцент, кандидат педагогических наук

Кулицкая Елена Владимировна

Тула — 2016

Объект: внеклассная работа по биологии.

Предмет: групповая работа по биологии в курсе изучения ботаники.

Целью кружковой работы является изучение организации групповой внеклассной работы по биологии в школе.

Задачи:

1.Рассмотреть систему организации внеклассной работы в школе.

2.Определитьроль групповых внеклассных занятий в системе внеклассной работы по биологии.

3.Определить характерные особенности различных видов внеклассной работы по биологии.

4.Выявить задачи внеклассной работы по биологии.

5.Разработка тематического плана кружка, конструирование одного из занятий.

В настоящее время использование различных видов внеклассной работы является актуальным вопросом, поскольку залог успешного обучения – познавательный интерес к предмету. Именно внеклассная работа формирует, развивает и поддерживает познавательный интерес, делает процесс обучения увлекательным и эффективным.

3 стр., 1489 слов

Коррекционно развивающая работа с ЗПР

... начало коррекционной работы, обучение не с 7, а с 8 лет могут полностью снять трудности в школьном обучении. ЗПР соматогенного происхождения Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития вследствие перенесенных ...

В настоящее время на основе трудов Н.М. Верзилина и В. М. Корсунской «Общая методика преподавания химии», А. И. Никишов «Внеклассная работа по биологии» разрабатывается большое количество пособий для учителей биологии. Они содержат методические разработки, опорные сценарии примерных внеклассных мероприятий и тематического планирования в помощь учителям биологии.

1.1. Внеклассная работа и принципы ее организации

Внеклассная работа

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

В методической литературе и практике работы школы понятие «внеклассная работа» часто отождествляют с понятиями «внеурочная работа» и «внешкольная работа», хотя в каждое из них вложено свое содержание. Кроме того, внеклассную работу часто считают одной из форм обучения. На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу – к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии – к системе дополнительного биологического образования школьников.

Внеклассную работу по биологии проводят во внеурочное время. Она не обязательна для всех школьников и организуется главным образом для тех учащихся, которые проводят повышенный интерес к биологии. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходят за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии. Очень часто, например, учителя, интересующиеся цветоводством, увлекают школьников работой по изучению разнообразия и выращиванию декоративных растений и т.д. Реализуется внеклассная работа в ее различных формах. [2,с.34]

Основные организационные принципы внеклассной работы:

Принцип добровольности.

2.Принцип массовости

3.Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов, Принцип связи внеклассной работы с уроками.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на формирование гармонично развитой личности .

1.2. Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в

14 стр., 6560 слов

Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе

... выбор темы: внеклассная работа по русскому языку в начальной школе. Цель: рассмотреть значение внеклассной работы по русскому языку как эффективной формы организации обучения в усвоении знаний, приобретении прочных умений и навыков, воспитании интереса к русскому языку у младших школьников. Задачи: Ш ...

обучении биологии

Учебно-воспитательное значение доказано как учеными — методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Это объясняется тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента – основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов и развивает у школьников исследовательские способности. При этом конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Внеклассная работа по биологии дает возможность теснее осуществлять связь теории с практикой. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, что воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.

Внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

4 стр., 1507 слов

Внеклассная работа по «Окружающему миру» с младшими дошкольниками

... школьников к окружающему миру. Предмет исследования - процесс осуществления внеклассной работы для повышения уровня знаний по «Окружающему миру» и познавательного интереса к предмету. Цели данной работы состоит в том, чтобы: проанализировать роль внеклассной работы по «Окружающему миру»; исследовать возможности внеклассной работы ...

1.3. Классификация внеклассной работы

Существует три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая.

Индивидуальные занятия

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы о взаимосвязях общества и природы, что предполагает сообщения, доклады, обзоры прочитанных книг. С точки зрения развития познавательных интересов и глубоких знаний учащихся в области социальной экологии наибольшую ценность имеет реферирование литературы.

Иногда, учитель не ставит перед собой точной цели, не направляет эту внеклассную работу по определенному руслу и даже не считает, что он ее ведет. Такая картина обычно наблюдается у учителей, не имеющих достаточного опыта работы.

Опытные учителя биологии, выясняя биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле зрения, ставят задачу – развить их интересы в том или ином направлении, подбирают для осуществления этой задачи соответствующие индивидуальные задачи, усложняют и расширяют их содержание.

Групповая внеклассная работа, Массовая работа

Все перечисленные виды и формы внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Интерес к работе с живыми организмами у школьников обычно возникает при выполнении индивидуальной работы по заданию учителя. Выполнив удачно 1-2 задания, учащиеся обычно просят дать им дополнительную работу. Если в классе окажется несколько таких учащихся, то они объединяются во временные натуралистические группы, а затем в кружки юных биологов, работая в которых принимают активное участие в подготовке и проведении массовых мероприятий.

Результаты индивидуальной и кружковой работы используются на уроках как их необходимая составная часть и, таким образом, становится достоянием всех учащихся. На уроках учитель демонстрирует пособия, изготовленные школьниками, проводившими наблюдения и опыты, зачитывает выдержки из дневников-наблюдений и т.п. Повышая интерес учащихся к биологии, учитель, использующий такие приемы, привлекает к внеклассной работе новых учащихся. Отдельные, заинтересовавшиеся учащиеся, участники временных натуралистических групп организуют под руководством учителя различные массовые мероприятия. Некоторые школьники, принимавшие в начале пассивное участие в массовой работе, в качестве слушателей, в последствии либо становятся юными биологами, либо включаются в индивидуальную и групповую эпизодическую работу, проводимую по заданию учителя.

В школах, где хорошо поставлена внеклассная работа по биологии, не может существовать какая-нибудь только одна ее форма. Проведение массовых мероприятий обязательно связано или с индивидуальной или групповой работой по их подготовке, или с работой кружка юных натуралистов.

Связаны между собой и дополняют друг друга и виды внеклассной работы. Так, в процессе проведения наблюдений или опытов над животными или растениями, самонаблюдений у школьников возникают вопросы, ответ на которые они находят в литературе, а затем после работы с ней (внеклассное чтение) снова обращаются к опытам и наблюдениям для уточнения зримого подкрепления получившего из книг знаний. [3,с.34]

8 стр., 3685 слов

Исследовательская работа «ЗОЖ» учащихся по физкультуре (6 класс)

... рекомендации по соблюдению ЗОЖ ученикам 6 класса; Создать презентацию и представить результаты работы на конференции. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) Основоположник советской системы здравоохранения, ... 9,3 процента». Здоровая нация - это здоровое государство. Нашему государству необходимы здоровые граждане, поэтому важно обращать внимание школьников на необходимость соблюдения здорового образа жизни и ...

Внеклассная работа по биологии — науки, изучающей живое, должна быть, как можно больше связана с такими видами занятий, которые включают самостоятельные исследования школьников, дают возможность почувствовать им положения первооткрывателей, вызвать настоящий интерес к познанию живой природы.

1.4. Групповая работа

Кружок юных натуралистов (ботаников, зоологов, опытников сельского хозяйства, физиологов, генетиков и прочее) организуется различно. В одних школах они включают школьников уже занимающихся индивидуальной и групповой эпизодической работой, в других – учащихся, не занимающихся такой работой. Работе кружка может предшествовать хорошо организованная экскурсия в природу или в животноводческую ферму, во время которой учитель предлагает заинтересовавшимся школьникам организовать кружок юных биологов. Желание школьников работать в биологическом кружке часто проявляется после интересного массового мероприятия, например, праздника Леса.

Кружок юных биологов добровольная организация школьников. Однако, вступив в него, они должны соблюдать определенные правила (устав, заповеди юного биолога), которые разрабатываются и принимаются юными биологами на одном из первых сборов. Содержание такого документа может быть различным.

Успех работы кружка во многом зависит от его актива

Староста кружка собирает собрания биологов, председательствует на них, следит за дежурством в уголке живой природы, теплицы, на учебно-опытном участке, за ведением общего дневника наблюдений, за выполнением обязанностей другими членами актива кружка.

Секретарь кружка составляет и вывешивает списки дежурных, отмечает явку юных биологов на собрания, выясняет причины отсутствия, ведет краткий протокол собраний.

Заведующий хозяйством кружка следит за правильностью расходов кормов, выдает дежурным корм на дни их дежурства, организует покупку дефицитного корма, отвечает за сельскохозяйственный инвентарь, юннатскую библиотеку и прочее.

Ответственный за стенную печать вместе с другими членами редколлегии подбирает материал и следит за своевременной подготовкой и выпуском газет, рукописного журнала и пр.

Руководителю кружка следует всемерно развивать инициативу и самостоятельность актива кружка, советоваться с ними в решении тех или иных вопросов.

Кружок юных биологов должен в основном объединять одинаковых по возрасту школьников. Если в кружке работаю учащиеся разных классов, то его целесообразно разбить на секции. Кружки в целом или их секции наиболее успешно работают в том случае, если они объединяют небольшое число юннатов(20-30 человек).

17 стр., 8310 слов

Внеклассная работа со школьниками

... формы внеклассной работы по физическому воспитанию школьников; Выявить особенности организации внеклассной работы педагога по физической культуре в школе; Проанализировать опыт внеклассной работы по ... учащихся является использование внеурочных (внеклассных) физкультурно-спортивных форм занятий как важных средств оптимизации двигательной активности детей школьного возраста. Внеклассная работа ...

Иначе руководителю кружка будет трудно уделить каждому участнику должное внимание.

Планирование работы кружка.

Большое значение в работе кружка имеет тщательная разработка плана работы, который может составляться на год, полугодие, четверть. В нем должны найти отражение все виды работы кружка.

При организации работы кружковцев по любой теме многие учителя придерживаются следующего порядка работы (схема 1 работы кружка юных биологов по Верзилину Н. М., Корсунской В. М.) [4, с.34]:

1. Вводное (установочное) занятие, обычно носящее теоретический характер.

2. Самостоятельная работа кружковцев (в основном исследовательской направленности).

3. Отчетное занятие.

4. Выпуск стенгазеты, оформление выставки по результатам работы.

Планирование работы кружка  1

Схема 1 — Схема работы кружка юных биологов (по Верзилину Н. М., Корсунской В. М.)

На вводном занятии учитель ставит цель предстоящей работы, раскрывает ее содержание, при этом использует учебные кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, указывает доступную литературу, относящуюся к теме занятия и т.п.

Самостоятельная работа юных биологов заключается в проведении опытов и наблюдений в природе, уголке живой природы, теплице, на учебно-опытном участке, в работе с научно-популярной литературой с последующим составлением рефератов, изготовлении наглядных пособий, организации массовой внеклассной работы по биологии.

На отчетном занятии учащиеся докладываю о проделанной самостоятельной работе, показывают коллекции, зачитываю дневники наблюдений, демонстрируют фотоснимки растений, животных и т.п. На этом же занятии редколлегии кружка поручают выпуск газеты по его материалам. Отчетное занятие кружка проводят 1-2 раза в месяц. Их желательно делать открытыми. За несколько дней до проведения такого занятия вывешивают красочно оформленное объявление о теме занятия и времени его проведении с приглашением на него всех интересующихся учащихся.

Внеклассная работа остается интересной для учащихся лишь в том случае, если они не ощущают в них застоя, однообразия. Поэтому нужно постепенно вести юннатов от выполнения простых опытов и наблюдений к проведению все более сложных работ, имеющих исследовательский характер.

Важными условиями успешной организации кружковой работы по ботанике, проводимых в указанном направлении, являются образовательная, воспитательная и общественно-полезная ее значимость, соответствие планируемых работ, подготовке и интересам школьников, наличие необходимых для их выполнения материальных условий (соответствующее тематике кружковой работы природное окружение, подбор культурных растений на школьном участке и в биологическом кабинете, лабораторное и экскурсионное оборудование и т.п.), использование методов и приемов, способствующих развитию интересов школьников к изучению живой природы, их самостоятельности и инициативы.

24 стр., 11869 слов

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Внеурочная работа по географии как способ реализации ...

... чувств - основная задача внеклассной работы по географии [20]. Внеучебные занятия являются важной составляющей содержания образования, повышая его вариативность и приспособляемость к интересам, потребностям и способностям учащихся. Каждый вид внеклассной деятельности - творческая, ...

В этой связи к работе кружков по изучению какой-либо одной группе растений, проводимые в ряде случаев по узкой тематике (кружки юных микробиологов, альгологов, кактусистов), следует привлекать учащихся после того, как они получат необходимую общую подготовку по ботанике на уроках и внеклассных занятиях. В отдельных случаях (кружка микробиологов, альгологов) такие занятия можно начать только в 6 классе одновременно с изучением отдельных групп растений на уроках или незначительным опережением. Изучение в кружках юных биологов отдельных групп культурных цветковых растений (цветочно-декоративных, плодово-ягодных, овощных, полевых) или местных фитоценозов может быт начато уже в 5 классе после общего ознакомления учащихся на уроках ботанике со строением и жизненными функциями цветковых растений. Кружковые занятия содержание и последовательность, которые обеспечивают конкретизацию или получение новых знаний по основным темам школьной программы, можно начать с учащимися 5 класса уже с начала учебного года после первых 2-3 уроков ботаники.

Планируя кружковую работу, следует предусматривать темы общих занятий и связанные с ними индивидуальные самостоятельные работы юных биологов.

Как наиболее приемлемые виды организации общих кружковых занятий в планах следует предусмотреть экскурсии в природу, сельскохозяйственное производство, городские парки, сады, тепличные хозяйства, научные учреждения; походы по родному краю; лабораторные работы; групповые практические занятия, ставящие целью подготовку юннатов к выполнению самостоятельных работ (разработка планов опытов и наблюдений, подготовка дневников, оборудования, оформления инструктивных стендов) и оформление ее результатов(изготовление наглядных пособий, оформление выставок работ учащихся, выпуск стенгазет, бюллетеней); работы по уходу за растениями в биологическом кабинете и уголке живой природы; заседание кружка, посвященное подведению итогов самостоятельной работы юннатов по отдельным темам (заслушивание отчетов, докладов и рефератов по результатам опытов, наблюдений, работы с научно-популярной литературой) или подготовке к проведению массовых внеклассных мероприятий.

В плане общей тематике кружковых занятий можно предусмотреть разные индивидуальные работы учащихся (изучение научно-популярной литературы, подготовка демонстрационного и раздаточного материала к урокам, изготовление наглядных пособий, участие в подготовке и проведении биологических вечеров, выставок, олимпиад, общественно полезной работе), но главное место среди них должны занять разной продолжительности наблюдения и опыты, требующие непосредственного общения с живой природой, а так же работы с культурными и дикорастущими растениями в школьных или домашних условиях.

Методы кружковых занятий должны развивать самостоятельность, инициативу, творческую активность учащихся, их познавательный интерес. Этому способствуют повышение роли самостоятельных работ учащихся, их исследовательская направленность, проблемный подход к изучению предусмотренных планов тем. Роль учителя сводится в этом случае к тому, чтобы направлять работу юннатов на поиск правильных путей самостоятельного решения поставленных перед ними задач. Учителю нужно четко сформулировать предлагаемые учащимся задания, помочь им путем организации специальных занятия и чтения научно-популярной биологической литературы, получить необходимые для их выполнения знания и практические умения составить детальные планы предстоящей работы.

3 стр., 1214 слов

Лекарственные растения, нормализующие деятельность нервной системы, ...

... нервную систему и оказывают другие виды действия. С давних времен цикорий является лекарственным растением. Известный таджикский ученый и врач средневековья Авиценна широко применял препараты цикория при лечении ряда заболеваний, ...

Под руководством учителя юные биологи готовят дневники, где отражаю коллективную и индивидуальную работу. Коллективный дневник (или журнал) может вести один из юннатов, который записывает содержания работы учащихся, проводимой на общих занятиях.

2.1. Роль кружковой работы в процессе обучения ботаники и

развития творческих способностей

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся. [5,с.34]

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

Занятия призваны способствовать развитию у ребят художественного вкуса как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, образцами дизайнерских разработок

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

51 стр., 25494 слов

Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями

... зрением в процессе музыкальной деятельности. Объект дипломной работы - процесс коррекционного развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными ... музыку. Данная методика рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста. При выполнении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований: Изучение психолого-педагогического литературы по коррекционному ...

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пыл» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность с учеником.

2.2. Разработка рабочей программы кружка «Встреча с растениями»

Пояснительная записка

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их — это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Выделяют следующие отличительных особенностей программы кружка:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Тульской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволяет школьникам расширить свои знания о мире живой природы, продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы. Вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, акцент делается на то, что разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомить с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями местности; с правилами поведения в природе;

  • Познакомить с биологическими специальностями.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Развивающие

  • Развивать творческие способностей ребенка.

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

Воспитательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Воспитать интерес к миру живых существ.

  • Воспитать ответственное отношение к порученному делу.

  • Воспитать потребность в здоровом образе жизни.

  • Воспитать экологическую культуру и чувство ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1.Словесно-иллюстративные методы:

2.Репродуктивные методы:

3.Частично-поисковые методы

4.Исследовательские методы

Наглядность

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

  • ведение здорового образа жизни.

Календарно-тематический план

Раздел

п/п

Тема

Кол-во часов

Растения и человек

1

Понятие о растениях

1

2

Разнообразие растений

1

3

Растения и человек

1

4

Лабораторная работа №1 «Видовое разнообразие растений и их значение для жизни человека»

1

Растения, покорившие весь мир

5

Окультуривание растений человеком

1

6

Значение культурных растений. Их видовой состав.

1

7

Лабораторная работа №2 «Культурные растения и их роль в жизни человека»

1

Самая богатая аптека вокруг нас

8

«Зеленая аптека»

1

9

Лекарства и растения

1

10

«Аптека» в нашем крае

1

11

Занятие-игра «Аптека вокруг нас»

1

Цветы — волшебный дар природы

12

Цветы – краса Земли

1

13

Цветочные часы

1

14

Цветочный календарь

1

15

Легенды о цветах

1

16

Самые-самые из всех

1

17

Путешествие в страну «Радуга цветов»

1

Рощи да леса всему краю краса

18

Лес – это легкие Земли

1

19

Интересные факты о деревьях

1

20

Лабораторная работа №3 «Деревья Тульского края. Вред и польза»

1

Вкусные плоды – лакомства природы

21

Значение плодов в жизни человека

1

22

Происхождение названий плодов

1

23

Самое-самое

1

С грядки на обеденный стол

24

Овощи. Группы овощей

1

25

Овощи и их родина

1

26

Это интересно (Интересные факты об овощах)

27

Лабораторная работа №4 «Овощи и их значение для человека»

1

28

Путешествие на грядку

1

Осторожно! Ядовитые растения

29

Ядовитые растения вокруг нас

1

30

Лабораторная работа №5 «Ядовитые растения Тульской области»

Великие биологи

31

Биологи и их вклад в биологическую науку

1

32

Занятие-семинар «Вклад российских биологов в биологическую науку

1

Закрепляем наши знания

33

Занятие-игра. Кроссворды.

1

Отчет

34

Выпуск газеты «Как богата наша Земля»

1

35

Подготовка к общешкольному мероприятию

1

36

Массовые мероприятия «Встреча с растениями»

1

Содержание

1.Растения и человек

2. Растения, покорившие весь мир ( Окультуривание растений человеком;

Значение культурных растений. Их видовой состав; Лабораторная работа №2 «Культурные растения и их роль в жизни человека» ).

3. Самая богатая аптека вокруг нас («Зеленая аптека»; Лекарства и растения; «Аптека» в нашем крае; Занятие-игра «Аптека вокруг нас»).

4. Цветы — волшебный дар природы

5. Рощи да леса всему краю краса

6. Вкусные плоды – лакомства природы

7. С грядки на обеденный стол

8. Осторожно! Ядовитые растения ( Ядовитые растения вокруг нас; Лабораторная работа №5 «Ядовитые растения Тульской области»).

9. Великие биологи

10. Закрепляем наши знания

11. Отчет (Выпуск газеты «Как богата наша Земля»; Подготовка к общешкольному мероприятию; Массовые мероприятия «Встреча с растениями»).

2.3. Конструирование занятия «Путешествие в страну

«Радуга цветов»

Цель: привлечь внимание детей к прекрасному миру цветов, показать их значение, красоту и хрупкость в нашей жизни.

Задачи:

1.образовательная (научить детей создавать сюжетные композиции из искусственных, засушенных и живых цветов);

2.Развивающая (развить чувство цвета и композиции, творческое и ассоциативное мышление; развивать старание, усердие и терпение);

3.Воспитательная (воспитать интерес и бережное отношение к природе, вызывать желание сохранять ее красоту).

Оборудование:, Я шел вперед, но всюду замедлялись, Мои шаги при взгляде на цветы.

А. Данте

Инструкция №1.

Цветы украшают Землю уже 125 миллионов лет.

Цветы вызывают разные настроение у человека. Так возникает язык цветов. Например, астра означает стойкость и отвагу, гвоздика – страсть, васильки – доверие, клевер – ожидание.

Искусно подобранный букет заменит целое послание. У каждого народа в разных странах свой язык цветов.

Особое значение приписываются и цветочным ароматам. Например, запах фиалки развивает милосердие, герани – отвагу, мята – хитрости.

Вы, наверно замечали, что иногда два разных цветка, поставленные в одну вазу или даже растущие рядом, быстро увядают. Это говорит о биологической несовместимости растений. Наука, изучающая совместимость, называется АЛЛЕЛОПАТИЯ.

Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают жизнерадостность, хорошее настроение. [6,с.34]

Задание №1 для работы в классе.

Разгадать загадки.

Загадки

Узнать меня, друзья, — пустяк!

Две ноты, буква, мягкий знак.

Цвету в садах, расту я в парках,

Живу в букетах и в подарках.

(Сирень)

Под мохнатой лапой ели

Светят матовые лампы.

(Ландыш)

Шариком пушистым белеет в поле чистом,

Дунул ветерок – остался стебелек.

(Одуванчик)

В голове — горошки,

А голова на ножке.

(Мак)

Какие цветочные часы плавают по воде?

(Кувшинки)

Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки.

(Репейник)

Предлог с игрой соедини ты,

И чудо вдруг произойдет:

Цветок Египта знаменитый

Перед тобою расцветет.

(Лотос)

Инструкция №2.

Дети, а вы знаете, что такое флористика?

Флористика – это искусство создания цветочных композиций в вазах, шарах и корзинах или создание букетов и композиций из срезанных цветов, листьев, трав, декоративных трав и других ботанических материалов. [7,с.34]

Флористические композиции можно составлять как из живых так и искусственных цветов.

И сегодня на занятии мы с вами попробуем составить флористическую композицию из искусственных цветов.

Но для этого я вам немного расскажу о материалах и правилах составления композиции.

Используемые материалы

Повседневная, новогодняя или свадебная флористика своими руками делается просто и из доступных материалов. Обычно используются следующие компоненты: живые цветы, засушенные или искусственные цветы; листья; ветки хвойных, папоротника; орехи, зернышки, кора; вазы, корзинки, контейнеры; мраморная крошка, засыпка из стеклянных камешков, шариков; перышки; любой интересный декор (ткань, атласные ленты, бусины).[8,с.34]

Перейдем непосредственно к инструментам, которые нам понадобятся сегодня.

Режущие инструменты

Цветочный секатор – используется для толстых волокнистых стеблей и тонких деревянистых веточек, например, как у азалии, гортензии. Лезвия должны быть острыми, чтоб срез получался ровным.

Садовые ножницы – применяются для срезания большинства видов цветов. Лезвия должны быть острыми. Не используйте для этих целей стандартные ножницы: у них лезвия толще и при срезании цветка они повреждают стебель.

Кухонный нож – для резки флористической пены.

Складной и садовый нож – для срезания колючек, листьев и отростков с основного стебля.

Кусачки для проволоки – используются для резки флористической проволоки.

Основания

Тип основания определяется тем, какой стиль вы выбрали для композиции.

Флористический цемент – нужен для прикрепления основания композиции к какой-либо поверхности.

Флористическая пена – плотная зеленая губка, которая пропитывается водой и используется для закрепления каждого стебля на определенном месте. Прежде чем поместить пену в сосуд и воткнуть в нее стебли, необходимо намочить ее в воде. Пена может быть в пластмассовой сетке и служит основанием для цветочных и лиственных композиций, которые могут быть в дальнейшем засушены.

Так же имеется пена для искусственных композиций — стиропена. Она обычного желтого цвета и не требует замачивания.

В сосуды для декоративности и дополнительного удерживания стеблей в сосуде насыпают засыпку – различные виды наполнителей.

Флористическая лента – обеспечивает стеблю дополнительную устойчивость, а так же дает возможность скрыть укрепляющую стебли флористическую проволоку.

Флористическая проволока – используется для упрочнения и удлинения стебля искусственного цветка, если стебель слишком тонкий.

Клеевой пистолет и клеевые палочки к нему – применяются для склеивания материала в композиции.

Искусственные растения – существуют во многих видах и формах: цветы, листья, ветки, лозы.

С чего начать работу?!

  • Начните работу над цветочной композицией с обрамления листьями, т.е создать определенную зеленую подушку. Затем можете вставлять цветы.

  • Выстраивайте композицию от центра, продвигаясь к краям. Затем снова вернитесь к внутренним участкам, заполняя те промежутки, которые могут возникнуть в ходе работы.

  • Выберите в качестве фокусной точки один цветок и выстраивайте композицию вокруг него.

  • Стебли некоторых цветков подрежьте чуть короче, чтобы создать ощущение глубины.

  • Добавьте цветы и листья для создания равновесия, затем заполните композицию оставшимися цветами и листьями.

  • Распределите цветы одного типа по всей композиции, если это только не мелкие цветочки, которые можно сгруппировать.

  • Отступите на шаг и окиньте взглядом всю композицию, рассматривайте ее со всех сторон. При необходимости внесите изменения. [9 ,с.34 ]

Техника безопасности при работе с острыми инструментами.

Задание №2 для работы в классе.

Практическая часть — создание композиции из искусственных цветов.

Подведение итогов и результатов.

Рефлексия.

Примечания:

Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности для проявления творческой инициативы учителя, для многообразной познавательной деятельности, воспитанию учащихся. В процессе групповой внеклассной работы учащиеся развивают творческие способности, наблюдательность, самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, способствуют развитию инициативы и коллективизма.

Все виды внеклассных занятий связаны между собой и дополняют друг друга. При проведении внеклассных занятий осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Внеклассная работа позволяет вести учащихся от индивидуальной работы к работе в коллективе.

Внеклассные занятия, проводимые в системе в системе процесса преподавания, развивают многосторонние интересы учащихся, самостоятельность в работе, практические навыки, их мировоззрение и мышление. Именно внеклассная работа, развивает интерес к предмету, который возникает на уроках.

1. И. С. Елизарова. Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы — Вестник ТГПУ, 2012

2. Т. Е. Захарова. Курсовая работа по теории и методики обучения биологии – Москва,2008. [Электронный ресурс].URL:

http://www.neuch.ru/referat/173282.html

3. А.И.Никишов, З.А. Мокеева, Е. В. Орловская, А.М. Семенова. Внеклассная работа по биологии: пособие для учителей – изд. 2-ое, перераб. – М.: Просвещение,1980

4. Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. Общая методика преподавания биологии. – изд.3-е – М.: Просвещение, 1976

5. Э.Ю.Гордеев. Интересные статьи. Роль кружковой работы в развитии творческих способностей – 2009 . [Электронный ресурс].URL:

(дата обращения 03.03.2016)

6. О.К. Разумовская, Е.Г. Козловский. Встреча с растениями. – М.: Грамотей, 2002

7. Биофайл: научно-информационный журнал.

8. Флористика своими руками: праздничные и повседневные идеи. [Электронный ресурс].URL:

9. Руби Бегония. Школа флористики, [пер. с англ. М. Авдониной]. –