Природа психики возникновение и развитие психики. Развитие психики и возникновение сознания

Курсовая работа
Содержание скрыть

Возникновение и филогенетическое развитие психики – один из фундаментальных общепсихологических вопросов. На данный вопрос, возникший еще в биологии и подробно развивающийся в зоо- и сравнительной психологии, ученые различных школ в различное время пытались ответить по-разному.

Антропопсихизм –

чувствительности

Как возникла психика?

В основе развития психики лежат 3 тенденции:

Особенности развития психики:

субъективный

Внешними критериями психики являются те, которые внешние по отношению к форме существования организма (психика приписывалась существу потому, что оно принадлежало к определенному классу существ, психика этого класса постулировалась как аксиома).

Внутренними критериями психического выделяются способность к поисковому поведению, к гибкому приспособлению к среде.

На современном этапе обсуждаются различные морфологические критерии психического: 1. тип нервной системы; 2. степень дифференциации внешних и внутренних органов (органов передвижения, органов чувств и т. п.).

Более современные теории обсуждают в качестве критериев некоторые поведенческие реакции, например: 1. возможность индивидуального обучения (т. е. способность к гибкому приспосабливанию к среде); 2. наличие ориентировочной фазы в выполнении действий; 3. наличие передачи сложных инстинктивных форм поведения и т. п. Эти критерии являются функциональными; все они указывают на разные «пороги» локализации психики.

Объективный критерий психики (по Леонтьеву) – способность животных организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (виды энергии, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ, например, звук: животные им не питаются, но он является сигналом живой пищи или приближающейся опасности).

Реагировать на них полезно, т.к. возможность выживания становится шире.

На ста­дии элементарной чувствительности

Раньше противопоставляли научение и инстинкт. Теперь известно о существовании облигатного научения, некоторые инстинктивные действия проходят тренировку.

На этой стадии у животного появляется способность к отражению не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов предметов . Животное способно обучаться, появляются индивидуально при­обретенные навыки поведения (операции).

Операции – относительно самостоятельные акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится, т. е. выделение операций возможно только при отражении целостных предметов и ситуаций, и в свою очередь, стимулирует развитие такого отражения.

4 стр., 1505 слов

Развитие психики и сознания

... обоснования, ни должного экспериментального подтверждения. Развитие психики в филогенезе, Развитие психики имеет 3 аспекта: Возникновение и развитие психики в животном мире; Возникновение и развитие человеческого сознания; Развитие психики в онтогенезе человека. Раздражимость и чувствительность. С предлагаемым А.Н. ...

Иногда стадию называют стадией навыка.

стадии интеллектуального поведения

Можно выделить следующие признаки стадии интеллекта: 1.) Деятельность, которая на предыдущих стадиях слита в единый процесс, теперь дифференцируется на две фазы: фазу подготовки и фазу осуществления. На фазе подготовки происходит исследование ситуации. 2.) Поведение может опираться на некоторые средства, однако эти орудия не выносятся за пределы ситуации. Пример – использование обезьяной палки, чтобы достать банан, находящийся вне клетки. 3.) Найденный способ может использоваться для решения похожих ситуаций. При повторении ситуации может сразу её решить, внешневнезапное нахождение решения.

Высший этап, Стадии развития психики:

В каждой стадии вводится уровень : низший и высший, могут быть и промежуточные уровни.

Первое отличие состоит в различии мышления человека и животного. Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации,

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

создавать и сохранять орудия

животные не живут в мире постоянных вещей.

передача общественного опыта

Речь – у животных лишь сигнальная система, у человека знаковая система.

условиях их развития

Психика человека и животных

Возникновение психики

Стадии развития психики

ВНД как основа психической деятельности

Сознание. Подсознание. Бессознательное

Основные функции психики. Особенности психического отражения

Этимологически слово «психика» ( греч . душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях .

Психика — это «субъективный образ объективного мира»

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

психика -это системное качество мозга

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

6. Основные этапы развития психики

3 стр., 1378 слов

Глава 1 Развитие психической деятелности животных в онтогенезе

... проявляют игровую активность). Глава 1 Развитие психической деятелности животных в онтогенезе 1.1 Пре- и постнатальное развитие психической деятельности Психическая деятельность эмбриона — это поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи. Эмбрион является ...

Развитие психики у животных проходит ряд этапов

Психика это субъективный образ объективного мира  1

Рис. 2

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный).

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

высшие психические функции

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений .

Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

познавательные

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

9 стр., 4078 слов

Психическая деятельность человека. Учение иИ.П.Павлова

... и понять самые сложные явления психической деятельности. Психика человека не является неизменным качеством. Она совершенствуется в процессе развития, присущего живой природе. Доказано, что формирование психики человека обусловлено трудом, внешними воздействиями и ...

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности .

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека .

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, — характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Окружающая среда посылает тысячи всевозможных сигналов, из которых человек улавливает лишь очень небольшую часть. Правда, вполне достаточную, чтобы построить некую картину мира. И не только построить, но еще и утверждать, что эта картина и есть реальный мир! «Мир таков, каким мы его воспринимаем» — именно так думают многие. Однако у ученых есть все основания полагать, что человек просто подгоняет мир под свои человеческие мерки, видит то, что полезно и выгодно для его жизни.

17 стр., 8360 слов

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой ...

... недоразвитыми и недостаточно дифференцированными. В настоящее время работа педагога с умственно отсталыми детьми становится все более актуальной по причине увеличения числа детей с задержкой психического развития, со слабоумием. Эмоции и воля, речь ...

Реальность, которую отражают животные в своих образах, имеет мало общего с человеческим видением мира. Для одних животных реальность состоит из запахов, большей частью человеку не известных, для других — из звуков, в значительной части человеком не воспринимаемых, для третьих — из цветовых красок, многие из которых люди не различают.

С точки зрения классической физики, окружающий мир — это постоянно движущиеся в пустотах элементарные частицы! В нем отсутствуют предметы и нет ничего стабильного. Так чей же образ мира соответствует реальности?! В чем причины того, что человек способен видеть лишь то, что видит?

Физиологи объясняют особенности видения мира спецификой органов чувств и физиологическими механизмами функционирования, данными от природы. Человек обладает пятью органами чувств, способными действовать с самого рождения, а по последним научным данным — даже еще до рождения, и позволяющими ему видеть, слушать, обонять, осязать и вкушать, но в весьма узких диапазонах. Социологи делают акцент на социальных механизмах, фиксируя источники психического развития человека вне его организма — в окружающей среде.

Психологи, опираясь и учитывая обе линии исследования, рассматривая человека одновременно как биологическое и как социальное существо, стремятся найти собственно психические закономерности. Таким образом, психическое развитие, в том числе и развитие чувственных форм познания, — результат сложнейшего взаимодействия трех сфер: физиологической, социальной и психической.

Возникновение психики до сих пор остается загадкой. Между психологами существуют серьезные разногласия по вопросу о том, отличается ли по своей природе психика человека от психики существ, появившихся до него. Естественно-научная психология таких качественных различий не обнаружила. Поэтому можно говорить о психике в широком смысле как об особом качестве, принадлежащем животному и человеку. Но, с другой стороны, человек обладает сознанием и особой, присущей только ему, человеческой субъективностью. Природа ее возникновения трудно познаваема и во многом таинственна.

Что служит критерием возникновения психики? Как определить, есть ли психика у животного или ее нет? Когда ребенок рождается, он видит мир таким, каким видит его взрослый? Люди, стоящие на разных ступенях исторического развития, мыслят и переживают одинаково? Для того чтобы получить ответы на эти и многие другие вопросы, психологи ведут исследования по трем направлениям одновременно:

  • возникновение и развитие психики в животном мире (эволюция);
  • возникновение и развитие человеческого сознания (история человечества);
  • развитие психики от момента рождения человека до конца его жизни (онтогенез).

Результаты этих исследований позволяют воссоздать следующую картину возникновения психики.

Все живое находится в непрерывном взаимодействии с окружающей действительностью, в процессе которого происходит обмен веществ и тем самым поддерживается жизнь. Живая материя различается типом существования жизни: растительный, животный и сознательный.

Растения поддерживают свою жизнь путем обмена веществ при непосредственном контакте со средой, с условиями своего существования. Контакт обеспечивает растению раздражимость — способность реагировать на биологически значимые раздражители. Если контакт нарушается, они гибнут. Вероятно, в истории нашей планеты был период катаклизмов, из-за которых растения неминуемо должны были погибнуть. Но они его пережили. Более того, этот период, по-видимому, послужил толчком для возникновения особых организмов, способных восстанавливать нарушенное равновесие и существовать без постоянного прямого контакта со средой обитания.

5 стр., 2017 слов

Возрастные особенности человека как предмет психологии развития

... и направленность психического развития в онтогенезе. Возрастные особенности человека как предмет психологии развития По традиции, ... науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — ... созреванием, после которого большинство людей сразу вступали во взрослый мир. Глубокие социально-экономические преобразования (создание ...

Новый организм начинает активно передвигаться в поисках того, что ему необходимо для выживания. А это, в свою очередь, предполагает «видение» (отражение) окружающего мира и представление его в виде образов. Такое «видение» обеспечивается чувствительностью — способностью реагировать на биологически нейтральные воздействия внешней среды, но сигнализирующие о появлении биологически значимых раздражителей. Возникновение чувствительности можно проследить в следующем эксперименте (рис. 5).

В пробирку помещают одноклеточные организмы (амебу или инфузорию).

Эти существа на свет не реагируют: он не является необходимым условием их существования. А вот тепло имеет жизненно важное значение. Один край пробирки начинают подогревать, одновременно включая свет. Через несколько повторов достаточно включить свет, чтобы одноклеточные устремились к соответствующей части пробирки. На такую реакцию не способно ни одно растение.

Чувствительность выступает критерием возникновения психики, ее первым проявлением. Животные, стоящие на ранних ступенях развития, проявляют чувствительность только к отдельным свойствам и признакам внешнего мира, непосредственно и однозначно имеющим связь с биологически значимыми объектами. Дальнейшее развитие психики идет по пути расширения образа мира за счет отражения все новых и новых его особенностей.

Так формируются механизмы, осуществляющие отражение окружающей действительности, способность ориентироваться во внешнем мире и планировать поведение, исходя из потребности организма и возможностей среды.

ПСИХИКА

Определение, функции, структура

Ключевое понятие психологии – психика. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психическое отражение определяют как активное отражение мира, обусловленное необходимостью, потребностями субъекта. Иными словами, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Психическое отражение дает возможность правильно отражать окружающую действительность (правильность отражения подтверждается практикой), носит опережающий характер и обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. Психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

Функции психики :

Физиологическим механизмом психической деятельности человека является высшая нервная деятельность, Происхождение и развитие психики

филогенезом.

Панпсихизм., Биопсихизм., Нейропсихизм, Мозгопсихизм

Таким образом теории естествознания осуществляли попытки «локализовать» психику в природе. Критерии психики были внешними: психика приписывалась какому-либо существу только потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов.

6 стр., 2557 слов

Психика человека ее структура и основные понятия

... поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение -- полноценную деятельность мозга -- взаимодействие с людьми, активную передачу новым ... психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует ...

Существуют также теории, исходящие из внутренних критериев: способность к поисковому поведению, гибкому приспособлению к окружающей среде, способность к проигрыванию действия во внутреннем плане.

гипотезы происхождения психики Алексея Николаевича Леонтьева

Гипотеза происхождения психики А.Н. Леонтьева.

Абиотические воздействия не полезны и не вредны – живое существо ими не питается и они не разрушают его организм. Например. Звуком не питается ни одно животное. От звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе могут быть сигналами живой пищи или приближающейся опасности. Лиса зимой под снегом слышит шуршание мыши и находит себе пищу. Мышь, в свою очередь, может услышать крадущуюся лису и спрятаться, сохранить себе жизнь. Услышать звуки – значит, иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения. Таким образом, звук полезно отражать — он является потенциальным сигналом биологически значимого объекта или воздействия. Если живой организм приобретает способность отражать абиотические свойства и устанавливать их связь с биологически значимыми свойствами, то возможности его выживания оказываются гораздо более существенными.

Иными словами, отражение абиотических сигналов связано с поведением. Когда у живых организмов не было свойства отражения абиотических сигналов – процессы жизнедеятельности сводились к следующей активности: усвоение питательных веществ, выделение, рост, размножение. Активность была непосредственно связана с обменом веществ. При появлении возможности отражения абиотических сигналов появилась встроенная активность между актуальной ситуацией и жизненно важным актом. Например, лиса; голодна, но пищи рядом нет. Зато она чувствует запах, соответствующий ее приоритетам в питании. У нее появляется поисковая активность – она ищет по запаху, где находится пища. Смысл поисковой активности в том, чтобы обеспечить жизненно важный результат там, где условия не позволяют ему реализоваться здесь и сейчас. Если бы такой активностью обладали растения, тогда они должны были бы разбегаться при звуках шагов или едущей машины, перебираться к реке в засушливую погоду, а после возвращаться на места с более плодородной почвой. Поскольку растения так себя не ведут, утверждается, что у них нет психики.

Сигнальное поведение – основной признак наличия психики

два аспекта отражения – объективный и субъективный

Чувствительность – это способность отражать абиотические воздействия, объективно связанные с биотическими . Субъективный аспект выражен внутренним переживанием, психическим процессом, который называется ощущение. Человек испытывает ощущение, когда раздражитель действует на органы чувств, на рецепторы, рецепторы отправляют по проводящим путям возбуждение, которое достигает центра коры головного мозга, где происходит обработка информации. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Предположение о том, что субъективная форма отражения, а, следовательно, и психика появляется впервые вместе с реакциями на абиотические раздражители – суть представленной гипотезы .

5 стр., 2334 слов

Исследование определения, функций психики, связи психики с отражением

... -- регуляция деятельности. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность ... особенностей. Психика--это “субъективный образ объективного мира”. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, ...

А.Н. Леонтьев организовал серию опытов на взрослых испытуемых. Цель эксперимента – выработка условной двигательной реакции на нечувствительный раздражитель. Испытуемый помещал палец правой руки на электрический ключ, через который он мог получить достаточно ощутимый удар током. Перед каждым ударом ладонь засвечивалась зеленым светом в течение 45 с; когда свет выключался, сразу давали ток. Испытуемому говорили, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться очень слабому воздействию; если он его почувствует, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока. Чтобы испытуемый не снимал руку без повода, ему сообщали, что за каждую «ложную тревогу» он будет в следующей пробе наказываться током. В результате испытуемые научились заранее снимать руку с ключа в ответ на засвет ладони. Они чувствовали неясные, но все-таки заметные ощущения в ладони.

Если испытуемый не предупреждался о засветах и не пытался их «уловить», то у него не вырабатывалась условная двигательная реакция на засветы руки и не возникало ощущение этих воздействий. Было доказано, что неизменным условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма; описанные кожные ощущения являлись непременным условием выработки двигательной реакции.

Функция ощущения — ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредовать его приспособительные акты. Возникновение и развитие психики подчинялось действию общего закона эволюции – закрепляется то, что биологически полезно. Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде, адаптацию, развивает способности к разумным действиям, к индивидуальному научению.

Главные тенденции развития психики

В период зарождения психики предметом отражения были отдельные, изолированные свойства (форма элементарных ощущений).

На следующей ступени деятельность живых существ определялась уже отношениями между предметами, т. е. целыми ситуациями, обеспечивалась же она отражением отдельных предметов.

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С Выготского.

Концепция структурирована в 3-х частях:

1. Человек и природа.

2. Человек и его собственная психика.

3. Генетические аспекты., Культурное развитие человека

интериоризацией

В онтогенезе каждого человека наблюдается принципиально то же самое: сначала взрослый воздействует на ребенка словом, побуждая его к действию; ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого и далее – на самого себя.

Фундаментальные положения концепции:

1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.

2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.

Главный вывод :

Для овладения собственной психикой человек использует психологические орудия (знаковые средства), которые имеют культурное происхождение. Речь – универсальная и наиболее типичная система знаков.

Высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по свойствам, строению и происхождению, т.е. произвольны, опосредованы и социальны.

Психика и организм

Человеческий организм существует в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой. Таким образом, можно говорить о фундаментальной связи человеческого организма с природой. Функция психики состоит в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства.

8 стр., 3751 слов

Пороки развития головного мозга

... веществ. Пороки развития головного мозга (кроме мозговых грыж), как правило, сопровождаются олигофренией. К основным порокам развития головного мозга относятся пороки развития системы желудочков головного мозга и коры большого мозга, агенезии, краниосхизы. Пороками развития системы желудочков являются: порэнцефалия - врожденная ...

Непосредственное влияние на жизнедеятельность человека оказывает окружающий мир, климат в совокупности с целостностью природных условий. Природные условия определяют первичные условия предметно-практической деятельности людей, динамику поведения и реагирования. Собственно человеческая психика может сформироваться и успешно функционировать при определенных биологических условиях (температура тела, обмен веществ, уровень кислорода в крови и клетках мозга).

Особое значение для психической деятельности имеют индивидуальные особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, уровень гормональной активности.

Мозг и психика

Функция интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции принадлежит центральной нервной системе, Эта функция включает широкий диапазон процессов – от рефлексов на уровне спинного мозга до сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга. Повреждение любого участка нервной системы вызывает нарушения в функционировании организма и психики.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны (сюда поступает и обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов), моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой и движениями) и ассоциативные зоны (служат для переработки информации; зоны лобной части мозга тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью, осознанием положения тела в пространстве).

Индивидуальные особенности личности определяются спецификой взаимодействия полушарий мозга. Примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга. Левое полушарие выполняет функции чтения карт, схем, запоминания имен, символов, слов, детальное восприятие и хронологический порядок мира, позитивное мироощущение. Правое полушарие ориентирует человека в текущем времени и конкретном пространстве, обеспечивает запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц конкретных людей, определение эмоционального состояния и целостное образное восприятие, пессимистичное мировосприятие. При отключении правого полушария человек не может определить текущее время суток и время года, не способен ориентироваться в конкретном пространстве, не воспринимает интонации слов. При отключении левого полушария творческие способности, не связанные со словесным описанием форм, остаются, но человека сопровождает депрессивное состояние.

Специализация полушарий позволяет рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией; создает физиологическую основу для творчества.