Мотивированное поведение как характеристика личности

Курсовая работа

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив — это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность.

Движение, деятельность — закон жизни. Люди постоянно вовлечены в разнообразную деятельность и осуществляют то или иное поведение. Для поиска ответов на вопрос «почему?», «ради чего выполняется определенная деятельность?» психологами был введен термин «мотивация». Поведение человека можно описать с разных сторон. Как процесс, любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления. Изучение мотивации — это анализ причин и факторов, которые инициируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции — намерения к его выполнению. Для объяснения всего разнообразия человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые устанавливают законы регуляции человеческого поведения.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.

В своей работе, опираясь на научную литературу, я попытаюсь дать общую характеристику процесса мотивации, рассмотреть характеристику личности.

1 . Понятие личности

Личность — одна из базовых категорий психологической науки.

6 стр., 2614 слов

Мотивация деятельности и поведения

... и способов их удовлетворения. 1 Мотивация деятельности и поведения 1.1 Потребности, мотивационные состояния и мотивы деятельности Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению возникшего дефицита. ...

Внешний мир — это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир целесообразных деятельности, в котором ничто не принимается на вееру и все требует доказательств: истинность знания требует доказательства или верификации, технический проект оценивается с точки зрения осуществимости и при этом опять-таки требуются доказательства или практическая проверка, хозяйственная деятельность оценивает с точки зрения утилитарной полезности. Это суровый мир, в котором нельзя просто так сказать: “я знаю!”, потому что ответом будет требование: “докажи, приведи факты”; или “я умею!” — ответом будет: “сделай, покажи”, или: “это полезно!” — в ответ человек услышит: “как это использовать?”. Это мир, в котором особо ценится те зная и способы действий, которые могут быть представлены в доступном для понимания и повторения виде и транслировано другим людям, то есть теряют свой индивидуальный характер и становятся частью общего опыта. Это обезличенный, тотальный мир, где нет индивидуальной логики, а есть либо логика, обязательная для всех, либо отсутствие логики, где нет “моего” или “его” восприятия мира, а есть “истинна” или “ложная”, где высказывания “эта вещь мне дорога” бессмысленно, а имеет смысл — “эта вещь мне полезна”. Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, не зависимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, которых нет ничего личного, мир инструментального разума.

Социальный мир — это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности — целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним миром» — это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики. С содержательной точки зрения эта линия развития связана с овладением человеком способами и средствами действий, представленными в совокупном человеческом опыте, культуре, с формированием знаний, умений и навыков, проникновением в культуру. Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом не индивидуального, социального опыта, т.е. способов действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводом образцов действия из внешнего во внутренний план психической деятельности. После завершения периода ученичества освоенные, способы действий включаются затем в индивидуальную предметную деятельность, и далее субъект приобретает возможность накапливать индивидуальный опыт, на основе освоенных способов действия вырабатывать новые способы и приемы деятельности. В этом смысле субъект деятельности становится одновременно и субъектом познания и сознания как сознания, в содержании которого актуально интегрированы как единицы непосредственного отражения реальности — «чувственная ткань» сознания (ощущения, образы, движения, действия), так и единицы, опосредованные речью, транслированным опытом других людей, — значения и возникающие в связи с ними смыслы. личность мотивация индивидуальный психологический

5 стр., 2206 слов

Этика и культура речевого поведения человека

... обществе, соблюдать правила и нормы этикета при общении. Цель исследования: рассмотреть этику и культуру общения человека в различных ситуациях, ... играют: облик человека, его голос, мимика, жесты, оформление внешности, манера поведения, украшения, прическа. Когда люди знают друг ... отрицательное отношение к человеку, как бы хороша ни была внешность человека. То же действие оказывают и шаблонные пустые ...

Овладение разнообразными способами действий приводит, в свою очередь, к обобщению психической деятельности, посредством которых предметные действия и деятельность регулируются. Высшими интегративными характеристиками человека как субъекта деятельности соответственно являются способности, которые характеризуют психическую деятельность преимущественно с ее операционной стороны, определяющей темпы освоения, разнообразие способов и результативность деятельности, т.е. инструментальные проявления личности.

Таким образом, необходимо выделить некоторое начало, которое вектор психическое развитие человека, определяет тенденции этого развития. Психические качества формируются в деятельности, но сама деятельность этими качествами не обладает, они принадлежат субъекту. Когда же мы пытаемся постичь деятельность субъекта не со стороны способов ее осуществления, а с точки зрения того, что определяет для человека саму необходимость деятельности и ее освоения, ее ценность, направленность и задает цели, — деятельность выступает как реализация определенного отношения человека к миру (включающего его самого).

Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую человек в мире занимает. Подход к человеку как к личности связан прежде всего со взглядом на человека как на единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

Дело в том, что, рассматривая отношение человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а некоторое организованное множество людей, социум. По мере развития социума последовательно меняется состав и разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, производство, появляются сферы деятельности, специально связанные с организацией взаимодействия людей: управление, политика, право, образование, военная служба и т.д. Эти деятельности распределены в структуре общества между людьми как единицами общества, образую некоторую взаимосвязанную систему частной деятельности, которая и реализует характерное для конкретного общества отношение к внешнему миру.

Таким образом, вид деятельности человека непосредственно связан с его статусом в обществе и реализует определенное отношение между людьми как носителями статуса и в этом смысле, как реализованное отношение, деятельность обретает свое значение, цели и направленность. Именно в этом смысле человек всегда является одновременно и субъектом предметной деятельности и субъектом и объектом социальных отношений, взаимодействия между людьми, социального поведения. Заняв определенную ячейку в обществе (менеджер, рабочий, учащийся, учитель, врач и т.д.), человек выполняет не только предметную деятельность, но и целый комплекс ролей по отношению к другим людям и сталкивается со стоны других людей с социальными ожиданиями относительно способов своего поведения (нормами) и социальными критериями оценки социального поведения (ценностями), т.е. его поведения со стороны общества и окружающих людей нормативно регулируется, и в этом смысле человек является объектом социальных отношений.

15 стр., 7285 слов

Человек в системе социальных отношений

... отношения существуют между философией истории и историей как конкретной областью знания: философия истории образует особую грань социальной философии . Социальные отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. ... объединенные общественными отношениями. Во второй главе «Классы и их роль в системе социальных связей. Основные концепции социальной дифференциации современного ...

Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает цели и соответствующие нормам ценности поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью.

Основным механизмом возникновения личностных новообразований, таким образом, является переход внешних отношений личности во внутренний, преобразование объекта социальных отношений в их субъект.

Этот механизм опосредствует включение человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, когда люди согласны в том, что звучит звукосочетание «мама», какой способ социального поведения есть норма, а какой — запретное отношение, что есть ценность, общественное благо, а что является злом. Принятые нормы и ценности в своем единстве в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, системы статусов и ролей и т.д.).

Таким образом, в социальном мире развертывается процесс как типизации и закрепление в социальных институтах писанных и неписанных норм и ценностей. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют социальный мир как социальную реальность и одновременно человеческий продукт.

Однако, когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими социальный порядок может быть для него совсем не очевиден и не очень понятен. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т.е. он должен стать для этого человека легитимным. Таким образом, уровень социального порядка основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональный и рациональный компонент, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир — это мир веры. Социальный контроль необходим тогда, когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и обществу, приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Индивидуум становится реальным членом человеческой общности, когда принимает ее символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.

4 стр., 1759 слов

Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений

... Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений 2.1.Контроль деятельности в социальных учреждениях Контроль является неотъемлемой функцией социального управления. Контроль позволяет своевременно выявлять ... эстетическое. Текущий контроль, в свою очередь, включает контроль оперативный и контроль систематический. Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и ...

Усваивая во взаимодействии с окружающими людьми нормы и ценности, человек постепенно трансформируется из объекта социального регулирования в субъект регуляции собственного социального поведения, из объекта социального поведения и отношений в их субъект. Закрепление индивидуальных норм и ценностей, формирование определенного отношения к окружающему миру означает, что у человека появляется своя, внутренняя мерка для оценки своего поведения и поведения других людей, что он в меньшей степени зависит от мнений и оценок окружающих, сам выбирает допустимые цели и соответствующие нормам способы поведения, т.е. становится социально зрелой, самостоятельной личностью. Остов механизма возникновения личностных новообразований, таким образом, является переход внешних отношений личности во внутренние, преобразование объекта социальных отношений в их субъект.

Этот механизм опосредствует включение человека в «наш мир», социальный мир. Это мир политики, права, этики. Это мир конвенций, соглашений, договоренностей, традиций, языка, когда люди согласны и в том, что значит звукосочетание «мама», какой способ социального поведения есть норма, а какой — запретное отклонение, что есть ценность, общественное благо, а что является злом. Принятые нормы и ценности в своем единстве в различных социальных институтах (община, организация, семья, государство, церковь, право, системы статусов и ролей и т.д.).

Таким образом, в социальном мире развертывается процесс как типизации и закрепления в социальных институтах писаных и неписаных норм и ценностей. Общество становится не только социальной культурой, но и социальным порядком. В этом смысле люди создают, объективируют социальный мир как социальную реальность и одновременно человеческий продукт.

Однако, когда в этот мир вступает новый человек, созданный другими социальный порядок может быть для него совсем не очевиден и не очень понятен. Поэтому социальный порядок должен быть этому человеку объяснен и оправдан, т.е. он должен стать для этого человека легитимным. Таким образом, уровни социального порядка основывается на его легитимации. Легитимация институционального порядка достигается множеством средств: пословицы, поговорки, легенды, сказки, народная мудрость, ролевые игры, семейные и организационные традиции, жития святых и великих людей — все эти средства внушения и убеждения, сочетающие эмоциональные и рациональные компоненты, необходимы для того, чтобы индивидуум принял социальный порядок, социальные конвенции, нормы и ценности, поверил в них. Следовательно, социальный мир — это мир веры. Социальный контроль необходим тогда; когда социальные институты неэффективны, когда нет веры и обществу приходится прибегать к репрессиям в случаях ненормативного поведения. Индивидуум становится реальным членом человеческой общности, когда принимает еe символ веры и в этом смысле приобретает социальную идентичность.

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, — нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. От чего зависит самооценка? Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению.

3 стр., 1358 слов

Мотивация как психологическая категория в деятельности студента

... всему учебному процессу. Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качестве таковых выступают: ...

С самооценкой личности тесно связан уровень притязаний. Под уровнем притязаний подразумевается результат, которого субъект рассчитывает достичь в ходе своей деятельности. Следует отметить, что существенные изменения в самооценке происходят в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило, взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив власти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

12 стр., 5832 слов

Проблема мотивации в теории А.Х. Маслоу

... 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа. Его работы : «Религии, ценности и вершинные переживания»(1964) «Эупсихея: дневник» (1965) «Психология науки: рекогносцировка» (1966) «Мотивация и личность» (1967) « ... высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, ...

Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения, принимать за других решения, обязывающие их поступать определенным образом, уговаривать, отговаривать, наказывать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

Другим признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим.

Принято считать, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обладают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероятно, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. Например, А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Во-вторых, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться авторитету, которым один человек обладает в глазах другого.

Особое место занимают исследования так называемых про социальных мотивов и соответствующего про социального поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).

Альтруистическое, или про социальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Альтруистическое мотивированное поведение в большей степени ведет к благополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтруистическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтруизму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название ^мотив агрессивности». Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

13 стр., 6145 слов

Потребности и мотивы деятельности человека

... мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой -- говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека ...

Отдельные психологические исследования показали, что у детей в период от 3 до 11 лет могут наблюдаться проявления агрессивности по отношению к сверстникам. В это время у многих детей наблюдается стремление к борьбе друг с другом. Причем агрессивные ответные действия как реакция на действия сверстников у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. В психологической литературе подобное явление толкуется по-разному. Одни авторы в этом видят биологические причины, в том числе половую принадлежность. Другие считают, что проявление агрессивности у детей связано с принадлежностью к определенной соц-культурной группе и особенностями семейного воспитания.

Например, обнаружено, что отцы детей, которым свойственна повышенная агрессивность, нередко сами не терпят проявлений агрессии у себя дома, но за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей, провоцируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессивном поведении очень часто являются сами родители. Ребенок, неоднократно подвергавшийся наказаниям, в конечном счете сам становится агрессивным.

Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или отчасти снимая с себя вину. Известный исследователь агрессивного поведения А. Бандура выделил следующие типичные способы оправдания самими агрессорами своих действий.

Во-первых, сопоставление собственного агрессивного акта с личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что совершенные в отношении его действия не представляются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд.

Во-вторых, оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями, например тем, что она совершена из «благородных» целей.

В-третьих, отрицание своей личной ответственности за совершенный агрессивный акт.

В-четвертых, снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено совместно с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоятельств, например необходимости выполнить чей-либо приказ.

В-пятых, «очеловечивание» жертвы путем «доказательства» того, что она якобы заслуживает такого обращения.

В-шестых, постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

У человека есть две различные мотивные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих, т. е. характеризуют личность в целом.

2 стр., 778 слов

Роль гуманитарной культуры в становлении личности человека

... практику отдельной личности в целом, определяющим элементом которой является производственная деятельность человека. гуманитарная культура ценностная общество ... факторов, определяющих состояние человека в данный момент: его материально-экономического положения, психического и физического здоровья, политических пристрастий и т.д. Гуманитарная культура характеризует не ценности сами по себе как ...

2 . Мотивация, мотив, потребность

Приступая к разработке заявленной темы необходимо, прежде всего, дать определение — что же такое мотивация. Мотивация (от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического управления поведением, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотивация занимает особое место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термин “мотивация” образован от слова “мотив” (от лат. мovere — двигаться).

Следовательно, мотив можно определить как то, что заставляет проявлять активность, а под мотивацией человека понимают весь комплекс факторов, побуждающих и направляющих поведение человека.

В современной психологии “мотивация” используется в двояком смысле: как система факторов, поведения (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает. Мотив определяют как пробуждение (побуждение) к какой-либо деятельности или поведению, то есть мотив выступает как их причина.

Одновременно, мотив это и опредмеченная (“знаемая”) потребность, то есть материальный или идеальный предмет, ради которого совершается деятельность (Потребность — это состояние нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет объективное условие его существования. Потребность рассматривается как источник активности личности. Главные ее свойства — предметность, цикличность (она периодически актуализируется и исчезает) и динамичность (меняется по силе напряжения).

Существуют различные виды потребностей: например, материальные, социальные и духовные потребности. Широко известна и используется в процессе стимулирования персонала организаций классификация потребностей, которая включает в себя физиологические (базовые) потребности; потребность в безопасности и стабильности; потребность в общении (контакте с себе подобными); потребность в уважении и признании заслуг; потребность в само актуализации и самореализации.

Потребность как внутренняя сила может реализовываться только в деятельности, причем потребность приобретает свою предметность только в ситуации обнаружения своего предмета, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую функцию, становясь мотивом.

Мотив отличается от потребности тем, что это прежде всего направленная активность (“вектор” активности).

Основными функциями мотивов являются побудительная (побуждает субъекта к деятельности), направляющая (определяет “вектор” деятельности), образующая (порождает “гнездо целей”) и смысл (ведущий мотив приобретает личностный смысл, то есть имеет субъективную эмоциональную окраску и высокую степень значимости для человека).

Принято выделять следующие характеристики мотива: динамические (энергетические) и содержательные. К динамическим характеристикам относят силу мотива, определяемую интенсивностью мотива возбуждения, которое, в свою очередь, зависит от физиологических и психологических (знание результата деятельности, свобода творчества, доминирующее эмоциональное состояние) факторов.

Динамической характеристикой мотива считается и его устойчивость, под которой понимается устойчивость (инертность) потребности и устойчивость (ригидность) установок, мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, интересов.

Содержательной характеристикой мотива выступает полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность мотива — личностная, индивидуальная или общественная, коллективная — это ориентированность человека на внешние или внутренние факторы при объяснении своего поведения; на удовлетворение каких потребностей — биологических или социальных — они направлены, с какой деятельностью связаны.

Таким образом, потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них.

Одна и та же деятельность может побуждаться множеством мотивов, то есть любая деятельность мотивирована. Как правило, один из них является ведущим образующим мотивом, другие — второстепенными, которые не “запускают”, а только дополнительно стимулируют данную деятельность. Следовательно, деятельность побуждается не просто суммой мотивов, а их иерархической системой, в которой имеются определенные уровни доминирования мотивов.

Главное в мотивации — ее неразрывная связь с потребностями человека. Сложная иерархическая система мотивов человека является динамическим образованием, она меняется со временем по составу и по направленности ведущих мотивов. Мотивы актуализируются в определенных ситуациях, то есть переходят из латентного состояния в реально действующее. Актуализация мотива приводит к образованию целей, принятию решения и к определенным действиям — разворачивается мотивированный процесс.

Важным для жизнедеятельности человека является мотив достижения, который может проявляться в двух тенденциях: стремлении к успеху и избегание неудач. Мотив стремления к успеху понимается как способность переживать гордость и удовлетворение при достижении успеха. Мотивация достижения выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, совершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение.

Но можно характеризовать мотивацию и как характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Направленность — ведущая характеристика личности, установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах как желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Любую форму поведения можно объяснить внутренними (мотивы, потребности, цели, намерения, желания, интерес) и внешними причинами (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации).

Соответственно и мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация (экстра или ситуационная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Появляется, когда факторы, которые инициируют и регулируют поведение, находятся вне Я личности или вне поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними, как вся мотивация приобретает характер внешней.

Внутренняя мотивация (мотивированная или диспозиционная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели.

Оба вида мотивации тесно взаимосвязаны. Внутренние устремления могут стать значимыми под влиянием сложившейся внешней ситуации, и это неизбежно приведет к изменению восприятия и, следовательно, изменению поведения.

Следовательно, мотивация — процесс непрерывный и циклический, где внешние стимулы и внутренние устремления взаимно влияют друг на друга, это непрерывный выбор и принятие решений на основе оценки поведенческих альтернатив.

В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Деятельность можно определить как динамическую систему взаимодействия субъекта с миром. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это значит, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов. Побудительными причинами деятельности человека и являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности, это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.

Мотивы возникают из потребностей, которые всегда связаны у человека с чувством удовлетворения или неудовлетворенностью, в мотиве важен динамический момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые субъект стремиться достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. Но, прежде всего, необходимо исключить из мотивов субъективные переживания человека. Они не способны сами по себе вызвать направленной деятельности, аналогично как чувство голода или жажды: «Они выполняют ту же функцию субъективных потребностей и их динамики, какую на элементарных психологических уровнях выполняют рецептные ощущения, — функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность субъекта». Мотив можно характеризовать как устойчивое личностное свойство, как оценочную диспозицию. В отличие от целей, которые всегда, конечно, являются сознательными, мотивы, как правило, актуально не сознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия — внешние, практические или речевые, мыслительные, — то мы обычно не

отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы, не сознаются субъектом, они, входят в его сознание, но только особым образом. Они, придают сознательному отражению субъективную окраску, которая выражает значение отражаемого для самого субъекта, его, личностный смысл.

Мотивы могут быть осознанными и не осознанным. Формируют направленность личности осознаваемые мотивы.

Отличительной чертой человека от всего остального живого мира является наличие не только физических и органических, но и духовных и социальных потребностей. Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения, а также предметное содержание. Побуждающим фактором к деятельности является цель, с ней связаны эмоциональные переживания и мыслительные процессы. Принято различать цели деятельности и жизненные цели. С жизненными целями связан уровень достижений личности, в идеале она обобщает остальные цели в едино направленный процесс.

Мотивацию сферу человека можно характеризовать такими понятиями как широта, гибкость. Чем больше у человека потребностей, целей, а соответственно и мотивов, тем более широка и развита его мотивная сфера. Гибкость мотивной сферы можно описать как возможно большее количество вариантов для удовлетворения мотивации высокого уровня (более общего характера).

Это качество отличает людей любознательных, занимающих активную жизненную позицию, настойчивых в достижении цели.Различие в силе и частоте актуализации образований разных уровней. Поведение человека в определенный момент времени определяется не любыми или всеми возможными его мотивами, а лишь самым высоким мотивом в иерархии, то есть самым сильным, который в данных условиях ближе всех связан с целью или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Одновременно с ведущим мотивом актуализируются соподчиненные ему, а порой и конфликтующие с ним. Соответственно, можно уточнить понятие мотивации: мотивация есть процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Иначе говоря: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае возникает проблема мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивированного конфликта между различными целями. Можно говорить о том, что мотивация не является единым процессом, пронизывающим поведенческие акты с начала и до конца. Скорее, можно описать ее, как совокупность процессов, содействующих саморегуляции до и после выполнения действия — вначале взвешивание возможных исходов, затем оценка последствий. От мотивации зависит приложение различных функциональных способностей (восприятие, мышление, научение, моторная активность и так далее) и возможностей (умений, навыков, знаний), накопленных в ходе жизни. Мотивация влияет на выбор различных возможных действий, вариантов восприятия, содержания мышления, а также ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении действия и достижении его результатов.

Мотивацию используют для объяснения последовательности поведенческих актов, направленных на определенную цель, которая в зависимости от наличных обстоятельств может достигаться весьма разными путями. В дальнейшем автор приходит к выводу о том, что никаких мотивов вовсе не существует — они не наблюдаются, то есть не являются фактами действительности. Он видит их как условные конструктивные мышления, иными словами гипотетические конструкции. Гипотетический конструктивный это условная переменная, занимающая место между исходными условиями ситуации и индивидуальными особенностями с одной стороны и наступающим действием с другой, позволяющая объяснить последовательно наблюдаемый ряд показателей. Из этого следует и определение мотивации: «Гипотетические процессы (или их гипотетические результаты), объясняющие комплекс связей «если…, то…», с которыми мы сталкиваемся в конкретной поведенческой ситуации, называются мотивацией, а индивидуальные особенности гипотетического процесса— мотивом».

В действительности же мы всего лишь обозначаем определенные факты наблюдаемого действия, а именно факт его

целенаправленности»

Многие из рассмотренных нами мотивирующих факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания другим людям помощи (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающейся на особенностях других личностных черт. Например, установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладает адекватная самооценка, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач, — нереалистическая завышенная или заниженная самооценка.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению с людьми) и власти также следует отнести к категории мотивов, которые могут становиться характерными чертами личности. Людей с выраженным мотивом аффилиации привлекает, чаще всего, работа, которая будет давать обширные возможности социального общения. Такие люди стремятся к сближению, установлению доверительных отношений, основанных на симпатии и взаимопомощи. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности, что создает препятствие на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

Другим весьма значимым мотивом в формировании личности является мотив власти. Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями, доказывать свою правоту, направлять, влиять, организовывать, подчинять, диктовать условия, судить, устанавливать законы и правила поведения, принимать решения за других людей, наказывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей. Признаками наличия у человека мотива власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другими признаками наличия у человека данного мотива является его нежелание подчиняться кому бы то ни было, а также удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности.

Особое место в психологии занимают исследования так называемых про социальных мотивов и соответствующего им про социального поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Некоторые психологи считают, что в основе такого поведения лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма. Про социальное поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознаграждение. Люди с выраженным мотивом альтруизма по собственному убеждению осуществляют акты заботы о других людях, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути асоциальное. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности. Агрессивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку, нанесение ему какого-либо ущерба: морального, физического, материального. Психологи выделяют две различные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и тенденция к торможению. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия других людей, как угрожающие ему, и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется, как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия, как нежелательные и не принятые, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, которое производит человек на окружающих.

Для управленческой деятельности очень важным является понимание системы мотивации, жизненных ценностей и уклада, к которому относятся люди. Изменить личность значительно труднее, чем внешнюю среду, роль которой выполняет рабочая обстановка, психологический климат в организации и другие факторы, мотивирующие поведение человека.

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности. Каждый, кто изучает личность, не может игнорировать другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения физиологических реакций, можно через связь физических и психических аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид, имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством вхождения в общество (начиная с родных, близких) т.е. становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать «выживанием» или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность, уверенную в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности (в противном случае — доверия и справедливости).

Человек либо становится («кузнецом своего счастья»), либо («все в руках Господних»).

Достаточно интересными являются по возрастные этапы становления личности. Организм имеет потрясающую память и, проблемы, возникшие в младенчестве и раннем детстве, остаются в подсознании всю жизнь, т.е. все, чего «недодали» ребенку после рождения однозначно проявится позже.

Особо значимым периодом в возрастном развитии Личности является отрочество и ранняя юность, когда личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. В этом возрасте значительную роль играют суждения других людей, и, прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Молодой человек определяет свои возможности и потребности и в случае большого расхождения между первым и вторым возникают острые аффективные переживания.

Следующим и, на мой взгляд, последним этапом становления личности является возраст, когда личность учится отказываться от себя в пользу детей. Мне кажется, что на протяжении всей последующей жизни личность, оставаясь практически неизменной, лишь приобретает все больше индивидуальных черт.

И, наконец, следует отметить процесс умирания, который интересен своим обратным (по отношению к становлению личности) процессом, то есть идет умирание социальное, затем интеллектуальное и, затем, физическое.

По моему мнению, практической целью психологии как науки является воспитание высоконравственной и высокоморальной личности, «идеального» человека. Конкретнее — выявление и решение проблем для воспитания такой личности, или на крайний случай, воспитание в личности максимальной индивидуальности. Я надеюсь, что разделение процесса становления личности на этапы по этим трем показателям (личность — как социализированный индивид, личность как активная жизненная позиция и личность во времени), хоть немного поможет приблизиться к совершенству.

1 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин — т психологии. — М.: Наука, 1977.

2 Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М.Знание,1977.

3 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

4 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000.

5 Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. под. учеб. заведений: В 3 — х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2 — е изд. — М.: Владос, 1998.

6 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2 — е изд. — М.: Политиздат, 1977.

7 Теплое Б. М. Избранные труды: в 2 — х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

8 Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., «Логос», 2003г. — 330c.

9 Иванова С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. — М.: Изд — во Эксмо, 2005. — 304с.

10 Психология / под ред. д.п.н. проф. Засл. деятеля науки РФ А.А. Крылова — М., «Проспект», 2001г. — 488с.

11 Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. — М.: АСТ — ПРЕСС КНИГА, 2004. — 304с.