Отношение «мир-человек», как проблема философии

Контрольная работа
  • Мировоззрение и его исторические типы.
  • 1.1 Понятие мировоззрения.

    Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

    Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. А также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

    Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенном мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

    В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

    В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, его способности понять это мир и целесообразно действовать в нем.

    Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения. Взгляды на мир и свое место в нем.

    Мировоззрение является образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Мировоззрение — это представление о мире в целом и об отношении человека к этому миру.

    21 стр., 10395 слов

    Язычество в системе мировоззрения человека

    ... является изучение язычества в системе мировоззрения человека. Задача данного исследования заключается в изучении высшего пантеона славянских богов и дома в системе языческого мировоззрения человека. Русские летописи ... покровителей перед внешним миром. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. Следы культа Чура, защищавшего живущих сородичей, находим в славянских языках. Восклицания «Чур!», « ...

    1.2 Исторические типы мировоззрения.

    Существуют разные взгляды на то, по каким признакам можно выделить самостоятельные или относительно автономные типы мировоззрения; существенным оказывается также вопрос о главных и неглавных формах мировоззрения.

    Нередко имеются сочетательные формы, когда одновременно используются разные признаки деления мировоззрения. Иногда при этом возникают гармоничные связи. Чаще всего к основным типам относят: мифологическое, религиозное, натуралистское (сциентистское) и философское мировоззрение.

    Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно-эмоциональном переживании мира, или на общественных иллюзиях, рожденных неадыкватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

    Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижении людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручения диких животных.

    Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

    Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

    На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала религия. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса на мир естественный и сверхъестественный.

    В религии главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является творческая всемогущая сила — Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира и оказывается также творцом мира естественного. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

    На протяжении истории человечества религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

    1 стр., 475 слов

    Хлестаков в современной жизни (мире)

    ... место существовать и в наше время, ведь всегда будут люди, которые хотят обогатиться за счёт других, и обычно обогащение это происходит не самым законным образом. ` Хлестаков в современной жизни Популярные сочинения ... Как часто вы задумывались над тем, что такое талант? Я считаю, что талант – это невероятные Произведение И. А. Бунина рождалось в ...

    Основная функция религии состоит в том, чтобы дать человеку силы противостоять злу и несправедливости, дает надежду на спасение в «иной жизни» как воздаяние за поведение в этой жизни. Учитывая, что религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, определенные объяснения природы, общества человека, мира в целом, следует выделить и мировоззренческую функцию. Религия способствует в известной степени сохранению и развитию культуры, способствует единению, общению людей в любви и добре.

    В атмосферу религиозного мира оказывается вовлеченным весь индивид со всеми духовными потребностями.

    Натуралистская форма мировоззрения стала формироваться еще в первой половине XIX в., когда появились негативные стороны натурфилософии, отрицательно влиявшие на естествознание и мышление ученых-натуралистов. Натурфилософские размышления стали все больше оказывать отрицательное воздействие на развитии науки. Одной из важнейших специфических сторон такой формы мировоззрения являлись негативное отношение к философии и стремление решать мировоззренческие вопросы посредством обращения к естественнонаучным понятиям и принципам. Формирование такого «научного» мировоззрения чаще всего происходило на фоне крупных естественнонаучных достижений и демонстрации эффективности теоретических и эмпирических понятий, которые при этом вырабатывались.

    Натуралистское мировоззрение есть представление о мире и об отношении человека к миру с точки зрения понятий, принципов какой-то одной частной науки или системы понятий ряда таких наук.

    Натуралистское мировоззрение базируется на частнонаучной картине мира, оно есть та же частнонаучная картина мира (биологическая, физическая или в целом естественнонаучная), но абсолютизированная в своей мировоззренческой значимости, неправомерно распространенная на всю доступную человеческому взору действительность и используемая для решения мировоззренческих проблем.

    Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрения» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большой степенью научности, чем просто мировоззрение.

    Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

    Философская мысль есть мысль о вечном, но это не значит, что сама философия вне истории. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. Отношение человека к миру – вечный предмет философии.

    Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

    Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

    2.Специфика философских проблем.

    В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни представление о том, будто философия не имеет собственных реальных проблем.

    5 стр., 2295 слов

    Проблема развития в философии

    ... процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека. Развитие не есть развитие "вообще", "всего", "всей материи", "Вселенной в целом", "всего и вся в предмете". Развитие ... характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой. Взаимосвязь количества и качества. Категория качества в философии означает ...

    В современной философии существует целое течение объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем любой науки.

    Основная проблема мировоззрения – отношение человека к миру в целом.

    Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.

    Важным источником мировоззрения и проблем, связанных с ним, является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.

    Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся в конечном счете проблемы первоосновы мира, бесконечности пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.

    Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения:

    1. индивидуально-экзистенциальные
    2. социально-классовые
    3. внутринаучные
    4. художественно-эстетические.

    Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Философские проблемы возникли в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации, требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.

    Проблема – это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование.

    Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п.

    Несмотря на общность проблем философии и проблем частных наук, они имеют между собой существенные различия.