Внеклассная работа по «Окружающему миру» с младшими дошкольниками

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.

На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек — единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой.

Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решают глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

15 стр., 7229 слов

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в ...

... работы с детьми. (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др). Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников ... экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной ...

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский [22].

По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения; деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность -определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведение».

При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.

Большое значение в формировании гуманного отношения к природе, овладение научными знаниями и всестороннее развитие младших школьников имеет внеклассная работа.

Внеклассная работа по «Окружающему миру» открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, что способствует развитию учащихся. Внеклассная работа позволяет расширить рамки учебной программы; помогает проведению на высоком уровне достаточного количества экскурсий, прогулок и походов с целью максимального общения учащихся с природой, позволяет вовлечь детей в общественно-полезную деятельность по охране природы.

11 стр., 5043 слов

Лабораторная работа: Экспериментальные исследования восприятия рекламы

... использованию детского образа в рекламе. Анализ результатов исследования Анализ результатов исследования восприятия детского образа в телевизионной рекламе с помощью ... аспекте с помощью формулы: Dij = S (Xij – Xjk)2 Работа проходила в 3 этапа: Этап 1. предъявление стимульного материала – ... детей – жестоко и в контексте того, что в мире, в частности, с экранов телевизора, и так идет непрерывный ...

Внеклассная работа позволяет соединять познавательное и занимательное и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала

Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Формирование экологической культуры у младших школьников — одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой задачи определяет успех дальнейшего обучения, развития и воспитания детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнать новое, преодолеть трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования экологически-культурной личности пойдет ровнее, на более высоком уровне.

Отсюда следует актуальность темы исследования.

Объектом данного исследования является внеклассная работа, способствующая повышению уровня знаний и познавательного интереса школьников к окружающему миру.

Предмет исследования — процесс осуществления внеклассной работы для повышения уровня знаний по «Окружающему миру» и познавательного интереса к предмету.

Цели данной работы состоит в том, чтобы:

  • проанализировать роль внеклассной работы по «Окружающему миру»;
  • исследовать возможности внеклассной работы для поддержания интереса учащихся к изучению природы;
  • узнать, насколько регулярно ведется внеклассная работа учителями начальных классов по «Окружающему миру», а также то, какими материалами они пользуются при составлении сценариев занятий.

Гипотезой исследования является предположение о том, что, если систематически проводить и правильно организовывавть внеклассную работу по курсу «Окружающий мир»,то она будет способствовать расширению кругозора учащихся, углублению их знаний и поддержанию интереса к изучению природы.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучение литературы по теме исследования;
  • раскрытие основных понятий данной проблемы, изучение наиболее распространенных форм внеклассной работы по «Окружающему мир»;
  • проверка гипотезы данного исследования;

Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:

  • изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анкетирование учителей начальных классов;
  • практическая работа, включающая в себя разработку конспектов природоведческих праздников для начальной школы.

Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава I. Общая характеристика внеклассной работы по «Окружающему миру» в начальной школе

1. 1 Роль внеклассных занятий в формировании экологических понятий

Внеклассная работа – форма разнообразной организации добровольческой работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самостоятельности.

4 стр., 1703 слов

Психолого-педагогические аспекты восприятия младшим школьником ...

... развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник ... младшим школьником Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: ...

Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей её жизнедеятельности, включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка территории школьного участка и его озеленение, борьба с вредителями растений, сбор лекарственных растений и так далее. По своему содержанию, формам организации и методам проведения внеклассная работа по природоведению очень разнообразна. Выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы.

Углубить свои знания, дополнительно потренироваться в их творческом применении ребята могут в ходе внеурочной и внеклассной работы. В эту систему входят школьные олимпиады, предметные недели, праздники, кружки и экологические факультативы. В программу предметных недель обычно включают: конкурс газет по экологической тематике, КВН по природоведению, школьные олимпиады. Вопросы школьной олимпиады составляются с учётом следующих требований: соответствие заданий возрасту и степени обученности, практической значимости вопросов, вопросов экологического характера, опоры на краеведческий материал, использование проблемных заданий.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Праздник русской берёзки», «Праздник цветов», «Праздник урожая», «День птиц» и другие. Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, заключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, постановка простейших опытов, сбор природного материала для выставок, участие в озеленительных работах на территории школы. Вся подготовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на котором подводятся итоги проделанной работы школьников.

Работа кружков позволяет углубленно изучать вопросы, выйти на практическое применение экологических знаний. Внеклассная работа по окружающему миру открывает большие возможности для реализации идеи экологизации школьного образования.

В ходе внеклассной работы необходимо решать следующие задачи:

  • расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
  • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий соответствующих возрастным возможностям младших школьников;
  • обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

1.2 Определение и значение внеклассной работы по «Окружающему миру»

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А.Сухомлинский [23].

17 стр., 8310 слов

Внеклассная работа со школьниками

... проблему; Раскрыть виды и формы внеклассной работы по физическому воспитанию школьников; Выявить особенности организации внеклассной работы педагога по физической культуре в школе; Проанализировать опыт внеклассной работы по физической культуре в условиях ...