Реферат экологическое воспитание в гпд

Основной целью экологического воспитания является формирование экологического сознания личности, неотъемлемым элементом которого является экологическая культура. Каждому этапу личностного развития соответствуют свои методы и формы образования, содержание образования, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.

В младшем школьном возрасте происходит качественный скачок, определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру.

В качестве основных критериев успешного формирования экологического сознания, на наш взгляд, являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

  • усвоение норм и правил взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребность видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • потребность в общении с живой природой;
  • сопереживание;
  • бережное отношение ко всему окружающему;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем.

Младший школьный возраст – этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности. Показателями сформированности экологической культуры ребенка начальной школы, на наш взгляд, являются:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия;
  • выраженная потребность в заботе о животных или растениях;
  • способность ребёнка самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе), готовность ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Для развития экологической культуры детей младшего школьного возраста можно использовать различные развивающие игры, игры-путешествия по экологическим станциям, диспуты, экскурсии, посещение театров и музеев, написание писем представителям живописного и растительного мира с выделением проблемных вопросов. Приведём несколько таких методов, положительно зарекомендовавших себя на практике.

2 стр., 647 слов

Экологическая культура педагога

... Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного ... экологической культуры. В реальной жизни нередки такие ситуации, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду тем или иным своим слабостям или потребностям. ...

Цель работы – изучение экологического воспитания младших школьников в группе продленного дня.

Объект исследования – экологическое воспитание младших школьников.

Задачи исследования:

  • изучить особенности группы продленного дня в общеобразовательном учреждении
  • выявить особенности экологического воспитания младших школьников
  • разработать программу экологического воспитания младших школьников в условиях группы продленного дня.

1,200 руб.

Главная цель экологического воспитания и образования в начальной школе — воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы — частица этого мира.

В процессе работы дети совершают маленькие открытия, проводят наблюдения, не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования. При этом детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

Такая организация обучения расширяет экологические представления младших школьников, углубляет теоретические знания учащихся в области экологии, обеспечивает более широкую и разнообразную поисковую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды, чем это возможно в рамках традиционной системы обучения. Во время работы совершенствуются умения и навыки младших школьников.

Ознакомление детей с окружающим миром — одна из важнейших линий развития ребенка. Эта линия является стержневой для развития кругозора, речи, мировоззрения, первичных основ формирования научной картины мира.

В наше время, когда планета находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее всего человечества, нельзя не согласиться с тем, что ознакомление с окружающим миром в старшем дошкольном возрасте и в начальной школе является наиболее благоприятным периодом для решения задачи экологического воспитания.

Решая задачи по ознакомлению с окружающим миром, педагог в первую очередь должен сформировать у детей элементарную систему знаний о природе и обществе, научить понимать и устанавливать существенные связи и зависимости и, самое главное, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Уровень образования и развития детей при поступлении в образовательные учреждения различен. Одни дети получили дошкольное образование в детском саду, а другие находились на семейном воспитании. Тем не менее каждый ребенок должен достичь необходимого уровня подготовки к овладению школьными навыками. Поэтому на дошкольной ступени необходима интеграция содержания образования предыдущих возрастных этапов и его четкая согласованность с содержанием программы 1-го класса.

Дети, переходящие с дошкольной ступени в 1-й класс, имеют определенную базу речевого развития, познавательных процессов, обширный кругозор и наблюдательность. Все это помогает им в школьной учебной деятельности. Учителю следует четко отслеживать, учитывать и укреплять эту базу. Она должна составлять основу требований к ребенку и индивидуальной помощи ему. Реализация этих требований определяет новые позиции при построении преемственности программы ознакомления с окружающим миром на дошкольной ступени и в 1-м классе 4-летней начальной школы.

3 стр., 1148 слов

Физическая подготовленность школьников младшего юношеского возраста

... курсовой работы - это дать общую характеристику физической подготовленности и физического развития школьников младшего юношеского возраста, то есть 11-13 лет. 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста, согласно литературных источников Известно, что ...

1,200 руб.

  • Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников// Начальная школа, 2003 № 5, с. 64 – 75.

2.Жесткова Н.А. Экологическое воспитание школьников в начальных классах – М.: Педагогика, 1972. 216с.

3.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1984. — №9.

4.Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1981. 154с.

5.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1980. 213с.

6.Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990. 154с.

7.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1983. 324с.

8.Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979. 176с.

9. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 254с.

10.Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. — №2.

11.Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. 178с.

12.Отношение школьников к природе/Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. 246с.

13. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: Просвещение, 1990. 218с.

14.Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ – Мн.: 2001. 247с.

15. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. 183с.

16.Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования //Советская педагогика. – 1988. 327с.

17.Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. – М.: Новая школа, 1994. 263с.

18.Педагогика. / Под ред. Харламова И.Ф.-М.: Педагогика, 1987. 348с.

19.Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. 249с.

1,200 руб.