Экологическая культура педагога

«Хочешь переделать мир – начни с себя».

Мне очень симпатична эта фраза. К экологической культуре это имеет самое непосредственное отношение, поскольку дает настрой на активную жизненную позицию. И еще одну фразу хочется вспомнить: «Чтобы учить других, не обязательно уметь самому». Но она в нашем случае не работает: не может экологически некультурный педагог воспитать экологически культурного человека.

История цивилизации сформировала у человека антропоцентрическое сознание с явно выраженным потребительским отношением к природе, но происходящие на наших глазах глобальные экологические изменения привели людей к пониманию необходимости целенаправленно формировать у подрастающего поколения экоцентрическое сознание.

Вместе с тем, с одной стороны, теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников экоцентрического экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на земле; с другой – практическая деятельность значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающим миром до сих пор строится на основе традиционных принципов антропоцентризма, о чём не однократно упоминалось в публикациях Н. Рыжовой и других. Такая позиция диктует выбор воспитателем определенной лексики, примеров и педагогических технологий. Так, до сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому-либо виду либо неправильные суждения. Приведу несколько примеров.

  • «Бабочки полезны: они опыляют цветы. Их надо охранять — без бабочек у нас не будет цветов и ягод». Логическим завершением этой мысли может стать следующее утверждение: если нам не нужны ягоды или цветы, то и бабочки нам не нужны.
  • «Гусеницы вредны, так как они поедают листья».

Утверждение находится в явном противоречии с предыдущим высказыванием: гусеница — это стадия развития бабочки, значит, охраняя бабочек, невозможно в гусенице видеть вредное существо.

— Тараканы вредны: они не только портят пищу, но и переносят возбудителей болезней». Это утверждение неверно: в природе тараканы выполняют важную функцию — они уничтожают органические остатки, кроме того, сами являются кормом для разных видов животных. Я уверена: воспитателям следует проводить четкое различие между средой природной, естественной и средой антропогенной, созданной человеком. Это поможет им понять, как надо объяснять детям, почему мы уничтожаем тараканов, если все в природе ценно и нельзя губить ничего живого.

8 стр., 3839 слов

Сознание: происхождение и сущность

... миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и ... физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи. 3. Происхождение сознания. 3.1. Роль труда в формировании сознания. Процесс становления человека был ...

Чем обусловлено становление экологической культуры? Вопрос этот непрост даже для специалистов. Единого мнения здесь также не наблюдается. Специалистами утверждается, что становление экологической культуры обусловлено наличием у человека знаний, которые он приобретает в процессе экологического образования. В жизни мы наблюдаем противоположный эффект: наличие экологических знаний не является достаточным условием формирования экологической культуры. В реальной жизни нередки такие ситуации, когда человек знает, что “это делать нельзя”, но делает в угоду тем или иным своим слабостям или потребностям. То есть, будучи экологически образованным, он одновременно является и экологически некультурным».

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить, не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое свое действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.

Сберегающее отношение человека к среде обитания необходимо формировать на уровне подсознания, на уровне безусловного запрета. Лишь в этом случае человек будет вести себя экологически культурно и тогда, когда жизненная ситуация подталкивает его на действия, способствующие разрушению среды своего обитания.