Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

Россия конца XX — начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Это и послужило выбору темы нашего исследования: «Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора».

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

  1. потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;
  2. большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора.

Цель исследования : разработать и экспериментально апробировать технологию по развитию музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

9 стр., 4444 слов

Музыкальное воспитание

... является М. Зацепина Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М.: Просвещение, 2006. - ... музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; развитие музыкальных способностей (ладовое чувство, формирование чувства ритма, гармонии). воспитание музыкального и ... изучение фольклора. Они являются комплексными по содержанию, поскольку в них сочетаются и музыкальный фольклор, и ...

Объект исследования : процесс музыкально-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : технология развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

  1. выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
  2. определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
  3. разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия «музыкальные способности;
  2. выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей;
  3. разработать технологию развития музыкальных способностей;
  4. на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования состоит в разработке технологии развития музыкальных способностей старших дошкольников посредством заданий, основанных на музыкальном фольклоре.

Методологические и теоретические основы исследования — подходы к проблеме развития навыков, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилдфорд Д., Ловенфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), теории психолого-педагогической деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теории музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М. Т.)

Теоретическое значение исследование заключается в конкретизации понятия «музыкальные способности дошкольников»; определение компонентов, критериев, показателей, уровней.

Эксперт экспериментальные работы проводились с октября по март 2001 г 2002 год в три этапа:

I Констатирующий эксперимент.

II Формирующий эксперимент.

III Контрольный эксперимент.

22 стр., 10749 слов

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ...

... занятий по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с применением мнемотехники; Провести систему занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением мнемотехники и исследовать их эффективность; Методы исследования:, Теоретические: обобщение ...

В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, индивидуальная беседа с детьми, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, выбор диагностических заданий.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

1.1. Психолого-педагогический аспект развития навыков дошкольников

Проблема природы возможностей человека, их структуры и механизма ­ но в развитии он близок к классическим проблемам человеческого существования, которые волновали мыслителей на протяжении тысячелетий. Следующее направление развития учения о навыках как индивидуальном психологическом феномене ­ lehenia начинается в древности. Высказывания Парменида, Гераклида, Эмпедокла, Гиппократа, живших до нашей эры, содержали основные взгляды на способности. Однако эти философы, по существу говоря о том, что мы сейчас называем «индивидуальными различиями» и «способностями», еще не знали этих понятий [78, C.54].

Понятие способностей, представление об их изменчивости в науке ввел Платон. Он был первым, кто разработал фундаментальную теорию творчества. Источник ­ прозвище творческого порыва, по Платону, — одержимость, безумие ­ мое, божественное влияние. Творец может творить, когда переводит дыхание ­ новый и не будет в нем разума. И пока человек прав, он не может творить и пророчествовать. У Создателя нет адекватного опыта ни в ком ­ noah из наук, но у него есть свое особое предназначение. Предпосылки к творчеству ­ жить в человеческой природе, в присущем ему чувстве гармонии и ритма.

Помимо процесса создания нового, Платон заметил особую нагрузку ­ воздействие искусства на человека, заключающееся в способности вторгаться во внутренний мир человека и не только временно подчинять его влиянию, но и изменять, формировать его характер, формировать его душу. Самый проницательный вид искусства в глубинах души, который Платон считал «мистическим искусством» (звучание песен), где ритм и гармония — добро. Ученый выделил две стороны творчества: творца, интуитивно создающего произведение искусства, и публики, которая воспринимает и определяет ценность этого произведения из эстетического ­ реалистичное небо и виды.

Вслед за Платоном анализом философской сущности творчества занимался Аристотель, который под творчеством понимал процесс создания произведения искусства. С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная практическая деятельность человека, направленная либо на поро ­ ждение внешнего произведения путем подражания, независящее от самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека [7,C.105]. Несмотря на некоторые отличия, боль ­ шинство философов выделяют три основные составляющие творчества: опыт человека, «божественное наитие» (интуицию) и практическую деятельность по созданию произведения искусства. Механизмы мышления в творчестве, по мнению философов, обращаются: сознание и творчество не сопоставимы, противоположны.

4 стр., 1716 слов

Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому ...

... 2.2. Проблемы социального обслуживания на дому в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска» Социальная работа направлена на людей, но она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими ... центров. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми, позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Для развития сети учреждений и оказания более ...

Попытки философского осмысления человеческих способностей мы на ­ ходим в трудах философов начала нашей эры Аврелия, Галена, Августина, Фараби, Ибн Сина, Аквинского Ф. Заложенное Платоном и Аристотелем учение о способностях как свойствах психики развивалось Ибн Аль-Хайсамом. Эти по ­ пытки древних ученых — понять способности человека — и сегодня представляют собой одну из основополагающих тем философских изысканий. Творческие же способности как психические свойства человека не были в поле зрения философов древности [7,C.245].

Дальнейший вклад в учение о способностях сделали западноевропейские философы-материалисты Спиноза, Гельвеции, Дидро. Дидро, Гельвеции в сво ­ их теориях провозгласили врожденность способностей и сводили их к задаткам. Дидро отстаивал теорию наследственных способностей, а Гельвеции защищал теорию приобретенных способностей, отрицающую значение природных предпосылок, считающими способности лишь средой и воспитанием.

Одной из самых сложных и интересных проблем пси ­ хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело ­ века, которое не входило бы в круг этой проблемы. Пси ­ хические свойства и качества людей формируются в жиз ­ ни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно. Потому-то так и интересны люди, что они разные.

Центральным моментом в индивидуальных особеннос ­ тях человека являются его способности, именно способ ­ ности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.

Способности — это внутренние условия развития чело ­ века, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

3 стр., 1181 слов

Правовые основы деятельности и основные функции учреждений государственной ...

... основных направлений деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Объект - исследования деятельность и основные ... охватывающая различные уровни развития человека как существа биологического и социального в его многообразных ... способности к трудовой деятельности, что имеет важное социальное значение, поскольку степень ограничения способности к трудовой деятельности ...

«Человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека — продукт истории, — писал С.Л. Рубин ­ штейн. Природа человека формируется и изменяется в про ­ цессе исторического развития в результате трудовой дея ­ тельности человека. Интеллектуальные способности фор ­ мировались по мере того, как, изменяя природу, человек познавал ее, художественные, музыкальные и т.п. формировались вместе с развитием различных видов искусства» [71,c.248].

Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.

Задатки — это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.

Не следует думать, что каждой способности соответ ­ ствует особый задаток. Задатки многозначны и могут реа ­ лизовываться в различных типах способностей, на их ос ­ нове могут выработаться разные способности в зависимо ­ сти от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность. Задатки могут в большей или меньшей степени обусловить своеобразие раз ­ вития человека, стиль его интеллектуальной или другой деятельности.

Способность не может возникнуть без соответствующей конкретной деятельности.

Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способ ­ ность есть понятие динамическое — существует только в движении, только в развитии.

По мнению С.Л. Рубинштейна развитие способностей совершается по спирали: реа ­ лизация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для даль ­ нейшего развития, для развития способностей более вы ­ сокого уровня [71,c251].

Прихожан А.М. выделяет два уровня развития способностей: репродук ­ тивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овла ­ девать деятельностью и осуществлять ее по предложенно ­ му образцу, в соответствии с предложенной идеей. На вто ­ ром уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное [71,c252].

3 стр., 1086 слов

История методики развития математических представлений у детей ...

... развитии у детей сенсорных процессов и способностей (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер и др.) Третье теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие дошкольников, ... так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми; · используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность ...

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об ­ ласти.

Специальные способности — это способности к опреде ­ ленной деятельности, которые помогают человеку дости ­ гать в ней высоких результатов.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных спо ­ собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи ­ более благоприятно, так как именно в это время форми ­ руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно ­ сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн — в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель ­ сон — в 5 лет, С.С. Прокофьев — в 8 лет! Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С. Рафаэля — в 8 лет, у Б. Микеланджело — в 13 лет, у А. Дюрера — в 15 лет [71,c257].

Значительный вклад в разработку общей теории способно ­ стей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Он пред ­ ложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Теплова Б.М. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разуме ­ ются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями назы ­ вают не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-треть ­ их, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [63,c.375].

Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать ина ­ че, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользо ­ ваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями таки ­ ми сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответству ­ ющие способности [63, c.375].

6 стр., 2743 слов

Влияние музыки на развитие ребенка

... песни в сочетании с интересными сказками воспитывают в ребенке отзывчивую и приятную личность. Исследования доказали, что влияние музыки на развитие детей колоссально и помогает ребёнку в развитие ... никакое другое искусство. Поэтому вопрос музыкально-эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей ребёнка чувствовать и понимать прекрасное, отличать хорошее и плохое, является ...

Становление специальных способностей, по мнению Немова Р.С., активно начинается уже в дошкольном детстве. Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что

Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятель ­ ность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в мень ­ шей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имею ­ щихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то стано ­ вится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков[63,c.389].

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей дея ­ тельности в актуальную потребность человека. В русле рассмат ­ ривавшейся уже нами теории социального научения особо под ­ черкивалось то обстоятельство, что для приобретения и закреп ­ ления у человека новых форм поведения, необходимо науче ­ ние, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей это тоже результат на ­ учения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятель ­ ности, развивающей способности человека, при котором за не ­ удачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

4 стр., 1782 слов

Основные формы реабилитации ребенка при детском церебральном параличе

... Иглорефлексотерапия при ДЦП массаж церебральный паралич логопедический В арсенале восстановительного лечения детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), наряду ... центра губ в сторону мочек уха. Для релаксации мышц языка воздействуют на точки: подчелюстной ямки; ... занятий. 2. Классический массаж при детском церебральном параличе Основная задача массажиста при работе с такими пациентами ...

Важным моментом развития человеческих способностей явля ­ ется их компенсируемость, причем это относится даже к тем спо ­ собностям, для успешного развития которых необходимы врож ­ денные физиологические задатки. А.Н Леонтьев показал, что опре ­ деленного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспо ­ соблено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух тра ­ диционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей).

Если с помощью специальных упражнений нау ­ чить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их часто ­ ту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувстви ­ тельность и человек оказывается в состоянии различать звуки раз ­ ной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха [63,с.390].

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов : музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое) [44,c.30].

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

1.2. Историко-логический анализ проблемы развития музыкального фольклора

Философская мысль — развивать человека гармонично, пробуждать его творческие силы — идет от мыслителей древности. Философы той поры придавали музыке как средству интеллектуального воспитания ог ­ ромное значение. Они интересовались проблемой музыкально-творческого раз ­ вития человека, хотя собственно способность к музыкальному творчеству ими не изучалось [74,c.155].

25 стр., 12254 слов

» Праздники и развлечения в дошкольном учреждении, как формирование ...

... детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные ... конца изученной и имеет большое значение в развитии ребенка, как личности, способности быть ... интересовать детей, привлекать их, зажигать их сердца, рожать 6 начало. Каникулы позволяют ребенку в ...

В становлении современной духовной культуры огромное значение имеет опыт предшествующих поколений. Найденные древние памятники русской культуры дают возможность убедиться в том, что детское воспитание на Руси постоянно находилось в поле зрения общественности. Первые письменные свидетельства относятся к XIV веку [1,c.11]. В Пайсиевском сборнике духовенство высказывает свое отношение к народным песням и играм: ”Слабо живут, но если плясци или чудци или какой иной игрец позовет на игрище, то все туда идут с радостью”. Отсюда видно, что русский народ издревле любил музыку, песни, игры, пляски [74,c.235].

В XVI веке в не менее знаменитом “Домострое” можно найти поучение “Зваться с большим, знаться с меньшим”. Часто хозяйственные сведения в “Домострое” связаны с необходимостью обустройства духовного мира детей и взрослых. В нем содержатся интересные игры, загадки, пословицы и поговорки, наставляющие детей в нравственности, развивающие ум и ловкость ребенка. Академик Лихачев Д.С. в предисловии к изданию “Домостроя” пишет: “Идеал “Домостроя” идеал чистоты, порядка, бережливости, почти скупости, вместе с тем, гостеприимства, взаимного уважения, а одновременно и семейной старости. И это в целом идеал трудовой жизни” [37,c.1].

В конце XVIII века отношение к народной культуре меняется. Начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу.

Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь. Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми [81,c.3].

Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры. Причем песню поют не под гусли, как раньше, а с аккомпанементом арфы, получается вид песни романса с народной мелодией. Народная мелодия проникает везде, во все сферы искусства, и даже в оперу. Фомин Е., Матецкий М., Пашкевич В. широко используют в своих операх народные мелодии. Фольклор постепенно становится предметом разработки и научного исследования [81,c.5].

Замечательный русский ученый мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора [81,c.9].

Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. Достаточно вспомнить его школу для детей, где наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах [83,c.275].

В своих программах Толстой Л.Н. широко пользовался эстетическими идеалами и принципами народной педагогики. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки весь богатейший запас художественного эстетического развития детей был задействован им в процессе воспитания крестьянских детей в Ясной Поляне, обучение в ней было сопряжено с развитием у детей творческого воображения и эстетического вкуса [83,c.276].

Одоевских А. в своих педагогических трудах высоко ценил фольклор в процессе обучения детей. Простота и доступность песни, ее высокая художественность, глубина мысли, своеобразие ее мелодической, ритмической и полифонической структур делают фольклор идеальным воспитательным средством [65,c.251].

В 30 40 годах XIX века в печати появились тексты детских песен и описания детских игр. В 50 60 годы XIX века, отмеченные в России общим подъемом интереса к педагогическим вопросам и народной школе, появилось значительно больше записей.

Большую услугу общему делу собирания детского музыкального фольклора, а главное, пробуждению интереса к детским песням, оказал журнал “Учитель”. Также записи текстов детских песен можно найти в ряде периодических изданий тех лет: в журналах “Живая старина”, “Этнографическое обозрение”, “Губернских ведомостях”, в “Известиях географического общества”, в “Памятных книжках земств” и др. [84,c.56].

В большинстве случаев записи детских песен производились не на листах, в естественной бытовой обстановке, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, нередко по памяти. Записанные матерьялы подвергались переработке, вносились изменения в язык и содержание текстов.

Большое художественное значение и научное имеет вышедший в Москве в 1868 году сборник Бессонова П.А. “Детские песни”, в котором представлен подлинный, разнообразный, прекрасно подобранный матерьял (150 песен).

Записи текстов песен и игр сопровождаются комментариями. В целом сборник был отредактирован и подготовлен к печати Одоевским В.Ф. [65,c.48].

Первым этнографом собирателем, который выделил детский музыкальный фольклор в особый раздел и указал на разнообразие его видов был Шейн П.В. (1826-1900г.г.) [84,c.115].

Песни, собранные Шейном П.В., с 1851 года печатались в “Чтении общества истории и древностей Российских” при Московском университете. В 1870 году они вышли в Москве отдельным изданием под заглавием “Русские народные песни”, а в 1892 году был опубликован первый том издания Академии наук “Великорусс в своих песнях”, куда вошло 267 песен и 18 игр [84,c.119].

Известный исследователь Шеин П.В. первый внес некоторую систематизацию в детский фольклор: все песни он разделил на два больших раздела в первый вошли песни для детей в том возрасте, когда они полностью находятся на попечении взрослых (колыбельные, потешки, прибаутки), а во втором разделе помещены песни, которые поют сами дети, вышедшие из младенческого возраста [84,c.221].

Заслуженной популярностью пользуется книга Покровского Г.А. “Детские игры”. В ответ на разосланную автором программу он получил более двух тысяч записей детского игрового материала из различных местностей России. Это позволило ему составить и издать обширный сборник народных детских игр [68,c.27].

Собирание и изучение детского музыкального фольклора в дореволюционной России представляет резкое несоответствие между интенсивным накоплением фактического материала и робкими попытками его теоретического осмысления. Немногочисленные теоретические работы и исследования, как правило, посвящались отдельным вопросам и видам детского фольклора.

Удивительно актуально звучат слова Одоевского В.Ф. замечательного русского, мыслителя, музыканта: “Не должно забывать, что от жизни неестественной, то есть такой, где человеческие потребности не удовлетворяются, происходит болезненное состояние… точно также от бездействия мысли может произойти идиотизм…, — от ненормального состояния нерва парализуется мускул, — точно также недостатком мышления искажается художественное чувство, а отсутствие художественного чувства парализует мысль”. У Одоевского В.Ф. можно найти мысли об эстетическом воспитании детей на базе фольклора, созвучные тому, что нам хотелось бы воплотить в жизнь в наши дни в сфере детского обучения и воспитания: “…в области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте” [65,c.139].

В этих словах заключено философское подтверждение практическим изысканиям в сфере эстетического воспитания детей с применением музыкального фольклора, намеченное еще в 19 веке.

Первый опыт углубленной разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе, предпринял крупный отечественный теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Виноградов Г.С. На протяжении 20 лет он с помощью многочисленных корреспондентов собрал на местах такое количество материала по детскому фольклору, каким не располагало ни одно научное учреждение дореволюционной России. Многие ему удалось опубликовать и научно объяснить в ряде статей и сборников. Например “Сибирская живая старина”, “Детский народный календарь”, “Детский фольклор и быт” и другие [21,c.55].

Большая роль в деле организации собирания и популяризации произведений детского фольклора принадлежит Капице О.И. По ее инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе (Р.Г.О.) была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В течение нескольких лет члены этой комиссии собрали более 4000 текстов песен, сказок, загадок. Капицей был опубликован ряд статей, большой сборник “Детский быт и фольклор” и несколько библиографических обозрений специальной литературы. Ее многолетняя собирательская, издательская, исследовательская деятельность обобщена в труде “Детский фольклор” [43,c.58].

Продолжая исследовательские традиции Виноградова Г.С., Мельников М.Н. в 1970 году опубликовал большую теоретическую работу “Русский детский фольклор Сибири” [59,c.12].

В 70-х годах издается “Хрестоматия русской народной песни” Мекалина Л. “Русские народные песни в детском хоре” Попова Т.В., “Заплетися плетень” в обработке Агафонникова, ряд других работ [70,c.15].

На данный момент сформулировано определение фольклора. Фольклор (в переводе с английского “народная мудрость”, “народное знание”) народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно прикладного искусства.

К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).

Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора [62,c.104].

В детском хоре на радио, появляется фольклорная группа под руководством Попова В. В этой группе силами педагогов возрождается народная манера пения, бережно относятся к стилевым чертам, используют элемент игры, драматизации [18,c.85].

Последние двадцать лет двадцатого столетия в связи с подготовкой кадров в ГПМИ им. Гнесиных, Московском, Санкт-Петербургском и других институтах культуры наблюдается рост фольклорных коллективов, в том числе и детских. Интересные детские коллективы созданы в Москве (руководители: Куприянова Л., Белконева и другие), Екатеринбурге, Кемерово и ряде других городов [45,c.12].

В нашей области также во многих музыкальных школах преподается народный фольклор, создаются детские фольклорные коллективы. В частности детский фольклорный коллектив г. Шадринска под руководством Федоровой Л.И., коллектив “Радуница” под руководством Хомяковой Н.В. г. Катайска и другие.

Имеются попытки создания программ и учебно методической литературы. Дети дошкольного возраста получают свои первые впечатления от народного искусства в семье и детском саду. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора достаточно подробно разработано силами сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А. [19,c.3].

Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа, его творческих, созидательных сил, назрела необходимость возрождения и передачи сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в первую очередь подрастающему поколению.

Таким образом, в последние годы исследователи музыкального фольклора активно писали о “новой фольклорной волне” в искусстве, а в частности в музыке. Увлечение фольклором не случайно и не дань моде, “но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся”. Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. “Развитый художественный вкус ключ, открывающий двери в область прекрасного… в воспитании музыкального вкуса народно песенная классика может сыграть крупнейшую роль” [44,c.16].

1.3. Классификация и терминология детского

музыкального фольклора

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическое и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П. [5,c.35].

Горький А.М. писал: “Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой” [26,c.115]. Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора. Если тот или иной жанр не связан с игровыми действиями ребенка, то игра ведется на уровне смысла, понятия, слова, звука. Не вызывает сомнений Правомерность выделения в детском фольклоре поэзии взрослых, предназначенной для детей. Это поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки).

Такой системы в классификации придерживаются Аникин В.П. Данная система точно улавливает многосоставность и генезис детского фольклора, но не может быть основой рабочей классификации, так как все жанры детского фольклора, отнесенные им к третьей группе собственному творчеству детей (считалки, жеребьевые скороговорки, дразнилки, поддевки) строятся на основе прямых или опосредованных заимствований из фольклора взрослых. Это вынужден признать сам автор Аникин В.П. [6,c.26].

По жанровым признакам в качестве прак ­ тической рабочей классификации Мельников М. Н. предлагает делить все детские песни на четыре группы:

  1. песни диалогические;

2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

  1. песни с припевом;

4) песни-перегудки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г. [62,c.58].

Все образцы были разделены на III раздела.

I Календарный фольклор

II Потешный фольклор

III Игровой фольклор

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии.

Тесно связанный с воззрениями взрослых данный вид отличается от него по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми заимствуется и воспринимается большинство календарных песен их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен пожеланий.

В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские.

Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком [62,c.63].

Потешный фольклор прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.).

Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

Прибаутки короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя медя, муха комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям игре на дудочке (ай ду ду), щебету птиц (чики чики чикалочки), ударам колокола (дон дон, дили бом) [62,c.68].

III. Игровой фольклор

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения” [62,c.72].

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Это подтверждается многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых и разработанными ими классификациями [84,c.25].

1.4. Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ре ­ бенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких де ­ тей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вы ­ растает здоровым нравственно. Фольклор яв ­ ляется действенным средством воспитания национального характера мышления, нрав ­ ственности, патриотизма, эстетического са ­ мосознания. На волне возрождения интереса к фольклору среди различных социальных слоев населения остаются без надлежащего внимания наша школа и внешкольные учреж ­ дения, призванные воспитывать подрастаю ­ щее поколение. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обуче ­ нием родному музыкальному языку. Творче ­ ская природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные песни («Баю, ба ­ юшки, баю»), пестушки и потешки («Ладушки») это своеобразный клад народной педаго ­ гики, нашедший доступные для младенцев слова и поэтические образы.

«Особенностями детской психики опреде ­ ляется выбор поэтических образов, весь со ­ став детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававши ­ еся от одного поколения к другому, постепен ­ но приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» — отмечает Мельников М.Н. [60,c.1].

Интересно отметить, что целый пласт пе ­ сен имеет четко выраженную воспитатель ­ ную направленность. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, песни-игры го ­ товят ребенка к жизни. Традиции русского на ­ рода, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально-психоло ­ гические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых («А мы просто сеяли»).

Педагог Покровский Е. А. рассматривал детские игры как незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания. Кроме того, считалки, скороговорки, дразнил ­ ки это песни и стихи, иногда не имеющие смысла, но благодаря рифме используемые в детских играх [67,c.39].

В детском фольклоре есть, наконец, жа ­ нры, имеющие полифункциональный харак ­ тер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, пригово ­ ры, обрядовые песни.

Музыкальный детский фольклор чрезвы ­ чайно богат и разнообразен по тематике и со ­ держанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объ ­ ему песни (сто и более стихов), которые до ­ ступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, прого ­ вариваться речитативом, полускандировать ­ ся в хороводе, в сопровождении народных инструментов

[67,c.47].

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, вклю ­ чающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми раз ­ ного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельнос ­ ти — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного ис ­ кусства, труда.

Особое многообразие красок произведе ­ ний народной художественной культуры, яр ­ кий музыкальный язык фольклорных напевов, контрастность в характеристике сказочных героев, борьба добра и зла дают нам основание предположить целесообраз ­ ность использования фольклорного материа ­ ла в процессе эстетического воспитания детей. Ведь глазу дошкольника и младшего школьника еще только предстоит постепенно научиться восприятию тонких оттенков цве ­ тов и различению линий пространственных форм, а уху превратиться в «музыкальное ухо». В начальной же стадии эстетического развития его органы чувств правомерно тре ­ буют более ярких, контрастных изображений и звучаний, а также предметного восприятия; формирование этических чувств требует нравственно здоровой пищи для души.

Приведем характеристику жанра сказки, данную Аникиным В. П.:«… Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто опре ­ деленные и резкие В сказке идет речь о «тем ­ ной ночи», о «белом свете», о «красном солнышке», о «синем море», о «белых лебе ­ дях», о «черном вороне», о «зеленых лугах». Та ­ ков и весь фольклор» [ 32,c.357 ] .

Фольклор является исключительно цен ­ ным дидактическим материалом в эстетиче ­ ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При ­ чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози ­ ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со ­ ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы ­ кальные образы, приобретает умения и навы ­ ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са ­ мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности [44,c.13].

Игра в детском возрасте может нести в се ­ бе различную функциональную нагрузку:

познавательную;

физического развития личности;

импровизационно-творческую;

организационно-деятельную.

Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развива ­ ют ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра под ­ ключает ребенка к миру театра в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. На уроках изобрази ­ тельного искусства он воссоздает своих геро ­ ев; занимается лепкой, рисованием, в полной мере развивает свою творческую фантазию. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические компози ­ ции. В качестве дидактического материала для таких композиций могут служить песни различных жанров плясовые, игровые, хо ­ роводные, колыбельные, прибаутки [44,c.14].

Игры, включая в себя полифункциональ ­ ные задачи познавательные, коммуника ­ тивные, спортивную, творческие, являются эффективным педагогическим средством формирования личности. Игровую компози ­ цию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «А мы просо сея ­ ли» или «Кузнецы»), а также путем соедине ­ ния 2-3 песен. Педагог, режиссер сам способен подобрать подходящие песни и ра ­ зыграть их с детьми.

Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установле ­ нию необходимых взаимоотношений с парт ­ нерами по игре.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства слова, музыки, танца в едином синтезе.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимают ­ ся им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна осо ­ бая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного и млад ­ шего школьного возраста как наиболее склон ­ ных к игровому самовыражению. В этом пла ­ не фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может служить базисной поч ­ вой для всестороннего развития личности: нравственного, эстетического, интеллекту ­ ального и физического. Игра помогает разви ­ тию творческой личности индивидуума, реализации механизмов, заложенных приро ­ дой в виде задатков в каждом. Это наиболее доступный путь к освоению через игру среды обитания, овладению поэтическим словом, это форма самопознания и самовыражения одновременно.

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеря ­ на современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого чело ­ века. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

Если раньше чувство коллективизма вос ­ питывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно фор ­ мировать только в групповых методах де ­ ятельности. В этом плане фольклор нео ­ ценим.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал — индивидуального и коллективного. Коллек ­ тивность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет кол ­ лективностью, а коллектив объединяется тра ­ дицией [44,c.15].

Для педагогики это имеет принципиаль ­ ное значение с точки зрения воспитания чув ­ ства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих за ­ нятий. Коллективность в фольклоре как эсте ­ тическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различ ­ ных индивидуальностей с полным сохранени ­ ем свободы личности».

В обучении музыкальному фольклору при ­ нцип диалектического единства индивиду ­ ального и коллективного является осново ­ полагающим. Поэтому развитие индивидуаль ­ ных черт личности и ее (личности) способно ­ стей должно быть сопряжено с коллектив ­ ными формами исполнения: пение в хорово ­ де, пение с танцем, с постановкой и так далее.

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, без ­ условно, эстетическое воздействие на вос ­ приятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естест ­ венно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, прояв ­ лению ее потенциальных способностей, ини ­ циативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный ха ­ рактер.

В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система об ­ разов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные измене ­ ния в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор — это твор ­ ческий организм, система творческого мыш ­ ления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникнове ­ ние в саму сущность фольклорного материа ­ ла, в глубинные слои народного художест ­ венного мышления [44,c.15].

Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его ис ­ полнителей. Обучение музыкальному фоль ­ клору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные тради ­ ционные обряды и тот репертуар, который мо ­ жет быть исполнен детьми. Однако сам праздник (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который будет ставить этот праздник с детьми. Репер ­ туар масленичных песен богатейший, выбор огромен, главная же задача программы — дать канву, по которой каждый педагог-музы ­ кант, режиссер или хореограф вышьет свой индивидуальный рисунок [44,c.16].

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Игровые фор ­ мы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, простор ­ ных классов (без парт) или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказ ­ ки, «плясать» песни, «плести веночки», «во ­ дить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считал ­ ки, прибаутки развивают дыхание, способ ­ ствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки нацио ­ нальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении при ­ нципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.

Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной традиции детям и подросткам. Педагогика русской школы должна учитывать данную особенность. Фольклор значительно расширяет владе ­ ние русским языком (вербальные способнос ­ ти, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок форми ­ руют и расширяют словарный запас ребенка. Достаточно вспомнить в этой связи, что язык Пушкина А. С. формировался в детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Ари ­ ны Родионовны. Мы знаем, что по богатству образов и красочности язык Пушкина А. С. не ­ повторим и до сих пор представляет интерес для изучения специалистами. Детские песни поддерживают интерес к поэтическому сло ­ ву, не дают угаснуть чувству юмора [54,c.18].

Импровизационная основа устного народ ­ ного творчества дает педагогу исключитель ­ ные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творче ­ ской деятельности. Сейчас в ряде детских хо ­ ров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных ра ­ ботах изложена методика импровизации на основе комбинирования в одноголосии (на ­ пример на интонациях народного песенно ­ го трихорда), а также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на заданные ритмы и т.д.).

Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету «фольклор ­ ный театр».

Дети учатся владеть своим телом, изобра ­ жая под музыку «Скачущую лошадку», «Летя ­ щего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое Уроки изобразительного ис ­ кусства поддерживают творческую атмосфе ­ ру обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, причем в кра ­ сках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь, акварель) [44,c.16].

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и худо ­ жественной деятельности и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Тео ­ рия «переноса» творческих способностей поз ­ воляет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным про ­ странством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Характеристика музыкальных

способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

  1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
  2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.

Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Компоненты развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста и критерии их оценки

Компоненты музыкальных способностей

Критерии оценки компонентов музыкальных способностей

I. Музыкальный слух.

  1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
  2. Владение широким диапазоном голоса.