Проблемы и перспективы развития социального обслуживания на дому пожилых людей (на примере деятельности ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г

Дипломная работа
  • полная оплата — если размер пенсии превышает 150 процентов величины прожиточного минимума, расчет производится на основании прейскуранта, где каждая услуга расценена отдельно, расчет производится ежеквартально.
  • Социальный работник посещает подопечных три раза в неделю:

    понедельник, среда, пятница. Вторник и четверг – дни работы с организациями (аптеки, медицинские учреждения, организации по предоставлению субсидий и т.д.).

    У подопечных ведется дневник, где фиксируются расчеты и отражается

    работа социального работника (приложение 4).

    В конце каждого месяца социальный работник и начальник отделения составляют отчеты о проделанной работе (приложение 5, 6), также отчеты предоставляются ежеквартально, за полугодие, за 9 месяцев и за год, также социальные работники ежемесячно заполняют акты приема-передачи оказанных социальных услуг (приложение 7).

    2.1. Методы работы на дому в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района

    г. Томска»

    В гражданском обществе понятие « социальная поддержка» предполагает два взаимосвязанных направления: с одной стороны – предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны – государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

    Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

    Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли бы обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.

    Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.

    Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль в формировании и развитии нового направления социального обслуживания населения. В Российской Федерации данный сектор конституировался относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее. Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:

    4 стр., 1999 слов

    Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение

    ... более высокий уровень развития международных стандартов в сфере социального обеспечения, и поэтому с ... пособий какой-либо определенной отрасли социального обеспечения, для граждан любого Члена Организации, законодательство ... международных организаций создаются, как правило, соответствующие комитеты или комиссии. Комитеты и комиссии обычно создаются в соответствии с протоколами, являющимися приложениями ...

    • социальная защита (предоставление старым людям льгот и преимущес тв),
    • социальное обслуживание (соц. помощь на дому),
    • организация пенсионного обеспечения.

    Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

    Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

    В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств, в целях оказания социальной помощи, прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.

    Принимаемые в течение ряда лет меры по социальной поддержке жителей области позволили сформировать устойчивую, гарантированную систему социальной защиты населения на городском, районном и областном уровнях, имеющую целенаправленный, адресный характер.

    В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Пожилые люди — не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

    Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.

    Повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения остается одной из целей государственной социальной политике в России. Оно может быть достигнуто на основе изменения политики доходов, укрепления защиты прав и интересов. Государство гарантирует предоставление социальных услуг и адресной помощи пожилым людям в трудных жизненных ситуациях, обеспечение нормальной жизнедеятельности в пожилом возрасте. Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие.

    6 стр., 2518 слов

    Стационарное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов

    ... и др. Работа стационарных социальных учреждений входит в число приоритетных направлений, определяющих современную политику государства. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые акты, отражающие вопросы профессиональной деятельности социальной работы по работе с пожилыми людьми и ...

    Администрация области исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно- политической ситуации.

    Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики.

    Необходимо продолжать работу по совершенствованию законодатель но-нормативной базы, ввести стандарты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зарубежный опыт.

    Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

    Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

    Финансирование центров социального обслуживания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и производиться за счет бюджета.

    Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

    Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми, позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося.

    Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации.

    Рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, растет. Существующая система не способна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения

    Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики.

    Основная задача государственных структур, ответственных за благополучие пожилых людей, не просто предоставить им поддержку и услуги, но сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего « социального лица». Помогая пожилым гражданам в разрешении индивидуальных проблем, государство совместно с общественностью одновременно должно реагировать на весь комплекс проблем, вызываемых увеличением доли пожилых людей в составе населения.

    Приоритетной задачей является разработка соответствующих стратегий ухода. Вовлеченность женщин в трудовую деятельность, заметное снижение частоты деторождения при увеличении спроса на услуги по уходу за лицами старшего возраста приводят к сокращению численности членов семей, способных обеспечить семейных уход за маломобильными пожилыми родственниками, и негативно сказываются на нагрузке традиционных опекунов. В тоже время по гуманитарным и экономическим причинам предпочтение отдается домашнему уходу за пожилыми людьми.

    26 стр., 12730 слов

    Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей ...

    ... деятельности Комитета социальной защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите; новые методы работы центров социального обслуживания; показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми людьми, какие меры предпринимаются Правительством Москвы и Комитетом социальной защиты населения Москвы для ...

    Из практики работы Центра социальной поддержки населения можно сказать что, пожилым людям уделяется внимание, проводятся клубы общения, они носят психологическую и социальную направленность и становятся клубом социальной адаптации для пожилых людей. На клубах организуется дружеское чаепитие. При непринужденной атмосфере общения проводятся консультации по мерам социальной поддержки граждан (выдаются памятки, буклеты), организуются тренинговые программы, подготовленные психолого-педагогическим отделом.

    Клубы приурочены к памятным и знаменательным датам, и проводятся на постоянных базовых площадках: библиотека «Дом семьи», библиотека «Солнечная», библиотека «Русь», клуб многодетных семей Октябрьского района г. Томска, ОГУ «Дом ветеранов», благотворительный фонд «Красный крест». Во время проведения клубов с концертными программами перед пожилыми горожанами выступают детские коллективы, тем самым поддерживается связь молодого поколения с пожилыми людьми. Для проведения праздничных мероприятий и заседаний клубов социальной адаптации привлекаются спонсорские средства. Но количество граждан, которые могут посетить эти мероприятия, ограничено из-за недостаточности финансирования и нехватки помещений.

    2.2. Проблемы социального обслуживания на дому в ОГУ «ЦСПН Октябрьского района г. Томска»

    Социальная работа направлена на людей, но она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Существует ряд психологических, социальных и физиологических особенностей, присущих пожилым людям. Специалисту, работающему с пожилыми людьми, требуется строить общение и взаимоотношения с ними с учетом возрастных изменений, психологических особенностей подопечных и разнообразных жизненных ситуаций. Для успешной работы в этой сфере от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. К важнейшим качествам социального работника относятся: доброжелательное отношение к людям, коммуникативные способности, огромное терпение, эмоциональная устойчивость.

    Чрезвычайно важна в работе с клиентами для специалиста социальной сферы знание в вопросах этики. Этика профессиональная – система специфических, нравственных требований и норм поведения, обязательных для работников данной профессии.

    Социальный работник, обслуживаемый граждан на дому, в значительной степени автономен в своей повседневной деятельности, это не значит, что он неподконтролен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и соблюдения этических норм и правил общения с клиентом, более жесткого самоконтроля.

    Социальная работа относится к типу профессий – человек-человек. Наряду с педагогами, юристами, врачами, социальную работу называют помогающей профессией. Реализация этических стандартов профессии типа человек-человек отличается повышенной сложностью и напряженностью, т.к. от многих действий и принимаемых специалистом решений зависит судьба конкретного человека. При выстраивании отношений в системе: «социальный работник – клиент» нередко возникает множество этических проблем, как для социального работника, так и для клиента. Соблюдение норм этики общения с клиентом – это наиболее сложная и ответственная профессиональная деятельность социального работника, т.к. осуществляется непосредственный контакт с клиентом. Эффективность отношений определяется способностью социального работника побудить клиента к сотрудничеству, основанному на искреннем доверии, а не на страхе или манипуляции. Суть истинного доверия клиента – это то, что клиент полагается на профессионализм, порядочность и компетентность социального работника. Стиль поведения, который обеспечивает спокойные, ровные взаимоотношения, предполагает, что специалист проявляет и применяет: толерантность (терпимое отношение к подопечному, его привычкам, характеру, поведению и т.д.); вежливость и уважение, тактичность и учтивость; бескорыстие, честность и открытость; внимание и интерес к проблемам подопечного; умение слушать и слышать подопечного; четкость и компетентность в своих профессиональных действиях.

    12 стр., 5662 слов

    Профессиональный долг и обязанности социального работника по ...

    ... обязанности, которые навязываются социальному работнику извне под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем ...

    Специфика взаимоотношений общения с людьми пожилого возраста, с тревожными, консервативными, имеющими тяжелый характер, когда некоторые подопечные плохо видят, плохо слышат, не могут внятно изложить свои проблемы и просьбы, имеют диагноз «старческая деменция» или заострение своих характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса, характерного для людей пожилого возраста, могут складываться негативно, напряженно, вследствие чего выполнение своих обязанностей социальным работником может быть затрудненно.