Правовые основы деятельности и основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы

В 90- х годах проблемы инвалидности стали все больше привлекать к себе внимание ученых, практических работников, общественности, самих инвалидов и их семей, что было обусловлено не только и не сколько увеличением численности контингента инвалидов в различных странах мира, но и совершенствованием общественных отношений, демократизацией общества, возросшим уровнем заботы о здоровье населения, созданием и активной деятельностью организаций инвалидов. При этом следует иметь в виду, что в сфере общественных интересов находились обе стороны проблемы: «инвалидность» и понятие инвалид».

В последние годы здоровье нации находится под все нарастающим давлением социальных, политических и экономических изменений, оказывающих значительное влияние на состояние общественного здоровья граждан. Недостаточное качество медицинской помощи наряду с ухудшением материально-экономического положения и снижения уровня жизни большинства населения Российской Федерации, а также неблагополучная демографическая ситуация приводит к росту заболеваемости и инвалидности населения, обострению многих социальных проблем.

Инвалидность — это сложная биосоциальная категория, охватывающая различные уровни развития человека как существа биологического и социального в его многообразных взаимоотношениях с окружающей средой [Осадчих А. И., 1988].

Проблемы инвалидности и инвалидов сегодня относятся к числу наиболее важных проблем государства, т.к. касаются многих миллионов людей с ограничениями жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья. Инвалидность — это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. По данным ВОЗ, инвалидами являются до 10% населения планеты.

Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности, имеющие статус инвалида относятся к социально незащищенной категории граждан. Работа бюро МСЭ необходима для поддержки жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Необходимо более детальное ее изучение. Это и послужило основанием для выбора темы курсовой работы: «Правовые основы деятельности и основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы».

Целью исследования является определение основных направлений деятельности учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Объект — исследования деятельность и основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы,

Задачи исследования:

Рассмотреть организационные и нормативно-правовые основы деятельности бюро медико-социальной экспертизы.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Определить Правовые основы деятельности и основные функции учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы

Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, синтез и обобщение.

1.Служба медико-социальной экспертизы.

1.1.Понятие. Структура и правовые основы деятельности.

Статья 50 Основ законодательства об охране здоровья граждан определяет медико-социальную экспертизу (МСЭ) как отдельный вид медицинской экспертизы, осуществляемый федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством.

Следует обратить внимание, что основной Закон, определяющий права граждан в области охраны здоровья, расширяя круг этих прав, позволяет гражданину приглашать для участия в проведении МСЭ, по своему заявлению, любого специалиста (с его согласия).

Основными понятиями, используемыми при проведении медико-социальной экспертизы и отражающими суть данного вида экспертной деятельности являются следующие: «инвалид», «инвалидность», «ограничение жизнедеятельности».

В Федеральном Законе от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» изложены основные положения государственной политики по отношению к инвалидам.

Указанный документ содержит принципиально новую трактовку понятий «инвалид» и «инвалидность».

Инвалид — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Таким образом, в качестве основных критериев, используемых при установлении инвалидности, Закон установил ограничения жизнедеятельности.

Ограничение жизнедеятельности определяется Законом как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Практическая реализация настоящего Закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создания новой методической базы по ее применению, трансформации службы врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную.

Понятие медико-социальной экспертизы трактуется данным Федеральным Законом как «определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма».

По сравнению с врачебно-трудовой экспертизой в медико-социальной экспертизе меняется предмет экспертного исследования.

Врачебно-трудовая экспертиза изучала преимущественно трудоспособность больного, в то время как медико-социальная экспертиза оценивает его жизнедеятельность во всем многообразии проявлений, учитывая степень ее ограничения, вызванную нарушением здоровья и сопровождающуюся стойкими функциональными расстройствами.

3 стр., 1323 слов

Социальная работа с инвалидами (2)

... медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.1 Реабилитация инвалидов представляет собой процесс реализации социальных мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, ...

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, решение которых является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Согласно данному Закону государство выступает гарантом социальной защиты и поддержки инвалидов, что находит свое отражение в реабилитационной направленности медико-социальной экспертизы. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

Реабилитация инвалидов — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальной программой, которая содержит необходимые виды, формы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и др. реабилитационных мер. Основной целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Медико-социальная экспертиза имеет трехуровневую вертикаль:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (III уровень)
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы (II уровень)
  • Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (I уровень)

На I уровне бюро МСЭ проводят освидетельствование граждан, результатом которого является установление им группы и причины инвалидности, степени ограничения способности к трудовой деятельности, участвуют в разработке программ реабилитации.

На II уровне Главное бюро обладает полномочиями не только рассматривать жалобы прошедших освидетельствование в бюро граждан, но и отменять или изменять решение бюро, проводить в порядке контроля, а также по обжалованию, повторные, по направлению бюро освидетельствования граждан, координирует деятельность бюро и анализирует их работу.

Главное бюро является в субъекте Федерации основной-организационно- методической структурой, обладающей контролирующими полномочиями в области медико-социальной экспертизы.

III уровень — Федеральное бюро — контролирует деятельность главных бюро, проводя освидетельствование граждан в порядке контроля и обжалования.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год.

При установлении группы инвалидности необходимо определять также соответствующую степень ограничения к трудовой деятельности (III, II, I степень ограничения), либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности, что имеет важное социальное значение, поскольку степень ограничения способности к трудовой деятельности повлияет на размер пенсии по инвалидности в соответствии с ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в РФ» и от 15.12.01 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

9 стр., 4121 слов

Медико-социальная экспертиза при профессиональных заболеваниях

... необходимость определения группы инвалидности на период рационального трудоустройства и переобучения. Медико-социальная экспертиза при профессиональных поражениях осуществляется ... социального обеспечения, располагающейся или на базе НИИ медицины труда и профессиональных заболеваний, или на базе кафедр профессиональных болезней медицинских ВУЗов, или на базе отделений профессиональных болезней, ...

В случае признания гражданина инвалидом, датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.