Ценностные ориентации молодежи

Курсовая работа

Молодежь — социальная группа, которая, по сравнению с другими социальными слоями, обладает высокой мобильностью. Возникновение новых ценностей и трансформация базовых затрагивает ее в значительно большей степени. В трансформирующемся обществе важны как традиционные, так и модернистские ценности, но новые ценности, которые молодежь выбирает в качестве приоритетных, предполагают активную гражданскую позицию и самостоятельность в принятии решений. Но поскольку общество также находится в переходном состоянии, новые ценности нередко не стыкуются с нормативными традициями.

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества. Проблемы молодежи включены в контекст многих научных исследований с целью выяснения тенденций изменений ценностных ориентаций, определения механизмов преемственности и взаимодействия со старшими поколениями.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что изучения ценностных ориентаций студенческой молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения. К важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской студенческой молодежи можно также отнести усложнение процессов формирования системы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом.

Объектом исследования является студенческая молодежь НФ СибАГСа. Предметом исследования — ценностные ориентации студенчества НФ СибАГСа в условиях современного российского общества.

На основе актуальности мы поставили цель исследования цель, которая заключается в анализе динамики ценностей студенческой молодежи НФ СибАГСа в условиях взаимодействия процессов воспроизводства традиционализма и проведения модернизации российского высшего образования.

Исходя и цели исследования можно выдвинуть следующие задачи:

  1. Выявить причины и предпосылки формирования ценностей современной молодежи
  2. Определить систему ценностей современной молодежи
  3. Изучить и выделить различные субкультуры молодежи
  4. Определить систему ценностных ориентаций студенческой молодежи НФ СибАГСа.

При изучении данной темы можно выдвинуть следующие гипотезы:

24 стр., 11906 слов

Социализация молодежи в современном Российском обществе

... Социализация молодежи. Аспирант и соискатель, №2, 2006 - 164 с. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в ... как анализ специфики и особенностей социализации молодежи как социально-демографической группы в современном российском обществе, когда последнее находится в условиях становления рыночных ...

  1. Культурные ценности студентов отличаются от культурных ценностей взрослых.
  2. Традиционные ценностные ориентации студентов полностью уступили место ценностям западного общества.
  3. Профессиональное образование воспринимается студентами как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.
  4. Большинство студентов полагают, что высшее образование не является залогом жизненного успеха.

Социологию молодежи разрабатывают зарубежные и отечественные социологи. Российская традиция исследования социологии молодежи представлена в работах Ю.Р.Вишневского, И.М.Ильинского, С.И.Иконниковой, А.Г.Кузнецова, О.И.Карпухин, А.В. Лисовского, В.Т.Лисовского, И.С.Кона, В.Л.Оссовского, В.Т.Шапко и ряда других авторов. Огромный вклад в изучение вопроса социализации молодежи внесли исследования В.Т.Лисовского. Им были проведены многочисленные опросы с целью определения системы ценностей, с которой идентифицирует себя молодое поколение. В.Л.Оссовкий изучал формирование трудовых ориентаций молодежи. О.И.Карпухин обосновывает особенности социализации и самоопределения молодежи России.

Значительная работа в изучении социализации молодежи и ее ценностных ориентаций проведена зарубежными авторами, такими как В.Адамки, Э.Гидденс, Р.Добсон, И.Рихтер, Н.Смелзер, К.Штарке и рядом других. Э.Гидденс рассматривает процессы, происходящие в юношеской среде: девиантное поведение, вступление в брак, субкультуры молодежи, значимых для их жизни. Н.Смелзер разрабатывает различные концепции формирования личности.

В процессе анализа публикаций по проблемам формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в контексте взаимоотношений модернизации и традиционализма особый интерес представляют труды М.С.Блиновой, Т. Н. Кочкаевой, И. М. Чудиновой и работы других авторов. М.С.Блинова изучает динамику ценностей современной молодежи юга России в условиях взаимодействия традиционализма и модернизации. Т.Н.Кочкаева исследует ценностно-целевые приоритеты модернизации современного общества. И.М.Чудинова рассматривает проблемы обновления и усвоения социально-политических ценностей, в условиях деформации существующей традиционной системы и образования новой. Современные исследователи уделяют большое внимание процессам глобализации и модернизации, оказывающим влияние на ценностные ориентации современной российской молодежи, их самоидентификацию и на социализацию.

  1. Молодежь как социальный феномен российского общества
    1. Генезис молодежи. Тенденции молодежного развития

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности, которой как в зеркале отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь.

О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», открывшим новый этап в развитии социологии под эгидой социологической группы при ЦК ВЛКСМ, начала исследования жизненных планов молодежи. Прошедшее время не только оставило свой след на этой сфере социологии, но и дает возможность утверждать, что в нашей социологической науке сложилось и получило международное признание специальное направление — социология молодежи. Многообразие вопросов социальной действительности, которое изучает эта специальная социологическая теория, позволяет рассмотреть ведущие и в какой-то степени дискуссионные направления в исследованиях молодежи, ограничиваясь новейшими тенденциями в этой сфере. Прежде речь идет о социологическом определении понятия «молодежь». Здесь ведущим методологическим принципом являются поколенческие отношения.

27 стр., 13308 слов

Курсовая работа исследование ценностных ориентаций современной семьи

... семьи в обществе, организации нравственно-психологического воспитания юношества и т.п. Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования: 1.Изучить историческое и современное состояние изменений представления о семье у молодёжи. ... семьи, а также недостаточной работой по подготовке юношества к принятию на себя функций супругов. Отсюда возникает парадокс: молодежь ...

Анализ различных слоев населения позволяет рассматривать общественное развитие как последовательную смену отдельных поколений. Это методологическое положение позволяет определить фундаментальную роль поколенческих отношений в определении тех или иных возрастных групп населения. Исходя из этого, многие авторы трактуют само понятие «поколение» неоднозначно. Вместе с тем, имеется социологически выверенный четкий критерий выделения поколений в процессе общественного развития. Это — экономическая, политико-идеологическая и общественно-психологическая обстановка, которая определяет как особенности, так и взаимосвязи различных поколений.

Такой подход дает методологические основы для анализа действительности с точки зрения групповых особенностей поколений и, вместе с тем, позволяет проследить сущностную сторону тех явлений, которые крепко связывают отдельную группу со всем поколением.

По мере развития общества, наиболее важное значение приобретает проблема «преемственности поколений». Понятие это носит формационный характер, оно понимается в соответствии с экономическими, политическими и идеологическими возможностями общества.

Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер.

Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.

Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений.1 Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития. Преемственность, как правило, охватывает различные стороны общественной жизни и имеет особые социальные механизмы. В этой связи можно выделить преемственность в производственно-технических и экономических отношениях, а также в области политических, правовых, нравственных, эстетических отношений, в сфере социальных отношений — межклассовых, межгосударственных, национальных, семейных: Существенное значение имеет преемственность в сфере культуры, досуга, художественных вкусов.

15 стр., 7213 слов

Проблема гендерных отношений в современном обществе

... Гендерные отношения проявляются на разных уровнях общества, существующие как на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, так и на внутриличностном уровне. Гендерный подход ... успеха в области гендерной психологии сменились периодом перерыва до середины XX века по причине негативного влияния ... свою жизнь она должна подчиняться мужчине, вымаливая тем самым прощение греха Евы. С момента ...

Учет этих обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что наряду с сохранением характеристик общего порядка проблема преемственности приобретает в современных условиях ряд специфических черт. Во-первых, этот процесс осуществляется более планомерно и поступательно. Во-вторых, главенствующая роль принадлежит мировоззренческим факторам как ведущим в деле определения связи поколений. В-третьих, сама преемственность осуществляется в условиях стирания социально-классовых различий между людьми.

Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои, массы и социальные группы. В этом определении выстраивается четкая структура, начальным звеном которой является «поколение», затем «класс» (или «страта») и, наконец, молодая часть класса — молодежь.

Такой вывод имеет важное методологическое значение для определения понятия «молодежь». При этом исследователи исходят из того, что в системе общественных отношений молодежь не занимает особого места, распределяясь между различными классами и социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В соответствии с этим, определенное значение для социологического изучения молодежи имеет вопрос о ее возрастных границах. В настоящее время в определении этих границ существует три основных подхода.

Первый, так называемый демографический подход, рассматривает молодежь как особую часть населения, т. е. как людей, родившихся в определенном году и в определенное время включившихся в трудовую жизнь. Хронологические границы в этом случае от 18 до 30 лет.

Второй подход – статистический, где за основу определения возрастных границ берутся временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей. В соответствии с этим возраст молодежи определяется периодом от 14 до 30 лет.

Третий подход – социологический, когда возрастные рамки определяются сущностью объекта исследования, т. е. конкретного отряда молодых людей, характеризующегося определенными профессиональными, образовательными, социально-психологическими признаками. Большинство исследователей ограничивает эти рамки возрастом от 16 до 30 лет, хотя в отдельных случаях допускается граница до 33 и даже до 40 лет.

Придерживаясь в целом социологического подхода к определению понятия «молодежь», нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Видимо поэтому различные исследования характеризуют внутреннею структуру молодежи с разных точек зрения. Обычно в социологии делят молодежь на следующие возрастные группы:

  • а) учащиеся неполных и полных средних школ;
  • б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет;
  • в) в возрасте от 20до 24 лет;