Формы и методы профориентации

Курсовая работа

Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. На сегодняшний день на рынке труда сложилась следующая ситуация, предприятия трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное самоопределение школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях всеобщего «отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечивать такие качества и возможности для профессионального самоопределения подрастающего поколения. Поэтому в деятельность педагога включена профориентационная работа.

Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича , Л.П. Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова.

Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Фю Зеера.

Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является профориентационная работа со старшеклассниками.

Предметом исследования: деятельность педагога по профориентации щкольников.

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность и содержание профориентационной работы
  2. Рассмотреть основные направления профориентационной работы
  3. Определить диагностические методики по профориентации и их характеристика
  4. Охарактеризовать профориентационную работу классного руководителя.
  1. Сущность и содержание профориентационной работы

Прежде, чем перейти к рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие «профориентация».

12 стр., 5550 слов

Исследование деятельности организации по оказанию парикмахерских услуг

... целью данной курсовой работы, является исследование деятельности организации, ООО ... искусство, физкультуру, спорт, туризм и др. Именно сфера услуг является самой быстро развивающейся отраслью экономики. ... по совершенствованию деятельности организации на рынке парикмахерских услуг. 1. Теоретические основы коммерческой деятельности в сфере услуг, .1 Понятие и сущность услуг Услуга - вид деятельности ...

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися”.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.

Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В.С.Мухина считает, что общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися”.

Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:

  • постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
  • формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
  • развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
  • оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
  • формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
  • диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
  • разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.

9 стр., 4038 слов

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ»,

... занятия с младшими школьниками по формированию патриотического воспитания. 3 этап (март-апрель 2014 года) – заключительный. Подведены итоги экспериментальной работы, систематизированы и ... исследование, направленное на изучение уровня подготовки патриотического воспитания младших школьников во внешкольной деятельности. Методы исследования: Теоретические: - анализ психолого-педагогической ...

  1. Информационно-справочные, просветительские методы:
  • профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • информационно-поисковые системы – ИПС: «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации;
  • различные «ярмарки профессий» и их модификации;
  1. Методы профессиональной психодиагностики:
  • беседы-интервью закрытого типа;
  • открытые беседы-интервью;
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • «личностные» опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • методы наблюдения;
  • сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
  • психофизиологические обследования;
  • «профессиональные пробы»;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
  • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
  1. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
  • группы общения;
  • тренинги общения;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
  • «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.
  1. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
  • построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;
  • построение системы различных вариантов действий;
  • использование различных схем альтернативного выбора .

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей, задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.

4 стр., 1731 слов

Контрольная работа «Профессиональная этика в психолого – педагогической ...

... видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в ...

В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления профориентационной работы.

  1. Основные направления профориентационной работы

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Профессиональная консультация.

3. Профессиональный отбор (подбор).

4. Социально-профессиональная адаптация..

Рассмотрим каждый из методов более подробно.

Профессиональное просвещение — пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др..

Профессиональное просвещение Пряжников Е.Ю. условно подразделяет на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная информация призвана ознакомить учащихся с основными профессиями и их специальностями. Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки. Порофинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную функцию, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их проведении занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.

Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым осуществляется деятельность рабочих кадров либо ожидается расширение приема на них. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора профессии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий современного производства. При организации работы по профессиональной информации важно учитывал то обстоятельство, что привлекательность профессии есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к психофизиологическим и психологическим характеристикам человека. Условия материальной среды, характер взаимоотношения в коллективе. Отрицательное отношение к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, подчеркивая различия между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.

15 стр., 7143 слов

По предмету: «Психология и педагогика» : «Профессия и профессиональное ...

... учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии. § 1. Профессиональная ориентация 1.1. Подсистемы профессиональной ориентации Профессиональная ориентация, ... является самостоятельным разделом профориентационной работы с учащимися. Эта работа осуществляется в допрофессиональный и последующий, профессиональный периоды в школе ...