Формы и методы профориентации

Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. На сегодняшний день на рынке труда сложилась следующая ситуация, предприятия трудоустраивают молодежь с осторожностью, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

В современном стремительно развивающемся и изменяющемся обществе профессиональное самоопределение школьников происходит зачастую стихийно. В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях. В условиях всеобщего «отрыва» детей от семьи именно школа призвана обеспечивать такие качества и возможности для профессионального самоопределения подрастающего поколения. Поэтому в деятельность педагога включена профориентационная работа.

Проблемам профессиональной ориентации и воспитания посвящены работы Л. И. Божовича , Л.П. Буева, Г. С. Глиссермана, А. Г. Здравомыслова, В.А. Крутецкого, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, С. Г. Струмиллина, П. П. Тугарина, В.А. Ядова.

Сущность профориентационной работы раскрывается в исследованиях Т.А. Шишковец, В.С. Мухиной и Э.Фю Зеера.

Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у несовершеннолетних в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкин, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Объектом исследования является профориентационная работа со старшеклассниками.

Предметом исследования: деятельность педагога по профориентации щкольников.

Цель курсовой работы: рассмотреть методы и формы профориентационной работы.

Задачи исследования:

  1. Изучить сущность и содержание профориентационной работы
  2. Рассмотреть основные направления профориентационной работы
  3. Определить диагностические методики по профориентации и их характеристика
  4. Охарактеризовать профориентационную работу классного руководителя.
  1. Сущность и содержание профориентационной работы

Прежде, чем перейти к рассмотрению профориентационной работы необходимо определить понятие «профориентация».

17 стр., 8113 слов

Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие

... абстрагирование. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованной литературы (30 позиций). 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: СУЩНОСТЬ ДЕФИНИЦИЙ Разнополярность взглядов и представлений о сущности знания социальной работы пока не ...

По мнению Э.Ф. Зеера, профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

А.Д. Саронов определяет профессиональную ориентацию как целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работы с учащимися”.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Как замечено выше, профориентация – это система мер, потому что всегда представляет собой комплекс мер, а не единичное действие.

Как считает Т.А. Шишковец, система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

В.С.Мухина считает, что общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации, по ее мнению, входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися”.

Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:

  • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

К основным задачам профориентационной работы В.С. Мухина относит:

  • постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
  • формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
  • развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
  • оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
  • формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
  • диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
  • разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.

Далее представим основные группы методов профориентации, выделенные Е.А. Климов.

3 стр., 1336 слов

Организационные методы социальной работы

... на защиту его гражданских прав и свобод. К организационным методам в социальной работе также относятся такие виды деятельности: подбор и расстановка кадров, метод требований, критика и самокритика, контроль, проверка исполнения и ...

  1. Информационно-справочные, просветительские методы:
  • профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • информационно-поисковые системы – ИПС: «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения;
  • встречи школьников со специалистами по различным профессиям;
  • познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • профориентационные уроки со школьниками;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средств массовой информации;
  • различные «ярмарки профессий» и их модификации;
  1. Методы профессиональной психодиагностики:
  • беседы-интервью закрытого типа;
  • открытые беседы-интервью;
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • «личностные» опросники;
  • проективные личностные тесты;
  • методы наблюдения;
  • сбор косвенной информации о учащихся от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;
  • психофизиологические обследования;
  • «профессиональные пробы»;
  • использование различных игровых и тренинговых ситуаций;
  • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
  1. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
  • группы общения;
  • тренинги общения;
  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры);
  • различные положительные (успешные) примеры самоопределения;
  • «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.
  1. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:
  • построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить ученику и самому педагогу возможные жизненные перспективы учащегося;
  • построение системы различных вариантов действий;
  • использование различных схем альтернативного выбора .

Таким образом, профориентационная работа должна ставиться в зависимости от правильного выбора целей, задач и профессионального подбора методов профориентационной работы.

В следующем параграфе мы рассмотрим основные направления профориентационной работы.

  1. Основные направления профориентационной работы

Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

7 стр., 3112 слов

Принципы и методы социальной работы

... Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы. Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более, ...

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Профессиональная консультация.

3. Профессиональный отбор (подбор).

4. Социально-профессиональная адаптация..

Рассмотрим каждый из методов более подробно.

Профессиональное просвещение — пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др..

Профессиональное просвещение Пряжников Е.Ю. условно подразделяет на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная информация призвана ознакомить учащихся с основными профессиями и их специальностями. Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным качествам, уровню общеобразовательной и специальной подготовки. Порофинформационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную функцию, но и активно-воспитательную функцию, поэтому важное место в их проведении занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.

Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий.

Профессиональная пропаганда имеет дело, прежде всего, с теми профессиями, по которым осуществляется деятельность рабочих кадров либо ожидается расширение приема на них. Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке должна способствовать формированию положительного отношения к проблемам выбора профессии, к активизации у учащихся стремления к освоению профессий современного производства. При организации работы по профессиональной информации важно учитывал то обстоятельство, что привлекательность профессии есть явление во многом субъективное. Существуют характеристики профессии относительно стабильные и не претерпевающие существенных изменений в зависимости от конкретного предприятия. Это в основном содержательная сторона профессии, ее социально-экономические элементы, требования, предъявляемые к психофизиологическим и психологическим характеристикам человека. Условия материальной среды, характер взаимоотношения в коллективе. Отрицательное отношение к одной какой-либо характеристике может привести к переносу этого отношения на всю профессию в целом. Поэтому при проведении профпропагандистской работы необходимо главное внимание уделять ознакомлению с содержательными сторонами профессии, подчеркивая различия между характеристиками профессии вообще и конкретного рабочего места в частности.