Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие

Курсовая работа

Социальная работа как вид профессиональной деятельности носит интегративный, междисциплинарный характер. При этом педагогическая наука признается одной из основ социальной работы как учеными, так и практиками. Однако рассмотрение вопроса о педагогических основах профессиональной деятельности в социуме неизбежно сталкивается с проблемой взаимоотношений социальной работы и социальной педагогики.

Одними учеными социальная педагогика понимается как отрасль социальной работы и, соответственно, «социальный педагог» –это специализация социального работника в области образования. Другие, сводя деятельность по решению различных социальных проблем к деятельности педагогической, фактически отождествляют социальную работу и социальную педагогику. Третьи представляют социальную педагогику и социальную работу как некое единство, в котором первая выступает в качестве теоретико-методической основы деятельности в социуме, а вторая является ее прикладной составляющей. Следующий подход связан с видением социальной работы и социальной педагогики как самостоятельных дисциплин и различных сфер практической деятельности. И, наконец, существует взгляд, делающий попытку примирить противоположные точки зрения на обозначенную проблему путем нахождения общих черт социальной работы и социальной педагогики, с одной стороны, и принципиальных различий между ними, с другой.

Целью данной работы является попытка комплексного компаративного анализа концепций и процессов социальной работы и социальной педагогики.

Для достижения данной цели в работе постулируются следующие задания:

  • охарактеризовать основные подходы в отечественной и зарубежной историографии к трактованию дефиниций “социальная работа” и “социальная педагогика”;
  • провести сравнительный анализ теоретического наполнения рассматриваемых категорий, выявляя общие и специфичные черты социальной работы и социальной педагогики;
  • проанализировать практические аспекты интеграции и разграничения процессов социальной работы и социальной педагогики.

Объектом исследования выступает теория социальной работы

Предметом работы является категориально-понятийное наполнение и сравнительный анализ процессов социальной работы и социальной педагогики в теоретическом и практическом ракурсе.

Теоретико-методологическая основа работы. В работе для решения поставленных задач применены общенаучные принципы научного познания, которые выступают своеобразными нормативно-постулативними требованиями к исследованию и обеспечивают достоверность его результатов. Среди них выделяем принципы: объективности, историзма, мировоззренческого плюрализма, многофакторности. Эти принципы реализуются через применение комплекса методов, как инструментария непосредственного анализа действительности, среди которых выделяется общефилософский научный метод, составляющими которого являются анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование.

4 стр., 1920 слов

Контрольная работа — Педагогика — Целеполагание в педагогике

... их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы. Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен ...

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованной литературы (30 позиций).

1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: СУЩНОСТЬ ДЕФИНИЦИЙ

Разнополярность взглядов и представлений о сущности знания социальной работы пока не позволяет говорить о единстве подходов к феноменологии, однако многообразие подходов свидетельствует о его наличии. Видимо, философия познания социальной работы и раскрывается в этой противоречивой логике, когда единство проявляется в многообразии.

Социальная работа – это понятие, которое идентифицирует определенную профессию в обществе. Однако понятие «социальная работа» объединяет разноплановую профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность, связанная с консультированием семьи по вопросам воспитания детей, и социальная работа по ресоциализации имеют не только разные объекты помощи, но и требуют конкретных умений, навыков и знаний при решении различных типов поставленных задач.

Социальная работа в контексте профессии расширяет и конкретизирует понимание процесса помощи, применительно к тем или иным категориям субъектов, к тем или иным деятельностным формам. Отсюда важнейшими доминантами, раскрывающими метафорическое понятие «социальная работа» в контексте профессии, будут являться морфология деятельности, профессиональные роли социального работника, профессиональные мифы. Они в своей совокупности, в своем ключе представляют понятие – социальная работа[1].

Социальная работа – это базовое понятие, которое идентифицирует ряд дисциплин, раскрывающих процесс-помощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин, данная область знания призвана сформировать у будущих профессионалов целостное представление о сущности помощи в обществе, методах поддержки различных категорий населения, дать необходимые знания о личности в дезадаптивных и аномических ситуациях. В этом отношении социальная работа как учебная дисциплина направлена на формирование когнитивных структур личности, на формирование понятийного поля профессионала и его профессиональной мифологии.

Особенность формирования понятийного поля социальной работы в России заключается в том, что долгие годы в обществе доминировали подходы не социальной защиты и поддержки различных слоев населения, а социального воспитания и перевоспитания. Подобные тенденции не могли не отразиться и на том, что проблемы социальной педагогики и социальной работы рассматривают в едином контексте, в логике единых проблем[2].

Исторически сложилось так, что социальная работа – это не только работа по оказанию помощи, но и работа по формированию социально-необходимых стереотипов у различных категорий населения. Такая постановка вопроса позволяет выдвинуть предположение, что социальная работа не есть только социальная педагогика; социальная работа – это и социальная педагогика в том числе.

6 стр., 2875 слов

Контрольная работа: Философия Платона: понятий «онтология» и «гносеология»

... работы: Платон. Предмет: философия Платона. Основные задачи: объяснить смысл понятий «онтология» и «гносеология», проанализировать основные положения учения Платона о государстве и человеке, раскрыть сходство и ... первой социальной утопией ... помощью чувств познаем мир теней, то мы получаем иллюзии, т.е. не знание, а мнение. Онтологические и гносеологические взгляды Платона. Онтология, космология и ...

Первое утверждение предполагает существование самостоятельного пути развития социальной работы не только как вида общественной практики, но и как области знания.

Как вид общественной деятельности социальная работа имела различные формы и номинации, в разные исторические эпохи в разных культурах, Так, в Древней Греции социальная помощь была известна как филантропия, в Риме – как народные традиции. Народы Латинской Америки – древние инки – процесс помощи и взаимопомощи определяли как минка, а языческие славянские племена как «слепня»[3].

Это понятие претерпевает существенные изменения во многих странах западной Европы. Во Франции с XI по XVII век деятельность по оказанию помощи определяется как charite «благотворительность», с XVIII по XX век как «содействие», аналогично по семантическому значению славянскому «призрение». В XX веке до первой ее половины происходит изменение понятия. Деятельность по оказанию защиты и поддержки определяют как aide – «помощь, поддержка», и наконец с середины 50-х годов, как и во многих странах западной Европы, она получает унифицированное название – социальная работа. То, что изменение названия есть объективный процесс, связанный с изменением модели помощи мы можем наблюдать и в Германии, и в Бельгии, и в США, и других странах[4].

В процессе накопления опыта появляются первые знания о помощи, которые постепенно оформляются, передаются вновь изменяясь. В 1100 г. Римская Церковь издает Decretum – собрание канонических законов по теории и практике благотворительности. Это одно из первых теоретических наставлений в области общественной помощи. Затем процесс становления научного знания оформляется в рамках светского законодательства, пока окончательно на рубеже XIX–XX веков не становится самостоятельной проблемной областью.

Претерпевают изменения не только виды деятельности, представления о помощи и объектах помощи, но и сам субъект помощи. Паттерны его находят отражение в социальной истории мировой цивилизации. Магические культовые идолы и шаманы, пророки и юродивые, монархи и монахи, добровольные помощники и профессионалы – вот неполный ряд тех изменений в субъектноcти помощника, осуществляющего функции поддержки и зашиты[5].

Деятельность, система рефлексии, закрепление в общественном сознании традиций и понятий, связанных с помощью и взаимопомощью, паттерны помощников в их социоисторической динамике – все это имеете взятое и в отдельности дает основание утверждать о существовании отдельной парадигмы, социокультурной ветви развития, которую вслед за М.Фуко, но применительно к социальной работе, можно интерпретировать как educere – выведение. Логика существования данного процесса была продиктована сложностью существования человека в мире и в общности, драматизмом формирования его жизненного сценария, который практически у всех народов мира рассматривался через понятие – «судьба». Судьба отдельного человека и принципы понимания ее, техники вмешательства и стратегии помощи – вот тот модус бытия, вот та система, позволяющие идентифицировать процесс в своей единичности, особенности и неповторимости[6].

Определять как educere в логике других социальных процессов, и как социальная работа в контексте современных научных представлений – вот в чем нам видится смысл первого утверждения, что социальная работа не есть только социальная педагогика.

14 стр., 6889 слов

Работа «Педагогика»

... процессе накопления коллективного и индивидуального опыта. Второй особенностью авторской школы является период самоопределения, ... истории педагогики многие ... от социального неравенства педагог ... Процессу становления авторской школы присущ ряд особенностей, среди которых первой мы выделим дополнение проекта. Чаще всего проект или план авторской школы создает один человек, но для практической работы школы ...

Утверждение, что социальная работа не тождественна социальной педагогике, раскрывает и другой смысл о наличии таких системных и качественные характеристик, которые дают возможность идентифицировать социальную педагогику как самостоятельный процесс, имеющий свой феноменологический ряд. Отличие данного процесса лежит в плоскости осмысления и существования человека в реальном мире в системе социокультурных отношений. Субъект выступает по отношению к миру не как «человек нуждающийся», а как человек обучающийся – homo educandus. С этой точки зрения субъект идентифицирует не только иной континуум существования, но и другой уровень культурно-исторического процесса, который можно охарактеризовать как educare – обучение, образование[7].

Однако обучение и образование рассматривается как процесс, который протекает в общественных институтах, где социальные нормы, ценности, отношения выступают в качестве социальных требований и задач, предъявляемых к личности. Отсюда усвоение знаний об окружающем мире и обществе осуществляется через поведенческие смысловые реакции субъекта. Затем они преобразуются в необходимые умения и навыки социального функционирования. Важнейшей доминантой этого процесса является ход развития социального воспитания.

Социальный процесс воспитания, где субъект рефлексируется как homo educandus, существует в своих институциональных формах. Каждая из них раскрывает свою грань, свою систему взаимодействий, свой содержательный компонент социально-необходимого поведения. Такими институтами являются семья, общество и культура. В этих сферах человек-обучаемый рефлексируется на уровне социетальных, ментальных и культурологических связей[8].

Процесс воспитания объективно существует в контексте с такими феноменами, как государство, общество, среда. Их открытие происходило постепенной в разные исторические эпохи. С течением времени процесс воспитания самоорганизовывался в различные модели познания, одной из которых становится социальная педагогика. В результате оформления научного знания и общественной практики сформировалась особая научная дисциплина, областью познания которой явилось изучение и формулирование принципов и закономерностей социально-необходимого поведения индивида в обществе. На уровне теоретического осмысления социальное воспитания рефлексируется как общественно значимый, социальный процесс, изменяющийся в контексте средовых факторов. На уровне практических подходов осуществляются поиски механизмов гармонизации общественных отношений через воспитание личности[9].

Впервые теоретические подходы к проблемам социальной педагогики были сформулированы Платоном, когда им предлагалось индивидуальное развитие личности рассматривать в логике идеалов государства. Известно утверждение Платона, что индивид тождествен государству. Соответствие норме, стремление воспитать нормативное отношение к общности становится базисным принципом социального воспитания. Позднее этот принцип тождественности будет переосмыслен Кантом, Фихте, Фребелем, Песталоцци, Наторпом, последний изложил свои взгляды в отдельной работе «Социальная педагогика»[10].

Сегодня изыскания теоретиков педагогики практически сфокусировались на трех основных направлениях.

Первое направление осмысляет существование системы социальная педагогика – социальное воспитание в аспектах формирования морального и нормативного социального поведения, что находит наибольшую адекватность в католическом социальном учении.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Второе направление рефлексирует социальное воспитание как практику, а социальную педагогику как теории. Здесь можно выделить два направления: критически-рационалистическое течение и критически-эмансипированное направление (под эмансипацией подразумевается свободное развитие и взросление).

Отличие двух течений заключается в том, что представители первого призывают к ориентации на авторитет., послушание, к идентификации с общественными нормами, а второго в процессе социализации видят стремление помочь индивиду интегрироваться в общество, но в то же время предохранить его от фатальной зависимости от него.

Третье связано с тем, что социальную педагогику не выделяют в отдельную дисциплину, а считают исторически обусловленным понятием, образовавшимся после осмысления определенных педагогических феноменов.

Таким образом, социальная педагогика имеет свои системные черты и свойства, свою историю социокультурного процесса, авторитетов. Однако в процессе флуктации два направления – социальная работа и социальная педагогика – начинают в рамках практики находить точки пересечения, и сегодня наблюдается конвергенция процессов в сфере научного знания.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПОНЯТИЙ “СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА” И “СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА”

В современной науке, как в зарубежной, так и в российской, сложилось несколько подходов к решению проблемы взаимодействию понятий “социальная работа” и “социальная педагогика”.

Так, И.М. Ленер, Ю. Гриз и И. Тёпфер отмечают, что в немецкоговорящих странах более распространен термин «социальная педагогика», при том, что международным стандартам соответствует англоамериканский термин «social work» – «социальная работа». Однако к настоящему времени наметилась тенденция не разделять данные понятия, а рассматривать социальную работу и социальную педагогику как «одни и те же научные дисциплины, аналогичные исследования и теоремы, которые можно наблюдать и в процессе обучения, и на практике» (Молленхауэр).

Приверженцы данного направления считают, что поле деятельности социальной работы и социальной педагогики значительно расширилось и взаимно переплелось. Произошла интеграция задач из области социальной педагогики и социальной работы, и, следовательно, «деление единой области на социальную работу и социальную педагогику возводит искусственные границы, затрудняет совместную деятельность и дальнейшее развитие, является препятствием на пути развития общего поля действия» (Пфаффенбергер, Тирш)[11].

Поэтому, как отмечают исследователи, и на рынке труда, и в письменных документах при указании на человека, занятого в сфере социальных услуг, используется параллельное обозначение – социальный работник/социальный педагог и, соответственно, сферы деятельности – социальная работа и социальная педагогика либо рассматриваются как синонимы и могут взаимозаменяться, либо употребляется объединяющий эти сферы деятельности термин – «социальная работа».

Между тем, другие западные исследователи по-иному решают данную проблему. Например, И. Нойфельд (также представитель немецкой науки) полагает, что социальная работа и социальная педагогика — это не синонимы в полном смысле слова. Социальная работа, на взгляд ученого, как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки – более широкое понятие, но включающее также педагогическое воздействие и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи; социальная же педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование – процессы, сопровождающие всю жизнь человека[12].

16 стр., 7537 слов

Роль Пауля Наторпа в становлении социальной педагогики как науки

... в практической деятельности. Этому во многом способствовали социальные взгляды немецкого философа и педагога Пауля Наторпа, именно он является основоположником такой отрасли общей педагогики, как социальная педагогика. Развитие этой отрасли педагогики существенно повлияло на развитие ...

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь незащищенным или малозащищенным группам население, а социальная педагогика подразумевает скорее профилактику и внешкольное образование

Шведские и английские ученые считают социальных педагогов одной из трех основных групп социальных работников (две другие группы: социальные работники, занятыми уходом за больными людьми и инвалидами; социальные работники, осуществляющие патронаж и организацию помощи населению).

В российской науке учеными также активно дискутируется вопрос об отношениях социальной работы и социальной педагогики.

Так, И.А.Зимняя понимает социальную педагогику как особую отрасль социальной работы в области образования, а, следовательно, социальный педагог – это социальный работник, «выполняющий функции воспитания, развития, совершенствования ребенка, ученика»[13].

Г.Д.Кузнецова, пытаясь развести понятия «социальный работник» и «социальный педагог», считает, что у каждого из названных специалистов свои функции, задачи и сферы деятельности. Социальный работник, с точки зрения ученого, – это тот, кто работает в социуме, а потому сферой его деятельности может быть и школа, и семья, и медицинское учреждение, и микрорайон. Основной его функцией является создание и развитие отношений, способствующих успешной профессиональной деятельности, отношений между людьми и их окружением, активизация усилий подопечных – групп и общин по решению собственных проблем, посредничество между конфликтующими. Что касается социального педагога, то он тоже является социальным работником, но занимается преимущественно проблемами воспитания. Именно воспитательная функция социального педагога (не обучающая, и не образовательная), распространяющаяся не только на детей и подростков, но и на взрослых, является главной. Отсюда, делается вывод о том, что «социальный педагог» –ишь одна из специализаций социального работника (наряду, с так называемыми, «социальным юристом», «социальным психологом» и «социальным врачом»), а, следовательно, социальный работник — понятие более широкое[14].

В.Г.Бочарова, считая разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическую и социальную работу устаревшим и неправомочным, утверждает, что социальный педагог является «интегративным представителем» профессии социального работника, аргументируя это тем, что предметом социальной педагогики является процесс педагогического влияния на социальныевзаимодействия человека в течение всех возрастных периодов его жизни в различных сферах его микросреды»[15].

По мнению исследователя, отождествление социального педагога со школьным социальным работником или с социальным работником в сфере образования является ошибочным, и совсем неверным, как указывает автор, было бы рассматривать его как одну из разновидностей социальных работников.

3 стр., 1423 слов

Противоречия в курсовой работе по педагогике

... образования , Кафедра педагогики и психологии педагогического образования , Курсовая работа по педагогике ... деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. актуальность темы исследования противоречие ... 2010. 3. Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. Социальное здоровье студентов: сущность, структура ...

Приверженцы концепции В.Г. Бочаровой говорят о значительном повышении роли социальной педагогики в интегративном «наборе» наук, составляющих в совокупности науку такой профессии как «социальная работа». По их мнению, социальная педагогика является одной из фундаментальных, базовых дисциплин в системе подготовки социальных педагогов и социальных работников. При этом, например, Н.Ю.Клименко утверждает, что такой подход приближает науку к решению педагогических проблем конкретной личности, делает ее (социальную педагогику) эффективным средством решения этих проблем. Однако стоит заметить, что далеко не все проблемы личности имеют педагогическую окрашенность. Это могут быть и психологические, и правовые, и материальные, и медицинские проблемы, проблемы, касающиеся занятости и т.д., решить которые не всегда можно лишь методами и средствами педагогической науки и, в частности, социальной педагогики[16].

Кроме того, исследователи, с одной стороны, говорят о неприемлимости разделения деятельности в социуме на социально-педагогическую и социальную работу, с другой стороны, признают, что функции социального педагога и социального работника не идентичны, при этом, деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями населения, решения проблем которых осуществляется совместно с социальными работниками, специализирующихся по определенным профилям. И, в таком случае, понятия «социальный педагог» и «социальный работник» соотносятся как общее и специальное.

Г.Н.Филонов рассматривает социальную педагогику как отрасль педагогической науки, прикладной составляющей которой выступает социальная работа[17].

Основанием для такого утверждения является общность их объекта: взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми, с социумом. Таким образом, социальная педагогика, составляя теоретико-методическую основу социальной работы, становится методологической базой социальной деятельности, обеспечивающей на функционально-прикладном уровне необходимый педагогический компонент, и поэтому в содержательном прикладном аспекте социальная педагогика может быть интерпретирована как «педагогика социальной работы». Ученый рассматривает социальную педагогику как науку, призванную исследовать проблемы межличностных отношений, жизнедеятельности человека, соотношения самого индивида со средой с учетом ценностных ориентации, которые формирует семья, школа, производственная среда на основе изучения позиции личности как субъекта самосовершенствования и изменения социума. Социальная работа же, по мнению автора, реализует теоретические положения социальной педагогики на практике[18].

Л.В.Топчий утверждает, что социальная работа и социальная педагогика – это самостоятельные учебные дисциплины и сферы практической деятельности, которые базируются, прежде всего, на фундаменте социальной философии, социологии и психологии, при этом социальная педагогика является частью общей педагогики. Точку зрения других ученых (В.Г.Бочаровой, Г.Н.Филонова и др.), рассматривающих социальную педагогику в качестве теоретико-методической основы социальной работы, Л.В.Топчий считает неправомерной, принижающей роль социальной работы как самостоятельной науки и профессиональной деятельности. Сам исследователь определяет социальную работу как прикладную социальную науку и специфическую профессиональную деятельность, которая является методом, средством для достижения целей и задач социального обслуживания отдельного человека, семьи или социальной группы и определяет предметно-инструментальную основу профессиональной деятельности специалиста по социальной работе[19].

5 стр., 2434 слов

Роль танца в социально культурной деятельности

... роль танца в СКД 2.Определить танец как жанр искусства и форму развлечения 3.Рассмотреть социально-культурную деятельность танцевальных клубов 4.Исследовать основные направления деятельности ... значимости в сфере СКД, а также работы по истории танцев. Роль танца рассматривалась в системе ... отношения, переходят сферу педагогики. Неоспоримо, что в настоящее время культура танца имеет возможность ...

Такое же мнение выражает и В.А.Фокин, обращающий внимание на то, что, несмотря на сходность областей деятельности и объектов социальной работы и социальной педагогики, – «это отдельные, не совпадающие друг с другом сферы деятельности, знания и профессиональной подготовки», при этом социальный работник должен знать основы социальной педагогики и уметь осуществлять социально-педагогическое воздействие.

П.Д.Павленок также наиболее корректным находит рассмотрение социальной педагогики и социальной работы в качестве самостоятельных научных и учебных дисциплин и как специфических видов практической деятельности. Указывая на значительную роль воспитательного и социализирующего компонентов педагогики в решении теоретических, методических и практических задач социальной работы, ученый подчеркивает, что в социальной работе используются не только педагогические технологии и что она выполняет функции, которые выходят далеко за рамки педагогической практики. При этом роль социальной педагогики, с точки зрения П.Д.Павленка, заключается в посредничестве между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки[20].

Рассматривая теоретические и методические отношения социальной работы с педагогикой, Н.И.Бабкин приходит к выводу, что если объектные и субъектные компоненты социальной педагогики и социальной работы в основном совпадают, то аспектные подходы принципиально различны. Ученый полагает, что «социальная работа в качестве основного аспекта имеет самодеятельную активность людей, ведущую их к социализации в конкретных обстоятельствах жизнедеятельности», в то время как социальная педагогика «ориентирована на формирование актуальных качеств, значимых для широкого круга ситуаций жизнедеятельности и используемых в процессе социальной работы».

М.В.Фирсов и Е.Г.Студенова считают, что, с одной стороны, «социальные работники и социальные педагоги занимаются решением однихи тех же проблем, и их задачи реализуются в одной и той же плоскости», с другой стороны отмечают разницу между ними, которая заключается в том, что «деятельность социального работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, тогда как социальный педагог осуществляет воспитание человека в социуме»[21].

Социальная работа и социальная педагогика в XX веке не только находят общие точки пересечения, но и образуют единую понятийную и научно-практическую сферу. Обнаруживается, что социальная работа имеет системные черты социальной педагогики. Наиболее отчетливо это видно в работе по социализации и ресоциализации молодежи, что доказывает утверждение о том, что социальная работа есть социальная педагогика в том числе.

Первые тенденции к сближению двух дисциплин намечаются в логике педагогической научной рефлексии в начале XX века. Это было связано прежде всего с тем, что исчезает романтическое представление о возможности средствами воспитания достигнуть гармонии в общественных отношениях. В контексте социальной политики воспитательные возможности рассматриваются как один из факторов в деле формирования свободной личности, той личности, которая способна к преобразованиям в общности[22].

22 стр., 10735 слов

Специфика организации работы с социально незащищенными группами населения в США

... всего, социально уязвимых. Международное организация труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты ... компаниями. 2. Социальная работа в США Отличительной чертой системы социальной защиты в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации различных социальных программ на ...

Например, П.Наторп утверждает, что «самоценность личности развивается сильнее всего как раз в скромной безличной преданности делу, именно общественному делу, что именно стремление к освобождению личности, индивидуальности должно вести к социальной работе, которая по ее конечному смыслу будет всегда работой над социальным образованием».

Изменение модуса рефлексии, расширение и включение понятийного пространства, других понятийных реалий приводит к переосмыслению понятия образования. Оно не сводится только к передаче культурно-исторических ценностей, оно может пониматься и в узком смысле: связанного с деятельностью личности по «образованию» новых социальных отношений. Тем самым в этой связи и проявляются субъективность и индивидуальность, которые формируются в активной социально-познавательной и преобразующей деятельности.

Такой подход намечается не только у П.Наторпа, но и у ряда других педагогов, идеологов, например у А. Феррьера. Интерпретируя психоаналитические идеи З.Фрейда применительно к парадигме педагогики, он считал, что «жизненный импульс» субъекта необходимо направлять средствами воспитания в общественно необходимое русло, Нужно воспитать гражданина, отца, мать, готовых помочь обществу. В этом виделась основная задача воспитания в целом и конструктивного воспитания в частности.

Показателен данный пример и в другом случае. Педагогика того периода активно развивается по всем направлениям, включая в свое понятийное пространство не только различные социальные концепции, но и психологические, философские, биологические. Субъект воспитания становится полифункционален, его существование не связывают только с педагогическими смысловыми детерминантами, а понятийное пространство педагогики расширяется на многие виды научного знания и общественной практики[23].

Мы придерживаемся взгляда ученых, считающих социальную работу и социальную педагогику самостоятельными науками и сферами деятельности, поскольку если на теоретическом уровне проблема соотношения этих категорий не решена окончательно, то практика доказывает неидентичность социальной и социально-педагогической деятельности, так как объект и предмет социальной работы значительно шире, а технологии и методы гораздо разнообразнее[24].

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ И РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Если теоретические трактования концепций и процессов социальной работы и социальной педагогики наиболее наглядно представлены в XX веке, то в сфере практической деятельности, в сфере социальной практики два направления educere и educare имеют давние традиции. Здесь социальная работа выступала «педагогичнее», чем сама воспитательная практика в том понимании, которое мы имеем в ней сегодня.

На уровне практики социально-воспитательные сценарии в социальной работе имеют свои давние традиции, и на разных этапах развития цивилизации они выступали в качестве основных педагогических средств и методов воспитания всех слоев общности.

Проблема инфатицида, узаконенного убийства детей, была вынесена за скобки педагогической рефлексии. В европейской истории инфатицид стал считаться преступлением в 318 году, а с 374 года подобного рода преступление приравнивалось к убийству человека. В России санкции за убийство незаконнорожденного ребенка появляются при Петре I в 1712 году. Но если данные проблемы не находят своего отражения в педагогической рефлексии, то они активно осмысляются в христианской догматике. Церковь, которая на ранних этапах выполняла миссию социального помощника, активно включается в искоренение этого варварского порока человечества. Не случайно первые приюты, первые школы для детей организуются и в Западной Европе, и в России непосредственно церковью[25].

Социально-воспитательная функция социальной помощи не ограничивалась только вопросами инфатицида. Структурные сценарии воспитательной направленности находят свое отражение в деятельности монастырей по воспитанию взрослых: посещение верующими поселений прокаженных и больных, воспитание прихожан в духе христианского милосердия. В России, например, епископские суды в домонгольский период занимались не столько судопроизводством, сколько «увещеванием», взыванием к совести тяжбущих, обращали их внимание на необходимость жить в любви и согласии, в гармонии друг с другом.

В XX веке, когда активизируются процессы, связанные с рефлексией «социальности», что становится новым мироощущением человека, его миросозерцанием и мироотношением, появляется некая универсальная парадигма, позволяющая объединять различные общественные феномены, в том числе воспитательные и «помогающие». Отсюда еще одна причина, почему социальная педагогика и социальная работа флуктируют навстречу друг к другу[26].

Новое мироотношение и миросозерцание для социальной работы и для социальной педагогики определили базисные принципы как деятельности, так и научного познания, Ими становятся: «среда–личность» и «личность – Среда». Эти принципы выступают той основой, которая дает возможность социальной работе и социальной педагогике с единых позиций осмыслять феномены социального и ментального ряда проблем, касающихся клиента, когда два домена начинают выступать единой функциональной сферой в работе по социализации и ресоциализации молодежи.

Интеграция понятийных полей осуществляется сегодня не только на основе общих подходов к клиенту и принципов организации деятельности, но и на основе использования общих техник и методик взаимодействия[27].

Таким образом, процесс, который существует объективно в своей структурно- и культурно-исторической заданности – социальное воспитание, в контексте с социальной работой в практической деятельности образует некое единство, где ее самостоятельность возможно идентифицировать только в логике диахронических процессов. Логика же синхронических процессов – «здесь и теперь» – выдвигает иные способы его существования, когда сам процесс социального воспитания, принимая конкретные «вещные» формы, флуктирует к процессам социальной работы. Отсюда социальная работа тождественна социальной педагогике, и принципы тождества, справедливые для одного и другого процессов, заключаются в следующем:

  • данная деятельность направлена на решение проблем, связанных с социальной дезадаптацией и девиацией;
  • клиент и его проблема имеют сходную этиологию;
  • социальная работа и социальная педагогика – практический механизм социальной политики;
  • общность системных феноменов, на основе которых происходит конвергенция понятийных полей разных сфер познания[28].

Развитие тенденций к коллективному осмыслению проблем социальной работы, ее ориентация на нужды человека, оптимизацию социальных отношений, условий его обитания, семейной среды, сферы трудозанятости по праву выдвинули на передний план социально-педагогическую сторону социальной работы. Социальный работник – не просто функционер, выполняющий обязанности социальной поддержки нуждающихся, не робот. Он имеет дело с человеком и его окружением. Знание особенностей развития и поведения человека, отмечается в кратком словаре по социальной работе США, необходимо каждому работнику.

Это означает, что для технологии осуществления социальной работы психолого-педагогическая и социально-педагогическая компетентность составляет основу эффективной социальной помощи. Не случайно во многих странах содержание работы и подготовки социальных работников приравнено к подготовке социального педагога. Например, во многих землях Германии социальный педагог – это единое название профессии для всех оканчивающих специальные отделения социальной работы в учебных заведениях. Здесь законодательно определено и утверждено название единой профессии «дипломированный социальный педагог и социальный работник»[29]

Такая тенденция концептуального осмысления социальной работы весьма характерна не только для Германии и США. Она вполне определенно обнаруживает себя и в Швеции, Болгарии, России, ряде других стран. Для Российской Федерации с ее многообразием социокультурных условий жизни населения, спецификой педагогического влияния среды его обитания в различных регионах, типах поселений, с эмоционально-нравственными особенностями характера русских, составляющих более 80% населения страны, их склонностью к вере, поиску правды и справедливости, традициям общинного бытия, коллективности, упованием на центр, на руководителя социально-педагогическая интерпретация социальной работы особенно важна и характерна. Здесь статус и роль социального работника традиционно больше, чем совокупность его профессиональных обязанностей, а сами обязанности, как правило, включают неформальную, индивидуально-личностную и идейно-нравственную, государственную компоненту[30].

Не случайно при освоении западных стандартов социальной работы; в г процессе ее формально-юридического конституирования педагогическая среда в России оказалась наиболее мобильной и отзывчивой на вызовы времени. Во многом и по этой причине первой наиболее активно начавшей действовать общественной организацией стала Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ (АСОПиР), которая тесно сотрудничает с Центром социальной педагогики Российской Академии образования, имеет разветвленную сеть филиалов в учебных заведениях многих регионов.

В последние годы в России опубликовано немало трудов, развивающих социально-педагогическую концепцию социальной работы. Абсолютное большинство из них опирается на гуманистические традиции отечественной педагогики, на трактовку социальной педагогики как интеграции в новое качество знания и социальной деятельности, педагогики и социологии, единства мер по оптимизации условий бытия людей и их внутреннего мира как целостности процесса формирования личности, реабилитации личностных качеств индивида и среды его обитания[31].

Решение этой группы вопросов опирается на понимание того, что формирование личностных качеств индивида, возможности их совершенствования, воспроизводства и реабилитации обусловливаются наследственной предрасположенностью, возможностями самовоспитания, спецификой влияния социальной среды как на микро-, так и на макроуровни ее организации, а также потенциалом педагогического воздействия субъектов воспитывающего влияния, эффективностью политики органов социального управления.

Очевидно и другое: социально-педагогическое влияние учитывает тот факт, исходит из того, что человек готовится к жизни и живет не вообще, не в среднестатистических общечеловеческих условиях, но в контексте вполне конкретной социокультурной, социально-территориальной и хозяйственно-экономической ситуации. В этом смысле как аксиома признается то обстоятельство, что воспитание, социальная поддержка людей не могут быть одинаковыми для всех времен и народов, этнических, социокультурных групп. Тем более они не ограничиваются отдельными возрастными группами, например, школьным коллективом, учащейся молодежью[32].

Социальная среда в целом, различные сферы микросреды существования личности во всех возрастных периодах в процессе всей жизни человека оказывают на его поведение соответствующее влияние.

Социально-исторически обусловлен и характер воздействия, возможности субъектов, социально-педагогические воздействия, их количество и согласованность влияния, в том числе и различных учреждений социальной защиты.

Образование как социальный институт, система учреждений образования во все времена так или иначе выполняют социальный заказ общества, главным образом – государства. Причем, не только в плане количественного определения заданий по подготовке специалистов того или иного профиля, но и в отношении формирования определенного типа личности, обеспечения ее оптимальной адаптации к конкретным историческим условиям, эффективного жизнеосуществления во всех сферах жизни общества[33].

С развитием, усложнением социальных отношений, общества в целом и человека получила обоснование точка зрения на педагогику как науку о воспитании, формировании личности, согласно которой предметом педагогической науки, в том числе и социальной педагогики, стали рассматриваться закономерности формирования человека в единстве со средой его жизнеосуществления, в комплексе взаимосвязанных процессов и явлений окружающей индивида действительности. И эти закономерности отнюдь не связываются только с педагогической деятельностью школы, учреждений образования. В данном случае имеются в виду все каналы формирования личности, ее способностей к эффективному, гармоничному жизнеосуществлению. Характерно и то, что активность самого человека, социальная зрелость личности также все более последовательно связываются с оптимизацией взаимодействия индивида со средой обитания[34].

Социальная педагогика как составная часть общей педагогики, таким образом, раскрывает свое значение и влияние на педагогический процесс, на конкретные социокультурные условия среды, выполняет роль посредника между социальной средой и отдельными отраслями педагогической науки как системного научного звания, а также активной деятельностью индивида как субъекта самовоспитания.

Огромное разнообразие условий микросреды, в которых живет индивид, особенностей его индивидуально-личностных обстоятельств жизни, характера, здоровья, истории, влияние факторов наследственности требуют от социально-педагогической деятельности как основы оказания социальной помощи повышенного внимания к уникальному, неповторимому в жизни человека. В то же время каждый конкретно — исторический конфликт требует типизации, группировки общих черт, учет которых позволяет осуществлять социальную работу более продуктивно в социально-педагогическом плане –более цивилизованно и эффективно[35].

В этом смысле разделение или противопоставление социально-педагогической деятельности и социальной работы как в теоретическом, так и в методическом и в прикладном плане является некорректным. Социальная работа вне контекста социально-педагогической деятельности, наконец, вне определенной философии социально-педагогического процесса в обществе, социально-педагогической логики воспроизводства поколений, основных социальных групп в современных условиях просто не может быть эффективной.

Социально-педагогическая концепция социальной работы, сформировавшаяся в России, опираясь на международный опыт (прежде всего, Германии), исходит из того, что психологическая и социально-психологическая обеспеченность социальной работы как профессиональной деятельности составляет основу реализации ее гуманистического потенциала и эффективности. Такая социальная работа органично предполагает развитие социальной педагогики как науки, охватывающей всю полноту и разнообразие ситуативной проблематики жизни человека и моделей социально-педагогической деятельности.

На основе такого рода тенденций и соответствующих им подходов в России социальная работа мыслится чаще всего именно в контексте социально-педагогической проблематики. Организационно-технологически это может выражаться по-разному. В первой половине 90-х годов, в частности, стал широко известным опыт и методика осуществления социальной работы на базе комплексов «Школа — микрорайон», которые действуют интегрированно, опираясь на организацию работы с семьей, деятельность в микросоциуме[36].

Разумеется, в аспекте такой организации социальной помощи населению социальный педагог – это отнюдь не школьный социальный работники, хотя он и может активно сотрудничать со школой или даже работать там, но он не только работник в сфере образования. Это и не узкий специалист, в традиционном плане, по оказанию помощи нуждающимся семьям, социальный работник определенного профиля.

Основными характеристиками интегративного типа социального работника в контексте реализации социально-педагогической концепции социальной работы все более отчетливо формируются следующие:

  • а) способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами – с другой, а также выполнять своеобразную роль связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом, институтами жизнеобеспечения, деятельного существования;
  • б) умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной конструктивной активности;
  • в) навык работать в условиях неформального общения, умение «погружаться» в ситуацию клиента, применять для анализа и решения его проблем различные концепции социальной работы, используя их в контексте видения социально-педагогического содержания проблемы;
  • г) способность сочувствовать, сопереживать клиенту, его семье в процессе решения их проблем;
  • д) умение строить работу, взаимоотношения с клиентами на основе диалога на равных;

— е) способность к взаимодействию с органами социального управления на местах, учреждениями социальной защиты, субъектами социально-педагогической деятельности. Социальный педагог и социально-педагогически ориентированный социальный работник создают реально действующие механизмы социальной защиты, оказания помощи нуждающимся, комплексно учитывая всю совокупность факторов и условий жизни индивида, среды его обитания в микросоциуме. Лишь они способны помочь общественным и государственным структурам дойти до каждого человека как основной ценности гуманистической эволюции общества[37].

Таким образом, социально-педагогическая концепция социальной работы, социально-педагогическая деятельность в целом рассматривается сегодня в России отнюдь не только в контексте проблем образования, школьной практики обучения и воспитания, но в широком социальном поле общественного развития в целом. Эта концепция опирается на сложившиеся в стране традиции социально-педагогической практики ее теоретического видения. Такой подход оптимизирует, «очеловечивает», педагогизирует практику социальной работы во всех ее видах и формах организации. Здесь она выступает основой оказания помощи населению на базе учреждений социальной работы, в целом при осуществлении социальной политики в обществе.

Говоря о связах социальных педагогов и социальных работников с повседневной жизнью, бытом людей, клиентов, следует заметить, что они обусловлены спецификой исторического развития той и другой социально-педагогической профессии и поэтому неравноценны.

Исторические корни социальной работы уходят, как известно, в «помощь» людям, «заботу», «содействие» в решении каких-либо проблем. А корни социальной педагогики уходят в проблемы воспитания и образования, т. е. в другую сферу приложения сил, профессионального мастерства[38].

Социальный работник, если даже и посещал клиента на дому, он не вторгался в его повседневный жизненный мир. Он концентрировал свое внимание на возникших для клиента социальных проблемах, поиске путей и средств для их решения. Если его интересовали условия жизни его подопечного, то действовал он как-бы амбулаторно. Основной сферой его деятельности были и остались различные социальные институты, организации, службы, а не повседневный мир, быт клиента.

Хотя, конечно, строго провести разграничительную линию сфер деятельности социального работника и социального педагога невозможно. Где-то они пересекаются, но все-же основные акценты в специфике сохранились до сих пор.

В отличие от социального работника социальный педагог всегда был теснее связан с повседневным жизненным миром клиента. Этим своим участием в повседневной жизни он преследовал цель оказать влияние на клиентов, организацию их жизни в такой степени, чтобы они имели возможность развиваться и вести достойный человека образ жизни[39].

Это касалось различных категорий людей. Для детей, например, «участие» в их реальной жизни могло сказаться главным образом в помощи в деле воспитания, для подростков и молодежи – в деле образования. Семья могла получить разнообразную социально-педагогическую помощь. В равной мере это касается оказания помощи престарелым, больным и инвалидам (помощь на дому, по уходу, проведении свободного времени и другие виды практической помощи по удовлетворению потребностей в профессиональной деятельности и т. п.)[40].

Такая разносторонняя помощь, сопровождающая повседневную жизнь человека во всех ее аспектах, требует, конечно, особых знаний и навыков. Отсюда и возникает специфика некоторых учебных курсов в высших профессиональных учебных заведениях по подготовке социальных педагогов и социальных работников. Иные требования возникают и применительно к профессиональной компетенции. Для социальных педагогов требуется больше знаний, в частности, в сфере средств массовой информации, в области психологии, естественных наук, дидактико-методических аспектах, технологических приемах и т.п. В наши дни очень важны знания об особенностях современного мира повседневности в сравнении с тем, что было ранее, хотя бы несколько десятков лет назад.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термин «социальная работа» принят во всем мире и означает проявление гуманного становления человека к человеку.

Анализ определений понятий «социальная работа», которые встречаются в отечественной и зарубежной научной литературе, свидетельствует об отсутствии обобщенного его понимания. Единое, в чем совпадают точки зрения разных авторов – это признание социальной работы как разновидности деятельности. Большинство их считают, что это должна быть «профессиональная», «практическая» деятельность. В других характеристиках этой деятельности, в частности в главных, таких как цель, субъект, объект социальной работы, подходы различаются.

Представители одной группы ученых убеждены, что целью социальной работы является оптимизация осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельности личности, семьи, социальных и других групп и сообществ в обществе. При этом осуществляется «управление обстоятельствами», «организация этих обстоятельств в оптимальную систему, которая обеспечивает обществу необходимый воспитательный эффект». Как видим, в приведенных определениях социальная работа должна оптимизировать обстоятельства осуществления субъективной роли людей во всех сферах деятельности, т.е. создавать необходимые условия для освоения и осуществление социальных ролей в обществе.

В таком слишком широком понимании социальная работа во многом принимает на себя функции таких социальных институтов общества, как образование, воспитание, культура, политика, семья и т.п., которые должными создавать условия для успешной социализации индивидов во всех сферах общества.

Представителей второй группы ученых объединяет понимание социальной работы как своеобразного «института помощи в той или иной сфере». Социальная работа призвана помогать в решении проблем, в реализации социальных прав граждан и компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и других недостатков, которые мешают их полноценному функционированию. В приведенных определениях, хотя и неявно, ощущается присутствие процесса социализации. Нелады и трудности в той или другой сфере общества, которые мешают успешной социализации должны быть устраненные с помощью социальной работы.

Большинство ведущих специалистов разных стран мира выступают сегодня за уточнение понятия «социальная работа» – в том понимании, что обеспечение гарантированной социальной помощи человеку, удовлетворение ее минимальных нужд и благотворительная помощь тем, кто находится за границей бедности – это не социальная работа. Социальная работа должна заключаться в том, чтобы научить клиентам активно приобщаться к процессу решения своих проблем; именно в этом заключается основная функция социальной работы как профессионального вида деятельности. Итак, речь идет об активизации собственных усилий в затруднительных жизненных ситуациях.

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами. В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.

Осуществление стратегий социальной педагогики как практики для достижения ее цели, реализация функций и решение ее основных задач осуществляется в социуме, где развернута социальная работа, во всех основных ее сферах, зачастую – ее методами. Это оправдывает следующую формулу определения: «Социальная педагогика – это педагогика социальной работы».

Социальная педагогика как наука, являясь отраслью общей педагогической науки, выступает вместе с тем в качестве относительно самостоятельной отрасли этого научного знания. Она отражает научно-познавательную деятельность людей, и ее объектом при этом выступает педагогическая деятельность субъектов и институтов по гармонизации взаимодействия человека и социальной среды его обитания, система их отношений (т.е. предмет социальной педагогики как практики. Это обусловлено тем, что наука по преимуществу отражает процессы практики).

В этом случае ее предметом являются закономерности, противоречия, принципы и методы гармонизации этих взаимоотношений в социальной среде, и становится справедливой следующая формула ее определения: «Социальная педагогика – это педагогика отношений в социуме».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-sotsialnoy-pedagogike/

Альбегова И.Ф. Социальная работа как инновационная система современного российского общества // Философия и общество. – М., 2004. – № 3. – С. 71-79.Бабкин Н.И. Теоретические и методологические отношения социальной работы с педагогикой и психологией// Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы / Материалы научной конференции. – М.: 2000. – С.26-30.Бабушкин А.В., Гурьянова М.П., Зайнышев И.Г. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова (отв.ред.), А.С. Сорвина (отв.ред.).

– М.: ИНФРА-М, 2003. – 426 с.Беляев, В.И.; Салтанов, Е.Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. – М.: Союз, 2004. – 413 с.Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: SvR-Аргус, 1994. – 207 с.Бурлака Г. Ю., Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Теория социальной работы / Е.И. Холостова (ред.).

– М.: Юристъ, 1999. – 334 с.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – 440 с.Вишняков А.С. Диалектическая взаимосвязь социальной педагогики и социальной политики как предмет научного исследования / Российская академия образования; Институт педагогики социальной работы / В.Г. Бочарова (ред.кол.).

– М.: Издательство АСОПиР РФ, 2000. – 28 с.Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / Самарский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. – Самара: Самарский университет, 1998. – 131 с.Григорьев С.И., Григорьев И.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Ельчанинов В.А. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике / Российская Академия образования. Центр социальной педагогики / С.И. Григорьев (ред.).

– М., 1994. – 136 с.Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. – 1992. – Вып. 2. – С. 8-15.Козлов, А.А. Социальная работа как феномен современного общества // Труд и социальные отношения. – М., 2006. – № 2. – С. 62-71.Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): Учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. «Социальная работа». – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 623 с.Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2004. – 317 с.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 269 с.Нойфельд И. Методы социальной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред.: Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. – М.; Тула: АСОПиР, 1993. – C. 135-146.Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 157 с.Павленок П.Д. Теория социальной работы в системе научных дисциплин // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы / Материалы научной конференции. – М., 2000. – С. 11-20.Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие / Московский гос. социальный ун-т / Л.В.Мардахаев (авт.-сост.).

– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 365 с.Социальная педагогика / Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вишняков А.С. и др.; Под ред. Бочаровой В.Г.; Ин-т педагогики социал. работы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 367 с.Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции / [под ред. С. Н. Испуловой и др.]. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. – 140 с.Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Козлов А.А., Григорьева И.А., Малик Л.С. и др.; Отв. ред.: Козлов А.А. – М.: Междунар. проект, 2005. – 366 с.Социальная работа: теория и практика: Сб. науч. ст. / Вост. ин-т экономики, гуманит. наук, упр. и права; Под общ. ред. Гатауллина Р.Ф., Ситдиковой Е.Г. – Уфа: Вост. ун-т, 2003. – 90 с.Студенова, Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание / Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2006. – 263 с.Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. – 1994. – № 6. – С. 37-43.Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. VI Державинские чтения, 2001: История. Юриспруденция. Социальная педагогика и социальная работа // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки).

– Тамбов, 2001. – Вып. 6. – 86 c.Шилова Т.А. Социальная педагогика как научная и учебная дисциплина // Отечественный журнал социальной работы. – М., 2003. – № 4. – С. 46-48.Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта) / Ассоциация социальных педагогов, социальных работников РФ. – М., 1996. – 81 с. [1] Беляев, В.И.; Салтанов, Е.Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. – М.: Союз, 2004. – С.89.

[2] Григорьев С.И., Григорьев И.И., Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д., Ельчанинов В.А. Теории социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике / Российская Академия образования. Центр социальной педагогики / С.И. Григорьев (ред.).

– М., 1994. – С.69.

[3] Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века): Учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. «Социальная работа». – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – С.33.

[4] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.66.

[5] Студенова, Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание / Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2006. – С.72.

[6] Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта) / Ассоциация социальных педагогов, социальных работников РФ. – М., 1996. – С.10.

[7] Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции / [под ред. С. Н. Испуловой и др.]. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. – С.44.

[8] Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: Учеб. пособие. – М.: Сфера, 2004. – С.63.

[9] Бурлака Г. Ю., Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г. Теория социальной работы / Е.И. Холостова (ред.).

– М.: Юристъ, 1999. – С.102.

[10] Бабушкин А.В., Гурьянова М.П., Зайнышев И.Г. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова (отв.ред.), А.С. Сорвина (отв.ред.).

– М.: ИНФРА-М, 2003. – С.90.

[11] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – С.101.

[12] Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М. : Гардарики, 2005. – С.77.

[13] Павленок П.Д. Теория социальной работы в системе научных дисциплин // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы / Материалы научной конференции. – М., 2000. – С. 11.

[14] Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учеб. пособие / Козлов А.А., Григорьева И.А., Малик Л.С. и др.; Отв. ред.: Козлов А.А. – М.: Междунар. проект, 2005. – С.123.

[15] Социальная педагогика / Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вишняков А.С. и др.; Под ред. Бочаровой В.Г.; Ин-т педагогики социал. работы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.93.

[16] Студенова, Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание / Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2006. – С.54.

[17] Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. – 1994. – № 6. – С. 37.

[18] Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. – 1994. – № 6. – С. 39.

[19] Шилова Т.А. Социальная педагогика как научная и учебная дисциплина // Отечественный журнал социальной работы. – М., 2003. – № 4. – С. 46.

[20] Павленок П.Д. Теория социальной работы в системе научных дисциплин // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы / Материалы научной конференции. – М., 2000. – С. 11.

[21] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.143.

[22] Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.103.

[23] Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции / [под ред. С. Н. Испуловой и др.]. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. – С.60.

[24] Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – С.76.

[25] Студенова Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание / Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2006. – С.102.

[26] Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции / [под ред. С. Н. Испуловой и др.]. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. – С.109.

[27] Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие. – М.: Академия, 1999. – С.112.

[28] Бабушкин А.В., Гурьянова М.П., Зайнышев И.Г. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова (отв.ред.), А.С. Сорвина (отв.ред.).

– М.: ИНФРА-М, 2003. – С.88.

[29] Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М.: SvR-Аргус, 1994. – С.107.

[30] Вишняков А.С. Диалектическая взаимосвязь социальной педагогики и социальной политики как предмет научного исследования / Российская академия образования; Институт педагогики социальной работы / В.Г. Бочарова (ред.кол.).

– М.: Издательство АСОПиР РФ, 2000. – С.11.

[31] Козлов, А.А. Социальная работа как феномен современного общества // Труд и социальные отношения. – М., 2006. – № 2. – С. 62.

[32] Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.36.

[33] Социальная педагогика / Арнольдов А.И., Бочарова В.Г., Вишняков А.С. и др.; Под ред. Бочаровой В.Г.; Ин-т педагогики социал. работы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.89.

[34] Социальная педагогика и социальная работа XXI века: проблемы и перспективы развития: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции / [под ред. С. Н. Испуловой и др.]. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. – С.139.

[35] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.202.

[36] Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта) / Ассоциация социальных педагогов, социальных работников РФ. – М., 1996. – С.20.

[37] Студенова Е.Г. Социальная работа: язык, культура, познание / Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2006. – С.82.

[38] Беляев, В.И.; Салтанов, Е.Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. – М.: Союз, 2004. – С.109.

[39] Горячев М.Д. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / Самарский государственный университет. Кафедра педагогики и психологии. – Самара: Самарский университет, 1998. – С.65.

[40] Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. – 1992. – Вып. 2. – С. 9.