Самостоятельная работа : «Экспертная деятельность педагога-психолога»

Эссе

«Экспертная деятельность педагога-психолога»

Экспертная деятельность педагога-психолога

Экспертная деятельность — особый тип . Перспективность использования экспертных методов в психологическом сопровождении школьного образования обусловлена тем, что:

во-первых , главный смысл экспертизы состоит в прояснении данной реальности как таковой, а не в получении нового знания, на что всегда ориентированы собственно научные исследования;

во-вторых , экспертные методы прежде всего необходимы и используются именно там, где не срабатывают известные методологические алгоритмы или их вовсе не существует.

Экспертиза

Экспертиза как метод предполагает ориентацию на компетентность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и выступает главным «инструментом» исследования. Именно этим экспертный метод принципиально отличается от диагностического, в котором основным инструментом является та или иная методика, а личность исследователя, наоборот, подлежит максимальному нивелированию. Если метод диагностики предполагает стремление к максимальной объективности результатов, то метод экспертизы основывается на субъективном мнении эксперта. Как подчеркивает , «от эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и, если хотите, творческих озарений. В этом смещении акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя и состоит, собственно, отличие экспертных исследований от фундаментальных и прикладных» (1996).

Специалист-эксперт после ознакомления с исследовательской проблемой принимает решение, какой методический аппарат и в какой степени будет им использован. Метод экспертизы предполагает осмысление специалистом всей совокупности разнообразных сведений, полученных им из самых разных источников. Необходимым условием реализации функций экспертизы является соответствующая профессиональная позиция, занимаемая человеком, проводящим экспертизу. Эта позиция предполагает прежде всего «усомнение и способность работать с очевидностью как с неоформленным материалом», а также «отстранение от собственных вкусовых установок» (, 2005).

15 стр., 7090 слов

Методы проведения экспертиз при разработке управленческих решений

... работы - изучить методы проведения экспертиз при разработке управленческих решений.Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:1) определить основные понятия и виды экспертиз;2) рассмотреть формирование экспертной комиссии;3) выявить основные ...

Одним из ключевых требований к организации экспертного сообщества является , то есть создание экспертной группы из соответствующих независимых и компетентных лиц. подчеркивает, что субъектом экспертизы «может являться лишь позиционная группа или общность людей, но не конкретный человек». Коллегиальность необходима «при рефлексии первичного усомнения как механизма распредмечивания шаблонов». Коммуникация членов экспертной группы дает «шанс формированию принципиально нового онтологического видения, адекватного экспертируемому феномену и удовлетворяющего сообщество экспертов».

Существуют различные методы получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от . В других — экспертов собирают вместе для подготовки материалов для лиц, принимающих решения (руководителей), при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга и неверные мнения отбрасываются ( , 1974).

гуманитарная экспертиза

Социально-психологическая экспертиза

Психологическая экспертиза является важной основой для принятия решения об изменении условий образовательной среды, о совершенствовании образовательного процесса.

Вся совокупность разнообразных сведений, полученных из самых разных источников в процессе проведения экспертизы, обобщается и осмысляется экспертной группой, даются характеристики и строятся соответствующие модели. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию и развитию школьной организации.

Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, а также школьников и родителей к конструктивному сотрудничеству со специалистами экспертной группы. С одной стороны, это готовность всесторонне содействовать сбору необходимой информации и самим выступать в роли источников такой информации (заинтересованность и искренность ответов на вопросы экспертов).

С другой стороны, это готовность со вниманием и доверием отнестись к выводам и рекомендациям экспертной группы.

Серьезная проблема работы экспертов в школе часто возникает из-за непонимания принципиального различия между экспертизой и проверкой (инспекцией) школы.

Экспертиза проводится специалистами школы в интересах самой же школы, заказчиком экспертизы выступает администрация школы (в идеале, весь педагогический коллектив).

При этом полученные результаты не сравниваются с какими-либо внешними нормами или эталонами и не оцениваются в логике «соответствует — не соответствует». В этом смысле сотрудникам школы чрезвычайно важно быть в своих ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности. Именно эта критичность позволяет получить реальную картину школьной жизни, обнаружить скрытые проблемы, снижающие эффективность деятельности школы, а затем с помощью экспертной группы находить оптимальные пути их решения. Другими словами, экспертиза является внутренним делом школы, сама школа решает, какие данные могут быть в интересах школы представлены широкой общественности, а какие будут использованы только для внутреннего анализа и выработки рекомендаций.

6 стр., 2693 слов

Социальная экспертиза

... формирует такие оценки, можно назвать субъектами экспертных оценок. Проще было бы назвать их экспертами. Но в социальной экспертизе участвует большое количество субъектов экспертных оценок, которые в организационном отношении на ...

Проверки и инспекции всегда осуществляются лицами, представляющими определенные государственные органы, причем смысл их заключается в установлении соответствия школьной действительности установленным нормам и требованиям, на основании чего делаются те или иные «оргвыводы». Следует отметить, что в последнее время отмечается тенденция осуществления проверок и инспекций «под вывеской» экспертизы. Таким образом происходит серьезная дискредитация экспертных методов в глазах педагогической общественности. Этим определяется стратегия поведения администрации и педагогического коллектива — стремиться выглядеть как можно лучше, подчеркивая свои успехи и скрывая неудачи и недочеты. К сожалению, именно эта стратегия поведения сотрудников школы часто транслируется и на экспертную деятельность.

основных этапа

Сбор фоновой информации, Сбор основной информации, Применение структурированных методик

разделы

  • краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы;
  • состав экспертной группы;
  • полный перечень источников информации;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/na-temu-psihodiagnosticheskaya-deyatelnost-eksperta-psihologa/

  • экспертные оценки;