Информационное общество: сущность, черты

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Исследователи констатируют процесс перехода глобальной цивилизации в новое качественное состояние — информационное общество.

В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем: биологическая — внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная — внутри и между машинами; социальная — в человеческих сообществах.

Примером высокоорганизованной социальной системы является информационное общество. Таким образом, в условиях современного социума актуальной является проблема изучения понятия «информационное общество».

Объект исследования – общество.

Предмет исследования – информационное общество, его характеристики.

Цель настоящего исследования – на основании литературных источников изучить информационное общество основные черты, этапы становления, проблемы развития.

Задачи курсовой работы:

  • понятие и основные принципы информационного общества;
  • концепции интеллектуальной технологии и информационного общества;
  • основные этапы становления и модели информационного общества;
  • современные международные отношения в условиях развития информационного общества;
  • проблемы развития информационного общества.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ.

Структура настоящей работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Информационное общество: сущность, черты

1.1. Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества

Информация становится стратегическим ресурсом, который становится таким же ценным и влиятельным в постиндустриальную эру, каким были капитал и рабочая сила в эру промышленную.

Информационная революция прошла три основные стадии.

Первая стадия (с 1837 по 1963 год) была отмечена внедрением телеграфа и радио. Вторая стадия (с 1964 по 1990 год) началась с внедр. компьютера IBM 360-й серии. Третья фаза началась в 1991 году и связана с приватизацией основной части сети Интернет [12, c. 156].

7 стр., 3116 слов

Информационные технологии в образовании

... информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества * развитие ... для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. ...

В первый период преобладали контролируемые государствами системы, исключавшие участие частного сектора в процессе принятия решений.

Во второй период возникла потребность в либерализации и включении в процесс принятия международных решений неправительственных актов.

На третей стадии правительства пытаются адаптироваться к существующим международным институтам и режимам, при этом создавая новые режимы (например, в области электронной торговли).

Четыре характеристики информации делают ее широкое распространение достаточно легким:

  • нетребовательность к ресурсам;
  • легкость транспортировки;
  • проницаемость (несмотря на все попытки остановить это проникновение);
  • необходимость делиться информацией — очень часто предоставление информации другим является выгодным.

Важным последствием информационной революции является ослабление роли иерархических структур.

Коллективные действия не требуются, поэтому управлять использованием этих технологий достаточно трудно. В этом отличие этих технологий (Информационная и биологическая технологии) от технологий, требующих коллективных действий.

Попытки управления в области информационных технологий должны быть международными. В силу этого успех в управлении в этой области зависит от способности привлечь к этому процессу всех заинтересованных лиц (государства, неправительственные организации, группы давления, граждан).

1.2. Понятие информационного общества

С информационной революцией многие исследователи связывают и возникновение так называемого «информационного общества».

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Экономическое определение связано с подразделом экономики, называемым экономика информатизации. Основатель этого направления Фриц Махлап посвятил большую часть своей профессиональной карьеры оценке размера и роста информационной индустрии. Его работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества — изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Определение, основанное на пространственном распределении информационных технологий, особое внимание обращает на информационные сети, связывающие различные географические пункты и имеющие последствия для организации времени и пространства.

46 стр., 22679 слов

Проблемы муниципальной информационной политики

... день практически во всех странах информация и информационно-компьютерные технологии становятся основными факторами, определяющими развитие ... с постоянной потребностью улучшения эффективности управления, растет необходимость более качественной обработки информации. В современных ... работе «Кибернетика и общество» [5, с.172]. Киселев А.Г., рассмотрев различные подходы к определению термина «информация», ...

Хотя термин пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями [6, c. 34].

1.3. Характерные черты информационного общества.

Характерные черты информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;
  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития является инфор мационная экономика;

  • в основу общества заложены автоматизированные(процессы) генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;
  • внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);

создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме

информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

  • обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Главной составной частью информационного общества является Интернет. Независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.

Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:

  • возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
  • возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;
  • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
  • усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.
  • может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» — людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» — людей с низкой информационной культурой.
  • интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности
  • информационный неоколониализм — с помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.

2. Особенности становления информационного общества

2.1. Основные этапы становления и модели информационного общества

8 стр., 3786 слов

«Технология развития критического мышления»

... освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология развития критического мышления открыта для решения большого ... на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления (КМ), которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили в начале 50-х годов прошлого столетия — в связи с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиходным значительно позднее — ближе к концу XX столетия, в период «всеобщей информатизации и компьютеризации».

В известном смысле пионерами и пророками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи — американских ученых Клода Шеннона, Норберта Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга.

Если говорить о «философской подоплеке» информационного общества, необходимо упомянуть имена Жана Бодрийара, Карла Поппера и других идеологов «открытого общества», равно как и имена Збигнева Бжезинского, Фрэнсиса Фукуямы и Дэниэла Белла, выдвинувших в своих работах тезис о возникновении грядущего на смену обществу индустриальному « постиндустриального», иначе «информационного» или «когнитивного» общества. Не лишним, пожалуй, будет вспомнить и Билла ГейтСА — главу компьютерной корпорации «Microsoft», ведущего современного теоретика и практика электронного бизнеса [3, c. 5-8].

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Основной чертой макроэкономической политики стран Европейского союза служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка,

В то же время ЕС продолжает уделять сегодня большое внимание вопросам приватизации и либерализации рынка информационно-коммуникационных технологий. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды.

Далеко не последнюю роль в разработке модели развития информационного общества и ее последующей реализации играют национальные культурные особенности. К примеру, на сегодняшний день очевидно, что отправка e-mail с телефона в Европе не прижилась. В отличие, скажем, от Японии, где у предоставляемого компанией NTT DoCoMo сервиса I-mode уже насчитывается почти 22,7 млн. пользователей, из которых большинство использует его именно для мобильной электронной почты [8].

В целом следует отметить тот факт, что европейские теле/радиопрограммы, а также видеорынок находятся сегодня под большим американским влиянием.

Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц — к максимуму. В первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг. А вот в области культурного влияния в США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашние развлечения».

Представители восточной модели развития информационного общества стремятся разработать альтернативный западному подход, который базируется прежде всего на утверждении собственных ценностных ориентаций.

В его основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству,

24 стр., 11758 слов

Математические модели химических реакторов

... реагентов, конструктивные и другие особенности. 2. Математические модели реакторов идеального вытеснения 2.1 Модель идеального вытеснения Модель идеального вытеснения - это теоретическая модель с идеализированной структурой движущегося потока. В соответствии с моделью идеального вытеснения принимается поршневое течение без перемешивания вдоль ...

В рамках восточной модели выделяются Япония, “азиатские тигры”, определенные сдвиги наметились в Китае, Индии.

Понятие «японское экономическое чудо» стало хрестоматийным. Одним из важнейших факторов их достижения остаются значительные расходы на научные исследования и разработки, высокий приоритет информационно-коммуникационных технологий в решении проблем социально-экономического развития страны.