Информационное общество: сущность, черты

Курсовая работа

Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Исследователи констатируют процесс перехода глобальной цивилизации в новое качественное состояние — информационное общество.

В биологических и социальных системах различают три формы информации, соответствующие трем физическим сущностям систем: биологическая — внутри живых организмов и между ними (в том числе генетическая, зоопсихологическая); машинная — внутри и между машинами; социальная — в человеческих сообществах.

Примером высокоорганизованной социальной системы является информационное общество. Таким образом, в условиях современного социума актуальной является проблема изучения понятия «информационное общество».

Объект исследования – общество.

Предмет исследования – информационное общество, его характеристики.

Цель настоящего исследования – на основании литературных источников изучить информационное общество основные черты, этапы становления, проблемы развития.

Задачи курсовой работы:

  • понятие и основные принципы информационного общества;
  • концепции интеллектуальной технологии и информационного общества;
  • основные этапы становления и модели информационного общества;
  • современные международные отношения в условиях развития информационного общества;
  • проблемы развития информационного общества.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ.

Структура настоящей работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Информационное общество: сущность, черты

1.1. Понятие информационной революции и ее роль в формировании информационного общества

Информация становится стратегическим ресурсом, который становится таким же ценным и влиятельным в постиндустриальную эру, каким были капитал и рабочая сила в эру промышленную.

Информационная революция прошла три основные стадии.

Первая стадия (с 1837 по 1963 год) была отмечена внедрением телеграфа и радио. Вторая стадия (с 1964 по 1990 год) началась с внедр. компьютера IBM 360-й серии. Третья фаза началась в 1991 году и связана с приватизацией основной части сети Интернет [12, c. 156].

4 стр., 1609 слов

Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие

... стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной. Массовая культура в современном обществе Современная массовая культура ... проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие: индустрия «субкультуры детства»; массовая общеобразовательная ...

В первый период преобладали контролируемые государствами системы, исключавшие участие частного сектора в процессе принятия решений.

Во второй период возникла потребность в либерализации и включении в процесс принятия международных решений неправительственных актов.

На третей стадии правительства пытаются адаптироваться к существующим международным институтам и режимам, при этом создавая новые режимы (например, в области электронной торговли).

Четыре характеристики информации делают ее широкое распространение достаточно легким:

  • нетребовательность к ресурсам;
  • легкость транспортировки;
  • проницаемость (несмотря на все попытки остановить это проникновение);
  • необходимость делиться информацией — очень часто предоставление информации другим является выгодным.

Важным последствием информационной революции является ослабление роли иерархических структур.

Коллективные действия не требуются, поэтому управлять использованием этих технологий достаточно трудно. В этом отличие этих технологий (Информационная и биологическая технологии) от технологий, требующих коллективных действий.

Попытки управления в области информационных технологий должны быть международными. В силу этого успех в управлении в этой области зависит от способности привлечь к этому процессу всех заинтересованных лиц (государства, неправительственные организации, группы давления, граждан).

1.2. Понятие информационного общества

С информационной революцией многие исследователи связывают и возникновение так называемого «информационного общества».

Наиболее распространенное определение информационного общества обращает внимание на технологические инновации. Ключевая идея этого определения заключается в том, что прорывы в обработке, накоплении и передаче информации привели к тому, что информационные технологии применяются во всех аспектах общественной жизни.

Экономическое определение связано с подразделом экономики, называемым экономика информатизации. Основатель этого направления Фриц Махлап посвятил большую часть своей профессиональной карьеры оценке размера и роста информационной индустрии. Его работа «Производство и распределение знаний в Соединенных Штатах» заложила основы измерению информационного общества в экономических величинах.

Культурное определение информационного общества обращает особое внимание на рост информации в общественном обращении.

Другой популярный признак информационного общества — изменение в структуре занятости. Согласно этому определению, информационное общество возникает тогда, когда большая часть населения занята в работе, связанной с обработкой информации.

Определение, основанное на пространственном распределении информационных технологий, особое внимание обращает на информационные сети, связывающие различные географические пункты и имеющие последствия для организации времени и пространства.

5 стр., 2062 слов

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе ...

... которого можно значительно разнообразить образовательный процесс второй половины дня младших школьников. Информационные технологии в режиме группы продленного дня позволяют детям проявить творчество, побуждают их искать ... др. Ведь современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить ...

Хотя термин пока еще он слишком неточен и неопределенен. Пока еще отсутствует общепринятый критерий, выделяющий принципиальную новизну этого общества и его отличие от предыдущих. Большинство этих определений оперирует с количественными характеристиками («больше информации»), а не качественными показателями [6, c. 34].

1.3. Характерные черты информационного общества.

Характерные черты информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;
  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

главной формой развития является инфор мационная экономика;

  • в основу общества заложены автоматизированные(процессы) генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;
  • внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);

создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме

информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

  • обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.

Главной составной частью информационного общества является Интернет. Независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.

Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:

  • возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
  • возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;
  • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
  • усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.
  • может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» — людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» — людей с низкой информационной культурой.
  • интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности
  • информационный неоколониализм — с помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.

2. Особенности становления информационного общества

9 стр., 4442 слов

Использование приёмов технологии развития критического мышления ...

... целесообразности, условия и границы применимости «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе. Необходимо отметить, что применение РКМЧП на ... данной работы – рассмотреть методические приёмы развития критического мышления для формирования речевой и мыслительной деятельности учащихся в начальной школе. Достижение цели потребовало решения следующих ...

2.1. Основные этапы становления и модели информационного общества

Впервые об обществе, основанном на работе с информацией, заговорили в начале 50-х годов прошлого столетия — в связи с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин «информационное общество» стал обиходным значительно позднее — ближе к концу XX столетия, в период «всеобщей информатизации и компьютеризации».

В известном смысле пионерами и пророками информационного общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи — американских ученых Клода Шеннона, Норберта Винера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга.

Если говорить о «философской подоплеке» информационного общества, необходимо упомянуть имена Жана Бодрийара, Карла Поппера и других идеологов «открытого общества», равно как и имена Збигнева Бжезинского, Фрэнсиса Фукуямы и Дэниэла Белла, выдвинувших в своих работах тезис о возникновении грядущего на смену обществу индустриальному « постиндустриального», иначе «информационного» или «когнитивного» общества. Не лишним, пожалуй, будет вспомнить и Билла ГейтСА — главу компьютерной корпорации «Microsoft», ведущего современного теоретика и практика электронного бизнеса [3, c. 5-8].

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Основной чертой макроэкономической политики стран Европейского союза служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка,

В то же время ЕС продолжает уделять сегодня большое внимание вопросам приватизации и либерализации рынка информационно-коммуникационных технологий. Лидирующие позиции в процессе либерализации занимают Великобритания, Швеция, Финляндия, Нидерланды.

Далеко не последнюю роль в разработке модели развития информационного общества и ее последующей реализации играют национальные культурные особенности. К примеру, на сегодняшний день очевидно, что отправка e-mail с телефона в Европе не прижилась. В отличие, скажем, от Японии, где у предоставляемого компанией NTT DoCoMo сервиса I-mode уже насчитывается почти 22,7 млн. пользователей, из которых большинство использует его именно для мобильной электронной почты [8].

В целом следует отметить тот факт, что европейские теле/радиопрограммы, а также видеорынок находятся сегодня под большим американским влиянием.

Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц — к максимуму. В первую очередь необходимо построить информационные сети, на основе которых впоследствии развивать сферу услуг. А вот в области культурного влияния в США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашние развлечения».

Представители восточной модели развития информационного общества стремятся разработать альтернативный западному подход, который базируется прежде всего на утверждении собственных ценностных ориентаций.

4 стр., 1863 слов

Социально-ориентированная рыночная экономика: черты, принципы ...

... развития личности, преодолевая отчуждение человека от труда и его продуктов, средств производства, общества и культуры. В Республике Беларусь в качестве перспективы принята модель социально ориентированной ... числе в сфере экономики. В рамках этого принципа устанавливается взаимодействие государства ... уровне зарплаты. К особенностям американской модели рынка относится и ярко выраженный антициклический, ...

В его основе лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями, свойственными конфуцианству,

В рамках восточной модели выделяются Япония, “азиатские тигры”, определенные сдвиги наметились в Китае, Индии.

Понятие «японское экономическое чудо» стало хрестоматийным. Одним из важнейших факторов их достижения остаются значительные расходы на научные исследования и разработки, высокий приоритет информационно-коммуникационных технологий в решении проблем социально-экономического развития страны.