Теоретические основы социальной работы со студенческой молодежью в ВУЗЕ

Актуальность научного интереса к проблеме социальной работе в вузах определяется тем, что, во-первых, в современном обществе объективно существует потребность в расширенном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов; во-вторых, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студентов в обществе и их интеграцию в социум; в-третьих, студенчество объективно является носителем инновационного потенциала развития общества.

Практическая ценность реализации социальной работы в вузах заключается в привлечении студенческой молодежи к решению социальных проблем, активизации добровольческих усилий студенческой молодежи; предоставлении возможности оперативного получения информации по интересующим вопросам; обеспечении материальной поддержки нуждающихся.

Развитие социальной работы в высших учебных заведениях имеет большие возможности и перспективы. Внедрение новых форм социальной работы позволит значительно усилить инновационную и образовательную составляющую в подготовке высококлассных специалистов.

Изучению, теоретических основ социальной работы со студенческой молодежью в высших учебных заведениях посвящены работы М.Ю. Казарян, В.Н. Ярской, В.Т. Лисовского, М.С. Петровой, А.С. Сагдарова, В.И. Чупрова и других авторов.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований по теме социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении. Недостаточная разработанность данной проблемы в научных работах и практических исследованиях обусловила необходимость ее анализа в данной курсовой работе.

Материалы и результаты, полученные в курсовой работе можно использовать как в учебном процессе: при изучении дисциплин студентами направления подготовки «Социальная работа», например, таких как «теория социальной работы», так и в практической деятельности при организации социальной работы со студенческой молодежью в вузе.

Объект исследования: социальная работа с молодежью.

Предмет исследования: теоретические основы социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении.

Цель исследования: изучение теоретических основ социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении.

14 стр., 6858 слов

Физическое воспитание студенческой молодежи

... курсовой работы является изучение физического воспитания студенческой молодежи. Предметом исследования является физическое воспитание. Объектом исследования - студенты. Основные задачи работы: изучение основ и задач физического воспитания; рассмотрение основных и дополнительных форм физического воспитания студентов; определение особенностей курса физического воспитания ...

Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по выбранной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано отечественным социологом в 1968 г. В. Т. Лисовским: «молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». 1

Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Именно это определение впоследствии стало основным. 2

Законодательство Российской Федерации о молодежной политике исходит из того, что молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.3

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния, уровня жизни людей. Таким образом, молодежь делят на несколько возрастных групп:

  1. младшая возрастная группа – 14-17 лет;
  2. средняя возрастная группа – 18-24 лет;
  3. старшая возрастная группа – 25-30 лет.

Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей. 4

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи и пути их решения в современной практике, необходимо рассмотреть сущность этой социально-демографической группы и ее отличия от других общественных групп. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии, семейного права и др., а также отдельной отрасли научного знания – ювенологии («науки о молодежи»).

По мнению В.В. Павловского, молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся межкультурных коммуникаций молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. 5

Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве.

В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

3 стр., 1438 слов

Ценностные ориентации молодежи

... социальными группами общества, обладая в той или иной мере классовыми признаками. Это не отрицает социальных особенностей молодежи, определяющихся возрастными, социально-психологическими, физиологическими признаками, специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями. В ...

  • возрастные границы молодежного возраста;
  • специфика социального статуса;
  • ролевые функции и особенности поведения;
  • характеристики социально-демографической группы;
  • социально-психологические характеристики;
  • процесс социализации в конкретный исторический период;
  • самоидентификация и самоопределение молодежи.6

Рассмотрение концепций молодежи дает возможность определить ее особенности.

Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стэнли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др.) и России ( В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) сформировались три основных направления теоретического осмысления этого феномена: 7

  • трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодости;
  • понимание молодежи как культурной группы;
  • постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.

По нашему мнению, наибольший интерес представляет концепция молодежи и молодежного движения И.М. Ильинского, получившая признание в научном сообществе и одна из наиболее влиятельных в нашей стране.

Обобщения И.М. Ильинского относительно молодого поколения с полным основанием могут быть названы гуманистической концепцией молодежи. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место.

По мнению И.М Ильинского, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, политическое, социальное». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строится с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.

Концепция И.М. Ильинского включает в себя восемь базовых положений:

  1. Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:
  • молодость тесно связана с идеей зависимости;
  • большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
  • большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
  • перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
  • молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;
  • они решают проблему брачного выбора и деторождения.
  1. Молодежь по природе двойственна: она явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.
  1. Молодежь – явление конкретно-историческое.
  2. Молодежь – это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.
  3. Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.
  4. Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.
  5. Молодежь – носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.
  6. Молодежь – объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.8

Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п.

11 стр., 5329 слов

Социология молодёжи

... подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи. Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и военная социология, социология воспитания, ...

Для определения молодежи как социальной группы важно определить направления исследований молодежных проблем.

По мнению В. Чупрова и Е. Слуцкого в нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления: