Теоретические основы социальной работы со студенческой молодежью в ВУЗЕ

Курсовая работа

Актуальность научного интереса к проблеме социальной работе в вузах определяется тем, что, во-первых, в современном обществе объективно существует потребность в расширенном воспроизводстве высококвалифицированных специалистов; во-вторых, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студентов в обществе и их интеграцию в социум; в-третьих, студенчество объективно является носителем инновационного потенциала развития общества.

Практическая ценность реализации социальной работы в вузах заключается в привлечении студенческой молодежи к решению социальных проблем, активизации добровольческих усилий студенческой молодежи; предоставлении возможности оперативного получения информации по интересующим вопросам; обеспечении материальной поддержки нуждающихся.

Развитие социальной работы в высших учебных заведениях имеет большие возможности и перспективы. Внедрение новых форм социальной работы позволит значительно усилить инновационную и образовательную составляющую в подготовке высококлассных специалистов.

Изучению, теоретических основ социальной работы со студенческой молодежью в высших учебных заведениях посвящены работы М.Ю. Казарян, В.Н. Ярской, В.Т. Лисовского, М.С. Петровой, А.С. Сагдарова, В.И. Чупрова и других авторов.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований по теме социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении. Недостаточная разработанность данной проблемы в научных работах и практических исследованиях обусловила необходимость ее анализа в данной курсовой работе.

Материалы и результаты, полученные в курсовой работе можно использовать как в учебном процессе: при изучении дисциплин студентами направления подготовки «Социальная работа», например, таких как «теория социальной работы», так и в практической деятельности при организации социальной работы со студенческой молодежью в вузе.

Объект исследования: социальная работа с молодежью.

Предмет исследования: теоретические основы социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении.

Цель исследования: изучение теоретических основ социальной работы со студенческой молодежью в высшем учебном заведении.

17 стр., 8018 слов

Формирование социальной активной позиции молодежи через волонтерскую ...

... молодежи и молодежных объединений. Работа структурирована и содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Глава I. Активная социальная позиция подрастающего поколения. Характеристика социальной активности и активной позиции молодежи. ...

Для осуществления цели необходимо выполнить следующие задачи:

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по выбранной теме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано отечественным социологом в 1968 г. В. Т. Лисовским: «молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции». 1

Иное и более детализированное определение было дано И. С. Коном: «Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств». Именно это определение впоследствии стало основным. 2

Законодательство Российской Федерации о молодежной политике исходит из того, что молодежь – это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 – 30 лет, совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам полноценного участия в жизни социума.3

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния, уровня жизни людей. Таким образом, молодежь делят на несколько возрастных групп:

  1. младшая возрастная группа – 14-17 лет;
  2. средняя возрастная группа – 18-24 лет;
  3. старшая возрастная группа – 25-30 лет.

Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей. 4

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи и пути их решения в современной практике, необходимо рассмотреть сущность этой социально-демографической группы и ее отличия от других общественных групп. Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии, семейного права и др., а также отдельной отрасли научного знания – ювенологии («науки о молодежи»).

По мнению В.В. Павловского, молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся межкультурных коммуникаций молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений. 5

Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве.

В определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

  • возрастные границы молодежного возраста;
  • специфика социального статуса;
  • ролевые функции и особенности поведения;
  • характеристики социально-демографической группы;
  • социально-психологические характеристики;
  • процесс социализации в конкретный исторический период;
  • самоидентификация и самоопределение молодежи.6

Рассмотрение концепций молодежи дает возможность определить ее особенности.

4 стр., 1731 слов

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...

... Молодежь как социально-демографическая группа Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (от 16 до 25, 30). Особенности молодежи как социальной группы: ... перспективы профессионального роста 5. объединение в неформальные группы, Психические особенности молодежи: стремление к самоутверждению Внутренняя противоречивость самопознание собственного ...

Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стэнли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др.) и России ( В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) сформировались три основных направления теоретического осмысления этого феномена: 7

  • трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодости;
  • понимание молодежи как культурной группы;
  • постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.

По нашему мнению, наибольший интерес представляет концепция молодежи и молодежного движения И.М. Ильинского, получившая признание в научном сообществе и одна из наиболее влиятельных в нашей стране.

Обобщения И.М. Ильинского относительно молодого поколения с полным основанием могут быть названы гуманистической концепцией молодежи. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место.

По мнению И.М Ильинского, «молодежь – это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, политическое, социальное». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строится с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.

Концепция И.М. Ильинского включает в себя восемь базовых положений:

  1. Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части. Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:
  • молодость тесно связана с идеей зависимости;
  • большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;
  • большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;
  • перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;
  • молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;
  • они решают проблему брачного выбора и деторождения.
  1. Молодежь по природе двойственна: она явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.
  1. Молодежь – явление конкретно-историческое.
  2. Молодежь – это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.
  3. Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.
  4. Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.
  5. Молодежь – носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.
  6. Молодежь – объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней.8

Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п.

18 стр., 8926 слов

Молодежь как особая социальная группа

... ответе на вышеуказанный вопрос. В основном это самые юные представители данной социальной группы населения, представляющие собой возрастную категорию от 15 до 17 лет. Эта часть опрошенных, по ... не способен решить многие проблемы нынешней молодежи. Здесь наблюдается некоторое расхождение с общероссийскими показателями. Как упоминалось в Главе1, российская молодежь, в общем, в чем-то возлагает свои ...

Для определения молодежи как социальной группы важно определить направления исследований молодежных проблем.

По мнению В. Чупрова и Е. Слуцкого в нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления: