Взаимосвязь психологии и социальной работы

Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса).

Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.

И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

1. Психодиагностика – отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.).

2. Психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.

Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии — примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; «social casework») и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций.

Таким образом, социальная работа не мыслима без знания основ психологии. Среди других общественных наук связь социальной работы и психологии является наиболее значимой. Теоретические основы психологии ложатся в основу социальной работы с клиентом.

2.2. Система психологического знания в социальной работе

Психологические основы социальной работы образует теория личности. Социальная работа тесно увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера, конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психологические упражнения, даются педагогические рекомендации. Один из основных в психологическом знании — психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З. Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М. Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е.

7 стр., 3105 слов

Контрольная работа: Теория человеческих потребностей и их значение ...

... в контрольной работе рассматриваются следующие задачи: Изучить научные основы – теории человеческих потребностей; Провести анализ значения человеческих потребностей для маркетинговой деятельности; Разработать анализ предложений по совершенствованию эффективной концепции маркетинга. ... в жизни общества. Маркетинг Социальные основы маркетинга связаны со следующими понятиями: нужды, потребности, ...

решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М. Ричмонд выделила четыре метода социальной работы — это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе — это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов. Существенную роль в социальной работе играет психологическая теория групп. Раскрывается структура группы: лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.

Необходимым элементом системы психологического знания в социальной работе является теория психологии общения. Социальное научение, органически включенное в социальную работу, помогает овладеть навыками общения, воспитывающего и развивающего личность. Это создает благоприятные социально-педагогические отношения.

Важную роль в решении задач социальной работы играет теория социального конфликта, как индивидуально-личностного, как и индивидуально-группового и межгруппового. Социально-психологический анализ конфликта (конфликтной ситуации, эксцесса, разрешения конфликта) обеспечивает действенность социальной работы, повышает эффективность учебно-трудовой деятельности.

Подсистемой психологических знаний выступает психологическая теория индивидуализации и дифференциации социальной работы. Индивидуальный подход необходим в любой деятельности — учебной, трудовой, художественной, спортивной, игровой. Он является одновременно и принципом, и условием эффективной социальной работы. В индивидуальном подходе используются психологические феномены: темперамент, характер, мышление, речь, перцептивные качества личности.

4 стр., 1749 слов

Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы

... -социальных и психологических составляющих юного материнства; - изучение правовых и социально-статусных позиций несовершеннолетних матерей в российском обществе. Глава 1. Несовершеннолетняя мать как объект социальной работы ... Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее ...

Дифференциация социальной работы основана на стратификационно- психологических признаках, поскольку она учитывает особенности детей и взрослых, молодежи и пожилых, здоровых и больных, работников преимущественно физического и умственного труда, культурных, образованных и малокультурных, необразованных, высококвалифицированных и необученных, опытных работников и начинающих.

Необходимым элементом психологического знания в социальной работе выступает психология талантливых людей. Обеспечение социальной работы предусматривает учет их способностей, а вместе с тем и особенностей характера.

Система психологического знания в социальной работе включает теорию и практику дезадаптированных и депривированных людей. Контингент этой группы достаточно многочисленный. Деликатность и сложности проблемы заключается в том, что внутри групп существует весьма тонкая стратификация по психологическим признакам.

Большая группа людей, называемая «инвалиды», описывается специфической психологической теорией, которая выступает в качестве основы социальной работы.

В последние годы предметом теоретико- психологической проработки выступают люди пенсионного возраста. Общество несет большие убытки в связи с тем, что не использует объективных психологических показателей их работоспособности, равно как и их социально-психологических ролей в социальной работе.

2.3. Психологическое обеспечение социальной работы

Эффективность социальной работы обеспечивается рядом факторов — экономическими, управленческими, педагогическими, психологическими, а также материальной базой. Психологическое обеспечение социальной работы — один из основных факторов. Так, например, психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы, а психологический анализ опыта деятельности как основного средства социализации показывает ведущую роль личностных качеств. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психологические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.).

В психологическом обеспечении участвуют различные направления психологической науки

Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы и выступает центральной ячейкой социально-педагогических и психологических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления.

В социальной работе существенную роль играет психология социальной деятельности. Социальная деятельность представляет собой изучение и преобразование социума и личности человека, поскольку в ней присутствуют психологически четко окрашенные элементы — мотивация, психологический анализ, управление.

Психологическое обеспечение социальной работы органически включает развитие ее мотивации. Психологический подход в ней помогает мобилизовать прагматические, утилитарные, альтруистические мотивы человека.

В качестве обратной связи используется психологический анализ субъектов-объектов, содержания, процессов и результатов социальной работы.

3 стр., 1087 слов

Социальная работа с мигрантами

... появлением новых черт, которых не наблюдалось в прошлом. Социальная работа — специфический вид дея­тельности по воздействию на ... -98. 2003- 331с. 26.Язькова А., Кацнер М. Мигранты в рыночной экономике: проблемы и перспективы адаптации //Politekonom, ... политике развитых стран // « Вопросы экономики» № % 2006г. с. 28-27 8.Ежегодное послание Губернатора СПб за 2005г. // http://www.assembly.spb.ru/manage/page ...

Психологические методики помогают оценить качество мотивации социальной работы, а психологический анализ — обосновать применение стимулов, способствующих повышению эффективности всех видов деятельности людей — учебной, трудовой, художественной, спортивной, общественной и др.

Другие элементы социальной деятельности также имеют психологические стороны в качестве органических компонентов, обеспечивающих целостность социальной работы.

Цели социальной деятельности носят сложный характер, а стержнем их является создание благоприятных психологических условий для самодеятельности личности в процессе социальной защиты. Например, социальный работник, диагностируя образовательную, профессиональную подготовку, культурный уровень безработного, формирует у него уверенность, что его переобучение пройдет успешно и он сумеет включиться в труд по новой специальности.

Таким образом, содержание социальной деятельности включает несколько психологических аспектов, таких как: формирование социальных потребностей, интересов, мотивов, приемов общения, восприятия человека и групп, создание благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Средства социальной работы также заключают в себе разнообразные психологические элементы: информирование, инструктирование, рекомендации, убеждение, различные виды анализа.

Эффективность социальной работы обеспечивает формирование социальной активности ее участников, связанной с их личностными характеристиками, отношением к производству, социуму, труду, образованию, общественной деятельности. Вершиной системы психологического обеспечения социальной работы является формирование социальной защищенности не только реципиентов социального обеспечения, социальной реабилитации, социальной терапии, но и самих структур, решающих задачи социальной работы.

2.4. Функции психологии в социальной работе

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. Рассматривая возможные различные функции психологии в социальной работе в самом общем виде можно выделить в качестве основных: теоретическую функцию, методологическую функцию, а также частные функции.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается:

а) с одной стороны, в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, методами и средствами решения задач социальной работы,

б) с другой стороны, в установлении индивидуальных и коллективных психологических явлений, процессов и закономерностей.

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в использовании психологии для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Наряду с изложенными функциями можно также выделить и частные функции психологии в социальной работе. К частным функциям психологии в социальной работе можно отнести выполнение таких функции, как: объяснительная, диагностическая, проектирования, прогностическая.

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы. С помощью психологии раскрываются существенные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.

2 стр., 963 слов

Зарубежный опыт социальной работы: общее и особенное

... социальной работы. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Фрагмент работы для ознакомления 1.1 Социальная работа в России и за рубежом: общее Социальная работа как профессиональная деятельность в России и за рубежом ...

Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям — диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития. Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа — установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Особую группу среди дезадаптированных и плохо адаптированных индивидов составляют психически больные. Выявление конкретного диагноза психического заболевания и психологических отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.

Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

1. он может определить общее нарушение психики клиента, не ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

2. он может и должен формировать общие социальные и психологические условия (климат, общение) для усиленного лечения заболевания, т.е. социальный работник, выполняя эти функции, безусловно, должен быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии. В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима их собственная активность.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально — психологического иммунитета на будущее. Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы.

Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.