Объект и предмет теории социальной работы

О теории социальной работы можно говорить в широком и узком смысле. В широком плане теория социальной работы — это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению. В узком смысле, теория социальной работы — это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Теория социальной работы характеризуется наличием в ней всех структурных элементов, свидетельствующих о сформированности ее как науки, а именно: наличие объекта и предмета исследования; наличие и сформированность понятий, соответствующих предмету исследования; установленность закономерностей, присущих предмету исследования; система принципов и идей, позволяющая объяснить множество фактов и практического опыта социальной работы.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Процессы и явления такой области составляют объект науки. Подобное понимание объекта позволяет условно подразделить всю совокупность наук на три большие группы — естественные, общественные и технические. Исследуя социальные явления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объекту относится к общественным наукам. Вместе с тем теория социальной работы имеет предметные и методические связи с отдельными естественными научными дисциплинами, например, с физиологией, медициной, психологией, экологией, что подчеркивает ее интегрированный, междисциплинарный характер.

Объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Также, можно сказать, что объектом социальной работы (в широком понимании) являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики и т.д.

4 стр., 1694 слов

Бедность как социальное явление

... явления бедности на социальную среду в целом как фактора определения экономической и социальной составляющей целостности функционирования государства. Структуру работы ... затрудняет использование классических теорий в оценке масштабов социального расслоения и ... наука, имеется значительный научно-технический потенциал, достигнуты крупные успехи по таким передовым технологическим направлениям, как ...

Предметом теории социальной работы – закономерности содействия, становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения жизненных сил человека и средств их реализации и реабилитации.

Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом — социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Теория социальной работы

Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, объективно необходимые связи и явления, присущие конкретным социальным процессам и обусловливающие результативность психологического, педагогического и управленческого воздействия на состояние и поведение личности, социальной группы или общности. Сюда относится исследование таких проблем, как закономерности и принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы, ее эффективного осуществления с различными социальными группами населения; пути и способы совершенствования социальных технологий и эффективной реализации функций социальных служб, их кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности государственных, региональных, общественных институтов социальной защиты населения. Важное прикладное значение имеют комплексные междисциплинарные исследования гуманитарных проблем с выходом на прогноз и моделирование развития конкретных социальных процессов, на выбор оптимальных способов разрешения возможных противоречий и конфликтов.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы данной наукой. Процессы и явления такой области составляют объект науки. Исследуя социальные явления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объекту относится к общественным наукам, но связана с экологией, психологией, медициной, педагогикой — носит междисциплинарный характер.

Одним из важнейших системообразующих элементов теории социальной работы как науки являются закономерности, проявляющиеся в ее предметном пространстве. Закономерности социальной работы являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки. Они выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

Наряду с закономерностями важным средством организации знаний являются принципы — основные исходные идеи, положения, определяющие непреложные правила деятельности социальных служб. Принципы являются результатом логических умозаключений, вырабатываемых в процессе познания и преобразования окружающей нас действительности.

Если теория — это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы — это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.

2 стр., 818 слов

Самостоятельная работа : «Экспертная деятельность педагога-психолога»

... ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности. Именно эта критичность позволяет получить реальную картину школьной жизни, обнаружить скрытые проблемы, снижающие эффективность деятельности ...

В широком плане теория социальной работы — это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.

В более узком, специальном смысле, теория социальной работы — это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Определение сущности социальной работы связано со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная поддержка, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику социальной работы.

В обыденном сознании, а также в ряде нормативных актов эти понятия нередко употребляются как идентичные. Однако определение их специфики позволяет наиболее точно выявить содержание социальной работы, цели и задачи этого вида социальной деятельности.

Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета.

Объект теории социальной работы

Конкретный социальный процесс как последовательная смена состояний, закономерно следующих друг за другом стадий в поведении и развитии личности, семьи, социальной группы или общности, является весьма сложным социальным явлением, детерминированным внутренними и внешними факторами, потребностями, мотивами и интересами субъекта и объекта социального процесса.

Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Кроме того, в сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может пониматься как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.

Объект социальной работы, с одной стороны, обусловлен целями и задачами практической социальной работы, а с другой – определяет границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений объекта социальной работы, они во многом сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим знанием о человеке в системе социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального бытия и социального самочувствия.

На каком бы уровне – индивидуальном или групповом – ни возникали человеческие проблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (или просто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т.е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни

3 стр., 1418 слов

Специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста

... специфика работы педагога-хореографа с детьми старшего школьного возраста. Цель исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании вопроса о специфике работы педагога-хореографа с ... осуществления преемственности тенденций творческой деятельности прошлого, имеющих значение для ... художественного восприятия. Для данной работы ключевыми являются проблемы соотношения «психологического» и ...

Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи с его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:

Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида (одиночество, социальная изоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост беженцев, бездомных).

Социально – экологические проблемы – охрана окружающей среды.

Объектов достаточно много, и можно классифицировать их с учетом приоритетности основании для этой классификации

  • состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы
  • служба и труд в экстремальных социальных условиях
  • пожилой, пенсионный возраст людей.
  • девиантное поведение в его различных формах и видах
  • трудное, неблагополучное положение различных категорий семей
  • особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.)
  • бродяжничество, бездомность.
  • предродовое и послеродовое состояние
  • правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных

Лица, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым. Более точно его характеристики определяются уровнем организации работы.

Рассмотрение клиента социальной службы в качестве объекта познания со стороны социального работника предполагает специально организованное отражение в сознании специалиста ключевых характеристик жизненной ситуации индивида и его особенностей, оказывающих существенное влияние на процесс помогающего взаимодействия.

Осуществляя познавательную деятельность, специалист руководствуется рядом общих требований: Во-первых, познание клиента строится на основе теоретико-методологической концепции социальной работы, которой следует профессионал. Избранная концепция дает ответы на вопросы о причинах возникновения трудной жизненной ситуации, способах социальной защиты и помощи, определяет ключевые стороны изучения индивидов, семей, сообществ, испытывающих проблемы в процессе социального функционирования.

Во-вторых, социальный работник избирает адекватные методы диагностики. Диагностика, используемая в практической социальной работе, отличается от диагностики научного исследования своей главной функцией. В первом случае методы изучения призваны осветить параметры жизненной ситуации клиента, в то время как научное исследование направлено на определение существенных взаимосвязей между воздействием субъекта социальной работы и позитивной динамикой преодоления клиентом возникших проблем. В практике социальной работы, так же как и в научных исследованиях, используются опросные методы, наблюдение, изучение документов.

2 стр., 774 слов

Армия как социальный институт : проблемы социального управления ...

... общества. Цель работы – изучить армию как социальный институт: проблемы социального управления в современном российском обществе. В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи: рассмотреть теоретико-методологические основания исследования армии как социального института; проанализировать ...

В-третьих, обобщение полученных данных нацелено на уточнение источника страданий клиента. При этом последовательно проверяется заявляемая индивидом проблема и ставится социальный диагноз. В социальном диагнозе очерчивается круг утраченных, сохранных и потенциальных внутренних ресурсов. Утраченными ресурсами следует считать те свойства, которые не могут быть достаточно быстро восстановлены. Сохранные ресурсы имеют существенное значение, так как опора на них позволит компенсировать частично утраченные. В качестве потенциальных ресурсов выступают те, которые могут быть развиты при соотносимых затратах клиента и социального работника.

Семья как объект социальной работы: в семье, в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности.