Особенности философских проблем и методология науки

Курсовая работа

Современная физика – это лишь одна из многих естественных наук. Греческая “фюсик а ” – это знание иного рода, а именно – всё научное знание о “фю сис”, т. е. о природе как в целом, так и в частностях, как о материи, движении, пространстве, времени вообще, так и о строении Космоса в целом, о небесных светилах, о земле, воде, воздухе, огне, минералах, о видах растений и животных. В греческой классификации “физикой” называлось научное знание о том, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека – обо всём том, что существует само собою , само собою происходит, само себя создает, изменяет и разрушает вне человека и в самом человеке. “Фюсис”, природа в целом – это бытие невозникшее, несозданное, неуничтожимое, вечно само собою изменяющееся, телесное и подвижное , иначе говоря, всё естественное в отличие от искусственного, т. е. созданного “искусством”, деятельностью и умением человека.

Словом “ э тос”, напротив, обозначалось поведение человека, сфера его поступков , деятельности, обусловленной его умом, характером, обычаем, законами, – всё, связанное с образом жизни людей, их “нравами”. Однако главнейший предмет этики составляет добродетель . Этика должна научить искусству жизни, определить, в чём состоит истинное и высшее возможное для человека благо .

“Легейн” по-гречески– “говорить”, в отличие от “крюптейн” – молчать, скрывать, утаивать. “Л о гос” – это и “слово”, и “разум”. Разумность человека, по убеждению античных философов, обнаруживается прежде всего в речи , в способности человека высказывать суждения , рассуждать . В слове открывается и являет себя то, что до этого “молчало”, было тайным, скрытым, невидимым, нереализованным. И “фюсис”, и “этос” раскрываются, выражаются, изъясняются лишь в “логосе”. И поскольку логос, умение выражать вещи и поступки в слове, имеет первостепенное значение, особенно в науке, постольку рассмотрение и изучение самого “логоса” также становится необходимым. Разум обращается к самому себе и самого себя исследует. Мышление и речь сами становятся предметом особой науки – логики. Логика – самопознание разума, наука о мышлении, поскольку оно выражает себя в слове, в рассуждениях.

природе, обществу, мышлению

о первых началах

метафизика

В текстах Аристотеля, однако, можно найти и более детальную классификацию знаний вообще, в том числе философских. Вся совокупность знаний человека вообще разделяется им на три рода: “теоретикэ” (теоретическое), “практикэ” (практическое) и “пойэтикэ” (включающее в себя также “технэ” и “механэ” – всё, как мы бы сейчас сказали, связанное с “технологией”).

9 стр., 4262 слов

"Собирал человек слова..." (о В.И. Дале)

... народного слова, авторы статей довольно часто ссылаются на словарь Даля. Именно неугасаемый интерес к личности и трудам В.И. Даля побудил меня подробнее узнать об этом великом человеке и ... Морской корпус считался одним из лучших учебных заведений России. Кадеты получали отличные знания по математике и другим точным наукам, имели хорошую практическую подготовку во время ...

Последнее – это знание-искусство, т. е. связанное с искусностью, умением человека, с его творческой деятельностью, направленной на природный материал и что-нибудь создающее, производящее. Одно из важнейших “искусств” для Аристотеля, например, – медицина. Первые же два рода знаний и составляют собой философию, которая разделяется им далее на теоретическую и практическую.

Теоретическая философия

Практическая философия

Структура философии в Средние века.

теологии

Новая философия. Систематика Вольфа.

естественная теология

Декарт

систематическое

формальная наука

способности познания

Эмпирическая (прикладная) практическая философия

чистая теоретическая философия

онтологии

о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще

Структура философии у Канта и Гегеля

критикой

теорию познания

логику

эстетика

Отделение от философии конкретных наук.

философия техники

Основные разделы современного философского знания., МЕТАФИЗИКА, ОНТОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ, ПСИХОЛОГИЯ

ЛОГИКА – наука о разуме , о мышлении, о правильных , последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ЭТИКА – учение о высшем благе человека, об основаниях , определяющих в конечном счёте волю , поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

ЭСТЕТИКА (философия искусства) – учение о прекрасном , о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

главные

«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [4, 39].

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

Методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. И в этом их огромная заслуга, поскольку они смогли противостоять идеологическому давлению. Но, в то же время, они поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре этажа:

5 стр., 2083 слов

Эволюция понятия «материя» в философии и науке

... длинным и трудным развитием философии и естествознания. Объектом исследования является понятие «материя», предметом – взгляды философов на данное понятие на протяжении всего развития философии. Цель работы – выявить эволюцию философских взглядов на понятие «материя». Для достижения поставленной ...

  • философский;
  • общенаучный;
  • конкретно-научный;
  • технологический (конкретные методики и техники исследования).

Это разделение методологии было признано практически всеми методологами и стало подобием «священной коровы» – оно не подвергалось сомнению. Но такое деление привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» – порознь. А единая картина? А единая методология? И эту путаницу в методологии мы имеем до сих пор.

Действительно, судя по всему, верхние первый и второй этажи вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований).

Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило – в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты).

А ученым – представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. – нужна методология (как наука об организации деятельности – см. ниже) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время. Кроме того, работы философов по проблематике гносеологии и методологии зачастую написаны настолько сложным, заумным языком, что для «простых» ученых они просто недоступны.

Далее, третий сверху «этаж» отведен как бы методологам конкретных наук – методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» – они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях.

А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

Таким образом, подводя итог краткому вводному экскурсу в методологию научного исследования (методологию науки), приходится констатировать, что при всем большом объеме накопленных полезных материалов, в ней сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, многозначность ее предмета, с другой стороны – его зауженность.

Действительно, философия является основанием методологии, так же как и другие науки, изучающие деятельность: психология, системный анализ и т.д.

Если исходить из классификации наук, предложенной В.С. Ледневым (см. Рис. 2), то методологию следует отнести к практическим наукам. Она тесно связана с технологическими науками, системным анализом, организацией труда и производства, с управлением проектами и т.д.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Философская антропология 1

Рис. 2. Структура научного знания по В.С. Ледневу