Теория, социально-экономическая сущность налогов

Налоги в нашей жизни определяют многое, от них зависит благополучие страны. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Государству для выполнения своих функций необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, установленной в законном порядке. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на управление, оборону, суд, охрану порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Принудительное изъятие части дохода у налогоплательщиков порождает негативное отношение общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыскивает механизмы его смягчения путем регулирования налогового законодательства и реформирования налоговых органов.

Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

В условиях перехода от административно-директивных к экономическим методам управления резко возрастает значение налогов как регулятора рыночной экономики, через налоги государство может проводить политику развития наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

На протяжении более десяти лет налоговая система России постоянно реформируется. Это связано не только с изменением общественного строя. Государственная власть, ее законодательные и исполнительные органы в интересах разрешения данного противоречия находятся в постоянном поиске оптимальных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения. Перед ними стоит и другая проблема – проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налогов в условиях разрушенной экономики на постсоветском пространстве.

В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономики России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. При помощи налогов регулируются взаимоотношения как внутри страны между предпринимателями, предприятиями и государственным и местным бюджетами, так и внешнеэкономические отношения.

3 стр., 1243 слов

Понятие и роль налогов в жизни государства

... физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства. 2. Признаки налогов: 1) императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а ... налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов. Плательщиками индивидуального подоходного налога а) адресная социальная помощь, пособия и компенсации; б) алименты, полученные на ...

Данная работа посвящена теории налога и налогообложения, в ней рассмотрены такие вопросы, как возникновение налогов, понятие налога, функции налогов, их социально-экономическая сущность.

1. Теория налога и налогообложения

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог – элемент общественного бытия. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление. На самых ранних стадиях государственной организации налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения. Они не всегда были добровольными, а являлись неким неписаным законом. С побежденных народов взимались платежи, дань и контрибуции, которые в последующем приобрели форму регулярных податей и налогов. Налог как историческая категория возник из контрибуции и дани с побежденных и угнетенных народов.

Многие стороны современного государства восходят к истокам Древнего Рима. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальные, поскольку избранные магистры выполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, что было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими достатками. Определение суммы налога проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

Римское государство разрасталось, постепенно Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка. Также облагалась налогом недвижимость, живой инвентарь (крупный рогатый скот, рабы), ценности.

Помимо прямых налогов, в Римской империи существовали и косвенные налоги. Таким образом, мы видим, что подразделение налогов на прямые и косвенные известно с глубокой древности. Критерием такого деления является теоретическая возможность переложения таких налогов на потребителей. Окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

Из косвенных налогов в Древнем Риме были : налог с оборота по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% их рыночной стоимости.

Несколько позже был введен налог с наследства 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

13 стр., 6396 слов

По обществознанию «Роль государственных и муниципальных финансов ...

... регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития 4. Проанализировать современное регулирование территориальных пропорций социально-экономического развития в ... режимов -единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения, ... устранение возникающих диспропорций, как отраслевойструктуры экономики, так и территориальных пропорций, ...

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины, оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но играли роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемной армии, строительство храмов, укреплений и т.д.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» – опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов. Человеческое общество неоднородно в силу естественно-физиологических причин. Это побуждает его объединять свои усилия и богатства для противостояния силам природы, внешним врагам для совместного обеспечения общественных нужд. Потребность объединять такие усилия объясняет первопричину существования налога как такового. Классики экономической мысли более 300 лет назад сформулировали фундаментальные принципы налогообложения и определения налога в качестве «жертвоприношения», «платы за общественные услуги» и др.

Со времен развития товарно-денежных отношений и укрепления основ государственности экономисты рассматривают налог в качестве неотъемлемого элемента расширенного воспроизводства и фактора роста экономического потенциала.

История налогообложения берет начало с момента возникновения государства. По сравнению с Европой, на Руси налоговая система возникла гораздо позднее. Первые попытки ее создания относятся к концу IX века, когда началось объединение Руси. В это время основным источником доходов была дань, и она являлась прямым налогом. Кроме того, вводится косвенное налогообложение в форме различного вида пошлин, а чуть позднее — сбор за право торговли, оброк и поземельный налог.

39 стр., 19491 слов

Интеллектуальный потенциал инновационного развития

... владения, пользования и распоряжения инновациями, защита промышленной, интеллектуальной собственности, развитие договорных отношений Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности - ... поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке, развитие экспортного потенциала страны, развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, внешнеэкономическая ...

Создание наиболее стройной финансовой и налоговой системы относится к эпохе Петра I (1672-1725).

Это период бурного развития промышленности, горного дела, добычи полезных ископаемых. Была проведена реорганизация армии, создается Российский флот. Все это требует значительных денежных средств. Доходы государства пополняются военными налогами, подушной податью, вводится промысловый налог, совершенствуется таможенная политика.

Дальнейшее развитие система налогообложения получила в период царствования Екатерины II (1729-1796).

Происходит упорядочение системы управления финансами: создаются губернские Казенные палаты — для управления финансовыми делами в губерниях и экспедиция о государственных доходах, которая занималась учетом и контролем доходов и расходов государства, а также взысканием штрафных санкций.

Дореволюционная система налогообложения России включала как прямые, так и косвенные налоги. Прямые налоги включали: подушную подать, промысловый налог, поземельный налог, налог на недвижимую стоимость, квартирный налог, налог с городской недвижимости и налог на денежный капитал. В число косвенных налогов входили: питейный налог, приносивший самый крупный доход государственной казне, акцизы на табак, соль, спички, керосин и ряд других товаров, а также специальные государственные сборы, взимаемые с пассажиров за проезд или провоз багажа любым видом транспорта. Кроме того, вводятся паспортные сборы, пошлины с имущества переходящего по наследству или дарении.