Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.
В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества девиантных детей остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении приобретает особую остроту и актуальность?
Отклонения в поведении детей, как показывают исследования, возникают в результате политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.
Но, к сожалению, часто и сама семья самоустраняется от процесса воспитания. Многие родители, будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям. Перед обществом стоит актуальная задача полноценно включить семью в воспитание детей, повышение ее ответственности за жизнедеятельность ребенка.
Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. В связи с дезорганизацией жизни семьи наблюдается
Отношения в семье между родителями и подростками
... взаимоотношений родителей и детей. Гипотеза: родительское отношение определяет отношение подростка к родителям, Исходя из цели работы, автором были поставлены Задачи: 1. Провести литературный анализ по проблеме взаимоотношений родителей и детей. 2. Исследовать отношения между детьми и родителями в семье. ...
Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и
В настоящее время в стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей в России. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа «Дети России», в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. В системе социальной защиты населения создана сеть учреждений для разных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке.
В качестве приоритетной, концептуальной идеи, основного направления в преодолении безнадзорности, беспризорности, правонарушений, наркомании обозначена задача — создать и совершенствовать комплексную систему
Социальная работа, одна из немногих специальностей, аккумулирующих в себе самые разнообразные умения — от информирования, консультирования, обслуживания, стимулирования, обучения искусству взаимодействия и т. д., способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.
Степень научной разработанности темы достаточно велика. Аспекты организации практической основы социальной работы с девиантными подростками, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Варывдина В.А., Клемантовича И.П.,. Павленка П.. Д., Зубковой Т.С., Климановой Г.И., (исследование системы социальной защиты детства), Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др. 1 Особую роль для исследования имели нормативно-правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями).
Объект исследования: девиантные подростки.
Предмет исследования: технологии работы в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
- Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
- Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
- Изучить формы работы с девиантными подростками.
- Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
- Раскрыть специфику работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. (на базе г. Волгодонска)
В работе были использованы следующие методы: анализ и синтез различных подходов к исследованию и решению проблем девиантного поведения подростков. Анализ документов.
Социальная работа с дезадаптированными детьми курсовая
... - снизился уровень агрессивности детей и уменьшилось количество дезадаптированных детей, что указывает на эффективность и результативность проведенной нами технологии социальной работы с детьми. Таким образом, были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута ...
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности девиантного поведения
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей работы социально – реабилитационного центра г. Волгодонска.
Теоретическая и эмпирическая база исследования.
Теоретическая база исследования: методы использованные при подготовке данной работы: обобщение теоретических источников и журналов, анализ, синтез, сравнение.
Эмпирическая база исследования: государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска».
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками
Возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических, управленческих и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др. Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств. 2
При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во- вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, в связи с этим, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы).
Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными
Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-
Курсовая работа технология социальной работы с алкозависимыми
... алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей. Предмет исследования: социальные и психологические проблемы детей алкозависимых родителей. Объект исследования: дети ... вузов. под ред. Н. К. Асановой. М., 1997. 14 Методика и технология работы социального педагога/ под ред. М. А. Галогузовой. – М.,2002. 15 Титаренко В. ...
Технология может быть определена как совокупность основных характеристик и элементов (ингредиентов) процесса производства того или иного продукта. 4
В словаре русского языка СИ. Ожегова технология определяется как оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс определяли технологию как совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Другое значение технологий — это определенный документ, проект, описывающий и регламентирующий порядок действий, задающий нормативы, стандарты инфраструктуры. Можно говорить о совпадении реально действующей технологии и технологии как модели. 5
В последнее время понятие (термин) технология широко используется во всех сферах жизнедеятельности человека и прочно утверждается в социальной и духовной сфере. В настоящее время все активнее используется понятие технологии социальной работы.
Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере).
Одной из ее важнейших задач как науки является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения. 6
Характеризуя технологии социальной работы как науку, следует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и
В этом случае социальные технологии выступают как способы
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. То есть эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер. 7