Социально-психологическая структура личности

Курсовая работа
Содержание скрыть

Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека

К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В которой выделял следующие подструктуры:

— Направленность и отношения личности, которые проявляются в виде моральных черт. Они не имеют врожденных задатков и формируются путем воспитания. Поэтому эта подструктура может быть названа социально обусловленной. Она включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение. К.К. Платонов рассматривает отношение не как свойство личности, а как «атрибут сознания, наряду с переживанием и познанием, определяющим различные проявления его активности». По К.К. Платонову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

— Опыт: «знания, умения, навыки и привычки, приобретенные путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности». Закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, это и позволяет их считать свойствами личности. Качества этой подструктуры рассматриваются на психолого-педагогическом уровне.

— Индивидуальные особенности психических процессов (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли).

К.К. Платонов намеренно устанавливает такой порядок их следования, подчеркивая силу биологической и генетической обусловленности психических процессов и функций. В наибольшей мере это характерно для памяти, а без нее не могли бы существовать другие психические процессы и функции. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается данная подструктура на индивидуально-психологическом уровне.

— Биопсихические свойства, в которые входят «половые и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент)». Процесс формирования черт этой подструктуры осуществляется путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют». Активность этой подструктуры определяется силой нервной системы и изучается она на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.

Таким образом, по мнению К.К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные свойства личности. Причем, часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, другие лежат на пересечении подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур».

10 стр., 4701 слов

Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости ...

... действительно объясняет стабильность и единство личности. Оно получило название «экстернально-интернальный локус контроля» [20, с. 25]. Однако ... т. д. Но особым фактором является уровень субъективного контроля или локус контроля, который, определят жизненную позицию человека ... состояние, которое характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных ...

Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей. В результате, главной проблемой в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности.

К концу 70-х, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.

Методы ослабления «предстартовой лихорадки» 1. Метод рационализации предстоящего события. Для этого следует максимально детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, однако это неважно. В резуль …

Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи …

Концепция личности С.Л. Рубинштейна (1889-1960) Зависимость психических процессов от личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в отличии от их индивидуальных (личностных) особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности. Во-вторых, личностная зав …

Социально-психологическая структура личности и поведение человека в организации.

Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой принято выделять направленность, характер, темперамент и способности. Направленность — система потребностей, мотивов, интересов и идеалов. Темперамент — система природных качеств.

Способности — совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер — синтез отношений и способов поведения.

Каждая личность — это индивидуальность. Важно рассматривать личность в соотношении с жизненной историей индивида или с перспективами его развития. Личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Основным способом существования человека является его деятельность. Деятельность для человека это также и способ включения в социальную систему.

Социальная система — совокупность отношений, которые возникают в результате взаимодействия индивидов. Взаимодействия соц. систем характеризуются двумя особенностями: 1. поведение любого члена группы может оказать прямое или косвенное влияние на действия любого другого его участника. И хотя сила этих воздействий различна, все части системы взаимосвязаны. 2.социальные системы являются открытыми, взаимодействующими с внешним миром системами.

Практическую связь с миром и зависимость от него выражают потребности человека, которые являются источником его активности взаимодействия с окружающей средой. Потребности бывают первичные (физиологические) и вторичные (психологические).

5 стр., 2455 слов

Развитие нервной системы

... развитием нервной системы удивительно сходным образом у различных животных. Например, как мы уже упоминали в главе 1, гены, которые управляют развитием глаза у развивающегося цыпленка, мышонка или человека ... которые могут иметь гомологов у некоторых видов более просто устроенных беспозвоночных. Развитие нервной системы в раннем периоде В раннем периоде морфогенеза позвоночных область гаструлы, из ...

Мотив — осознанная потребность. Система мотивов -мотивация (внутренняя и внешняя — стимулирование).

Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Выделяют три труппы людей по направленности их развития: потребители, созидатели, разрушители. Направленность проявляется через установку человека. Установка личности- это занятая ею позиция, настрой на определенное поведение. В основе направленности личности есть основополагающие качества, свойства, которые определяют критерии, по которым можно чаще всего безошибочно судить о человеке, предсказывать его поведение и управлять им. К этим качествам относят: уровень развития интеллекта, волю, чувства и эмоциональные свойства, темперамент и способности. Среди многих качеств личности, составляющих ее индивидуальность, существенная роль отводится интеллекту (уму).

Среди умственных способностей выделяют: любознательность (стремление человека узнать то новое, с чем он встречается впервые); глубина ума (качество человека постичь суть конкретного явления, уметь установить основные, существенные связи между явлениями и внутри них); гибкость и подвижность ума (способность человека быстро отключиться от старых связей при анализе событий и также быстро установить новые отношения и связи, при этом суметь рассмотреть явление с необходимой точки зрения); логичность (способность применить анализ и синтез при мышлении); доказательность и критичность ума (отражают умение человека обосновать свое решение, используя при этом неопровержимые факты и аргументы); интуиция; привычки (стандартная реакция личности на обстоятельства, сформировавшаяся в результате многократных прошлых реакций на подобные обстоятельства).

Воля — это организатор поведения (воля регулирует сознание).

Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность.

Эмоции -это переживания личности, возникающие под воздействием определенных жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные (эмоциональное отношений личности к поведению людей и своему собственному); интеллектуальные (переживания, которые возникают у человека в результате его умственной деятельности); эстетические (возникают и развиваются при восприятии предметов искусства, красоты природы и пр.).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент — самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик — сильная нервная система, легко переключается с одной работы на другую, но неуравновешенная нервная система, что мешает его уживчивости и совместимости с другими людьми. Сангвиник — сильная нервная система, обладает хорошей работоспособностью, легко переходит к другому виду деятельности, легко переживает неудачи. Флегматик

7 стр., 3296 слов

Имидж делового человека. Критерии выбора модели поведения

... другу. 1.2 Тактика общения Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой предъявляются следующие требования: 1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь оперативно пользоваться ими. 2. В деловом общении не ...

— сильная работоспособная нервная система, но с трудом включается в другую работу и приспосабливается к новой обстановке, преобладание спокойного ровного настроения, чувства отличаются постоянством. Меланхолик — отличается низким уровнем психической активности, замедленными движениями, быстрой утомляемостью, высокой чувствительностью. Чуткость к другим делает его универсально уживчивым с другими людьми,

С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер-совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганизации, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Социально-психологическая структура личности и поведение человека в организации.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Социально-психологическая структура личности и поведение человека в организации.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Социально-психологическая структура личности и поведение человека в организации.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Социальная психология: конспект лекций (Н. А. Мельникова)

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность

  • это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.

Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать.

Социально-психологические особенности личности.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.

Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии.

Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

4 стр., 1605 слов

Авто диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02 ...

... социально-политических последствий локальных войн и военных конфликтов. Необходимость этого была обусловлена следующим. Во-первых, без выяснения сущности социально-политических последствий локальных войн и военных конфликтов нельзя понять закономерности их развития, характерные черты и особенности. Во-вторых, выяснение сущности социально-политических последствий локальных войн и военных конфликтов ...

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности

– это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности

  • характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

природно-географическая среда

и

общество

Макросреда

  • общество в совокупности всех его проявлений.

Микросреда

  • группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность

  • это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона

личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.

Психические процессы

  • психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Мировоззренческая сторона

отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально-психологическая сторона

отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

И. Хофман, Д. Браун

и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения.

Л. Клягесом

предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

5 стр., 2151 слов

Модели и методы анализа и синтеза сценариев развития социально-экономических ...

... методология, модели и методы сценарного анализа и синтеза использовались при разработке: систем управления спецобъектами; систем управления экологической безопасностью на ряде объектов в РФ; систем управления экономической безопасностью; перспективных планов развития ... структурных особенностях исследуемой системы. Такая задача может быть решена на базе развития теории и практики сценарного анализа и ...

Р. Кеттел

указывает на три аспекта личности:

1) интересы;

2) способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн

рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Дж. Мидом

интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности:

I, mе, self

  • Их интерпретация:

1) I

(дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2)

(дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self

(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.

Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Существуют три социально-психологических типа: пикники, атлетики и астеники.

Пикники

отличаются высокой степенью межличностной контактности и адаптируемости к социальной среде; стремлением строить определенным образом отношения со всеми другими людьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики

общительны и социально активны, стремятся быть в центре внимания и завоевывать доминирующие позиции среди других людей, отличаются кипучей экспрессивностью.

Астеники

малообщительны, сдержанны в сотрудничестве с другими людьми, осторожны в активных взаимоотношениях в группе, очень чувствительны к изменению своего статуса или социального положения, страдают клаустрофобией.

Составляя социально-психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежность к определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники

находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам

совершенно чужда тревога. Их состояние – спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место.

холериков

отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения.

Меланхоликов

отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях.

Холерики – наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально-психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия

указывает на такие особенности образа «Я» у людей с социофобией">психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия

характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными.

Для любого человека с раннего детства врожденные динамические характеристики нервной системы связаны с доминирующими инстинктами.

Истинкты

  • фиксированная в генетическим коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

эгофильный тип

  • доминирует самосохранение;

генофильный тип

  • инстинкт продолжения рода;

альтруистический тип

  • инстинкт альтруизма;

исследовательский тип

  • инстинкт исследования;

доминантный тип

  • инстинкт доминирования;

либертофильный тип

  • инстинкт свободы;

дигнитофильный тип

  • инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой – активно влиять на процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития

  • это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами;
  • между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности;
  • между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития

  • то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними

факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек,

внутренними

  • биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития

  • то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними

предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека,

внутренними

  • активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности.

Уровни психического развития

  • степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности

  • показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности

  • показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи.

Полнота содержания личности и ее основные социально-психологические особенности определяются:

1) содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;

4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо легкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение ее разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Развитие

– всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.

Концепция личности К.К.Платонова. , К. К. Платонов

В этой системе автор выделяет 4 подструктуры личности.

Критериями выделения подструктур являются:

  • отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
  • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
  • основной инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
  • объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

-исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности.

Подструктуры:

1. Подструктура направленности и отношений личности

2. Подструктура опыта,

3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

4. Подструктура биопсихических свойств, Концепция личности Л.И.Божович.

«внутренняя позиция личности» или её направленность.

Основу направленности составляет, Ведущая сфера

Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребёнка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно. В дальнейшем на основе доминирующих потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий.

Концепция личности Д.Н.Узнадзе.

установки

Установка, Характерной особенностью личности, Импульсивное

2.регулируемое сознанием

три типа личностей:

1 .динамический- личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;

2 .статичный — личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значительных волевых усилий;

3 .вариабельный — личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для её реализации.

важнейших характеристик личности

Период подготовки цели делится на две ступени:

1) выбор, который признаётся интеллект, актом и осуществляется на основе личностной ценности поведения для данного субъекта;

2) мотивация, признаваемая волютивным процессом.

Волевое поведение

Подструктура направленности в системе

К первой подструктуре относятся моральные черты личности, которые выражаются через направленность и отношения субъекта. Навыки коммуникации, выхода из конфликтов, позитивного общения и другие формируются путем воспитания. В этой подсистеме, утверждает психолог, говорится о стремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, мировоззрении и идеалах, как о параметрах не только социального уровня (приобретенных только в ходе воспитания), но и социально-психологического. То есть речь идет и о воспитании, а также о самом сознании человека. Все вышеперечисленные характеристики действуют в личности наравне с переживаниями и разного рода познанием. Получается, что они также являются атрибутом сознания. Это значит, что психологические свойства личности, такие как желания, убеждения, идеалы и так далее, формируются и с помощью внутренних ресурсов личности, и в результате воздействия социального окружения человека.

В социальной психологии в структуру личности принято включать Я — концепцию, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности.

Одними из основных компонентов в социально-психологической структуре личности являются мотивы и потребности. Мотив — это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность…»[30].

«Потребность-свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (Обуховский К.).

(Узнадзе,1966).

Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Первыми ввели этот термин в научный оборот У.Томас и Ф. Знанецкий (1882–1958), понимая под ним установку, направленность личности на тот или иной вектор поведения.

Ольшанский, 1994

В историю социальной психологии вошел известный эксперимент американского исследователя Ричарда Лапьера в начале 30-х годов ХХ века. Вместе со знакомой молодой супружеской парой китайской национальности на личном автомобиле он отправился в многомесячное путешествие по дорогам Америки, каждую ночь останавливаясь в придорожных мотелях. Всего таких заведений Лапьер и его китайские друзья посетили две с половиной сотни. Не всюду их встречали гостеприимно, однако не было ни одного случая, чтобы перед ними захлопнули дверь. Возвратившись из путешествия, Лапьер

разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для супружеской пары китайской национальности. Половина писем остались без ответа. Однако 128 владельцев мотелей прислали ответы, причем 90% из них содержали категорический отказ. (Можно предположить, что большинство не удосужившихся ответить подразумевали то же самое.) До той поры исследователи даже не задумывались, насколько в поведении людей согласуются “слово” и “дело”. Негласно подразумевалось — как человек говорит, так он и поступает. Лапьеру удалось продемонстрировать, что это далеко не всегда происходит так. Многие наши словесные заявления продиктованы нормами и ценностями того социального круга, к которому мы принадлежим. То есть фактически многие слова мы произносим под давлением социального окружения — потому что полагаем, что «такие, как мы» говорят, думают и поступают именно так. Оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными живыми людьми, мы испытываем влияние другого рода — давление самой этой ситуации и готовы подчиниться скорее сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам. Отсюда следуют важные практические выводы.

Во-первых, любым заявлениям, касающимся принятых человеком норм и ценностей, следует доверять с осторожностью. Никакая самая патетическая декларация еще не дает стопроцентной гарантии, что в реальных жизненных условиях человек поведет себя в соответствии с нею.

Во-вторых, если мы рассчитываем на чью-то поддержку или услугу, но не уверены, что человек настроен нам ее оказать, просить о ней лучше лично — в соответствии с феноменом Лапьера вероятность получить отказ письмом или по телефону гораздо выше.

В межличностных отношениях аттитюд имеет следующие социальные функции:

  • инструментальную или утилитарную, как готовность приспособить какого-либо человека для достижения собственных целей,
  • защитительную, как повышенная уязвимость, готовность в любой момент дать отпор другому: огрызнуться, отстоять представления о самом себе и свою самооценку,
  • ценностно-экспрессивную функцию как готовность отстаивать перед другим человеком собственную систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок,
  • познавательную функцию как стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения о мире и людях, дополнительные к сложившейся картине мира.

Как пишет В.Б.Ольшанский, «выделение четырех функций в достаточной степени условно. Иногда их сводят к двум основным: «понимать мир настолько, насколько это возможно, и защищаться от него настолько, насколько это возможно». Именно сочетание стремления к знанию и страха перед знанием приводит к построению (принятию) псевдознаний, суеверий и предрассудков, извращающих реальное положение дел в угоду чувству самоуважения — хозяину всех чувств, как его назвал Мак-Дугалл.

Чтобы сохранить к себе уважение, индивиду нужно оправдать свою прошлую жизнь, объяснить существующее положение и обосновать надежду на будущее. Эти функции выполняют мифологические системы. «Миф есть объяснение, оправдание и надежда. Функция мифа состоит в том, чтобы сделать желательным подчинение индивида общественным порядком, чтобы подчинить личность группе и убедить ее в том, что это подчинение добровольно… Если большинство начинают терять веру в миф, вся полиция мира не в состоянии удержать в целости расползающуюся общественную структуру»[31].

Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М.Рокич является одним из первых ученых наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений.

1.Анонимные примитивные убеждения

Например: Солнце излучает свет;

  • Матери рожают детей;
  • Чтобы сделать покупку, надо иметь деньги.

2.Приватные, примитивные убеждения –

Например: Я убежден, что моя мать меня любит;

  • Иногда у меня возникают мысли о смерти;
  • Я люблю самого себя.

Авторитетные убеждения –

Например: Дети должны слушаться своих родителей;

  • Гомосексуалисты едва ли не лучше преступников, их следует сурово наказывать.

4.Извлеченные (derived) убеждения –

Например: Землю не раз посещали инопланетяне;

  • Есть два сорта людей: слабые и сильные.

По каким критериям сформулирована структура личности по Платонову?

Как и любое открытие, психологические теории личности сами собой не возникают. Для этого нужно много времени посвятить изучению большой выборки респондентов. Затем определиться, что нового можно выделить в характеристиках личности и как их свести к общепринятым понятиям. Для любой структуры нужна теоретическая и исследовательская база, а также определенные критерии, по которым происходит классификация. Структура личности по Платонову также сформулирована по своим критериям:

  • соотношение социального и биологического, приобретенного и врожденного;
  • как между собой связаны и внутренне близки черты личности в отдельных подструктурах;
  • каким инструментом формируются те или иные характеристики личности (обучение, воспитание, упражнение, тренировки);
  • биологические и социальные качества человека, сформированные исторически (сумма психологических свойств, личность как опыт).

Структура личности по Платонову: схема

Очень сложно кратко изложить всю структуру в схеме, но вкратце это выглядит так:

Направленность личности Мировоззрение, личностные смыслы, стремления и др. Социальная обусловленность
Социальный опыт ЗУН и привычки Социально-биологическая база
Индивидуальные особенности психики Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, воли, чувств и др.) Биосоциальная обусловленность
Биопсихические свойства Скорость, интенсивность психических процессов, пол, возраст. Биологическая обусловленность

По мнению автора теории, в представленные подструктуры можно вложить все свойства личности, известные на сегодняшний день.

Подструктура форм отражения, выделенная психологом

Эта подструктура содержит в себе больше биологической составляющей личности. Здесь говорит об особенностях познавательных процессов психолог Платонов. Структура и развитие личности, утверждает он, не сможет существовать без процессов, осуществляемых памятью, мышлением, чувствами, ощущениями, восприятием. Кроме того, Платонов установил определенную очередность в функционировании этих психических процессов. По его мнению, силу генетической и биологической основы в этой подструктуре определяет следующая последовательность: функции памяти, эмоций субъекта, ощущений, мышления, восприятия, чувств личности и воли. Психологические свойства личности, говорит в своих трудах ученый, не могли бы существовать без физиологической и генетической памяти, поэтому ее он ставит на первое место. Почему здесь больше биологического? Потому что ощущения, эмоции и некоторые виды памяти присущи как человеку, так и животным. Этот пункт структуры изучается преимущественно индивидуально.