По работе Зигмунда Фрейда «Три очерка по теории сексуальности»

Эссе по работе Зигмунда Фрейда Три очерка по теории сексуальности

ЭССЕ ПО РАБОТЕ З.ФРЕЙДА

«ТРИ ОЧЕРКА ПО ТЕОРИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ»

В наши дни фигура Зигмунда Фрейда является широко известной и авторитетной во многих направлениях современной психологии. Зигмунд Фрейд является основателем и родоначальником направления глубинной психологии (психоанализ).

В концепциях и идеях этого ученого на первый план стали выходить глубинные, бессознательные структуры психики, а также появляется новый метод, разработанный школой – психоанализ. В настоящее время идеи и влияние работ Зигмунда Фрейда во многом направляют развитие современной глубинной психологии. Несмотря на пересмотр, корректировку и отказ от некоторых идей, основные концепты остались и по сей день. Если проследить развитие научных идей – то можно сказать, что многие идеи – о приоритете бессознательных процессов, о роли сексуальных побуждений, о роли детства в дальнейшем развитии человека – не были новыми. Однако, для их воплощения и дальнейшей проработки был необходим ученый, который смог бы создать проработанную и непротиворечивую теорию — кем и оказался впоследствии Зигмунд Фрейд.

Самой спорной и в настоящее время оказалась его теория пансексуализма – идея, согласно которой, все мотивы человека, действия, творческие и культурные явления объясняются только через сексуальное влечение. Зигмунд Фрейд оказался не первым, кто серьезно начал работать над проблемами сексуальности. В «Трех очерках по теории сексуальности», написанной ученым в 1905 году, широко раскрывается природа сексуальности человека. В работе З.Фрейда содержится три основополагающих раздела – о сексуальных отклонениях, инфантильной сексуальности и преобразованиях пубертатного возраста.

З.Фрейд полагает, что природа сексуальных отклонений имеет ключевую причину в психическом инфантилизме – который, однажды накладывая отпечаток на сексуальное развитие, продолжает влиять на сексуальное развитие в пубертатном возрасте. Так, к сексуальным отклонениям ученый относит «отклонения в отношении объекта» — сексуальное влечение к людям своего пола, детям и животным; «отклонения в отношении сексуальной цели» — куннилингус, фелляция, фетишизм и другие. Что касается периода инфантильной сексуальности, то З. Фрейд отмечает, что в нем не отмечается резких границ между нормой и патологией, а в дальнейшем взрослении воспитание помогает формировать мораль, отвращение и стыд – что способствует формированию гетеросексуальной, зрелой психосексуальности человека, направленного на размножение. Сексуальный невроз имеет несколько признаков, согласно З.Фрейду: продолжение существования инфантильной сексуальности, преобладание первертированных инстинктивных импульсов и наличие сильного вытеснения импульсов, что делает нереализованными сексуальные желания и приводит к неврозу.

4 стр., 1831 слов

Основные этапы индивидуального развития человека

... к дошкольному периоду развития. Однако доминирующей мотивационной основой они могут стать позднее, когда личность человека уже сформирована, и ... (чувствительная) информация играет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Она поступает в нервную систему различными путями. ... ствола. Он находится между полушариями большого мозга. Основною массу его составляют зрительные бугры (thalami). Межуточный ...

Аналитичность подхода З.Фрейда на сексуальность помогла показать связь между несколькими явлениями и феноменами, которые до этого не укладывались в слаженную теорию. Кроме этого, З.Фрейд рассматривает феномен нарцизма как особый вид сексуального извращения, при котором человек видит себя в качестве объекта сексуального влечения. Также описывается феномен психической импотенции и механизмы, стоящие за ним. Таким образом, З.Фрейд в своей работе смог объяснить сексуальность взрослого исходя из его инфантильной сексуальности:

  • гомосексуальность и гетеросексуальность как вариации инфантильной бисексуальности;
  • перверсии и неврозы — как явления, возникающие вследствие задержки развития инфантильной сексуальности;
  • аномальное и нормальное сексуальное поведение как феномены диалектической природы.

Основным, наиболее важным вкладом З.Фрейда в теорию сексуальности я считаю его представления об инфантильной сексуальности и ее важнейшей роли в развитии психосексуальности взрослого человека. З.Фрейд выявил связь между инфантильной сексуальностью с гипотезой о детстве. Как главное и основополагающее свойство детства выступает большая впечатлительность и уязвимость ребенка. По мнению ученого, детские впечатления и переживания, закрепившиеся в бессознательном, могут и во взрослом возрасте определять поведение человека – при том, что человек может не подозревать о движущих силах своего поведения. Согласно Фрейду, эти впечатления и переживания не обязательно оказывают прямое влияние, и проявиться это может уже после латентного периода. Значение концепции бессознательного для познания человеческой психики состоит в раскрытии тех механизмов психики, которые недоступны прямому наблюдению. Данная идея, абсолютно революционная по своей сути и новая в психологии того времени, оставила свое влияние на теоретические воззрения представителей глубинной психологии и по сей день. З.Фрейд впервые отразил в своей работе и обозначил бессознательное как психическую реальность, сосуществующую параллельно с сознанием, которое может влиять на реальное поведение человека иногда в большей степени, чем осознаваемые мысли. В связи с этим, З.Фрейд и его последователи разработали множество техник исследования бессознательного, такие как гипноз, анализ сновидений, толкование ошибок, метод свободных ассоциаций – методы, получившие свою дальнейшую проработку и в работах современных психоаналитиков.

16 стр., 7641 слов

По психологии : «РАЗВИТИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ...

... психологические условия развития самооценки подростков. 2. Выявить развивающую роль оценки родителей и взаимоотношений с ними в формировании самооценки подростков. Теоретическое значение исследования Самооценка как объект психологического исследования Самооценка – «это оценка человеком самого ...

Кроме этого, согласно З.Фрейду, этапы развития личности соответствуют психосексуальным стадиям развития человека. Движущим стимулом развития является врожденная энергия либидо. В разные возрастные периоды развития человека она воплощается через эрогенные зоны, свойственные этому возрасту. Если либидо не получает должного удовлетворения на каком-либо конкретном этапе развития, то происходит остановка развития человека на данной стадии, и у него фиксируются определенные свойства личности.

Теория З.Фрейда оставила после себя не только его наследие, наследие чистого фрейдизма, но и помогла сформироваться нескольким совершенно новым направлениям научной мысли как в психоанализе, так и за пределами этой парадигмы. Так, можно сказать, что в настоящее время остаются влиятельными направления классического психоанализа – выводящего все проблемы взрослого человека из полового инстинкта; психоаналитическое направление, которое основывает проблемы взрослого человека на событиях и переживаниях его детства и психодинамическое направление в целом, связывающее происходящее в сознании человека с глубинной борьбой (динамикой) бессознательных сил.

Можно с уверенностью сказать, что З.Фрейд заложил основу для дальнейшего развития психоаналитической мысли: до сих пор в его работах находится много уникальных идей для дальнейшего осмысления и теоретических построений. Очевидно то, что работы ученого послужили началом взрывного роста теоретических разработок: современный психоанализ включает в себя более 20 теоретических концепций психического развития человека, каждый из которых имеет свою уникальную методику терапевтического лечения. Концептуальные воззрения З.Фрейда легли в основу современного психоанализа, в настоящее время представляющего собой динамично развивающиеся технологии раскрытия неявных свойств человеческой психики. За более чем сотню лет теоретических построений и психоаналитической практики произошло значительное число изменений, кардинально перевернувших принципы подхода к проведению психоанализа. Направление, возглавленное З.Фрейдом, безусловно, совершило крупный вклад в развитие психологического анализа. Именно усилия З.Фрейда, а затем его последователей сделали возможным создание одной из самых прогрессивных школ среди направления глубинной психологии.

Нельзя не отметить весомое влияние работ З.Фрейда на развитие множества современных направлений психологии даже за пределами глубинной психологии. Так, общая идея бессознательного помогла выявить в процессе восприятия бессознательные процессы обработки информации, которые смогли быть проверены в строгих научных экспериментах. Данные, полученные при исследовании внимания и памяти, послужили стимулом к исследованию бессознательного с точки зрения когнитивной психологии. В этом исследовательском поле некоторые ученые считают, что практически все сигналы и воздействия внешней среды сохраняются в психике, однако не все они осознаются в данный момент. Поэтому можно сказать, что теория дала жизнь многим современным исследованиям и в области когнитивной психологии и в области нейронаук в целом.

Подведу итог моей работы. Ознакомление с работой З.Фрейда «Три очерка по теории сексуальности» позволило мне сделать выводы о роли ее вклада в различные направления глубинной психологии. Объемное наследие трудов З.Фрейда представляет собой большое поле для размышлений, новых идей и последующих разработок. Развитие психоаналитического направления не стоит на месте, и до сих пор остаются возможности для возникновения новых исследований, которые смогут иначе переосмыслить идеи великого ученого, что, вполне возможно, приведет нас к новому прорыву в психологии.

7 стр., 3419 слов

Психология мотивации человека

... психологии, в частности А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса и т.д. Так, Г. Олпорт предложил идею создания личностного подхода к мотивации человека. ... исторической связи между развитием животных и человека. Человеку в стали приписывать ... Другой попыткой классификации мотивов была работа американского психолога А. Маслоу. Он ... человека стала теория инстинктов У. Макдауголла и З. Фрейда. В теории З. Фрейда ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/esse/vklad-freyda-v-razvitie-psihologii/

  1. Дружинин В. Н. Психология: учеб. для гуманитар. вузов. – Издательский дом» Питер», 2009.
  2. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу //М.: АСТ. – 2010.
  3. Марцинковская Т. Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-4-е изд., стереотип //М.: Академия. – 2004.
  4. Фрейд З. Очерки по теории сексуальности //Харьков,» Фолио. – 2006.
  5. Фрейд З. Большая книга психоанализа. Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник).

    – Litres, 2017.