Профессионально-важные качества личности педагога в образовательном процессе

До настоящего времени специфика подготовки педагогов для учреждений образования была тако­ва, что, получив профессиональную информацию, специа­листы не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Академическая психологическая подготовка доминировала. Последнее свя­зано с отсутствием либо слабой разработкой методических вопросов педагогики и психологии как в науке и ее небольшим опытом как в практической деятельности. Многие технологические подходы в педагогике с детьми и подростками заимствованы из зарубежной работы, без их достаточ­ной апробации и модификации к российским социокультурным условиям. Их описание разбросано по многочислен­ным источникам, что делает их малодоступными для сис­темного использования, как студентами, так и будущими психологами.

Попытаемся рассмотреть профессиональные признаки и качества личности педагога в дошкольном образовании за последние годы уходящего века. При этом нас будут интересовать не только статистические данные педколлектива, но и личностно – психологический уровень актуальных проблем личности педагога, направленные на эффективную деятельность профессионализма. Рассматривая психолого-педагогическую работу можно предвидеть основные психологические качества, которые важны для женщин, работающих в сфере дошкольного образования. Психологическая поддержка женщин, прежде всего, предполагает снятие психологического напряжения, переутомления, стрессового состояния в связи с нелегкой работой с детьми, а также важно показать взаимосвязь и помочь женщинам пересмотреть отношение к себе в связи со сложившейся жизненной ситуацией, а также освоить активные стратегии жизненной ситуации.

Возрастающая самостоятельность педагогов в современном обществе, их активную деятельность в различных сферах культуры требует развитости ПВК (ответственности и самоотношения).

Сдвиги в системе женских ролей приводят к изменению таких важнейших институтов социализации, как семья и .

В связи с этим представляется актуальным изучение роли педагога в образовательном процессе, а именно изучение двух групп педагогов, которые могут на наш взгляд реализовать себя как в профессиональной деятельности. Хочется сказать, что на сегодняшний день отчётливо прослеживается важность самоотношения и ответственности у педагогов педагогического коллектива. Если говорить об ответственности, то именно ответственность женщины в системе образования является важным личностным качеством, связанным с уровнем психологической зрелости.

4 стр., 1673 слов

Место философии в образовании

... чем философия. Философия скрепляет знания человека в единое целое, без нее знание рассыпается. Образование — это ответственность Кажется, ... специалист должен также уметь руководствоваться в своем профессиональном поведении общегражданскими ценностями, быть способным к тому, ... составляют пространство философского дискурса. Они и составили основу стандартов. К примеру, философы по разному отвечали ...

Цель: создание условий для формирования профессионально-важных качеств личности педагога в образовательном процессе, рассмотрение и обоснование самоотношения и ответственности как необходимых критериев эффективной целенаправленной работы педагога с детьми.

Основные задачи:

1. изучение психолого-педагогических проблем ответственности и самоотношения педагогов дошкольного образования;

2. изучить специфику самосознания и ответственности женщин в учреждении образования, как необходимые важные критерии профессионализма;

3. организация и проведение экспериментального исследования, параметров ответственности и самоотношения у педагогов дошкольного образования;

4. интерпретация взаимосвязи между методикой самоотношения и методикой ответственности .

5. развитие профессионально-важных качеств у педагогов дошкольного образования.

Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза:

Методологической основой исследования является личностный подход. Частично методологией является положение о структуре и сущности самоотношения личности и и ответственности Муздыбаева.

Таким образом, реальная и перспективная область профессиональной деятельности педагога чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей педагогической деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобразовательных школ или дошкольного образования).

И каждый из этих столь разных видов профессиональной деятельности педагога должен быть обеспечен соответствующими, адекватными содержанию работы методами, методиками, технологиями.

Предлагаемая работа представляет пер­вую попытку комплексного решения рассматриваемой про­блемы. В нем прослеживается стремление автора описать педагогические и психологические аспекты педагога в системе образования, начиная с организации его труда, вза­имодействия с педколлективом и заканчивая реализацией тех качеств, которые направлены на его профессиональную деятельность и личностный рост, применяемой в работе с группами дошкольного возраста.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/kachestva-pedagoga/

1. Абрамова психология. М., 1997.

2. Абульханова – Славская жизни. М.,1996.

3. Варга коррекция нарушений общения у младших школьников // Семья в психол. консультации под ред. . . М.,1989.№ 6.42-45с.

4. , , Андрющенко распределения первоклассников по классам различных типов. Киев,1999.

5. , Миланович работы психолога с детьми дошкольного возраста. М.,1996.

6. оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой . М.,1994.

7. Как помочь ребёнку войти в современный мир? / Под редакцией . М.,1995.

29 стр., 14029 слов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста

... -педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста. Структура курсовой работы: введение, две части, заключение, список используемой литературы. 1.Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного ... - позволяет родителям научиться правильно, общаться с ними, повышает ответственность за их воспитание, и обеспечивает единство и последовательность в ...

8. . Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М.,1999.

9. Кулагина психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.

10. Лутошкин потенциалы коллектива. М., 2000.

11. Маркова труда руководителя. М., 2001.

12. Митина -руководитель как личность и профессионал. М., 2002.

13. Морозов психология. – Издательство «Союз», 2000.

14. Матвеева свойств субъекта в младшем школьном возрасте. Л., 1999.

15. Мухина B. C. Возрастная психология. М., 1997.

16. Немов . – Кн. 2. М.,1995.

17. , Кирпичник к коллективу. М., 1997.

18. Овчарова книга школьного психолога. М.,1996.

19. Овчарова психология в начальной школе М., 1996.

20. Орлов и самовоспитание характера. М.,2000.

21. Поляков воспитания. М., 1997.

22. Парыгин -психологический климат: пути и методы изучения. Л., 1981. – 15с.

23. Практикум социального работника. – Р. на — Дону: «ФЕНИКС», 2001.

24. Прутченков мой, зеркальце, скажи: Методические разработки социально – психологических тренингов. М., 2002.

25. Прядеин как системное качество личности: Учеб. пособие / Урал. Гос. Пед. Ун-т Екатеринбург,2001г.-110с.

26. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах, или как стать собственным руководителем в коллективе. М., 1999.

27. Рогов педагога: теория и практика. – Ростов на/Дону: Издательство «ФЕНИКС», 1996.

28. Руководство практического психолога /Под редакцией . М.,1999.

29. Рюзанова управления. – М.:-школа», 2000.

30. Самоукина игры и упражнения и коррекционные программы.- М., 2001.

31. Спиркин и самосознание. — М.,1984г.

32. Тульчинский , воля, успех: О философии поступка. – Л.,1999г.- 29с.

33. Теория и практика /Под ред. и др. М., 1998.

34. Анти-карнеги, или Человек-манипулятор. М., 1994.

35. Щуркова технологии в воспитательном процессе.- М., 1997.

36. Юнг бессознательного. – М.,1994г.- 179с.