Деятельностная теория личности

Теории личностиВ современной психологии нет единой теории развития личности. Тайны внутреннего мира человека до конца не познаны. Каждая концепция вносит свою лепту в понимание его сути. Составить же о нем полное представление позволит изучение основных теорий личности.

Несмотря на их разнообразие, а иногда и противоречивость, можно выделить общие базовые черты в подходах к анализу человеческой психики:

  • учет биосоциальной природы homo;
  • разделение психического микрокосмоса на две сферы – бессознательного и сознательного;
  • взаимосвязь воли, познания и эмоций;
  • самость как квинтэссенция личностной структуры.

При разнице подходов, внимание всех исследователей нацелено на такие аспекты как структурные компоненты личности, их комбинация и развитие, мотивационная сфера, психические отклонения и норма, способы коррекции поведения.

Теория личности Фрейда

Отец психоанализа сфокусировался на неосознаваемых человеком психических конфликтах. По мнению австрийского исследователя, структура личности являет собой следующую пирамиду:

  • вершина – Супер-Я, или Супер-Эго, – узкая сфера осознавания человеческим разумом психических процессов, регулируемая нравственными идеалами и совестью;
  • промежуточное звено – Я, или Эго, – более широкая область предсознательного, контролируемая разумом в соответствии с социальными ограничителями и личностными представлениями;
  • основание – Оно, или Ид, – беспредельное царство бессознательного, импульсивно стремящегося к удовлетворению примитивных инстинктов.

Теория личности Фрейда объясняет мотивацию личности двумя инстинктами:

  1. Эросом , или влечением к жизни;
  2. Танасом , или влечением к смерти.

Развитие психики Фрейд связывал с сексуальной эволюцией индивида, сопровождающейся возникновением неразрешенных конфликтов. Зацикливание на этих противоречиях формирует характер.

34 стр., 16890 слов

Психоаналитические теории развития личности ребенка

... что Фрейд считал открытые им модели универсальными для всех. Это относилось к стадиям развития личности и ее структуре, к содержанию бессознательных влечений, к развитию комплексов. ... целью для Фрейда. Эта биологическая детерминация была одним из важнейших методологических принципов его теории, ее стержнем, объясняющим важность принудительной социализации ребенка, необходимость придания ...

в теории личности Фрейда – это сообщение Эго о приближающейся угрозе. В качестве неосознаваемых защитных механизмов срабатывают следующие: отрицание, вытеснение, замещение, перенаправление энергии, поиск рационального толкования, преобразование негатива в позитив, восприятие внутреннего как внешнего.

Аналитическая теория развития личности

Основатель этой концепции – швейцарец К. Юнг – в своих выводах был близок к психоанализу Фрейда. Принципиальное отличие заключается в определении пружины личностного развития. Если Фрейд видел ее в сексуальном влечении, то Юнг – в творческой энергии человека.

В теории Юнга личность – это симбиоз унаследованных и воплощенных архетипов. В зависимости от их комбинации формируется индивидуальность. Юнг ввел в психологию понятие личностной ориентации: интроверсии и экстраверсии.

Внимание деятельных и общительных экстравертов обращено на внешние раздражители. А стремящиеся к созерцательности и уединенности интроверты сосредоточены на своем внутреннем мире. Комбинация ориентационной установки и ведущих функций психики приводит к генерации определенного психотипа.

Гуманистическая теория личности человека

Пионеры этого учения – американцы А. Маслоу и К. Роджерс – исходили из того, что каждый человек – строитель собственной судьбы. Стержнем его развития является природное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.

Люди различаются лишь по степени интенсивности этой потребности. Структурными конструктами личности являются два «Я» – идеальное и реальное. Первому принадлежат ключевые позиции в развитии личности при условии ориентирования на него наставников. В противном случае возникает риск психопатологии.

Когнитивная теория личности человека

Родоначальник этого учения – американец Дж. Келли. Он пришел к выводу, что когнитивный опыт индивида, включающий ретроспективный и перспективный взгляд на его жизнь, – это тот багаж, в котором он по-настоящему нуждается. Развитие личности всецело определяют мыслительные операции – восприятие действительности и ее интерпретация.

Каждая личность — это комбинация когнитивных систем, позволяющих анализировать жизненный опыт и прогнозировать будущее. Иерархия этих систем подвержена изменениям, но именно она и составляет персонифицированное своеобразие личности.

Наученческая теория развития личности

Поведенческая линия человека, согласно этой концепции, зависит от его научения. Каждая личность – это комплекс приобретенных рефлексов и реальных навыков, плюс комбинация внутренних параметров: персональной важности, автоэффективности и доступности. Второй части факторов принадлежит первостепенная роль в личностном развитии.

Деятельностная концепция личности

В создание этой теории особый вклад внесли отечественные психологи С. Рубинштейн и А. Брушлинский. С их точки зрения, личностью можно назвать сознательного члена социума, реализующего полезные для общества функции.

3 стр., 1156 слов

Доклад по дипломной работе «Развитие теории символизации ...

... или «противо-количества» окружения. Символизация или развитие репрезентативной способности требует, чтобы количество возбуждения, ... или присвоения, т.е. процесс, посредством которого человек присваивает себе свой собственный пережитый опыт. ... Жюлия Кристева. Новые болезни души // Французская психоаналитическая школа / Под редакцией А. Жибо, А.В. Россохина. - ... исследования — теория символизации Р. ...

Личностное устройство можно представить как сложную взаимосвязь индивидуальных характеристик: задатков, характера, установок, способности к самоконтролю – и экзистециональных системных блоков: страхов, совести, решимости, заботы.

Диспозициональная теория личности

Ключевые факторы развития личности, по утверждению сторонников данного учения, – генетика и среда. Компоненты личностной структуры — сумма черт характера, свойств темперамента и социально детерминированных качеств. Своеобразие личности зависит от соотношения биологически обусловленных данных и совокупности приобретенных содержательных блоков.

Перечисленные основные теории личности, объясняя те или иные внутренние процессы и предсказывая поведенческие реакции индивида, вносят свой вклад как в академическую психологию, так и в классическую психиатрию.