Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.
учебная деятельность.
ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.
Вторая особенность этой
Учебная деятельность имеет
Важное место в общей
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно – логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я – концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления он уже вынужден отвечать за себя сам. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. В школе его достижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. В результате ребенок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь. Если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка, что обрекает его на неудачу. В школе стало также традицией делать успеваемость предметом конкурентной борьбы; при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется как основное средство учебной мотивации. Тем самым в системе образования заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей, а это ведет к тому, что большинство из них будут ощущать себя неспособными в учебе или вообще неудачниками. Поэтому нет ничего удивительного в том, что средняя самооценка школьников в интервале от второго до седьмого классов характеризуется устойчивым и неуклонным снижением.
Школа как социальный институт
... Школа как фактор социализации Несколько значений понятия «школа» Школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение и постижение себя и мира. Школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. Школа как искусственная социальная ... городских школ начального обучения.(воскресные школы, благочестивые школ и начальные учебные ...
Характерными в этом плане являются данные, полученные Ричером (1968), который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Оно убедительно показало, что для молодых людей, успеваемость которых в школе была невысокой, период, последовавший за уходом из школы, стал временем психологии
Не следует забывать, что в рамках школы постоянно
Представления о неспособности к чему – то могут служить примером самореализующего
Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы
... развитию средствами психологической службы ВУЗа. Задачи исследования: Изучить социально-психологические особенности студенческого возраста. Выявить специфику учебной мотивации студента. Исследовать особенности учебной мотивационной сферы студента. Разработать рекомендации по формированию ... -волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в форме размышлений о ...
— перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти);
мышлени
- развитие саморегуляции поведения, воли;
- усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
- овладение навыками домашнего труда;
— расширение сферы общения, появление
- развивающие, игры занимают второе место после учебы;
— формирование самооценки на основе
— формируются уверенность в себе, компетентность либо, в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируется
Новообразования:
- формирование словесно – логического
мышления на основе конкретных понятий;
умственный план действий:
- произвольность поведения, развивается умением управлять своим поведением, состоянием;
- рефлексия, развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли делает;
- развиваются способности целенаправленного восприятия, осмысленного произвольного запоминания.