Психологическая характеристика учебной деятельности

Суть и текстура педагогической работы, а также связанная с ними продуктивность — один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Традиционно научный анализ этих актуальных феноменов заменяется едиными рассуждениями о педагогическом искусстве. Да, творчество воспитателя неподражаемо, это настолько же высочайшее умение, как творчество композитора и живописца — а может и куда наиболее трудоемкое.

Под понятием «педагог» часто имеют в виду и профессию, и общественную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В настоящей жизни грань между профессиональной и непрофессиональной работой провести не так просто. Владея трудоемким внутренним приспособлением, специальность включает большое количество разнородных предметно-инструментальных и образцовых компонентов. В представлении людей им предоставляется возможность присутствовать разрозненно, повторяющий вид приватных образов, к примеру, возлюбленный преподаватель. Профессия педагога – специфический вид трудовой деятельности в системе отношений “человек – человек”, который направлен на развитие обучающегося средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

Особенность труда педагога состоит, прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, его внутренний мир. Специфика труда учителя выражается в постоянном общении с детьми, имеющими миропонимание, отличающееся от взрослого. Педагогический труд – это постоянное взаимодействие между человеком, овладевшим культурно-историческим опытом (учитель), и человеком, овладевающим им (ученик).

В педагогической деятельности специфичен предмет труда – человек с неповторимостью его индивидуальных качеств. Наконец, в педагогической деятельности специфичны и средства труда, которыми учитель воздействует на ученика. Инструментом воздействия на ученика является личность учителя – его знания, чувства, воля, умения. Еще одной важной особенностью педагогической деятельности является результат труда – человек, овладевший общественной культурой. Кроме предмета, объекта, средств и результата труда педагогическая профессия имеет свои отличительные признаки:

— По форме: деятельность педагога – это коммуникативная деятельность, включающая непосредственное и опосредованное общение;

3 стр., 1032 слов

Особенности проектной деятельности педагогической направленности

... свой педагогический опыт, ощущают чувство принадлежности и удовлетворения от успехов и достижений своего ребенка. Организуя проектную деятельность в дошкольной образовательной организации, педагог должен ... относить его к педагогическим технологиям, с помощью которых формируются адаптивные возможности человека к изменениям, происходящие в обществе. Особенностью проектной деятельности в системе ...

— По содержанию: профессиональная деятельность педагога представляет собой преобразовательную деятельность, направленную на изменение учебного плана, методов обучения, методики преподавания, уровня знаний учащихся, их тезауруса, а также многих сторон личности самого педагога;

— По структуре: педагогическая деятельность является ценностно-ориентационной деятельностью, направленной на формирование системы ценностей педагога и переноса ее на учащихся.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.

Целью моей курсовой работы стало исследование психологической характеристики педагогической деятельности.

Объект исследования — индивид (ребенок, подросток, юноша), группа, коллектив.

Предметом выступает организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В соответствии с поставленной целью и определенными объектом и предметом исследования в моей работе я поставили

— Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемому вопросу и

-Проанализировать психологическую сущность и специфику педагогической деятельности.

-Дать психологическую характеристику профессии-педагог.

Для решения поставленных задач был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально – психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по педагогической деятельности.

1 .Понятие и сущность педагогической деятельности

Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное педагогическое воздействие, которое ориентировано на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.

Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя как обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика, которое направлено на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, которое одновременно выступает как основа его саморазвития и самосовершенствования.

Климовым Е.А. была разработана схема характеристик профессий, согласно которой объектом педагогической профессии выступает человек, а предметом — деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек — человек).

В состав мастерски обусловленных качеств и данных учителя входят общая направленность его личности (общественная зрелость и гражданская обязанность, профессиональные эталоны, гуманизм, высокоразвитые, для начала познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной специальности), а также некие свойства:

12 стр., 5808 слов

Педагогическая деятельность и умения

... являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во ... всестороннего совершенствования личности гражданина. Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и ...

организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

профессиональная работоспособность;

физическое и психическое здоровье.

В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.

Содержание и характер педагогической деятельности определяется ее мотивом, предметом, целью, средствами и результатом.

Целью педагогической деятельности является создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предмет педагогической деятельности – организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внутренние, так и внешние мотивы. К внешним относят мотивы профессионального и личностного роста, к внутренним — доминирование, просоциальную, гуманистическую направленность.

Средствами педагогической деятельности являются: практические и теоретические знания, на основе которых осуществляется воспитание и обучение детей; методическая и учебная литература; наглядности.

Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются демонстрация, объяснение, игра, наблюдение, совместный труд.

Б. Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:

— знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;

— научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;

— педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

4 стр., 1978 слов

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения

... сил ребенка, педагоги- гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Но гуманистическая педагогика, как и все культурное достижение гуманизма эпохи Возрождения, не ... лет) и рыцарского воспитания (аристократического). В рыцарском воспитании были заложены идеи послушания, жертвенности, личной свободы. В феодальной среде существовало презрительное отношение к ...

— высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.

2. Основные виды педагогической деятельности

Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека).

В педагогической науке выделяют два вида взаимодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

1. Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — воспитанник (ученик).

Педагога как субъекта педагогической деятельности характеризуют активность, целеполагание, педагогическое самосознание, адекватность уровня притязаний, самооценки и т. д. В данной ситуации ребенок выступает как исполнитель задач и требований, которые поставил перед ним педагог. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: ответственность, исполнительность, дисциплинированность; ребенок набирается опыта, приобретает знания, овладевает системой и упорядоченностью действий. Впрочем до того времени, пока же ребенок считается объектом педагогического процесса, т. е. побуждение к работе будут многократно исходить от воспитателя, познавательное становление ребенка будет не действенным. Обстановка, когда не потребуется проявление инициативы, лимитирование самостоятельности сформировывает больше отрицательные стороны личности. Педагог «видит» учеников очень односторонне, как правило исходя из убеждений соотношения,несоответствия общепризнанным меркам поведения и правилам организуемой работы.

2. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения, активизируются знания, отбираются нужные способы, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно-ориентированное. Личностно-ориентированный педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя. Педагогическая деятельность при такого рода взаимодействии носит диалогический характер.

12 стр., 5759 слов

Управление педагогическими конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

... конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов, прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (педагоги - дети, педагог - педагог, педагог ...

А.К. Маркова дифференцируют демократический, авторитарный и либеральный стили педагогической деятельности и описывает их следующим образом.

При демократическом стиле педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

При авторитарном стиле ребенок рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнения ребенка, не обосновывает свои действия перед ним. Главными методами воздействия такого стиля являются приказ, поучение

При либеральный стиле педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу детям, коллегам. Организацию и контроль деятельности детей осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

1. Мотивация;

2. Педагогические цели и задачи;

3. Предмет педагогической деятельности;

4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач;

5. Продукт и результат педагогической деятельности.

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой.

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

— научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

— «носители» знаний — тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

— вспомогательные средства — технические, компьютерные, графические и др.

Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:

— объяснение;

— показ (иллюстрация);

— совместная работа;

— непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

— тренинги и др.

Продукт педагогической работы — формируемый у воспитанника личный навык во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных основополагающих. Продукт данной работы оценивается на экзамене, зачетах, по аспектам решения задач, исполнения учебно-контрольных поступков. Эффектом педагогической работы как исполнения ее главный цели считаются становление обучающегося:

3 стр., 1282 слов

Этапы проектной деятельности. Роль учителя в организации проектной ...

... которым он занят со стороны учителя. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной ... же роль проживает учитель в ходе руководства над проектом? На разных этапах выполнения заданий проекта, роль учителя различна. Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и ...

— его личностное совершенствование;

— интеллектуальное совершенствование;

— становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций — целеполагающие и организационно-структурные.

1. В целеполагающую группу входят

— развивающая;

— ориентационная;

— информационная.

— мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

Эта группа функций соотносится с академическими, дидактическими, коммуникативными, авторитарными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

— организаторская;

— конструктивная;

— коммуникативная;

— гностическая.

Конструктивная функция выполняет:

— организацию и отбор содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

— проектирование деятельности учащихся, где информация должна быть усвоена;

— проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны стать в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализует:

— информацию в процессе сообщения ее учащимися;

— различные виды деятельности учащихся;

— собственную деятельность и поведение в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

— установление правильного взаимопонимания с учащимися;

— нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

6 стр., 2821 слов

Анализ статьи «Методы организации учебно-творческой деятельности ...

... через включение студентов в разнообразные формы и виды профессиональной проектной деятельности дизайнера, в рамках самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. В процессе обучения должны создаваться условия, побуждающие студента к самостоятельному творческому поиску. Предметная ...

— содержания и способов воздействия на других людей;

— возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

— особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. [3,с.98] .

Сфера профессионального труда учителя — это арена преодоления многих противоречий. Данное противоречия между последующими факторами:

  • динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью учителя к их претворению в жизнь;
  • динамикой образовательной политики и рвением учителя занимать чёткую и поочередную позицию;
  • личностной потребностью учителя в творческой самореализации и вероятностью её совершения;
  • растущим объёмом актуальной информации и обыденными приемами её переработки, сохранения и передачи;
  • потребностью общества в образовательных предложениях и уменьшением запасов рабочего времени учителя;
  • уменьшением их численности и невысоким материальным уровнем учительских кадров;